Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 2. Психологическая готовность к школе и ее диагностика



2016-09-16 477 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Психологическая готовность к школе и ее диагностика 0.00 из 5.00 0 оценок




1) Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

2) Аспекты психологической готовности:

- личностная (мотивационная) готовность;

- интеллектуальная;

а) личностная готовность к школьному обучению:

- стремление к новой школьной жизни, серьезным занятиям, ответственным поручениям;

- стремление к новому социальному положению, важно отношение к учителю, к другим детям;

- для 6-летних детей с высоким уровнем психического развития наиболее характерно кооперативно-соревновательное общение со сверстниками;

- личностная готовность к школе включает отношение к себе;

- о личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях;

- определяя личностную готовность ребенка к школе, помимо особенностей развития мотивационной сферы необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности;

б) интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы;

в) форма общения – внеситуативно-личностное общение;

г) дополнительная потребность, удовлетворяемая в общении – потребность во взаимопонимании и сопереживании.

3) Наиболее распространенные диагностические методики:

- исследование памяти, мышления (обобщение, абстрагирование, последовательность умозаключений, анализа и синтеза)

.

Вопрос 3. Варианты развития.

1) Недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности.

2) По данным исследования Н. И. Гуткина, среди записавшихся в школу 6 летних детей меньше половины ( около 40% ) имеют внутреннюю позицию школьника, у остальных она отсутствует.

3) Включаются в работу при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину, что разрушает их собственную учебную работу.

4) Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания.

5) Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой пробелы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

6) Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно приводит к неуспешности учебных действий, невозможности понять и выполнить все требования учителя и, следовательно, к низким оценкам.

7) Своеобразным вариантом является вербализм ( вербальный значит словесный). Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет успешно учиться в школе.

8) Отставание в развитии одного компонента влечет за собой отставание или искажение в развитии других.

9)В силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учениях.

10)

Три варианта развития 6-7 летних детей, описанных А Л Венгнром:

1) Тревожность.

- бывает ситуативной, но может и стать личностной ( высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей). Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат, когда родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования, а так же при жестко регламентированном обучении 6-летних детей. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижается успеваемость, закрепляется неуспех. Неблагопрятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебньой деятельности.

2) Демонстративность– особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством , ведет себя нарочито, манерно. Основная проблема – недостаток похвалы. Нарушаются правила поведения, может проявиться агрессивность. Негативизм на

требования учителя. Это качество у детей , которые чувствуют себя заброшенными, « недолюбленными».

3)Уход от реальности - он наблюдается у детей, у которых сочетается демонстративность с тревожностью. Эти дети имеют сильную потребность во внимании к себе, но не могут реализовать ее благодаря своей тревожности. Это приводит к пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. На уроке такие дети витают в облаках.

Вопрос 4. Нормальная линия развития.

Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач, нацеленность фантазии и игры на лучшие перспективы, активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу.

Выводы:

Шестилетние дети на уровне своего развития – дошкольники.

Они не могут полноценно развиваться в условиях жесткой, формализованной системы школьного обучения. Включение детей этого возраста в учебную деятельность требует особых условий – « дошкольного» режима, игровых методов обучения. Вопрос о поступлении в первый класс ребенка 6 лет должен решаться индивидуально, исходя из его психологической готовности к школе.

Психологическая готовность к школе – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставания развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.



2016-09-16 477 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Психологическая готовность к школе и ее диагностика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 2. Психологическая готовность к школе и ее диагностика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (477)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)