Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Умения, необходимые для восприятия и создания высказывания



2016-09-16 713 Обсуждений (0)
Умения, необходимые для восприятия и создания высказывания 0.00 из 5.00 0 оценок




Глобальное восприятие предполагает восприятие текста в целом, когда слушающему при известных обстоятельствах достаточно определить (более или менее развернуто), о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль. Вопросы учителя типа: так о чем шла сегодня речь на уроке (или: я говорил на уроке)? Что же главное я хотел сказать (доказать, объяснить, рассказать)? О чем говорится в тексте? Как можно озаглавить текст (высказывание)? и т.д. - развивают именно глобальное восприятие, с которым мы встречаемся в жизни, когда нам важно осмыслить только тематику радио- и телепередач, понять главное в высказываниях нашего собеседника (или собеседников).

Детальное восприятие предполагает, как это явствует из названия, осознание если не всех, то, безусловно, самых главных смысловых блоков текста - в зависимости от установки, которая дается говорящим или которую ставит перед собой слушающий. Такая установка сопутствует подробному пересказу (изложению). И если ученик пересказывает повествование, он должен прочувствовать последовательность действий, лежащих в его основе, их временные, причинно-следственные связи и т.д. Если ученику предстоит детальное восприятие текста типа рассуждения-объяснения или рассуждения-доказательства, он должен отчетливо осознать то, что объясняется или доказывается, и само объяснение-доказательство или их ряд, когда в объяснительно-доказательной части содержится несколько обоснований.

Критическое восприятие основывается и на глобальном, и на детальном восприятии, но, кроме того, оно требует критического осмысления воспринятого на слух: выражения своей точки зрения на то, о чем и как говорится в тексте, мотивированного согласия или несогласия с основной мыслью автора, его аргументацией, с формой выражения мысли и т.д. Установка на критическое восприятие текста практикуется в том случае, когда проводится изложение с дополнительным заданием (см. об этом на с. 285), поисковое задание, в котором используется текст.

Известны следующие виды работ по развитию умения слушать:

- повторение учащимися высказанной учителем установки -задания;

- запись во время слушания слов, обозначающих конкретные наименования фактов (фактологической цепочки), всего, что слушатель считает нужным запомнить, например тезиса высказывания, спорного положения, перехода к новой части сообщения и т.д.;

- запись всего того, что говорящий фиксирует на доске во время объяснения, и т.д.;

- составление набросков плана, более или менее развернутых, -в зависимости от того, что предстоит выполнять ученикам на основе услышанного: отвечать подробно или кратко на вопросы,пересказывать, интерпретировать услышанное и т.д.;

- конспектирование, составление тезисов;

- кодирование (символическое изображение) информации (составление таблиц, схем и т.д.);

- многократное прослушивание магнитофонной записи, грампластинки и т.д., предполагающее критическое осмысление услышанного, оценку как сути, так и формы изложения (в том числе его интонационного оформления).

К коммуникативным (иногда их называют коммуникативно-речевым) умениям относятся:

- умение раскрывать тему и основную мысль создаваемого текста;

- умение собирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание (это умение предполагает умение продумывать содержательный план текста);

- умение строить высказывание в определенной композиционной форме (речевом жанре), например в жанре невыдуманного рассказа, репортажа, в форме портретных зарисовок и т.д.;

- умение отбирать оптимальные с точки зрения речевой задачи и условий общения языковые средства;

- умение править, совершенствовать написанное (последнее относится к коммуникативным умениям письменной речи).

Если же иметь в виду специфические умения устной речи учащихся, то к названным следует добавить умение пользоваться средствами выразительности звучащей речи (темп, громкость, тон высказывания и т.д.), различными приемами подготовки (составление плана, набросков плана, рабочих материалов, тезисов, письменного текста и т.д.) в зависимости от ситуации общения, умение строить различные в композиционном отношении устные высказывания (устное повествование, устный рассказ, информация, сообщение, доклад, критические, дискуссионные, агитационные выступления и т.д.), а также овладение навыками вежливой речи в межличностном и групповом общении. В наше время вопросы формирования устной - монологической и диалогической -речи, проблемы культуры общения приобретают особое значение.

 

Пересказы. Изложение

Под пересказом в школьной практике понимается свободная передача текста «своими словами» или передача слушателям повествования или описания, созданного говорящим.

Пересказ рассчитан на образное мышление слушателей, он стремится возбудить их воображение и чувство. Существенной особенностью рассказывания является его импровизационный характер. В этом трудность рассказывания и в этом же его воспитательная роль. Рассказывание повышает культуру речи больше, чем выразительное чтение. Именно в процессе рассказывания происходит обогащение словаря и фразеологии рассказчика. Из огромного запаса слов, составляющего словарь русского языка, каждый владеет сравнительно небольшим запасом слов, которые составляют его личный словарь.

Существует несколько классификаций пересказов. Мы приводим классификацию, которую предлагает Найденов Б. С:

1. рассказывание на основе личных впечатлений

2. пересказ, близкий к тексту (подробный пересказ);

3. краткую передачу содержания произведения или его части (краткий пересказ);

4. выборочный пересказ;

5. творческий пересказ.

Кратко поясним каждый из видов пересказа.

· Рассказывание на основе личных впечатлений

Этот вид пересказа предполагает изложение детьми фактов и впечатлений из личного опыта. Ребенку легче говорить или писать о хорошо ему известном, о том, что он сам наблюдал, чем понять авторский текст, осмыслить содержание и потом уже писать или рассказывать. Именно поэтому обучение пересказу целесообразнее начинать именно с данного вида рассказывания.

Успех рассказывания зависит от трех моментов: ясности, с которой представляет себе ребенок то, о чем он говорит; степени его увлеченности рассказом; активности передачи своих мыслей и чувств. Все это гораздо более присуще рассказыванию на основе личных впечатлений, чем другим видам пересказа.

· Подробный пересказ

Среди различных видов пересказов наибольшее распространение в школьной практике получил подробный пересказ—пересказ текста в той последовательности, в которой он воспринимается при чтении. При этом он рассматривается главным образом как средство закрепления в детской памяти содержания прочитанных текстов и тем самым обогащения круга представлений и знаний учащихся.

Наблюдения показывают, что цепкая память ребенка захватывает на непродолжительное время слова и выражения из текста, требуемые учителем для пересказа. Однако задержанные памятью для такой утилитарной, близкой цели, они затем очень быстро «выветриваются», так и не входя в активный словарный запас ребенка. Между тем из всех видов пересказа подробный пересказ в большей мере способствует обогащению словаря детей, формированию строя предложений и развитию связной речи учащихся. Помимо того, что учащиеся знакомятся с яркими оборотами речи, образцами литературного языка, они овладевают словами, необходимыми для связи одной мысли с другой, выражающими различные временные и. причинные отношения. Так появляются в речи детей местоименные наречия, союзы и другие грамматические категории, которыми дети овладевают практически.

· Краткий пересказ

Умение кратко формулировать и передавать свои мысли другим, кратко воспроизвести прочитанное, кратко рассказать об увиденном, услышанном, просмотренном — важнейшее качество связной речи. Рассказать кратко — задача значительно более сложная, чем рассказать по дробно, все подряд. В чем же ее особенность, какие требования она предъявляет к мыслительной деятельности?

Сложность задачи краткого рассказа (или пересказа) заключается, прежде всего в том, что она предполагает отбор материала необходимого для воспроизведения основного смысла воспринятого. Обращаясь к учащемуся с просьбой — рассказать кратко, учитель обычно формулирует эту задачу так: «Расскажи кратко, рассказывай не все подряд, а только самое главное, самое существенное». Какие-то части прочитанного, составляющие главное в его содержании, учащийся должен обязательно вобрать в свой рассказ, менее же существенные части этого содержания отсеять, не включать их в пересказ. Таким образом, чтобы выполнить краткий пересказ, учащийся должен осуществить, прежде всего, сложный анализ воспринятого содержания: выделить главное в нем и отчленить его от второстепенного. Так как второстепенные части, которые чаще всего дополняют главные и «идут» рядом с ними, не должны входить в пересказ, то учащийся должен самостоятельно произвести объединение выделенных для воспроизведения мыслей, т. е. произвести новый синтез выделенного для воспроизведения содержания, установить в нем новые связи. Однако сложность задачи этим еще не исчерпывается.

Краткость пересказа не может быть достигнута простым механическим отбрасыванием, отсеиванием, отсечением более второстепенных частей содержания. Краткость изложения тем и сложна, что она всегда требует других, по сравнению с воспринимаемыми, речевых средств, оборотов, способов, других формулировок для выражения воспринятого содержания. Краткий пересказ всегда результат сложного переосмысливания прочитанного, передача его содержания в более обобщенной речевой форме.

В этом смысле краткий пересказ — задача значительно более сложная, чем пересказ выборочный. Для выборочного пересказа также осуществляется отбор одних частей и отсеивание других, однако механизм этого отбора в выборочном и кратком пересказах принципиально разный. В выборочном пересказе требуется обычно воспроизвести только определенную часть содержания, причем часть эта всегда задана, определена («Расскажи только о повадках лебедя, про все другое не рассказывай», «Расскажи вес, что ты прочитал о природе зимнего леса, о жизни животных о зимнем лесу рассказывать не надо» и т. п.).

Решить такую задачу гораздо проще, чем выделить главное; чтобы выполнить последнее, надо понимать, что такое главное и соответственно, что такое второстепенное. Основные затруднения, которые дети испытывают, готовя краткий пересказ, связаны прежде всего с.задачей определить, что же такое главное, а также с нахождением соответствующих речевых форм для его выражения.

Главное нельзя выделить путем отсечения ила простого пропуска одних частей содержания и воспроизведения других. Главная идея, главная мысль содержания' присутствует обычно в той или иной степени во всех его частях, вплетена (иногда очень сложно) в ткань всего произведения, если речь идет о словесном тексте. Выражение основного содержания почти всегда связано с переформулировкой текста, с внесением в его содержание определенных обобщений, выводов.

· Выборочный пересказ

Выборочный пересказ включает в себя обычно только определенные части, определенные линий произведения. Само название этого вида пересказа свидетельствует о том, что основным, самым существенным признаком его является отбор, выбор.

Прежде всего, перед учащимися встает задача выделить из содержания текста те части его, те линии, которые относятся к заданной ему теме, на них сосредоточить свое внимание. Таким образом, он должен прежде всего осуществить сложный анализ всего содержания. Выбранные, отобранные для пересказа части (линии или части содержания) он должен вслед за этим объединить таким образом, чтобы получился связный рассказ на заданную тему, т. е. осуществить синтез выделенного содержания. И, наконец, учащийся все время должен заботиться о том, чтобы этот пересказ не включился тот материал, то содержание, которое хотя и было им воспринято рядом, но прямо с заданной для пересказа темой не связано, т. е. от учащегося требуется суметь абстрагироваться от определенных частей воспринятого содержания.

Известно, какие большие препятствия вызывает у школьника необходимость дать ответ на вопрос, относящийся только к какой-либо части текста. Как часто, в ответ на предложение учителя продолжить, рассказ, начатый другим учеником, учащийся начинает рассказывать все сначала.

Выборочный пересказ предъявляет к мыслительной деятельности детей значительно, более серьезные, требования, чем подробный. Однако сложность задачи вовсе не означает недоступность ее для учащихся. Совсем наоборот, при определенных условиях некоторые формы выборочного пересказа доступны учащимся даже первых классов. Следует подчеркнуть, что именно потому, что эта задача является не простой, решение ее способствует умственному продвижению учащихся, в первую очередь развитию их мышления и речи.

· Творческий пересказ

Известны следующие варианты творческой перестройки и дополнений при пересказе:

- пересказ с изменением лица рассказчика; чаще всего это пересказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица

Пересказ с изменением лица рассказчика, строго говоря, еще не может быть назван творческой работой, так как перестройка текста носит преимущественно грамматический характер. Однако замена первого лица глаголов третьим лицом приводит к необходимости некоторых изменений и в содержании текста, например, необходимо переводить прямую речь в косвенную.

- пересказ от лица одного из персонажей

Работа, имеющая много общего с выборочным пересказом, но требующая иногда весьма значительных изменений и дополнений. Чтобы успешно справиться с таким пересказом, ученик должен войти в роль персонажа, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.

- пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, описаниями внешности людей

- продолжение рассказа, судьбы героя

Детей особенно привлекают такие дополнения, в которых излагается (точнее, проектируется) дальнейшая судьба их любимых героев. Однако нельзя забывать, что младшие школьники имеют слишком малый жизненный опыт, им трудно предугадать судьбы литературных персонажей. Следовательно, предлагать детям продолжать судьбы героев нужно очень осторожно, на материале, знакомом младшим школьникам.

- инсценирование рассказа, т. е. составление на основе прочитанного художественного произведения диалогов, их чтение по ролям, а также сценическое воплощение

Оно состоит в передаче событий повествования в драматической форме. Инсценировать рекомендуется тексты, в которых много диалогов и сравнительно проста обстановка. Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чтение по ролям. Читая в лицах, дети отрабатывают выразительность, лучше выделяют слова, принадлежащие героям. При пересказе дети передают только диалоги, а ведущий (или ведущие) в кратких словах обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.

- словесное рисование («что я изобразил бы на картине»).

Для повышения эмоционального уровня восприятия художественного текста дается также словесное рисование или иллюстрирование. Когда прочитан рассказ или описание, учитель говорит: «Как вы представляете себе обстановку в такой-то момент действия? Расскажите, как будто все это перед вашими глазами, будто вы сами видите и описываете». Обычно словесные картины рисуются к тем эпизодам, которые особенно важны для понимания идейного замысла рассказа. Если же иллюстрируется описание, то выбираются самые красивые и в то же время доступные детям картины.

Таким образом, под пересказом понимается свободная передача текста «своими словами» или передача слушателям повествования или описания, созданного говорящим. Выделяют несколько видов пересказов, используемых в школе: рассказывание на основе личных впечатлений, подробный пересказ, краткий пересказ, выборочный пересказ, творческий пересказ. Рассказывание на основе личных впечатлений предполагает изложение фактов и впечатлений из личного опыта. Задача подробного пересказа – воспроизвести текст в той последовательности, в которой он воспринимается при чтении. Краткий пересказ предполагает сжатую передачу смысловых частей текста. Выборочный пересказ включает в себя обычно только определенные части, определенные линий произведения. При творческом рассказывании делаются дополнения и производятся различные перестройки в исходном тексте.

Изложениеявляется традиционным методом работы по развитию речи учащихся и служит для формирования навыков аудирования, запоминания, воспроизведения текста и для обогащения словаря и грамматического строя речи учащихся, а также для развития речемыслительных механизмов, тренировки памяти, закрепления и проверки правописных умений и навыков.

Классификация изложений происходит по разным основаниям. По отношению к объему исходного текста изложения бывают подробныеи сжатые.Сжатое изложение призвано передать содержание текста значительно менее подробно, чем это сделано у автора. Очевидно, что при сжатом изложении отход от авторских средств, лексики стиля будет большим, чем при подробном изложении. Именно этот вид изложения закладывает навыки конспектирования.

По отношению ксодержанию исходного текста изложения бывают полные, выборочныеили дополняющиеисходный текст. При выборочном изложении выбирается одна из микротем текста, причем в исходном тексте эта микротема может быть рассредоточена в разных частях текста. При дополняющих изложениях учащиеся должны дополнить текст концовкой, началом, описаниями или рассуждениями. Это вид работы называется изложением с элементами сочинения. Изложение с дополнительным заданием (или осложненное,или творческое)может заключаться в замене лица рассказчика: если повествование велось от первого лица, то в изложении должна произойти замена на 3 лицо (и наоборот). Или в тексте, который представляет собой отрывок, например, из «Капитанской дочки», задание требует изложить его от имени другого персонажа. Возможен и третий путь: требуется логически продолжить какой-либо текст. Такой вид изложений представляет собой переходный этап от изложения к сочинению. По способу восприятия исходного текста изложения делятся на написанные с опорой на прочитанныйи с опорой на услышанныйтекст, а также комбинированные (часть текста воспринимается на слух, часть излагается после прочтения).По степени знакомства с исходным текстом изложения делятся на изложения знакомогои новоготекста.По характеру текста изложения делятся на изложения повествовательногохарактера с элементами описания, изложения-описания, изложения-рассуждения, изложения-характеристики. Соответственно в 5 классе используют изложение текстов повествовательного характера с элементами описания (предметов, животных и т. п.) и рассуждения. В 6 классе — тексты с элементами описания помещения, пейзажа; в 7 классе — тексты, описывающие внешность человека, процесс труда; в 8 классе — тексты публицистического характера с элементами описания местности, памятников истории и культурыПо цели проведения изложения делятся на обучающиеи контрольные.

Как следует проводить обучающееизложение? Непосредственно на уроке подготовка заключается в следующем: учитель

1* выразительно читает текст;

2* объясняет непонятные слова и выражения;

3* проводит беседу с классом по содержанию.

В ходе беседы учитель добивается ответа на следующие вопросы:

1) В чем заключается основная мысль текста?

2) На какие части делится текст?

3) Какова связь между частями?

4) Какими художественными средствами раскрывается главная
мысль?

Для адекватного понимания и передачи темы текста и его идеи учащиеся должны проанализировать и стилевую принадлежность текста, а также тип текста; это определение поможет учащимся в выборе языковых средств при написании изложения. Типологическая адекватность — одно из обязательных требований, предъявляемых к изложению.

Затем можно переходить к составлению плана и подготовке рабочих материалов: записи фразеологизмов, абзацных зачинов, связующих фраз.

Далее учитель просит дать устный пересказ текста по частям и в целом. После чего учитель повторно читает текст, и учащиеся приступают к работе.

Так как при написании изложения существуют типовые ошибки, целесообразно оформить требования, предъявляемые к этому виду письменной работы, в виде памятки.

Памятка

1. Не стремиться воспроизвести текст дословно!

2. Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т. п.).

3. Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные.

4. Правильно употреблять личные местоимения.

5. Перечитать готовое изложение и а) устранить повторы, б) снять логические противоречия, в) исправить неточное употребление какого-то слова.

Для методики проведения изложений надо иметь в виду следующее: изложения на основе услышанного, то есть воспринятого только на слух, текста представляют для многих учащихся (особенно визуалов) значительную трудность, так как требуют большой концентрации внимания, поэтому учитель должен целенаправленно учить детей этапам восприятия и переработки текста.

Изложение является необходимым методом, переходным от трансформации готового текста к созданию собственного высказывания.

 



2016-09-16 713 Обсуждений (0)
Умения, необходимые для восприятия и создания высказывания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Умения, необходимые для восприятия и создания высказывания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (713)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)