Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. Рабочая программа



2016-09-16 451 Обсуждений (0)
III. Рабочая программа 0.00 из 5.00 0 оценок




ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

И.Р. Абитов

 

 

Психология семьи

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 030300.62 «Психология»

Казань-2014

УДК 159.9

ББК 88.56

 

Рекомендовано к изданию ученым советом

Академии социального образования

 

Абитов И.Р.

Психология семьи: учебно-методическое пособие/ И.Р.Абитов. – Казань, 2014 .

 

Рецензенты:

С.В. Хусаинова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии профессионального образования ФГНУ РАО «Институт педагогики и психологии профессионального образования»;

З.Ш. Яхина,кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии ЧОУ ВПО «Академия социального образования».

 

Учебно-методическое пособие «Психология семьи» составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300.62 «Психология». Дисциплина входит в базовый компонент профессионального цикла дисциплин и является обязательной для изучения.

 

Введение

Дисциплина предназначена для студентов-бакалавров, проходящих подготовку по направлению «Психология» и направлена на ознакомление их с основами психологии семьи.

Основная цель дисциплины «Психология семьи» - ознакомить студентов с психологическими закономерностями формирования и развития семьи, закономерностями развития супружеских и детско-родительских отношений, а также с методами диагностики и коррекции семейных отношений.

В рамках курса «Психология семьи» студенты смогут познакомиться с различными теориями создания супружеских пар, классификацией типов любви, стадиями супружества и родительства, с современными методами диагностики и коррекции семейных отношений, а также освоить навыки диагностики особенностей супружеских и детско-родительских отношений.

Согласно учебному плану на преподавание дисциплины «Психология семьи» отведено 144 часа (4 зачетные единицы).

Цель курса

Дать студентам представление о закономерностях развития внутрисемейных отношений, о классификациях типов родительского воспитания, стадиях супружества и родительства, методах диагностики и коррекции внутрисемейных отношений.

Задачи курса

- дать определение семьи и брака;

- ознакомиться с типами мотивации супружества;

- ознакомиться с закономерностями развития и этапами супружеских отношений;

- ознакомиться с закономерностями развития детско-родительских отношений и стадиями родительства;

- ознакомиться со стадиями развода;

- ознакомиться с методами диагностики и коррекции внутрисемейных отношений.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина «Психология семьи» базируется на знаниях, полученных в ходе изучения дисциплин: «Психология личности», «Основы консультативной психологии». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Психология социальной работы», «Основы психотерапии» и др.

Требования к уровню освоения содержания курса

Выпускник обязан:

знать - типы мотивации супружества и основные теории создания супружеских пар; основные классификации типов родительского воспитания и закономерности развития детско-родительских отношений; основные этапы и закономерности развития супружеских отношений; основные методы диагностики и коррекции супружеских и детско-родительских отношений; классификации стадий развода.

уметь -проводить психологическую диагностику семьи, психологическое консультирование семьи и отдельных ее членов;

владеть -навыками анализа семейной ситуации, решения практических задач, связанных с консультированием, в опоре на основные принципы и алгоритмы, существующие в современном психологическом знании относительно семьи.

Результатом освоения учебной дисциплиныявляется овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код Наименование результата обучения Форма контроля
ПК-4 готовность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий тестирование, практическое задание
ПК-5 готовность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам тестирование, практическое задание

 

I.Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов по формам обучения
очная форма заочная форма  
№ семестров  
Всего часов
Лекции
Практические и семинарские занятия  
Самостоятельная работа  
Экзамен  

II. Форма итогового контроля

Устный экзамен.

III. Рабочая программа

Лекционные занятия

Раздел 1. Введение в психологию семьи

Лекция 1. Категории «семья» и «брак» в психологической науке. Классификация типов семьи по В.Ю.Слабинскому.

Раскрываются категории «семья» и «брак», выявляется представление студентов о содержании данных категорий. Приводится классификация типов семьи по В.Ю.Слабинскому.

Лекция 2. Классификация типов семьи по М.Арутюнян, семейные роли.

Приводится классификация типов семьи по М. Арутюнян, указываются причины преобладания дето-центрических семей. Приводится классификация семейных ролей по Ю.Е. Алешиной.

Лекция 3. Функции семьи.

Раскрывается понятие «функции семьи», приводятся классификации функций семьи по В.Ю. Слабинскому и А.Н. Елизарову.

Раздел 2. Мотивация брака и теории любви.

Лекция 4. Мотивация брака. Теории любви.

Раскрываются мотивы вступления в брак в функциональных и дисфункциональных семьях.

Описываются трехкомпонентная модель любви Р. Стернберга и теория «стимул – ценность – роль» Б. Мурстейна.

Раздел 3. Психология супружеских отношений

Лекция 5. Факторы, влияющие на брачные отношения.

Описываются социальные и демографические факторы, влияющие на супружеские отношения. Раскрывается влияние отношений в родительской семье и порядка рождения на супружеские взаимоотношения.

Лекция 6. Периодизации этапов жизненного цикла семьи.

Приводятся периодизации жизненного цикла семьи Дюваль и В. Сатир. Приводится периодизация стабильных и кризисных периодов жизненного цикла семьи принятая в отечественной психологии.

Лекция 7. Психология супружеских конфликтов

Приводится классификация супружеских конфликтов по В.А. Сысенко и классификация причин нарушения эмоциональных отношений между супругами по Д. Бернсу.

Раздел 4. Психология детско-родительских отношений.

Лекция 8. Стадии родительства и типы отношения матери к ребенку.

Приводится периодизация стадий родительства, рассматриваются классификации типов отношения матери к ребенку С. Броди, Е.Т. Соколовой.

 

Лекция 9. Типы родительского воспитания.

Приводится классификация типов неправильного воспитания по В.Я. Гиндикину и В.А. Гурьевой. Приводятся принципы гармоничного воспитания и их обоснование.

 

Раздел 5. Психология развода.

Лекция 10. Психология развода

Обсуждаются факторы, связанные с повышением риска развода, описываются стратегии поведения в предразводной ситуации. Приводятся периодизации этапов распада супружеских отношений С. Дака, Дж.А. Ли, Э.Кюблер-Росс.

 



2016-09-16 451 Обсуждений (0)
III. Рабочая программа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. Рабочая программа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)