Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 1. Кризис 7 лет



2016-09-16 1975 Обсуждений (0)
Вопрос 1. Кризис 7 лет 0.00 из 5.00 0 оценок




Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх.

Кризис– это перелом, который может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. ОН не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен. Ребенок открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника. Кризис 7 лет – это период рождения социального « Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний, сейчас осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. В период кризиса 7 лет проявляется обобщение переживаний, благодаря которому появляется логика чувств. Становится возможной борьба переживаний. Усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Это приводит к изменению структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, скрывает свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения, склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам.

Схема структуры поведения ребенка:

1) Ранний возраст: - мотив ( аффективное восприятие предмета) – действие – оценка результата действия взрослым – эмоциональная реакция на оценку.

2) Дошкольный возраст: - мотив ( непосредственное желание) – эмоциональный образ – действие – результат действий и его внешняя оценка ( эмоциональное предвосхищение).

3) Младший школьный возраст: - мотив – смысловая ориентировка – действия – непосредственный результат и отдаленные последствия ( рациональная и эмоциональная оценка).

Вопрос 2. Учебная деятельность.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Она имеет определенную структуру:

1й компонент- мотивация. Учебная деятельность – полимотивирована – она побуждается и направляется разными учебными мотивами. Если формируются адекватные учебным задачам мотивы, его учебная работа становится осмысленной и эффективной ( учебно-познавательные мотивы). Их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.

2й компонент - учебная задача, т. е. система заданий, при выполнении которой ребенок осваивает наиболее общие способы действий.

3й компонентучебные операции. В состав способа действий входят учебные операции. Операции и учебная задача читаются основным звеном структуры учебной деятельности.

4й компонентконтроль. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю – важная и сложная педагогическая задача. Научить ребенка контролировать сам процесс своей работы – значит способствовать формированию такой психической функции, как внимание.

5й компонентоценка. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать. Нужна оценка своих действий. Для развития саморегуляции детей важна не отметка как таковая, а содержательная оценка – объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа.

Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления, но основы закладываются в первые годы обучения.

 

Вопрос 3. Развитие психических функций.

Мышление.

Восприятие.

Память.

Внимание.

 

1) Мышление – доминирующая функция в младшем школьном возрасте. Интенсивно развиваются и перестраиваются сами мыслительные процессы. У ребенка появляются логически верные рассуждения: он использует операции ( конкретные) Словесно – логическое мышление получает преимущественное развитие. В школах с гуманитарно-эстетическим уклоном на уроках развивают наглядно-образное мышление.

Индивидуальные различия мышления:

- « теоретики» или «мыслители», которые легко решают учебные задачи в словесном плане;

- «практики», которым нужна опора на наглядность и практические действия;

- « художники», с ярким образным мышлением.

 

Овладевая логикой науки, ребенок устанавливает соотношения между понятиями, осознает содержание обобщенных понятий. Научное понятие в процессе усвоения проходит путь от обобщения к конкретным объектам. Благодаря развитию мышления у детей формируются соответствующие интеллектуальные структуры.

Восприятие.

К концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие ( целостное описание картины дополняется логическим объяснением изображенных на ней явлений и событий - стадия интерпретации). В младшем школьном возрасте интеллектуальные операции позволяют ему судить о вещах без жесткой зависимости от наглядной ситуации.

3) Память – развивается в 2х направлениях: произвольности и осмысленности. Дети способны целенаправленно, произвольно запоминать материал. Обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг рациональных способов запоминания. Мышление и смысловая память неразрывно связаны. Основная задача в младших классах – научиться использовать определенные мнемонические приемы ( деление текста на смысловые части: придумывание к ним заголовков, составление плана ), рациональные приемы заучивания наизусть. В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в старую систему знаний, имеющуюся у ребенка. Такой осмысленный материал легко «извлекается» из системы связей и значений и воспроизводится.

4) Внимание: произвольное и непроизвольное.

Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Младшие школьники более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другой.

В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Под постоянным контролем учителя он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика. Из-за отсутствия нужной направленности внимание может быть рассеянным.

В целом можно выделить две основных линии развития психических функций – интеллектуализацию и произвольность.



2016-09-16 1975 Обсуждений (0)
Вопрос 1. Кризис 7 лет 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 1. Кризис 7 лет

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1975)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.028 сек.)