Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Англо-американская школа



2016-09-16 465 Обсуждений (0)
Англо-американская школа 0.00 из 5.00 0 оценок




Свое название эта школа получила главным образом в связи с тем, что к ней причисляют английских экономистов Джевонса и А. Маршалла и американского экономиста Дж.Б. Кларка. Учения ее представителей - весьма различны. Однако влияние Маршалла на развитие современной экономической мысли значительнее и весомее, чем воздействие других представителей этого направления. Поэтому Кембриджская школа (по имени Кембриджского университета, в котором преподавал Маршалл) занимает особенное место в системе англо-американских неоклассических концепций.

Кембриджская школа представлена Маршаллом и его последователями - Ф. Эджуортом и А. Пигу. Главная их заслуга состояла в разработке анализа спроса и предложения в рамках так называемого частичного экономического равновесия. Кембриджская школа использовала принцип предельной полезности, как и математические методы весьма осторожно и трезво. В качестве руководящей идеи исследования Маршалл выдвинул принцип взаимодействия. «Каузальному» методу, как методу раскрытия причинно-следственных зависимостей явлений и процессов, он противопоставил функциональный. Согласно этому методу исследования акцент был сделан на выявление количественных взаимодействий между отдельными элементами. Таким образом Маршалл попытался применить к экономическому анализу математическое понятие функции. Другой важной особенностью его методологии является эволюционизм, или принцип постепенного развития, основной смысл которого заключается в отрицании революционных скачков, в признании эволюции единственной формой развития.

Теория цены А.Маршалла.

Маршалл выдвинул свою концепцию цены, которая существенно отличалась от варианта австрийской школы. Он мало интересовался проблемой субстанции стоимости, создав теорию «цены без стоимости». Маршалл попытался устранить из анализа категорию стоимости. И хотя он пользуется термином «стоимость», но фактически сводит последнюю к средней цене, или к «цене равновесия». Таким образом, цены выступают в виде количественных соотношений, в которых товары обмениваются друг на друга или на деньги.

Маршалл является классиком буржуазной «экономикс», термина введенного им на смену «политической экономии». В своей книге «Принципы экономикс» (обычно переводимой как «экономическая теория»), увидевшей свет в 1890 г., он дал анализ рыночных сил и сегодня во многом актуальный для понимания сущности экономических явлений. Так, «равновесная цена» поставлена им в центр экономического объяснения рынка, а разграничение долгосрочного и краткосрочного периодов экономических процессов подняло метод экономического анализа на новую высоту. Спрос и предложение Маршалл образно сравнивал с лезвиями ножниц, доказывая внутреннюю («зеркальную связь») этих сил. На краткосрочном отрезке большую роль играют колебания спроса, а в долгосрочной перспективе большее влияние на формирование рыночных цен оказывает предложение. Идея включения фактора времени в анализ цены дополнялась понятием эластичности, квазиренты, убывающей и возрастающей отдачи, излишка потребителя и излишка производителя, частичного равновесия. Все это создало такую структуру знаний, в которой нашлось место и теории факторов, и теории полезности, и теории издержек. Основу этого синтеза составляет теория спроса и предложения, которую Маршалл несколько усовершенствовал.

Он выдвинул положение о том, что решающее значение для процесса ценообразования имеет функция спроса-предложения. Эта функциональная связь выражает количественную зависимость между изменениями цены и изменениями спроса и предложения и может быть представлена графически в виде соответствующих кривых. Цена устанавливается, по Маршаллу, в точке пересечения обеих кривых, т.е. когда величина спроса равна величине предложения.

Колебания спроса влияют только на текущие цены в краткосрочном периоде (short-term period). В длительном периоде (long-term period) средние цены тяготеют к издержкам производства. Маршалл установил, что в этом случае решающими факторами ценообразования являются функции спроса и издержек производства. Одновременно он выдвигает свое определение спроса, опираясь на теорию предельной полезности. Ее суть заключается в следующем: если какой-либо товар имеется в большом количестве, то его полезность низка и, следовательно, покупатель платит более низкую цену. Если же товар содержится в малом количестве, его полезность возрастает, а покупатель платит за него дороже. Что касается издержек производства, то их Маршалл рассматривал в чисто психологическом смысле, т. е. как переживания разных лиц, связанных с производством. Он сводил реальные издержки к «жертвам» со стороны рабочих и предпринимателей. При этом труд рассматривался им с субъективной стороны; он оперировал субъективной оценкой труда, его «тягостью» и т.д. В свою очередь, прибыль Маршалл отождествлял с процентом. По его мнению, процент должен определяться по линии спроса на капитал производительностью капитала, а по линии предложения капиталов - так называемым «воздержанием» предпринимателей. Исходя из этого, зарплату и прибыль Маршалл представлял как категории взаимно дополняющие друг друга и растущие параллельно с общим ростом производительности труда.

Свои теоретические выводы он оснащал фундаментальным математическим аппаратом. В результате получилась синтетическая теория, объединявшая различные представления о стоимости. Поэтому говорят о «маршаллианской революции» по аналогии с «кейсианской революцией» 30-х годов и «монетаристской контрреволюцией» 70-х годов нашего века. В США и Великобритании на протяжении многих лет, вплоть до появления «Экономикса» П.Самуэльсона, книга Маршалла практически была основным учебником по экономической теории.



2016-09-16 465 Обсуждений (0)
Англо-американская школа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Англо-американская школа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)