Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Президент и Федеральное Собрание



2016-09-16 808 Обсуждений (0)
Президент и Федеральное Собрание 0.00 из 5.00 0 оценок




 
Законы, нормативные акты Полномочия Президента РФ Компетенция Президента РФ  
 
п. «а» ст. 84 Конституции РФ Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" Назначает выборы Государственной Думы Назначает выборы Государственной думы в связи с истечением срока её полномочий или в связи с её роспуском. Имеет право созвать Государственную Думу после выборов ранее установленного тридцатидневного срока.  
п. «б» ст. 84 Конституции РФ Распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ 1. Имеет право распустить Государственную Думу: -в случае трёхкратного отклонения ею предоставленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ); -при двукратном вынесении недоверия Правительству в течении трёх месяцев (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ); -при отказе Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ) 2. Не имеет права распускать Совет Федерации  
п. «в» ст. 84 Конституции РФ; ФКЗ «О референдуме» от 10.10. 95г Назначает референдум в порядке, установленном (ФКЗ) Издает указ о назначении референдума. В нем определяется дата проведения референдума. Голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа.  
п. «г» ст. 84 Конституции РФ Положение о полномочных представителях Президента РФ в палатах Федерального Собрания РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 9 марта 1996 Вносит законопроекты в Государственную Думу Назначает официальных представителей при рассмотрении законопроектов в палатах. Право законодательной инициативы Президента РФ не отличается от аналогичного права других субъектов законодательной инициативы.  
п. «д» ст. 84 Конституции РФ Положение о порядке взаимодействия Президента с палатами Федерального собрания в законотворческом процессе.(Указы Президента от 13. 04. 1996г. и от 4.03. 1998г) Подписывает и обнародует федеральные законы. В соответствии со ст. 107, 108 Конституции РФ Обязан подписать и обнародовать закон в течении 14 дней. Имеет право отклонить закон (право вето) Имеет право на возвращение принятого палатами закона.  
п. «е» ст. 84 Конституции РФ Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлени- ях внутренней и внешней политики государства. Ежегодные послания заслушиваются на совместном заседании палат парламента, обсуждению в парламенте не подлежат и учитываются им в своей деятельности. Послания Президента не являются нормативными актами, это акты политического характера, содержащие программные принципы.  

Полномочия Президента в сфере законодательной власти МУРУ:

1.Государственная Дума

Президент не влияет на формирование ГД. ГД дистанцировалась от Президента только визуально, потому что известно (111, 112 ст КРФ), что Президент может распустить ГД.

Например, Ельцин предлагал ГД Басаева на должность председателя Правительства, ГД отклонила, соответственно – Ельцын распустил ГД и назначил Чубайса Председателем Правительства.

В 98 году Черномырдин в отставке, Ельцин предложил на пост председателя Правительства Кириенко, ГД отклонила эту кандидатуру, потому что у Кириенко не было достаточного опыта. Ельцын снова вносит эту кандидатуру. ГД снова отклонила. На третий раз ГД согласилась. Через полгода дефолт. Курс упал в 4 раза.

Ст 117 затрагивает порядок отставки Правительства РФ: Прав-во может быть отправлено в отставку по решению Президента после недоверия ГД.

Конституция определяет сильную зависимость ГД от Президента РФ.

 

2. Совет Федерации (2 представителя от субъекта)

Сегодня власть СФ зависима от власти Президента РФ.

С июля 14 года порядок формирования СФ изменен. Теперь предусмотрено, что 10 % дополнительно к основному количеству может назначать Президент СФ (17 человек). Это существенно расширяет власть Президента.

Кроме того, 85 представителей ИВ. Эти лица (90%) назначаются Президентом РФ. Косвенно президент участвует в назначении половины состава СФ.

Т.о., Президент РФ обладает большими полномочиями в сфере буквального формирования СФ. На самом деле, есть и незаметные рычаги. Необходима ли такая концентрация власти в одних руках?

Например, финансовые рычаги. Они есть у Президента. Все субъекты заинтересованы в получении федеральных программ – выделении средств из бюджета (постройка дамб, дорог и тп.). Значит, каждый субъект хочет иметь хорошие отношения с Президентом.

Пример, Руцкой, вице-президент при Ельцине, противник Ельцина. Его назначили губернатором Курской области – перестал критиковать федеральную власть=)

 

Вывод: Президент РФ обладает значительными полномочиями в отношении власти в целом, палат.

Девочки, просмотрите вышеперечисленные документы

 

50.Полномочия Президента Российской Федерации в сфере судебной власти.

 

Взаимодействие Президента РФ с судебной властью выражается в следующем:

1) Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда (п. «е» ст. 83); Президент имеет единоличное право выдвижения кандидатур для назначения на должности судей высших судебных органов РФ.

При отклонении Советом Федерации кандидатур, представленных Президентом РФ для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Президент представляет иную кандидатуру. Это результат усиления полномочий Президента.

2) судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом (ст. 128); Сегодня Президент назначает всех федеральных судей своими единоличными указами (городские, областные, военные, арбитражные суды). Судьи федеральных судов назначаются пожизненно. Итак, федеральная судебная власть очень зависит от Президента.

 

Руководители высших судов назначаются на 6 лет, назначение может повторяться (для о/ю – 2 раза, для КС – не ограничено). Но в другом суде можно руководить снова 2 срока.

 

3) Конституция РФ предоставила право Президенту РФ обращаться в Конституционный Суд, а также в суды общей юрисдикции (ст. 85, 125);

4) Президент РФ осуществляет помилование (п. «в» ст. 89). Актом помилования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим ходатайством.

 

Девочки, прокуратура и судебная власть отделены, но вдруг спросит, просто помните что: Президент представляет Совету Федерации также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ;

Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

 

51.Правовые акты Президента Российской Федерации.

 

Полномочия Президента РФ реализуются через принятие им правовых актов. Акты Президента - это предусмотренные Конституцией юридические формы выражения решений, принимаемых главой государства в пределах его конституционных полномочий. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения.Указ нормативного значения - правовой акт, относящийся к неопределённому кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций, содержит общие правила поведения и рассчитан на многократное применение.

Указ ненормативного значения -касается конкретных отношений, определённых органов государства, конкретных предприятий, лиц.

К нормативным, например, , относятся Указы, которыми утверждено Положение о государственных наградах в РФ. Указ же о награждении конкретного лица, к примеру орденом «За заслуги перед Отечеством», относится к числу ненормативных (индивидуально-правовых, или правоприменительных). В форме указов издаются решения о назначении и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти, о гражданстве, о предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении почетных званий, высших воинских и высших специальных званий, о помиловании. В отношении указов Президента в Конституции не предусмотрена их отмена. Соответствие нормативных указов Конституции может быть установлено только Конституционным Судом в порядке конституционного судопроизводства. В случае признания Судом указа (или его отдельных положений) не соответствующим Конституции РФ Указ (или его отдельное положение) утрачивает юридическую силу. Ненормативные акты Президента могут быть оспорены в Верховном Суде РФ.
Указы Президента могут восполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что: 1) отсутствует соответствующий федеральный закон по данному предмету регулирования; 2) такие указы не противоречат Конституции и федеральным законам; 3) их действие во времени ограничено периодом до принятия соответствующих актов законодателем.

Распоряжение - акт индивидуального организационного характера по оперативным управленческим вопросам. Распоряжения - акты, как правило, ненормативные по своему содержанию, отражают индивидуальное указание Президента. (пример: распоряжение «о поощрении работников Федерального архивного агентства»)

 

Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ, имеют прямое действие и не нуждаются в каком-либо одобрении (ратификации) законодательных или исполнительных органов государственной власти или субъекта РФ.

Указы и распоряжения являются подзаконными актами, они не должны противоречить как Конституции РФ, так и Федеральным законам. В системе подзаконных актов акты Президента РФ имеют наибольшую юридическую силу. Вместе с тем отсутствие в Конституции РФ четкого разграничения предметов нормотворческой компетенции Президента РФ и Федерального Собрания позволяет толковать правотворческую деятельность Президента РФ достаточно широко, оправдывая «вторжение» Президента РФ в сферу законодательства.

 

Peшeниe o гoтoвнocти пpoeктa aктa к пpeдcтaвлeнию Пpeзидeнтy пpинимaeт Pyкoвoдитeль Aдминиcтpaции Пpeзидeнтa PФ.

Укaзы, pacпopяжeния пoдпиcывaютcя coбcтвeннopyчнo Пpeзидeнтoм.

 

1. Указы и распоряжения Президента РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

2. Акты Президента РФ(и акты Правительства РФ )в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", Собрании законодательства РФ и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны РФ.

Официальным опубликованием актов Президента РФ( и актов Правительства РФ)считается первая публикация.

3. Акты Президента РФ( и акты Правительства РФ) могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

4. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента РФ осуществляет Государственно-правовое управление Президента РФ.

5. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

7. В актах Президента РФ (и актах Правительства РФ) может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

52.Порядок избрания Президента Российской Федерации.

Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина РФ в выборах Президента РФ является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента РФ, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента РФ, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента РФ, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента РФ, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий.

 

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента РФ за пределами территории РФ, обладает равными с иными гражданами РФ правами на выборах Президента РФ.

Не имеет права избирать Президента РФ и быть избранным Президентом РФ, участвовать в иных избирательных действиях гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Не имеет права быть избранным Президентом РФ гражданин РФ, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ должность Президента РФ второй срок подряд.

Не имеет права быть избранным Президентом РФ гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин РФ:

1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

1.1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;

1.2) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;

2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, если на такого гражданина РФ не распространяется действие подпунктов 1.1 и 1.2 настоящего пункта;

3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента РФ состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; И ДРУГИЕ!!!!

6. Гражданин РФ, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента РФ, если голосование на выборах Президента РФ состоится до истечения установленного судом срока.

 

Федеральный избирательный округ:

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Назначение выборов Президента Российской Федерации:

2. В соответствии с Конституцией РФ выборы Президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором шесть лет тому назад был избран Президент РФ. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

3. Если Совет Федерации Федерального Собрания РФ не назначит выборы Президента РФ , выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ

4. В случае прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента РФ. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ.

 

Право выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации

1. Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов , а также в порядке самовыдвижения. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 7500 подписей. Политическая партия (за исключением политических партий, указанных в пункте 2 настоящей статьи) обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 2500 подписей.
2. Регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ допущен к распределению депутатских мандатов, может осуществляться на основании решения политической партии о выдвижении кандидата без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в Центральную избирательную комисси документов, необходимых для регистрации кандидата. На основании указанного решения без сбора подписей избирателей осуществляется также регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов (спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") в действующих на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации.

 

2. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин РФ, не имеющий права быть избранным Президентом РФ.

3. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента РФ и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента РФ в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий..

Регистрацию кандидатов осуществляет ЦИК

Выборы Президента РФ могут быть только альтернативными: если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, то выборы по решению ЦИК откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов.

Выборы Президента РФ осуществляются по единому (общероссийскому) одномандатному избирательному округу, результаты выборов определяет ЦИК. Для определения результатов выборов применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства: избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей (50 % плюс один голос), принявших участие в голосовании.Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность президента Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование на выборах президента Российской Федерации по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование по зарегистрированному кандидату назначается при наличии письменного заявления зарегистрированного кандидата о согласии на проведение по его кандидатуре повторного голосования.

Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах.

По итогам повторного голосования избранным на должность президента Российской Федерации считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата.

 

Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации. При вступлении в должность в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ (на практике круг присутствующих намного шире) Президент РФ приносит народу присягу, текст которой закреплен в ч. 1 ст. 82 Конституции РФ. Именно с момента принесения присяги приступает к исполнению полномочий избранный Президент РФ и прекращает их исполнение прежний Президент РФ.

ст. 81 Конституции РФ, а их детализация – в Федеральном

законе от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».ЧИТАТЬ ФЗ И КОНСТИТУЦИЮ!!!!!!!

 

 

53. Основания досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации.

Президент прекращает исполнение полномочий досрочно по трем основаниям, предусмотренным в ст. 92 и 93 Конституции РФ: 1) в случае его отставки; 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) отрешения от должности. Во всех указанных случаях обязанности Президента временно исполняет Председатель Правительства РФ. Однако исполняющий обязанности не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

1. Отставка – это добровольное сложение действующим Президентом своих полномочий по собственному волеизъявлению. В основе отставки могут лежать различные причины: состояние здоровья, усталость, осознание своей неспособности справляться с грузом проблем, лежащих на плечах Президента, семейные и иные личные обстоятельства.

Конституция РФ не предусматривает процедуры «принятия» или «непринятия» отставки Президента и не регулирует процедуру отставки – перед кем Президент должен заявить о своей отставке, получает ли это какое-либо правовое оформление, с какого момента вступает в силу отставка, каким образом оформляется исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства, как быть, если и последний по каким-либо причинам не сможет взять на себя исполнение полномочий Президента.

Поскольку в РФ ни в Конституции, ни в федеральном законодательстве не урегулированы вопросы такого рода, рассмотрим, как на практике была оформлена отставка Президента Б. Н. Ельцина.

Президент обратился по телевидению и радио с обращением к жителям России 31 декабря 1999 г., в котором сообщил о своем уходе в отставку. Он подписал Указ «Об исполнении полномочий Президента РФ». В Указе он объявил, что в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ прекращает исполнение полномочий Президента РФ. Одновременно этим же Указом Президентом было определено, что полномочия Президента временно исполняет Председатель Правительства РФ . В этот же день был издан Указ Президента РФ «О временном исполнении полномочий Президента РФ», подписанный исполняющим обязанности Президента В. Путиным, в котором указывалось, что последний приступил к временному исполнению обязанностей Президента в 12 час. 00 мин. 31 декабря 1999 г. Одновременно ушедший в отставку Президент своим Указом освободил Руководителя Администрации Президента, а исполняющий обязанности Президента своим Указом назначил то же лицо на ту же должность и, кроме того, произвел очередные кадровые изменения и перестановки в Администрации Президента.

В Законе о выборах Президента РФ установлено, что Президент, подавший в отставку, не может быть выдвинут кандидатом в Президенты на выборах Президента, назначенных в связи с отставкой.

2. Вторым основанием досрочного прекращения полномочий Президента РФ является стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия. Законодательно порядок досрочного прекращения полномочий Президента по этому основанию также не урегулирован. Конституционный Суд в постановлении от 11 июля 2000 г. по делу о толковании 92 (ч. 2) Конституции отметил, что решение этого вопроса может проходить при наличии урегулированной особой процедуры, что не входит в полномочия Конституционного Суда. Однако Суд определил те конституционные начала, которые должны обусловливать основы порядка (процедуру) его решения. Они заключаются в следующем:

1) для досрочного освобождения главы государства от должности по состоянию здоровья необходимо выработать особый порядок (процедуру) такого решения;

2) положения о порядке установления степени утраты трудоспособности, определенные в Основах законодательства об охране здоровья граждан, не связаны с применением ст. 92 (ч. 2) Конституции;

3) для установления стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия требуется особая процедура с целью объективного подхода к определению фактической невозможности для Президента в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер;

4) для досрочного прекращения полномочий Президента в таком случае может не являться обязательной предпосылкой волеизъявление Президента;

5) приведение в действие досрочного прекращения полномочий Президента по состоянию здоровья допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом своих полномочий или добровольной его отставкой;

6) порядок установления стойкой неспособности Президента осуществлять свои полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента, а тем более – в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента.

Ни Конституция, ни законодательство не регулируют и порядок замещения должности Президента в случаях временной неспособности Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. Президент, как показала практика, издал Указ «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации». Полномочия Президента в таком случае возлагались на Председателя Правительства Указом Президента. Такой Указ был издан Президентом Б. Н. Ельциным сначала в общей форме, а затем, когда он лег на операцию, другим Указом возложил исполнение обязанностей на Председателя Правительства. Как только закончилась операция, Президент объявил о своем вступлении в должность Президента.

В соответствии с определенными Конституционным Судом конституционными началами урегулирования особой процедуры установления стойкой неспособности Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия должен быть закрыт данный пробел в российском законодательстве.

3. Третьим основанием досрочного прекращения полномочий Президента РФ является отрешение его от должности.

Отрешение Президента от должности высшая форма ответственности Президента.

Исходя из статуса главы государства, факта всенародного избрания Президента, порядок его отрешения от должности не может быть упрощенным.

Поэтому вполне правомерно Конституция РФ установила достаточно сложный порядок отрешения Президента от должности (ст. 93). Для этого требуется инициатива не менее одной трети депутатов Государственной Думы, причем при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. В самой процедуре отрешения задействованы обе палаты Федерального Собрания, Конституционный Суд и Верховный Суд. Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Совет Федерации отрешает Президента от должности. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат. Сняты имевшие место в прежней Конституции такие размытые, допускавшие широкое толкование формулировки оснований для отрешения Президента от должности, как «нарушение Конституции, законов Российской Федерации, а также данной им присяги». По действующей Конституции отрешение возможно только на основании обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Эти категории имеют строго юридическое содержание, не могут произвольно трактоваться, подлежат квалифицированной правовой оценке.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

 

В Федеральном законе «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» прямо оговаривается, что закон устанавливает гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности, либо досрочно: в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.(смотреть ФЗ от 12.02.2001 № 12 «О гарантиях президенту…»)

Правовые и социальные гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи установлены ФЗ от 12.02.2001 №12-ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»:

· – ему пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер;

· – за ним сохраняется право на медицинское обслуживание, которое предоставлялось на день прекращения полномочий;

· – он обладает неприкосновенностью (не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные в период исполнения полномочий, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу;

· – его неприкосновенность распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку;

· – он независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения Президента РФ (выплата денежного содержания приостанавливается в случае замещения им государственной должности, на период замещения данной должности);

· – ему предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач;

· – он имеет право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций;

· – он имеет право на бесплатное пользование на территории РФ правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти;

· – все виды его почтовых и телеграфных отправлений обрабатываются и доставляются в разряде правительственных;

· – он имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников.

Он может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления (Генеральный прокурор направляет представление в ГД, принятое ГД постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности направляется в трехдневный срок в СФ, который в трехмесячный срок рассматривает данный вопрос. При отказе ГД или СФ данное дело прекращается).

Расходы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, связанные с обеспечением ему социальных гарантий, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

54. Отрешение от должности Президента Российской Федерации.

 

(Ст.93К)(Импичмент) - инициируемая парламентом юридическая процедура, предусматривающая лишение главы российского государства его полномочий. Процедура отрешения Президента РФ от должности складывается из трех этапов.

1. Выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ должно содержать конкретные указания на признаки тяжкого преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ и заключение специальной комиссии рассматривается на



2016-09-16 808 Обсуждений (0)
Президент и Федеральное Собрание 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Президент и Федеральное Собрание

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (808)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)