Состояние и особенности малого предпринимательства
Малые предприятия во всем мире играют важную роль. В Западной Европе, США, Японии они обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволяет там значительно сокращать безработицу. Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. О значимости малых предприятий говорит тот факт, что, например, в США они производят 40% валового национального продукта. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на 1 доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные. Высокая эффективность малого предпринимательства предопределена его следующими преимуществами. 1. более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; 2. большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; 3. гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; 4. невысокие расходы на осуществление предпринимательской деятельности, особенно на управление; 5. большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; 6. более низкая потребность в первоначальном капитале и возможность гибкого реагирования на изменения конъюнктуры рынка; 7. часто более восприимчиво к нововведениям, чем крупные корпорации; 8. относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала; 9. высокая мотивация предпринимателя исходя из частнособственнического интереса и др. К недостаткам малого предпринимательства следует отнести следующее; 1. более высокий уровень риска делающим его положение на рынке неустойчивым; 2. зависимость от крупных компаний; 3. слабая компетентность руководителей и недостатки в управлении делом; 4. повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; 5. трудности в получении кредитов и заимствовании дополнительных финансовых средств; 6. неуверенность и осторожность партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Перечисленные достоинства и недостатки малого предпринимателя обусловлены главным образом формой собственности и его размерами. Эти особенности отражены в законе «О государственной поддержке малого предпринимательства» 1995 г. с изменениями и дополнениями 1998 г., 2002 г., 2004 г. 2006 г., где сказано. К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам не являющихся субъектами МП, не превышает 25% и в которых численность работников не превышает: · в промышленности 100 человек; · в строительстве 100 человек; · в транспорте 100 человек; · в сельском хозяйстве 60 человек; · в научно-технической сфере – 60 человек; · в оптовой торговле – 50 человек; · в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; · в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. В России, малое предпринимательство как субъект экономики существует уже порядка 15 лет. После бурного роста в 1990-1994 гг. за последние 10 лет количество малых предприятий практически не изменялось. По данным Госкомстата на 1 января 2002 г. их в стране действовало 843 тыс. Сегодня на долю малых предприятий приходится 2% основных фондов и 2,6% инвестиций. В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 5,8 малых предприятия, тогда как в государствах ЕС – не менее 30. Общее число занятых в малом бизнесе составило в 2002 г. 11,9 млн человек или 16,7% от экономически активного населения, что практически в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран. Вклад малых предприятий в ВВП России не превышает 10-11%. Отраслевая его структура свидетельствует о преимущественном его развитии в сфере торговли, строительства и общественного питания (46% от общего количества). Более половины малых предприятий сосредоточено в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах Российской Федерации. Остается высокой доля малого предпринимательства в «теневом» секторе экономики. По разным оценкам она составляет 30-50% оборота субъектов малого предпринимательства. На основе анализа современного состояния его развития можно выделить ряд главных проблем тормозящих развитие предпринимательства в стране: 1. несовершенство нормативно-правовой базы регулирования и поддержки; 2. отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов поддержки и материально-ресурсного обеспечения; 3. несовершенство системы налогообложения; 4. проявление недобросовестной конкуренции; 5. несовершенство государственной системы поддержки; 6. неразвитость системы информационной поддержки; 7. несовершенство системы кадрового обеспечения. Исходя из особенностей малого предпринимательства, его некоторых недостатков и проблем оно нуждается в государственной поддержке.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |