Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 5. Факторы, влияющие на брачные отношения



2016-09-16 1239 Обсуждений (0)
Лекция 5. Факторы, влияющие на брачные отношения 0.00 из 5.00 0 оценок




Установлено, что благотворно влияют на брачные отношения: знакомство на работе или в учебном заведении; взаимное положительное первое впечатление; период ухаживания от одного до полутора лет; инициатива брачного предложения со стороны мужчины; принятие предложения после непродолжительного обдумывания (до двух недель); сопровождение регистрации брака свадебным торжеством.

Специальных компенсирующих мер требуют добрачные отношения, имеющие некоторые особенности.

Случайный характер знакомства. Исследования показали, что более 60 % благополучных супругов познакомились на работе или студенческой скамье.

Короткий (до шести месяцев) или долгий (более трех лет) период ухаживания. За непродолжительное время, как правило, молодые люди не могут глубоко узнать друг друга и проверить правильность своего решения вступить в брак, а на протяжении длительного периода ухаживания часто возникают монотонность общения, стереотипность в поведении партнеров, что может привести к охлаждению в отношениях – такая пара либо не создает семью, либо распадается.

Проявление прямой или косвенной инициативы заключения брака со стороны женщины (вынужденное или спровоцированное). В первую очередь речь идет о беременности. Исследования показали, что вероятность распада семей с добрачной беременностью примерно в 2 раза выше по сравнению с другими ситуациями. Это можно объяснить тем, что, во-первых, добрачная беременность нарушает процесс адаптации жениха и невесты к браку. Из нормального хода развития взаимоотношений мужчины и женщины практически выпадает важнейшая стадия развития семьи – освоение новых для себя супружеских ролей. Молодые люди сразу «перескакивают» на следующую стадию семейной жизни, связанную с рождением и воспитанием ребенка. Во-вторых, появление ребенка резко обостряет экономические проблемы, вызывая частые конфликты, напряженность супружеских взаимоотношений, провоцирует принятие решения о разводе.

Возраст будущей пары. Это относится к тем молодым людям, которые спешат или вынуждены по разным причинам сразу после школы выйти замуж или жениться. Наиболее приемлемое время для замужества, по мнению психологов, социологов, 22–23 года. Женская красота достигает своего расцвета, к этому времени закончена учеба, получена профессия. Мужской организм созревает позднее женского: до 25 лет будут расти кости, мышцы, формироваться характер, темперамент. Кроме того, супружество – это начало регулярной половой жизни, часто непосильная нагрузка для неокрепшего мужского организма, и он преждевременно изнашивается. Прибавляются материальные проблемы, сложности быта – у 18–19-летнего мужа может наступить глубокое разочарование в семейной жизни.

В последние годы отмечается тенденция к «взрослению» брачного возраста. Все больше молодых людей стараются получить образование, профессию, иметь материальный достаток и жилищные условия, а потому считают оптимальным для вступления в брак возраст после 25–27 лет. Однако эмпирически доказано, что поздний возраст вступления в брак также является добрачным фактором «риска».

В формировании супружеской пары различают два периода: добрачный (до принятия парой решения о вступлении в брак) и предбрачный (до заключения брачного союза).

Функции добрачного периода отношений:

-накопление совместных впечатлений и переживаний. На этом этапе создается своеобразный эмоциональный потенциал будущей семейной жизни, запас чувств, которые позволят более успешно и менее «болезненно» адаптироваться к ней;

-более глубокое узнавание друг друга и параллельно уточнение и проверка принятого решения о возможности семейной жизни;

-проектирование семейной жизни. Этот момент, как правило, не рассматривается будущими супругами или не осознается ими. Большинство психологов справедливо отмечают, что между партнерами необходим информационный обмен по таким вопросам, как ценностные ориентации и жизненные планы; детали биографии; представления о супружестве; ролевые ожидания и притязания; репродуктивные установки и др.

При изучении личности супругов особого внимания заслуживают такие свойства: экстравертность–интравертность, доминантность–подчиненность, ригидность–гибкость, оптимизм-пессимизм, беспечность–ответственность, рационализм–романтизм, вспыльчивость–лабильность, способность к социальной адаптации.

Не существует ответа на вопрос о влиянии схожести – противоположности и взаимного дополнения личностных черт на гармонию и успешность супружества. В некоторых случаях полярности положительное влияние оказывает гомогения, в других – комплиментарность, в третьих – противоположность.

На отношения в семье оказывают влияние отношения в родительских семьях супругов. Ребёнок обучается своей будущей супружеской роли, мысленно отождествляя себя с родителем своего пола. Что касается родителя противоположного пола, его образ очень важен при выборе будущего партнёра. Выбор может происходить по сходству или противоположности. Вероятность гармоничного союза между мужчиной и женщиной, по мнению С.Кратохвила, напрямую зависит от сходства моделей семей, из которых происходят супруги.

Два важнейших измерения родительских взаимоотношений во многом определяют успешность брака ребенка. Первым важным измерением является доминирование в семье (кто из родителей «командовал», а кто подчинялся), вторым – общее благополучие (уравновешенность и взаимопринятие) взаимоотношений.

Различают также брак симметричный, комплементарный и ме-такомплементарный. В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто из них не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или компромисса. В комплиментарном браке один распоряжается, дает приказания, другой ожидает совета или инструкции. В метакомплиментарном браке ведущего положения достигает тот, кто реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя своим партнером.

В.Таман обнаружил тенденцию воспроизводить в своей новой семье место, которое человек занимал среди братьев и сестёр. Старший брат, у которого была младшая сестра, создаёт устойчивый союз с женщиной, у которой был старший брак. Такие браки по статистике разводов являются наиболее прочными. Наихудший прогноз у брака между супругами, которые были единственными детьми в семье. В случае браков по идентичности, когда партнёры занимали одинаковое положение в семье, они лучше понимают друг друга, но плохо сотрудничают. Им лучше работать в разных областях, иметь личную свободу и воспитывать детей параллельно: сыновей – отец, дочерей – мать. Проблема заключается в ролевом конфликте. Оба партнёра конкурируют за одинаковые роли. Удачное взаимодействие возможно лишь тогда, когда каждый делает то, чего другой делать не хочет: если один посвящает время работе, то другой – домашним делам, если один планирует и руководит, то другой берёт на себя исполнительские функции.

Сценарий воспроизводства семьи:

1. дети в качестве образца получают модель супружеских отношений в родительской семье;

2. они проигрывают эти отношения, выступая в разных ролях со старшими и младшими братьями и сёстрами;

3. на основе оценки сходства моделей семьи они выбирают партнёра и воспроизводят ролевые отношения родительской семьи в новой семье.

Л.Беньямин считает, что ребёнок относиться к другим так же, как родители относились к нему. Сам к себе он относиться также, как родители относились к нему в детстве. Ребёнок интериоризирует способы родительского отношения и управления его поведением: доминирование становиться жёстким саморуководством, пристыживание – самообвинением и т.д.. Отношения с родителями ребёнок строит на основе 2 основных стратегий:

1. дополнительного поведения: ребёнок реагирует инициативой на предоставление самостоятельности, бегством на преследование;

2.защитного поведения: ребёнок в ответ на отвержение начинает вести себя так, как будто его любят, как бы приглашая родителей изменить своё поведение.

Лекция 6. Периодизации этапов жизненного цикла семьи

Классификация этапов развития семьи (Дюваль, 1957):

1. Вовлечение (взаимное исследование)

2. Принятие и развитие родительских ролей

3. Принятие новой личности (растет ребенок, новые потребности)

4. Введение детей во внесемейные институты

5. Принятие «подростковости»

6. Экспериментирование с независимостью

7. Подготовка к уходу детей

8. Уход детей, принятие этого факта (жизнь «глаза в глаза», пик разводов)

9. Пенсия

10. Старость и смерть

В.Сатир пишет, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья проходит определенные этапы. Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью.

1. Зачатие, беременность и рождение ребенка.

2. Начало освоения ребенком речи.

3. Ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе (в семью проникают элементы «школьного мира нового как для родителей, так и для детей»).

4. ребенок вступает в подростковый возраст

5. Ребенок становится взрослым и покидает дом.

6. Появляются невестки и зятья.

7. Наступление климакса.

8. Уменьшение сексуальной активности у мужчин (психологическая проблема).

9. Родители становятся бабушками и дедушками.

10. Смерть супруга.

Когда три или четыре кризиса происходят одновременно, жизнь становится напряженнее, чем обычно.

При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.

Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов – от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому их материально и «морально» поддерживают родители.

Супружество среднего возраста длится 6–14 лет. В этот период люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких, дети – школьники становятся все более самостоятельными. Жена помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать профессиональной деятельности.

Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями и воспитывать внуков.

Для супружества пожилого возраста характерно снижение производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов иногда усиливает давление на взрослых детей, особенно при совместном их проживании, что может служить причиной возникновения конфликтов. Конфликты между стариками могут служить отражением их конфликта с «молодыми» из-за различного отношения к ним.

Выделяют два основных критических периода в развитии супружеских отношений.

Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют такие факторы:

• исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту;

• рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;

• более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами.

Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько лет. Его возникновение часто совпадает:

• с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб;

• с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей;

• с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне «пока еще не поздно».

 

Лекция 7. Психология супружеских конфликтов

Классификация конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей супругов (В.А. Сысенко, 1983, 1989).

1. Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «я», нарушение чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение.

2. Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов.

3. Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания, понимания юмора, подарков.

4. Конфликты, ссоры, связанные с пристрастием одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам средств семьи.

5. Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов в распределении бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.

6. Конфликты, ссоры, размолвки из-за неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, в устройстве домашнего очага и т.д.

7. Конфликты в связи с потребностью во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми.

8. Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.

Дэвид Бернс приводит причины отрицательного отношения к себе и жизни, разрушающие эмоциональные качества в семье:

1. Черно-белое мышление.

2. Склонность к обобщениям («Так происходит всегда»).

3. Применение отрицательного фильтра, фиксация на неудачах.

4. Преуменьшение положительных факторов.

5. Привычка делать поспешные выводы на основании «чтения мыслей» и «отрицательного ясновидения.

6. Применение метода «перевернутого телескопа: близкое, доступное преуменьшается, а недостижимое и отдаленное преувеличивается.

7. Восприятие мира исключительно через эмоции.

8. Излишнее увлечение словами: « Я должен», «Я должна».

9. Развешивание ярлыков.

10. Привычка брать на себя вину за события, которые невозможно контролировать.

 



2016-09-16 1239 Обсуждений (0)
Лекция 5. Факторы, влияющие на брачные отношения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 5. Факторы, влияющие на брачные отношения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)