Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 4. Мотивация и самооценка



2016-09-16 565 Обсуждений (0)
Вопрос 4. Мотивация и самооценка 0.00 из 5.00 0 оценок




1) Мотивационная сфера является ядром личности. Виды мотиваций;

- социальный мотив учения - к нему относится статус хорошего школьника;

- широкий социальный мотив учения – относится долг, ответственность, необходимость получить образование;

- мотивация неуспевающих школьников специфична – круг их социальных

 

мотивов учения сужен, что обедняет мотивацию в целом;

- познавательные мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования;

- мотивация достижения успеха – в начальных классах становится доминирующей, ярко выражена у детей с высокой успеваемостью, наряду с познавательными интересами – наиболее ценный мотив;

- престижная мотивация – характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями, если она сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе наряду с завышенным уровнем притязаний приводит к аффективным реакциям в ситуации неуспеха;

- мотивация избегания неудачи – сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность;

- компенсаторная мотивация - преобладает у неуспевающих детей. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие, утвердиться в другой области ( спорт, музыка );

 

-

Широкие социальные мотивы учения соответствуют тем ценностным ориентациям, которые дети берут у взрослых, главным образом в семье. Они еще не ориентируются на существенные стороны обучения.

Все дети приходят в школу с желанием хорошо учиться, но в процессе обучения у них формируются различные учебные мотивы, у каждого складывается своя особая мотивационная система. Часто отрицательное отношение к учению определяют отношения с учителями.

2) Самооценка.

От оценки зависит развитие учебной мотивации. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками, троечниками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.

Динамика самооценки:

- первоначально, дети не соглашаются с позицией отстающих, которая закрепляется за ними в 1-2-х классах, стремятся сохранить высокую самооценку. Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, приобрести более высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей, считающих себя еще более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в три раза от 1-го к 4-го классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается.

У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности.

Центральным новообразованием данного возраста является формирование чувства компетентности. Учебная деятельность – основа для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.

Становление самооценки младшего школьника зависит от стиля семейного воспитания:

- дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность;

- в семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью;

- дети с пониженной самооценкой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу.

Уровень притязаний:

- родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях;

- дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и вместе с мамой и бабушкой переживают четверку как трагедию. Их представления о будущем столь же оптимистичны: их ожидает эффектная внешность, незаурядная профессия, материальное благополучие и популярность;

- дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Планы их будущей жизни просты и туманны;

Школа и семья – внешние факторы развития самосознания. Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия, и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки достижений и личных качеств. Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной. У детей с завышенной и заниженной самооценкой изменить ее уровень крайне сложно.

 



2016-09-16 565 Обсуждений (0)
Вопрос 4. Мотивация и самооценка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 4. Мотивация и самооценка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (565)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.03 сек.)