Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 5. Нормальная линия развития. Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми



2016-09-16 384 Обсуждений (0)
Вопрос 5. Нормальная линия развития. Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми 0.00 из 5.00 0 оценок




Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная, разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, родительская гордость за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.

Вопрос 6. Патология развития.

Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему трудности в восприятии новых прогрессивных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности могут стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.

У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

Обусловленная любовь способствует развитию у детей неуверенности, тревожности, даже чувства неполноценности, снижает уровень самооценки. Дети чувствуют как неистинность обусловленной любви, так и непринятие со стороны родителей, а это сказывается на отношениях между родителями и детьми.

Стили воспитания:

- есть стили воспитания нежелательные или вредные. Отрицательно влияющие на личностное развитие детей. Это, прежде всего, такие крайности, как жестокое обращение с ребенком, авторитарность при отсутствии любви; воспитание по типу «кумира семьи». Если ребенок сензитивный или психастеничный и ему свойственна ранимость, склонность глубоко переживать любую оценку, если у него снижается самооценка и повышается тревожность, обращаться с ним нужно особенно осторожно бережно. Это тот случай, когда «захвалить» невозможно и хвалить и поощрять следует как можно больше, а выражать недовольство и наказывать – как можно меньше.

Возбудимый (эпилептоидный) подросток, проявляющий агрессивность и мстительность, стремящийся к доминированию в отношениях, уважает только силу. Ему необходим авторитарный стиль воспитания или элементы жесткого давления и контроля при демократическом стиле воспитания, иначе уже с 13-14 лет он начинает диктовать «мягким» родителям свои условия, определяя уклад жизни семьи.

Эмансипация, психологическое «отдаление» от родителей начинается с подросткового возраста. Эмансипация протекает тяжело, бурно, если у ребенка выраженный гипертимный, эпилептодный, истероидный или неустойчивый тип характера. Возможны скандалы, шантаж, уходы из дома.

Зрелые по паспортному возрасту люди с выраженными чертами инфантильности наиболее полно и интересно описаны К. Юнгом «Очень часто встречающиеся невротические расстройства зрелого возраста имеют нечто общее: они пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелого возраста». Невротиком скорее является тот, кому никогда не удавалось осуществить в настоящем то, чего бы ему хотелось, и поэтому не может радоваться прошлому. Он не в состоянии избавиться от фазы молодости. Наверное, он не может найти себя в мрачных мыслях старения и поэтому напряженно смотрит назад, поскольку смотреть вперед для него невыносимо». В таких случаях отставание психологического возраста приводит к реализации инфантильных установок личности, а ориентация на давно сложившиеся стереотипы, искусственное продлевание стиля жизни, приобретает функции защитного механизма.

Застой. Эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Исключительная забота о самом себе, всепрощение себя.

 

 

Тема 12.

Поздняя зрелость ( после 60-70 лет)

План:

1.Условия развития. Старение и психологический возраст.

Основные линии онтогенеза.

3. Конец жизни.

Нормальная линия развития.

Патология развития.

 

Обычно последний период жизни называют старостью. По Э. Эриксону – поздняя зрелость.

Различная трактовка последнего периода жизни отражает присущее ему резкое расхождение разных линий онтогенеза, резкие различия его содержания в зависимости от индивидуально-личностных особенностей человека.

А. В. Толстых приводит два афоризма, выражающих противоположные точки зрения на данный возраст. Один из них принадлежит родоначальнику протестантизма Мартину Лютеру: «Старость – это живая могила». Другой – известному французскому писателю Андре Моруа: «Старость – это дурная привычка, для которой у активных людей нет времени». И то и другое суждения указывает на зависимость содержания последнего возрастного этапа от формы жизни человека, от его мотивации.

 

Вопрос 1. Условия развития. Старение и психологический возраст.

 

Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, обычно считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Это событие часто порождает кризисный период – кризис ухода на пенсию.

1) Кризис ухода на пенсию:

- негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни;

- сочетание острых ощущений противоречий между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью;

- снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводит к ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к смерти;

- вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки;

- часто связано ухудшение материального положения, более уединенный образ жизни;

- кризис может осложниться смертью одного из супругов;

- появление чувства старости.

2.Основные линии развития по Э. Эриксону:

 

а) при прогрессивной линии развития - видит свое продолжение в детях и внуках, в том, что он смог сделать как профессионал, человек не страшится неотвратимости смерти. Только теперь на последнем этапе жизни, он обретает, согласно Эриксону, настоящую зрелость и «мудрость прожитых лет». Мудрость – это осознание безусловного значения жизни перед лицом самой смерти;

б) если человек воспринимает свою прошлую жизнь как цепь «нереализованных возможностей и ошибок», то на ее заключительном этапе появляется скрытый страх смерти, сопровождающийся сожалением, что нельзя прожить жизнь заново, либо к отрицанию собственных недостатков путем проецирования их на внешний мир».

3.Увеличение психологического возраста в поздней зрелости отнюдь не является ее обязательным атрибутом. Этот возраст, как последний этап на жизненном пути, как время утраты по меньшей мере физических возможностей, является субъективно непривлекательным. Никакие медико-биологические средства не помогут человеку жить долго, если у него нет психологического будущего. Если есть значимый мотиви вновь возрождается к жизни. Как писал еще в самом начале нашей эры Л. Сенека, нужно стараться, «чтобы жизнь наша, подобно драгоценности, брала не величиной, а весом. Будем мерить ее делами, а не сроком.»



2016-09-16 384 Обсуждений (0)
Вопрос 5. Нормальная линия развития. Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 5. Нормальная линия развития. Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (384)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)