Нарушений избирательных прав
Граждан В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должност- ных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть об- жалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления являет- ся окончательным. Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, мо- гут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соот- ветственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обя- зательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, пос- тупившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жало- бах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая изби- рательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по су- ществу жалобы.
Темы для рефератов и обсуждения v
1. Активное и пассивное избирательное право граждан. 2. Почему в некоторых субъектах РФ принимают законодательные акты о выборах, противоречащие федеральным законам? 3. Система российского законодательства о выборах в органы власти.
Избирательный процесс Существует известное в ы р а ж е н и е: «Демократия — это процедура». Роль процедуры (лат. procedere — продви- гаться), официально установленного порядка действий при обсуждении, ведении какого-либо дела, становится понятной, если п р и н я т ь во внимание значительный объем свобод, составляющих сущность демократическо- го р е ж и м а, отличающих его от авторитарного и тотали- тарного. В обществе, к а к у ж е говорилось, всегда есть силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и экономические свободы в своих корыст- ных ц е л я х. Вот почему в условиях демократии большую роль играют хорошо разработанное законодательство, его ч е т к а я р е а л и з а ц и я, безусловное следование установ- ленным правилам тех и л и иных действий, имеющих об- щественное и государственное значение, т. е. процедуре. Мало демократию объявить, бесполезно к л я с т ь с я ей в верности. Н у ж н о следовать ее сущностным п р и н ц и п а м, требованиям, выполнять все условия их р е а л и з а ц и и. Именно тогда она станет действенной и эффективной, даст возможность на деле оценить ее преимущества. Мировая п р а к т и к а демократического голосования знает две основные избирательные системы: мажо- ритарную (голосование по одномандатным округам) и пропорциональную (голосование по партийным спис- кам). Пропорциональная избирательная система предпо- лагает голосование по п а р т и й н ы м спискам. Люди при- ходятна избирательные участки, и им предлагают несколько составленных в соответствии с партийной
принадлежностью кандидатов списков. Например, изби- ратели получают бюллетени, в которые включены: · список кандидатов республиканской партии; · список кандидатов коммунистической партии; · список кандидатов либеральной партии; · список кандидатов партии к р у п н ы х хозяйствен- ников; · список кандидатов партии «зеленых». Избиратель отмечает список той партии, в пользу которой отдает свой голос (иногда ему предоставляется право отметить в списке партии наиболее достойного, на его взгляд, кандидата). При подсчете голосов партии получают в парламенте количество мост, пропорцио- нальное количеству поданных за них голосов. Д л я опре- деления количества мандатов той или иной партии вво- дится избирательный метр, т. е. наименьшее число голосов, необходимое д л я избрания одного депутата. В этом состоит суть пропорциональной избирательной системы. Пропорциональная система имеет к а к положитель- ные, так и вызывающие споры черты. С одной стороны, в представительном органе могут быть широко представ- лены национальные или социальные меньшинства (им достаточно образовать свои партии). С другой стороны, часто в парламент избираются лидеры партий, не имею- щие отношения к той местности, население которой под- держало их на выборах. К тому же депутаты, избранные по п а р т и й н ы м спискам, ответственны не столько перед народом, сколько перед партией. Эта система применя- ется в И т а л и и, И з р а и л е, некоторых латиноамерикан- с к и х странах и др. Мажоритарная система (фр. raajoritaire от majorite — большинство; от л а т. major — большой) предполагает, что результаты выборов определяются абсолютным и л и относительным большинством голосов, поданных за дан- ного кандидата или данную партию в избирательном ок- руге. Избирательные округа являются одномандатными, т. е. в них может быть избран только один депутат и л и депутаты только по одному списку. Остальные кандида-
ты о к а з ы в а ю т с я п р о и г р а в ш и м и. П а р т и я и л и блок пар- т и й, победившие на выборах, получают абсолютное большинство в парламенте и других представительных органах (это условие м а ж о р и т а р н о й системы действует не во всех странах). Д а н н а я и з б и р а т е л ь н а я система т о ж е не идеальна. Достаточно с к а з а т ь, что партия или блок п а р т и й, п р о и г р а в ш и е на выборах по одномандатному округу, но п о л у ч и в ш и е немало, например 49%, голосов, в парла- менте могут быть не представлены. Утверждают, что эта система позволяет добиться и з б р а н и я депутатов, к кото- р ы м р а с п о л о ж е н ы власти данного региона. Выборы по м а ж о р и т а р н о й системе подчас обостряют социальную н а п р я ж е н н о с т ь в нестабильном обществе. Но зато она обеспечивает тесную связь м е ж д у. д е п у т а т а м и и избира- т е л я м и: депутат представляет интересы одномандатного о к р у г а, в котором он был избран. Эта система исполь- зуется в Великобритании, Канаде, И н д и и и других с т р а н а х. Особый вариант м а ж о р и т а р н о й системы представлен системой абсолютного большинства, при которой изб- р а н н ы м и считаются представители партий, набравшие абсолютное большинство голосов на выборах. Такие вы- боры проходят в два тура. Если первый тур не в ы я в и л абсолютного победителя, получившего более 50% го- лосов, во втором туре в ы б ы в ш и е из избирательной гонки п а р т и и призывают избирателей поддержать представи- телей тех п а р т и й, с которыми они договорились в ходе предвыборной к а м п а н и и. Ранее в соответствии с Федеральным законом «О вы- Борах Рального Депутатов Собрания Государственной Российской Думы Федерации» Феде- по- ловина мест в Думе (225) определялась на выборах по пропорциональной системе; д р у г а я половина депутатов избиралась по м а ж о р и т а р н о й системе. Но с 2007г. выбо- ры в Государственную Думу проходят только по пропор- циональной системе. Округа необходимо «нарезать», говорят специалис- ты, т а к и м образом, чтобы в них по возможности было
одинаковое количество избирателей. Это непросто, осо- бенно в стране, где много городов, деревень, сел. С приближением очередных выборов иногда предла- гают оставить в силе список округов, образованных к прошлым выборам. Но население России т а к активно пе- ремещается, что старые схемы округов очень быстро устаревают. Возьмите сельскую местность: где-то про- должается отток селян в города, но в иных местах, на- оборот, количество сельских жителей заметно увеличи- вается. Огромную роль сегодня играют процессы мигра- ции, связанные с последствиями распада СССР. Так что если следовать этой точке зрения, можно со временем оказаться в положении Великобритании, госу- дарства, чтящего традиции, где к середине XIX в. такие крупные промышленные центры, к а к Манчестер и Бир- мингем, не имели в палате общин ни одного депутата. Зато крошечное местечко Олд Сарем, в котором ж и л и 7 человек, посылало в парламент двоих депутатов. В насе- ленном пункте Данвич проживал один человек, который автоматически становился депутатом. Иногда преобла- дание в округах избирателей определенной категории закрепляется в конституции. Так было, например, в Норвегии, где до 1952 г. преимущество на выборах в парламент имели сельские ж и т е л и. Об опасности произвольной «нарезки» избиратель- ных округов свидетельствует случай, давший полито- логам к р ы л а т о е слово «джерримендеринг». Этот тер- мин произошел от имени губернатора американского штата Массачусетс Э. Д ж е р р и, который в 1812 г. так «перекроил» избирательные округа, что сумел раздро- бить и нейтрализовать настроенных против него избира- телей.
Вопросы для самоконтроля
I. Что такое процедура? Какую роль в избирательном процессе иг- рают различные процедурные вопросы? 2. Каковы основные избира- тельные системы? 3. Каковы особенности пропорциональной систе- мы? 4. Что такое мажоритарная избирательная система? 5. Что такое джерримендеринг? Как появился этот термин? 203
Это интересно
Останется ли Дума инструментом политической борьбы в руках немногочисленных партийных вождей или, сохранив отчасти свое ны- нешнее качество главного политического ристалища страны, станет профессиональным парламентом, где каждого депутата избиратель будет знать в лицо? Во многом в результате действия пропорциональной системы но- вая Дума оказалась поделенной между партийными командами, в ко- торых рядовые бойцы обязаны своими депутатскими мандатами не столько избирателю, сколько удачливому командиру. При этом градус политизации парламента явно повысился. Спор о правилах формирования Думы имеет давнюю историю и не должен сводиться к разбору каждого отдельного аргумента в пользу той или иной концепции. Проблема сводится к вопросу, в какой систе- ме социальных координат мы ведем этот спор. ...Влияние на поведе- ние и мотивацию каждого гражданина в нашей стране абсолютно не- сопоставимо с теми возможностями и правами, которые приобретают партии по ныне действующему закону о выборах депутатов. Фактически избирательное законодательство навязывает гражда- нину необходимость голосовать за то или иное избирательное объеди- нение, ибо в большинстве случаев нет никакой организационной или идейно-политической связи между гражданином и этим объединени- ем (О. Морозов, депутат Государственной Думы РФ). Очевидно желание «региональщиков» сломать партийную систему, которая делает первые робкие шаги, и получить послушный парла- мент. При мажоритарной системе в парламент проходили не те, кто за- висел от Центра, а те, кто был удобен губернаторам или близок криминальным структурам с большими деньгами. Часто приходится слышать довод: избиратель не ошибается. Но кто тогда избрал по ма- жоритарному округу главу МММ или господина C-на, погибшего в бан- дитских разборках? (В. Шейнис)
л
Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» Извлечения Статья 25.Недопустимость злоупотреблений правом на про-
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (388)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |