Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задание для самостоятельной работы



2016-09-16 520 Обсуждений (0)
Задание для самостоятельной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




История экономических учений

Учебное пособие

 

Ростов-на-Дону

Феникс


Рецензенты:

Кафедра экономической теории ИППК при МГУ

д.э.н., главный научный сотрудник ИЭ РАН Ольсевич Ю.Я.

 

Учебное пособие содержит систематическое изложение курса истории экономических учений в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Большое внимание уделено современным экономическим теориям, а также российской и постсоветской экономической мысли.

В пособии даются представления об основных течениях экономической мысли и школах, их влиянии на экономическую политику, о причинах кризиса марксизма-ленинизма и необходимости перехода на более общие позиции мирового экономического знания.

Дается краткая хрестоматия, портреты Лауреатов Нобелевской премии по экономике, приводится хронологическая таблица и библиография.

Учебное пособие предназначено для студентов экономических вузов, факультетов и колледжей, а также все интересующихся этой областью знаний.

 


От авторов

В последние 2-3 года появилось около десятка учебных пособий по истории экономических учений. Их можно разбить на следующие группы:

Капитальные и подробные - М.Блауг; 6-ти томник «Всемирная история экономической мысли»; 3-х томник МГУ под ред.А.Г.Худокормова. Их немного по тиражу, они подходят для «продвинутого» студента.

Учебные пособия, поданные как чисто методические разработки - планы лекций, семинаров, метод.указания, задания, тесты, вспомогательный материал (В.Грачев (1997), А.Суриков (1998)). Это скорее пособия для преподавателей. Они занимают свою отдельную и специфическую нишу на рынке учебной литературы по истории экономических учений.

Курсы лекций С.Бартенева (М.: БЕК, 1996), В.Костюка (М., 1997), И.Агаповой (М., 1996; М., 1998), учебник Я.Ядгарова (М., 1996 и 1997 в 2-х изданиях), которые дают достаточное для знакомства представление о предмете, но мало ориентиорованы на современную экономическую мысль (то есть на половине ХХ в.), в них недостаточно отражена идея связи истории экономических учений и исторических событий, деятельности идеологов и интересов общественных групп.

Профессор Белоусов В.М. и доцент Ершова Т.В. подготовили учебное пособие, которое может использоваться как для изучения персоналий и исторического контекста (начало каждой темы и хронологические таблицы), так и для ознакомления с современными теориями (раздел V), причем с общим прогнозом движения экономической мысли (введение, заключение). Общая редакция, подбор и компановка материалов хрестоматии, структура разделов и тем осуществлена Белоусовым В.М. Авторами отдельных тем являются: Белоусов В.М. - Введение, тема 1 (в соавторстве), темы 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 14, Заключение, раздел Лауреаты Нобелевской премии (в соавторстве), хронология; Ершова Т.В. - тема 1 (в соавторстве), темы 2, 3, 4, 10, 13, раздел Лауреаты Нобелевской премии (в соавторстве).

Выражаем глубокую признательность Матяш И.А., без чьей осмысленно-компьютерной обработки наших рукописей оформление пособия было бы еще более далеким от идеала.

И последнее: выводы и обобщения, сделанные в учебном пособии в случае их спорности или неприемлемости для кого-то из читателей, авторы берут полностью на свой счет, как, впрочем, и неизбежные недоделки или фактологические неточности.

 

Введение

Предмет и метод истории экономических учений.

Основные этапы развития экономической науки.

Предметом истории экономических учений является процесс возникновения, развития, опровержения под давлением новых фактов и смены экономических воззрений различных идеологов социальных групп, школ, течений идеологов. Если экономическая теория отражает конкретно-историчес­кую хозяйственную действительность, то история экономических учений отражает состояние самого экономического знания в его кумулятивном (накопительном) росте и прогресс инструментария экономического анализа. Фигурально выражаясь, история экономических учений это «научающее отражение отражения». При этом взгляды на течение экономической мысли, как правило, бывают трех типов: исторический, критический и логический. Исторический тип подачи материала подчеркивает социально-политическую обстановку в контексте создаваемой теории, философскую моду того времени, достижения других наук, подробности биографий идеологов, специфику и традиции школ. Примером такого подхода служит замечательная книга А.В.Аникина «Юность науки».

Критическое направление занимается теориями своих предшественников для того, чтобы, указав на их недостатки, обосновать собственную альтернативу. Особенно это характерно для немецкой исторической школы, отчасти для институционалистов. Наиболее ярким примером являются «Теории прибавочной стоимости» К.Маркса. Как правило для авторов критических историй экономической мысли их анализ трудов предшественников не имеет самостоятельного значения и использовался для построения собственных концепций.

Третий, логический тип, разрабатывает истории не идеологов или направлений, а инструментов анализа, концепций, моделей и т.д. - вообще внутренней логики развития самой науки, ее парадигмы. Наиболее типична в этом случае книга М.Блауга «Экономическая мысль в ретроспективе», где точкой отсчета служит не прошлое, а сегодняшнее состояние теории.

Все это следует учитывать, беря в руки ту или иную работу тех или иных авторов.

Метод истории экономических учений, как и метод исследований вообще, состоит в своем ядре из ряда приемов, способов, инструментов применяемых в системе определенной «философии истории» (методологии) с целью вычленения из объекта исследования (т.е. экономической жизни прошлого и настоящего и ее отражения в головах ученых и политиков) своего «рамочного поля», то есть своего собственного предмета: исторического видения развития экономических теорий. При этом сам предмет может сужаться только до истории политической экономии, или только до истории «Экономикс», а может расширяться, охватывая экономические представления доиндустриальной эпохи, вкрапленные в государственные документы, религиозные воззрения, манифесты тех или иных движений, применяемое хозяйственное законодательство, проводившиеся специальные реформы, требования различных восстаний, программы политических партий и движений, то есть до истории экономической мысли.

Метод включает ряд принципов и конкретных исследовательских приемов.

Принцип историзма состоит в последовательном и возможно более широком охвате взглядов, доктрин, концепций в течении исторического времени, фиксируя хронологически появляющиеся источники и их авторов. Этому методу свойственны некоторая описательность, а также фиксация того нового, что вносит каждый выдающийся ученый в экономическую теорию. В русле этого принципа анализируются типичные школы и направления, которые порой получали свое наименование по географическому признаку (австрийская школа, напр.) или по лидеру, по комплексу идей, по методологии (марксизм, кейнсианство, институционализм и т.п.).

Логический принцип состоит в фиксации развития внутренней логики научных теорий, системы категорий, проблемному построению анализа (теории фирмы, теории экономического роста и т.д.).

Принцип сравнения или компаративный метод состоит в сравнивании теорий, как друг с другом, так и с действительностью, с помощью чего можно увидеть достижения той или иной теории или ее специфичность.

Распространен эклектический принцип, суть которого состоит в попытках синтеза различных теорий, их непротиворечивого толкования. Яркий пример - теория А.Маршалла, или «Великий неоклассический синтез» П.Самуэльсона. Этот подход в значительной степени популярен и для постсоветской экономической мысли (особенно в попытках соединения трудовой теории стоимости и теории полезности).

В последнее время все шире используется метод экономико-математического моделирования для анализа работ, ранее написанных их авторами исключительно вербальным способом (см. напр. учебник М.Блауга).

Монографический метод состоит в описании взглядов одного, данного ученого или какой-либо его работы, исчерпывающе объясняющем его позиции. При этом научным подходом является достижение максимальной аутентичности - то есть понимания того, что действительно говорил или понимал данный автор. Наиболее трудная судьба выпала в этом смысле К.Марксу и, несколько в другом ракурсе, - Дж.М.Кейнсу.

Обычно, излагая историю экономической мысли авторы используют многие методы создавая, по возможности, системное видение формирования и развития экономической мысли.

Основные этапы экономической мысли можно выделить исходя из ряда критериев, среди которых наиболее существенное влияние на появление новых учений оказывали, во-первых, интересы общественных сил, то есть, новые идеи порождались социально-экономическими и политическими проблемами своего времени; во-вторых, появлением крупных мыслителей, создававших часто и свои школы; в-третьих, влиянием собственной логики экономической теории, степенью ее системности и силой аналитического аппарата (например, нарастание мощности и глубины представлений о природе и причинах богатства, о сущности и функции денег, о месте и роли государства и т.п. В разное время и в разных странах данные критерии менялись местами но общее их воздействие всегда имело место. Еще раз напомним, что сама экономическая теория развивалась под воздействием крупных событий, таких как, например, великие географические открытия, промышленный переворот, две мировые войны, революции, экономические кризисы, НТР и т.д.

Первый, длительный по времени этап, относится к доиндустриальному периоду истории, охватывая Древние цивилизации, Эллинизм, Римскую империю (IV тысячелетие до н.э. - V в. н.э.), а затем эпоху Средневековья, вплоть до конца XVII в. В первой половине этого этапа, соответствовавшего эпохе Древних Цивилизаций, для экономической мысли была характерна ее недиференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых воззрений. Зафиксированные в письменных источниках экономические воззрения вращаются в основном вокруг проблемы функционирования хозяйства, госуправления, ответственности за собственность. Это социально-философские трактаты отдельных лиц , своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Завета, позже - Корана.

Во второй половине этого этапа, соответствовавшего средневековью (V в. - XVII в.) было два подэтапа. Первый (V - XV вв.) содержал развитие взглядов по таким проблемам как сословное положение, вопросы владения землей и распределения доходов, отношения корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.). Политическая власть находилась в руках светских и церковных феодалов (собственников земли), огромную роль играли традиции и господствовало религиозное мировоззрение. Основными теоретиками были схоласты, экономические идеи черпались также из ересей (например, - равенство, обязанность трудиться, осуждение продажи индульгенций), требований крестьянских восстаний, раннеутопических социалистических идей.

Второй подэтап (поздний феодализм) пришелся на период разложения феодализма и формировался в основном на европейском континенте (и отчасти в Северной Америке, тогдашних С-АСШ). Ведущее учение этого времени - меркантилизм (термин ввел А.Смит, кн. IV гл.1. «Исследования о природе и причинах богатства народов»). Эпоха возрождения изменила прежние социальные идеалы, породила новые подходы к представлениям о богатстве, его природе и причинах. Меркантилизм явился экономико-теоретическим обоснованием формирования и развития национального государства, обосновал его функции, прежде всего ведущие к обогащению нации в целом, разработали торговый баланс, видел богатство нации в росте золота, денег. Меркантилизм возник в преддверии и во время Великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов и делился на ранний и поздний (первый - до сер. XVI в., второй - сер. XVII - нач. XVIII). Расцвет российского меркантилизма пришелся на время Петра I.

Политика протекционизма была выгодной для многих стран, где были развиты идеи меркантилизма (Англия, Франция и др.), но к концу XVII - началу XVIII веков привела к ограничениям в торговле, конфликтам, ухудшению дел в отраслях ориентированных на внутренний рынок. Меркантилизм вступил в противодействие с потребностями экономического развития и ушел в тень, хотя некоторые его принципы и понятия используются и в современной теории экономических отношений, в том числе международных.

Вслед за меркантилизмом появилось учение физиократов, что дословно означало «власть природы», считавших, что богатство возникает естественным путем и «матерью богатства» выступает природа, связывая все с сельскохозяйственным производством, дававшим в те времена (XVIII в.) практически весь национальный продукт. Источником богатства была объявлена не деятельность по обмену, а труд в земледелии и его результат - названный «чистым продуктом». Кроме того, физиократы в лице Ф.Кенэ сделали гениальную попытку анализа общественного воспроизводства посредством установления баланса пропорций между натуральными и стоимостными потоками и частями совокупного общественного продукта и субъектами производственных отношений - классами общества.

Вскоре после меркантилистов и физиократов на историческую сцену выходит классическая школа политической экономики, идеи которой не потеряли своего значения до наших дней. Расцвет этого направления пришелся на XVIII век, особенно его вторую половину и начало XIX в. Первым представителем этого направления считают Вильяма Петти, главными фигурами - Адама Смита и Давида Рикардо, а завершителем - Джона Ст.Милля. Двое первых жили в эпоху мануфактурного производства, а два последних - в эпоху промышленного переворота, когда Англия стала «мастерской мира». В работах Смита и Рикардо особенно четко показана роль труда как созидателя богатства, его всесторонние характеристики (разделение труда, производительность, характер труда и т.д.). Выработаны основные понятия экономической науки (особенно стоимость, капитал, продукт и его структурные части, рента и т.д.). Сама экономическая теория впервые предстала как цельная система и по сути дела как особая отрасль знаний.

В XIX веке экономическая теория приобретает уже довольно сложный характер, порождая направления и школы как внутри классической политэкономии так и ее антипода - «пролетарскую политэкономию».

В самый канун XIX века разразилась Французская буржуазная революция, затем в первой его трети произошел скачек производительных сил на базе парового двигателя и ткацкого станка. В период Промышленного переворота налаживалось массовое производство материальных благ, начался расцвет металлургии, горного дела, станкостроения. Рука об руку с этими сдвигами шло появление инженеров как массовой профессии, формирование промышленного пролетариата, его первых классовых битв (1830, 1848), создание тред-юнионов (профсоюзов). Начались (с 1825 г.) кризисы перепроизводства, произошли масштабные колониальные завоевания, стали формироваться национальные государства, прогремели наполеоновские войны.

Все это привело к появлению, во-первых, более умеренного чем классики крыла так называемых «буржуазных», «вульгарных» (К.Маркс) экономистов; во-вторых, к критике капитализма с мелкобуржуазных позиций; в-третьих, к появлению утопического социализма в его классической форме и, наконец, рождению марксизма - радикальной экономической теории, трактовавшей ход истории как классовую борьбу, обосновывавшей экономическую необходимость экспроприации экспроприаторов, заложившей теоретический фундамент коммунистической общественно-экономической формации и ее первой фазы - социализма. Этой теории, получившей по имени своего создателя название «марксизм» и воплощенной в незавершенном труде К.Маркса «Капитал», суждено было в ХХ веке стать государственной идеологией для трети человечества и в конце века потерпеть крушение вместе с мировым социализмом и распадом СССР.

В последней трети XIX века в рамках немарксистской политэкономии была предпринята и увенчалась мощным результатом «маржиналистская революция», суть которой сводилась, во-первых, к модификации предмета экономической теории: от труда - к полезности, от производства - к потреблению, от объективного - к субъективному и, во-вторых, к применению нового, математического метода и принципа предельных величин, равновесия, оптимума. Родилась австрийская школа предельной полезности (Менгер, Визер, Бем-Баверк) и другие школы маржинализма, создатели которых, в том числе экономисты-математики, творили и в Англии (Джевонс), и во Франции (Курно А., Вальрас Л.) и в Германии (Тюнен Н., Госсен Г.). Затем пришла вторая волна маржинализма - в конце XIX в., - создавшая обновленную систему категорий и законов, получившую название «Экономикс» (А.Маршалл, 1890 г.).

ХХ век начался с мирового кризиса (1900), скачка концентрации промышленности и банков, качественных изменений в переделе сфер влияния и вывозе капитала, а вскоре и Первой мировой войной. Капитализм эпохи свободной конкуренции сменился эпохой империализма. Все эти тектонические сдвиги общественной жизни привели к возникновению новых экономических теорий - школ и направлений.

Одним из заметных среди них стало институциональное направление. Суть его состояла в критике капитализма и попытке его реформирования (практическая функция), а также в критике экономикса и его методологии маржинализма за излишнюю формализацию, абстрактность и догматизацию постулата о рыночном равновесии и совершенной конкуренции в эпоху обозначившихся трансформационных сдвигов. Принято считать, что прародителями институционализма были старая и новая исторические школы (Германия), но следует учитывать и влияние марксизма, и собственные оригинальные подходы социального экономиста Т.Веблена, правоведа-экономиста Дж.Коммонса, статистика-экономиста, искавшего циклические закономерности - У.Митчелла. За счет включения в предмет исследования экономической науки проблем исторической динамики, социологии, права, различных институций (типа: сделка, государство, семья, социальный контроль, инстинкт, техника и т.д. и т.п.) основатели этого направления приблизили экономическую теорию к жизни, к социально-экономической политике. Постепенно с американского континента это течение переправилось и в Европу (особенно развившись во Франции) и дало название новой стадии капитализма - империализма (А.Гобсон), использованное и развитое затем В.И.Лениным и другими марксистами. После второй мировой войны это течение зафиксировало трансформацию капиталистического строя в новое качество (в терминах институционалистов - это «Народный капитализм», «Государство всеобщего благоденствия» и «Новое индустриальное общество»). Сторонники этого достаточно неортодоксального направления стали называться к середине ХХ в. социально-институциональным направлением, имея на фланге обособившуюся «Радикальную политэкономию», теоретики которой резко критиковали сложившийся государственно-монополистический капитализм, были наиболее контактны с марксизмом и стали авторами теории конвергенции - сближения двух социально-политических систем: капитализма и социализма в некую непротиворечивую общность.

В первой трети ХХ в. родилось и еще одно направление западной экономической мысли - так называемая «теория регулируемой экономики» или по имени ее создателя Дж.М.Кейнса - кейнсианство. Следует учитывать, что «маржиналисты» недостаточно адекватно «рефлексировали» и на новую стадию развития капитализма и на факт усиления госрегулирования в период Первой мировой войны, и на Октябрьскую революцию в России, и на первые пятилетки, и на Великую Депрессию (мировой экономический кризис 1929-1933 гг.). Все эти события никак не соответствовали их представлениям о роли и месте рынка, внутренней сбалансированности экономики через механизм спроса и предложения и др. Налицо были явные и масштабные «провалы рынка». Все это и привело к кейнсианской парадигме госвмешательства и выработке макроэкономических категорий типа валового национального продукта, склонности к сбережению, неполной занятости, эффективного спроса и других совокупных (агрегатных) величин, позволяющих описать и, что особенно важно - смоделировать экономико-математическим способом движение народнохозяйственных процессов (потоков, ресурсов, запасов, эффектов, коэффициентов и т.д.). В этой связи следует отметить, что марксисты в теории и советская правящая номенклатура на практике придерживались с самого начала так называемого народнохозяйственного подхода, а госрегулирование в СССР - «родине победившего марксизма-ленинизма», - достигло абсолютных масштабов. Кейнс, посещавший не раз СССР в 20-30-х гг., и изучавший опыт первых советских пятилеток, а также труды Маркса не мог не воспринять ряд идей, потом на Западе отнесенных к макроэкономике, хотя он - идеологически подчеркнуто обозначал неприятие и пятилеток, и марксизма.

Период между двумя мировыми войнами и уже отмеченные исторические события отражались и на судьбе двух идущих из XIX в. направлений экономической мысли. Так, марксизм, получивший - по воле И.Сталина - название марксизм-ленинизм (по сути -«сталинизм») стал ортодоксальной государственной доктриной в СССР и позднее - в «Социалистическом лагере» (костяк его составили страны-члены СЭВ). На Западе, особенно в Европе, стал развиваться австромарксизм, как официальная теоретическая платформа Социнтерна. Эту ветвь марксистской доктрины развивали К.Каутский, Э.Бернштейн, М. и Ф.Адлеры, О.Бауэр, Р.Гильфердинг. За более умеренный характер она получила название (от марксистов) социал-реформизма. Возникли в марксистском течении и ревизионисты - троцкизм, позже - маоизм, а затем - еврокоммунизм. Ревизионизм марксисты делили на «левый» и «правый». Все разногласия порождались расхождением взглядов на собственность, на последствия НТР, на стратегию мирового коммунистического и рабочего движения, на судьбы мировой революции, гонку вооружений, глобальные проблемы, отношение к странам так называемого «третьего мира», на советский социализм. Возникло множество «моделей социализма», авторы которых активно дискутировали об их истинности.

Классическое направление, которое шло от А.Смита и было преобразовано в Экономикс, и, как уже отмечалось, в первой половине ХХ в. подверглось критике, стало отодвигаться на задний план, особенно кейнсианством, но не ушло из преподавания в западных университетах и колледжах, составив круг тем, рассматриваемых в разделе «микроэкономика» и сохранилось как неоклассическое теоретическое ядро западной экономической теории. В 70-е годы ХХ в. оно снова стало господствующим под именем «неоклассицизм», с теоретическим ядром теории «Монетаризма», пройдя через послевоенный этап неолиберализма (в Германии) и опыт неоклассического синтеза (США).

Вторая половина ХХ в. и особенно его последняя треть ознаменовались переходом НТР в научно-технологический этап, распространением транснациональных корпораций, трансформацией капитализма в постиндустриальную стадию, возрождением и новой ролью малого бизнеса, интернационализацией экономических процессов, вторым по глубине мировым экономическим кризисом 1974-75 гг., отказом от Бреттон-Вудской системы международных расчетов, продолжительным периодом стагфляции (70-е гг.), то есть сочетанием высокого уровня инфляции и массовой безработицы. Эти процессы отодвинули кейнсианство на второй план, возродив либеральную экономическую доктрину, разгосударствление, «социальное рыночное хозяйство» как реальность социально-экономической жизни. Современная экономическая мысль Запада характеризуется углублением представлений о механизмах экономического роста, денежно-финансовой политики, возрастанием удельного веса глобальных теорий «Открытой экономики», увеличением числа специальных теорий - экономики благосостояния, региональной экономики, теории развития и др. Три основные течения тоже обогатились идеями посткейнсианства, «рациональных ожиданий», человеческого капитала, политэкономии прав собственности и т.д. Под влиянием поражения СССР в холодной войне распалась мировая система социализма и переживает глубокий кризис марксизм. Его возрождение как «неомарксизма» возможно, по-видимому, в синтезе с социал-демократическими воззрениями и если состоится, то, как событие XXI века.

 

Задание для самостоятельной работы.

Попытайтесь на основе рекомендуемой литературы и текста учебного пособия аргументировано (и развернуто) ответить на следующие вопросы:

Что является предметом ИЭУ и чем он отличается от предмета «Экономическая теория»? Какую роль в ИЭУ играют персоналии?

Каков метод ИЭУ? Можете ли Вы описать систему принципов, конкретных приемов? Что такое парадигма? концепция? доктрина?

Какой тип подбора материала Вам представляется наиболее продуктивным - исторический, логический или критический?

Почему при периодизации «работает» сумма факторов? Отдаете ли Вы предпочтение формационному или цивилизационному подходу? Как происходит их фактическое соединение (эклектика)?

Можно ли четко назвать число этапов ИЭУ или это формальность и в зависимости от комбинации критериев и избранной парадигмы число их будет относительным? Какая позиция Вам больше импонирует?

Можете ли Вы перечислить источники, изучая которые можно освоить ИЭУ? Определите тот круг учебных пособий, учебников, монографий, журнальных статей, первоисточников, которые необходимы для самостоятельной работы над ИЭУ?

Как по-Вашему, сколько лет экономической теории и младше или равна ей «по возрасту» ИЭУ?

 

Литература, рекомендуемая к Введению и ко всему курсу.

Агапова И.И. История экономических учений. М.: ВИМ, 1997.

Аникин А.В. Юность науки. М.: Политиздат, 1985.

Афанасьев В.С. Буржуазная экономическая мысль 30-80-х гг. ХХ века. М.: Экономика, 1986.

Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. М.: Юрист, 1998.

Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М.: БЕК, 1996.

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994.

Брагинский С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М.: Мысль, 1991.

Всемирная история экономической мысли. М.: Мысль; т.1. 1987; т.2. 1988; т.3. 1989; т.4. 1990; т.5. 1994; т.6. 1997.

Грачев В.А. История экономических учений. Учебное пособие. Киров: АСА, 1997.

Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995.

История экономических учений. Изд-во МГУ, т.1. 1989; т.2. 1994.

История экономических учений. (Современный этап). Учебник /Под общ. ред. Худокормова. М.: ИНФРА-М, 1998.

Костюк В.М. История экономических учений. Курс лекций. М.: Центр, 1997.

Критика немарксистских концепций в преподавании политической экономии. М.: Высшая школа, 1990.

Лекции по истории экономических учений. Вып.I. Экономическая мысль Запада XVII-XIX вв. Вып.III. Из истории экономической мысли Запада ХХ столетия. Под.ред. д.э.н., проф. Сорвиной Г.Н. М.: АОН, 1991.

Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-пресс, 1996.

Политическая экономия. Экономическая энциклопедия в 4-х т.т. М.: Советская энциклопедия, 1982.

Селигмен Б. Основные течения экономической мысли М.: Прогресс, 1968.

Современная экономическая мысль. Под.ред. С.Вайнтрауба. М.: Прогресс, 1981.

Такаши Негеши. История экономической теории. М.: АО Аспект-пресс, 1995.

Титова Н.Е. История экономических учений. М.: Гиц ВЛАДОС, 1997.

Шухов Н.С., Фрейдлин М.П. Математическая экономия в России. 1865-1995. М.: Наука, 1996.

Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 1995.

 

Список учебников экономики, содержащих главы по истории экономических учений.

Барр Р. Политическая экономия. В 2-х т. Т.1. М.: Международные отношения, 1995. Тема 1, гл.2. С.29-53.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. М.: Юристъ, 1997. Глава2, п.2. Основные направления современной экономической мысли. С.44-52.

Курс общей экономической теории. Учебное пособие /Под ред. А.И.Добрынина, Л.И.Тарасевича. СПб.: изд-во СПбУЭФ, 1996. Глава1, п.1. Зарождение и развитие экономической теории. С.5-8.

Курс экономики. Учебник /Под ред. Б.А.Райсберга. М.: ИНФРА-М, 1997. Глава 3. Краткий очерк истории экономических учений. С.40-73.

Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1996. С.9-23.

Общая экономическая теория. Политическая экономия. Учебник /Под ред. Веденяпина, Г.П.Журавлевой. Главы 1,2. Зарождение и основные этапы развития экономической теории. С.7-25.

Теоретическая экономика. Политическая экономия. Учебник для вузов /Г.П.Журавлева, Н.Н.Мильчакова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. Глава 1. Исторический экскурс в теоретическую экономику. С.9-24.

Экономика. Учебник /Под ред. А.С. Булатова. 2-е изд. М.: Изд-во БЕК, 1997. Глава 3. Современные направления и школы экономических теорий. С.69-106.

 


 

Раздел I. Экономическая мысль доиндустриальной эпохи.

Тема 1. Экономические взгляды Античного мира и Средневековья.

 

Экономическая мысль Древнего Мира развивалась в период рабства, зародившегося на Востоке в IV тысячелетии до н.э., а в Древней Греции и Древнем Риме - в I тысячелетии до н.э., и достигло своего расцвета в V-IX вв. до н.э. Основными чертами экономического уклада Древнего Мира было рабовладение и господство натурального хозяйства. Общая черта экономической мысли Древнего Мира - это стремление сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиции нравов, морали и этики того времени развивающиеся товарно-денежные отношения (в основном в виде торгово-ростовщических операций). Торговля и ростовщичество, по мнению древних мыслителей, нарушали эквивалентный обмен, свойственный натуральному хозяйству, и не соответствовали так называемому «естественному порядку».

В этот период экономические воззрения носили «донаучный характер», то есть не были вычленены в отдельную отрасль знаний, не имели специфической терминологии и были уделом узкого круга людей, взгляды которых дошли до нас в виде сводов Законов правителей государств, различных трактатов мыслителей, трудов религиозных деятелей от пророков до монахов (Библия, Коран, «Сумма теологии» Фомы Аквинского и др.)

Из дошедших до нас письменных источников - памятников экономической мысли древности - самым ранним принято считать «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (Древний Египет, XXII в. до н.э.). В нем идет речь о правилах и искусстве государственного управления и хозяйствования. Еще один источник экономической мысли Древнего Египта - это «Речение Ипусера» (нач. XVIII в. до н.э.). В нем дана критическая оценка долгового рабства и ростовщичества, из-за чего богатыми могли стать даже простолюдины.

Наиболее известным ранним памятником древневосточной экономической мысли является «Кодекс законов Хаммурапи» (принятый в XVIII в. до н.э. царем Хаммурапи). В этот период времени быстрое развитие товарно-денежных отношений привело к резкому сокращению поступлений налогов в казну, а вместе с этим к ослаблению государственных структур и армии.

Царь Хаммурапи попытался посредством кодекса укрепить государство и армию. Внешне кодекс был нацелен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого». Фактически закрепленные в нем правовые нормы жестко регламентировали натурально- хозяйственные основы экономики. Например, за покушение на частную собственность нааказанием могло стать обращение в рабство или смертная казнь. Попытки увести чужого раба (а последний приравнивался к имущественному богатству) карались жестоко, вплоть до смертной казни. Ростовщичество ограничивалось. Предел денежной суммы не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды - 30% от первоначальной ссуды.

В Индии в «Законах Ману» (XI в. до н.э.) регламентировались аналогичные вопросы хозяйственной жизни, а в более поздних трактатах брахманов описывались правила найма, купли-продажи, ценообразования («справедливая цена»). В целом древнеиндийскую экономическую мысль относят к IV-III вв. до н.э. и ее представляет трактат «Артхашастра», авторство которого приписывают Куатильи, советнику царя Чандрагурты I (конец IV в. до н.э.). «Артхашастра» - это учение о доходе, о пользе или выгоде, в котором обосновывается необходимость укрепления рабовладельческого государства. Его основные идеи сводились к следующим:

рабство признается естественным природным явлением для «накопления богатства» и достижения общественной пользы;

государственное богатство складывается из результатов труда населения. Исходя из этого, в вознаграждение ему богатство должно расходоваться прежде всего на общие нужды: охрана ирригационных сооружений, льготное землевладение, строительство дорог, борьба с торговцами-спекулянтами;

впервые ставится вопрос о торговой прибыли, которая заранее должна устанавливаться в цене товара в размере 5% цены на местные товары и 10% - на иностранные.

К числу памятников экономической мысли Древности правомерно отнести и древнекитайскую мысль, центральной фигурой которой являлся Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Конфуций - автор фундаментальной работы «Беседы и суждения», записанной его учениками и последователями. Основные идеи этой работы следующие:

обоснование необходимости государственной защиты экономического благополучия родовой знати, всех «вышестоящих», так как общество разделено на сословия Богом и природой;

труд приумножает богатство и народа, и государства;

признание «великой общности», т.е. коллективной собственности крестьянской общины и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев;

образованный правитель - это гарант равномерного распределения богатства в обществе, при условии собственной «умеренности в расходах».

Общий вывод: в государстве будет достаток, если умело хозяйствовать при регламентированных патриархальных отношениях.

В IV-III вв. до н.э. в Китае получили распространение идеи коллективного экономического трактата «Гуань-цзы». Его основные идеи:

золото и жемчуг не являются исключительным богатством, а таким являются материальные блага (товары);

отчетливо проводится мысль о необходимости стабильного развития экономики, под которым прежде всего понимается регулирование цен на хлеб. Для регулирования экономики также рекомендуется создавать государственные запасы хлеба, вводить льготные кредиты землевладельцам и т.п.;

выдвигается идея «сделать государство богатым и народ довольным» путем равномерного распределения богатства без «обогащения торговцев и ростовщиков».

Древний Китай донес до наших дней также трактат Конфуция «Ли-цзы» («Книгу о ритуале»), учение даосизма мыслителя Лао-цзы (VI в. до н.э.), где обличалось социальное неравенство, рассматривалось происхождение государства, идеализировались «прежние порядки». Крупный представитель школы «Фацзя», выступивший не с Конфуцианских позиций, Хан Фей (280-230 гг. до н.э.) отвергал госуправление на основе гуманности и был сторонником жесткой централизованной власти. Его идеи воплотил в своих реформах Шан Ян, министр княжества Цинь (около 350 г. до н.э.). Интересно, что эти колебания либерализма и тоталитаризма докатились до времен нынешнего Китая (ср.: Мао и Дэн).

Наибольший вклад в развитие экономической мысли античности внесли древние греки.

«Поскольку греки делают иногда случайные экскурсы в эту область, они обнаруживают такую же гениальность и оригинальность, как и во всех других областях. Исторически их воззрения образуют поэтому теоретические исходные пункты современной науки» (К.Маркс). Их объектом исследования были такие экономические явления как обмен, деньги, цена, торговля, прибыль, ссудный процент. Все это отражало характерные черты социально-эконом



2016-09-16 520 Обсуждений (0)
Задание для самостоятельной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задание для самостоятельной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (520)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)