III. Рабочая программа
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
И.Р. Абитов
Психология семьи Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 030300.62 «Психология» Казань-2014 УДК 159.9 ББК 88.56
Рекомендовано к изданию ученым советом Академии социального образования
Абитов И.Р. Психология семьи: учебно-методическое пособие/ И.Р.Абитов. – Казань, 2014 .
Рецензенты: С.В. Хусаинова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии профессионального образования ФГНУ РАО «Институт педагогики и психологии профессионального образования»; З.Ш. Яхина,кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии ЧОУ ВПО «Академия социального образования».
Учебно-методическое пособие «Психология семьи» составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300.62 «Психология». Дисциплина входит в базовый компонент профессионального цикла дисциплин и является обязательной для изучения.
Введение Дисциплина предназначена для студентов-бакалавров, проходящих подготовку по направлению «Психология» и направлена на ознакомление их с основами психологии семьи. Основная цель дисциплины «Психология семьи» - ознакомить студентов с психологическими закономерностями формирования и развития семьи, закономерностями развития супружеских и детско-родительских отношений, а также с методами диагностики и коррекции семейных отношений. В рамках курса «Психология семьи» студенты смогут познакомиться с различными теориями создания супружеских пар, классификацией типов любви, стадиями супружества и родительства, с современными методами диагностики и коррекции семейных отношений, а также освоить навыки диагностики особенностей супружеских и детско-родительских отношений. Согласно учебному плану на преподавание дисциплины «Психология семьи» отведено 144 часа (4 зачетные единицы). Цель курса Дать студентам представление о закономерностях развития внутрисемейных отношений, о классификациях типов родительского воспитания, стадиях супружества и родительства, методах диагностики и коррекции внутрисемейных отношений. Задачи курса - дать определение семьи и брака; - ознакомиться с типами мотивации супружества; - ознакомиться с закономерностями развития и этапами супружеских отношений; - ознакомиться с закономерностями развития детско-родительских отношений и стадиями родительства; - ознакомиться со стадиями развода; - ознакомиться с методами диагностики и коррекции внутрисемейных отношений. Место курса в профессиональной подготовке выпускника Дисциплина «Психология семьи» базируется на знаниях, полученных в ходе изучения дисциплин: «Психология личности», «Основы консультативной психологии». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Психология социальной работы», «Основы психотерапии» и др. Требования к уровню освоения содержания курса Выпускник обязан: знать - типы мотивации супружества и основные теории создания супружеских пар; основные классификации типов родительского воспитания и закономерности развития детско-родительских отношений; основные этапы и закономерности развития супружеских отношений; основные методы диагностики и коррекции супружеских и детско-родительских отношений; классификации стадий развода. уметь -проводить психологическую диагностику семьи, психологическое консультирование семьи и отдельных ее членов; владеть -навыками анализа семейной ситуации, решения практических задач, связанных с консультированием, в опоре на основные принципы и алгоритмы, существующие в современном психологическом знании относительно семьи. Результатом освоения учебной дисциплиныявляется овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
I.Объём дисциплины и виды учебной работы
II. Форма итогового контроля Устный экзамен. III. Рабочая программа Лекционные занятия Раздел 1. Введение в психологию семьи Лекция 1. Категории «семья» и «брак» в психологической науке. Классификация типов семьи по В.Ю.Слабинскому. Раскрываются категории «семья» и «брак», выявляется представление студентов о содержании данных категорий. Приводится классификация типов семьи по В.Ю.Слабинскому. Лекция 2. Классификация типов семьи по М.Арутюнян, семейные роли. Приводится классификация типов семьи по М. Арутюнян, указываются причины преобладания дето-центрических семей. Приводится классификация семейных ролей по Ю.Е. Алешиной. Лекция 3. Функции семьи. Раскрывается понятие «функции семьи», приводятся классификации функций семьи по В.Ю. Слабинскому и А.Н. Елизарову. Раздел 2. Мотивация брака и теории любви. Лекция 4. Мотивация брака. Теории любви. Раскрываются мотивы вступления в брак в функциональных и дисфункциональных семьях. Описываются трехкомпонентная модель любви Р. Стернберга и теория «стимул – ценность – роль» Б. Мурстейна. Раздел 3. Психология супружеских отношений Лекция 5. Факторы, влияющие на брачные отношения. Описываются социальные и демографические факторы, влияющие на супружеские отношения. Раскрывается влияние отношений в родительской семье и порядка рождения на супружеские взаимоотношения. Лекция 6. Периодизации этапов жизненного цикла семьи. Приводятся периодизации жизненного цикла семьи Дюваль и В. Сатир. Приводится периодизация стабильных и кризисных периодов жизненного цикла семьи принятая в отечественной психологии. Лекция 7. Психология супружеских конфликтов Приводится классификация супружеских конфликтов по В.А. Сысенко и классификация причин нарушения эмоциональных отношений между супругами по Д. Бернсу. Раздел 4. Психология детско-родительских отношений. Лекция 8. Стадии родительства и типы отношения матери к ребенку. Приводится периодизация стадий родительства, рассматриваются классификации типов отношения матери к ребенку С. Броди, Е.Т. Соколовой.
Лекция 9. Типы родительского воспитания. Приводится классификация типов неправильного воспитания по В.Я. Гиндикину и В.А. Гурьевой. Приводятся принципы гармоничного воспитания и их обоснование.
Раздел 5. Психология развода. Лекция 10. Психология развода Обсуждаются факторы, связанные с повышением риска развода, описываются стратегии поведения в предразводной ситуации. Приводятся периодизации этапов распада супружеских отношений С. Дака, Дж.А. Ли, Э.Кюблер-Росс.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |