Аускультация сердца: тоны сердца
Аускультация сердца позволяет выявить основные симптомы и синдромы сердечно-сосудистой патологии на основании изменения их гражданской (по сравнению с нормой), расщепления I и II или появления дополнительных тонов. Несмотря на появление за последние годы современных методов исследования сердечно-сосудистой системы, аускультация сердца остаётся основным методом; всем врачам рекомендуются всегда начинать обследование именно с физикальных методов исследования, в т.ч. аускультации сердца.
2. Учебная цель: -освоить методику аускультации сердца, выявление синдромов и симптомов сердечно-сосудистой патологии с учётом обнаруженных изменений тонов сердца.
В результате освоения темы занятиястудент должен уметь: - выслушивать больного и различать I и II тоны сердца; - выявлять изменение громкости основных тонов сердца; наличие расщепления и раздвоения тонов, дополнительные тоны сердца (III, IY тоны); - определять синдромы, характеризуемые для заболеваний сердечно-сосудистой системы, (органические поражения клапанов, изменения сократительной способности миокарда предсердий и желудочков, увеличение отделов сердца и др.)
Для формирования умениястудент должен знать: 1. анатомо-физиологические особенности сердечно сосудистой системы, проекцию клапанного аппарата на переднюю грудную клетку; 2. фазы сердечной деятельности; 3. точки и порядок выслушивания сердца; 4. механизм возникновения тонов сердца; 5. основные причины (механизмы) изменения тонов сердца; появления дополнительных тонов; 6. знать основные заболевания и синдромы, выявляемые при аускультации сердца.
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки:
1.Объяснить цикл сердечной деятельности. 2.Какие компоненты участвуют в образовании 1-го тона? 3.Каков механизм образования 2-го тона? 4.Назовите и покажите места выслушивания клапанов сердца. 5.Каков принцип проведения звуков в сердце? 6.Каков порядок аускультации сердца? 7.Назовите отличие 1 тона от 2-го. 8.Назовите факторы влияющие на силу 1-го тона. 9.Назовите факторы влияющие на силу 2-го тона. 10.Каковы причины ослабления обоих тонов сердца (вне – и -внутрисердечные)? 11.Каковы причины усиления обоих тонов (вне – и – внутрисердечные)? 12.С чем может быть связано усиление 1-го тона на верхушке сердца? Объясните механизм. 13. С чем может быть связано ослабление 1-го тона на верхушке сердца? Объясните механизм. 14.Назовите причины усиления 2-го тона на аорте и легочной артерии. Что такое акцент 2-го тона? 15. Назовите причины ослабления 2-го тона на аорте и легочной артерии, объясните механизм. 16.Что такое раздвоение и расщепление тонов сердца? 17.Чем может быть вызвано физиологическое раздвоение 2-го тона? 18.Каковы причины раздвоения 2-го тона в патологических условиях? 19.Какие причины могут привести к раздвоению 1-го тона? 20.Что такое «ритм перепела»? Механизм его возникновения. При какой патологии он бывает? 21.Что такое «ритм галопа»? Механизм возникновения?
4. Вид занятия: практическое занятие Продолжительность аудиторной СРС: 80 минут 6.Оснащение: схема истории болезни, словарь латинской терминологии, таблицы, план-конспекты лекций, видеокассета с записью демонстрации клинических методов обследования органов сердечно-сосудистой системы, мультимедийные презентации по теме занятия, пациенты с сердечно-сосудистой патологией, СD с записью звуков сердечной деятельности в норме и при различных патологических состояниях, приложения 1, 2 (набор тестов, задач). База данных тестового контроля по пропедевтике внутренних болезней (в учебной лаборатории – на электронном носителе, можно записать на дискету и использовать при подготовке к экзаменам, или в библиотеке университета – «Сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних болезней», Уфа, 2012 г.).
Содержание занятия. 7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений. Задания для самоконтроля: Тесты (см. приложение 1): Задание (тест) 1. Задание (тест) 2. Задание (тест) 3. Типовые задачи (см. приложение 2).
7.3.Самостоятельная работа студентовпод руководством преподавателя. Задание №1 - под контролем преподавателя провести аускультацию сердца больных без патологии сердечно-сосудистой системы, научиться отличать 1 тон от 2-го в каждой точке выслушивания, многократно сопоставляя паузы между тонами (короткая – между 1 и 2, длинная – между 2 и следующим 1); соотношения тонов на верхушке и основании сердца (на верхушке 1 тон громче 2-го, на основании 2 – громче 1); сопоставление с верхушечным толчком (1 тон совпадает с верхушечным толчком). В ходе исследования установить частоту и ритм сердечных сокращений. Задание №2- провести аускультацию сердца у больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы под контролем преподавателя с целью выявления изменения тонов сердца (усиление и ослабление обоих тонов, усиление и ослабление 1 и 2-го тона, раздвоение и расщепление тонов). Оценку проводить в каждой точке аускультации сердца здорового человека. Задание №3 - записать полученные данные. Форма записи: «…При аускультации сердца тоны ритмичные, не изменены.»; «…Тоны сердца ритмичные, приглушены над всей поверхностью, соотношение тонов на верхушке и основании сердца не изменено.»; «…При аускультации сердца тоны ритмичные, отмечается усиление 1 тона на верхушке, акцент 2-го тона над легочной артерией.»; «…Тоны сердца ритмичные, 1 тон на верхушке ослаблен, выявляется акцент 2-го тона на аорте.
7.4 – Контроль освоения темы занятия: Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты (приложение №1), ситуационные задачи (приложение №2). Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов. Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: 1). Отечественные терапевтические школы: В.П.Образцова – Н.Д.Стражеско; В.Х.Василенко; Е.м.Тареева; А.М.Мясникова. 2). Самостоятельная работа с больными. Оценка результатов аускультации тонов сердца у больных с различными вариантами сердечно-сосудистой патологии - Запись полученных данных в историю болезни. - Решение ситуационных задач.
Литература. Основная:
Дополнительная:
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (502)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |