Вопрос 3. Зрелость и психологический возраст
Развитие человека в зрелости тесно связано с динамикой его психологического возраста . 1.Выделяют 3 взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста: - хронологический (паспортный); -физический; -психологический. А) Физический возраст человека нередко сильно отличается от паспортного. Например, в 40 лет можно выглядеть и, главное, иметь состояние всех систем организма как у молодого человека, а можно обнаружить все признаки старения, увядания. Б) Психологический возраст характеризует то, каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст, хотя тоже далеко не всегда с ним совпадает. Психологический возраст – это возрастная идентификация, которая может быть разной степени осознанности, это аспект самосознания, связанный с представлениями о времени. Он непосредственно зависит от сложившейся у человека временной перспективы, вне ее он не существует. В зрелости психологический возраст в гораздо большей степени зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики его жизненных целей и их реализации. 2.В зрелости выделяют 3 варианта соотношения психологического возраста с хронологическим: - адекватность; - отставание; - опережение; а) отставание – тип «вечного юноши», который не может и не хочет взрослеть. Например, сильное и длительное отставание психологического возраста может иметь место в симбиотических отношениях между матерью и единственным ребенком. Став взрослым, он остается пассивным, беспомощным и требующим постоянной заботы от близкого человека – матери или жены (мужа), если рискнет завести свою семью; б) опережение – означает преждевременное старение, чаще всего это связано с конечностью поставленных и реализованных жизненных целей, что отбирает дальние перспективы. Нередко может быть связано с несчастьем. в) психологическая молодость – любовь, творческие достижения, у некоторых людей – успехи близкого человека или даже подъем по карьерной лестнице могут привести к движению в обратном направлении – в сторону психологической молодости. Чувство молодости может быть связано с реальной продуктивной работой в настоящем и значительными планами на будущее.
Вопрос 4. Основные линии онтогенеза. 1.При гедонической направленностичеловек фактически не достигает зрелости, он вступает в этот возраст только хронологически. Его личностное развитие не осуществляется, главные стороны жизни остаются не представленными. Он не исполняет своего человеческого предназначения. 2.При эгоистической направленности личности– и профессия, и семейные отношения определяются каким-либо эгоистическим мотивом. Человек, как правило, осуществляет не собственно профессиональную деятельность, а профессиональные действия, опосредствующие достижение доминирующего эгоистического мотива. Здесь можно говорить о профессиональной продуктивности. Эгоистические мотивы, включая и престижную мотивацию, не дают возможности проявиться творческому потенциалу. Сам доминирующий эгоистический мотив определяется по оптимальному соотношению параметров значимость – достижимость. 3. При духовно-нравственной и сущностной направленности личности: при сущностной направленности человек стремится к сущности всех сторон жизни. Даже отдельные важные нереализованные стороны жизни не влияют на характер отношения к жизни в целом. В сущностных отношениях все психические процессы функционируют в особом режиме, на максимально возможном для данного человека уровне. Непреходящесть сущностной мотивации, беспредельность связанно с ней процесса творчества определяют возможность постоянного роста профессиональной продуктивности. при духовно-нравственной направленности – несущностный характер либо нереализованность некоторых сторон жизни приводит здесь к значимости сложности внутреннего мира. Отношения к жизни характеризуются противоречивостью, в нем нет целостности. Наиболее важными, главными сторонами жизни обычно выступают при этом профессиональная деятельность и (или) семейные отношения. При духовно-нравственной и сущностной направленности личности – в профессиональной продуктивности иногда может наступить временный или постоянный спад, но это связано с какими-либо внешними неблагоприятными обстоятельствами (болезнь, психическая травма). Но широкий круг сущностных связей с миром обычно позволяет человеку преодолеть эти обстоятельства, найти новые возможности для продуктивной профессиональной деятельности, продолжать жить насыщенной духовными интересами жизнью. Сочетание эгоистической и духовно-нравственной направленности личности (промежуточные) – с двойным доминированием соответствующих мотивов. 4) Семейные отношения при рассматриваемых видах направленности личности складываются в зависимости от того, создалась ли семья на основе любви ( взаимного сущностного чувства) либо преходящей влюбленности. Если же любовь оказалась ложной, не перешла в любовь, гармония в отношениях супругов не достигается. Семейные отношения постепенно становятся для обоих либо для одного из них источником глубоких разочарований и тяжелых переживаний, а зачастую трудно переносимым бременем.
Выводы: Зрелость – самый длительный и самый значимый период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. В этом смысле зрелость – цель развития, но эта цель не обязательно предполагает его конец. Это достижение расцвета, за которым может следовать не увядание, а дальнейшее развитие. Зрелость окончательно выявляет характер различных линий онтогенеза, доводит их до логического конца. Для одних людей она является лишь чисто хронологическим понятием, ничего не прибавляя к раннее сложившемуся стереотипному существованию. Другие в зрелости исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути. Центральным возрастным новообразованием зрелости является продуктивность – как в профессиональном плане, так и в плане воспитания следующего поколения.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (431)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |