Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фома Аквинский (Аквинат)



2016-09-16 423 Обсуждений (0)
Фома Аквинский (Аквинат) 0.00 из 5.00 0 оценок




(1225-1274)

Фома Аквинский - крупнейший представитель средневековой схоластики. Сын итальянского графа, получивший прекрасное образование. С юных лет решив посвятить свою жизнь служению Богу, впоследствии Фома Аквинский стал доминиканским монахом и основал школу «канонистов» (от слова «канон»). В сочинениях Аквината дана своеобразная энциклопедия средневековой идеологии, сделана попытка систематизировать и обосновать христианские догмы посредством философии Аристотеля. Богословно-философская система Фомы Аквинского и поныне является официальной философией Ватикана.

Ф.Аквинский, учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества. В частности, в работе «Сумма теологии» он оперирует уже не единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня в день масштабных товарно-денежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах. Иными словами, в отличие от ранних канонистов прогрессирующий рост городского ремесленного производства, крупных торговых и ростовщических операций Ф.Аквинский не характеризует отныне как исключительно греховные явления и не требует их запрещения.

Метод Ф.Аквинского следующий: он разбирает какой-либо тезис, сначала собрав все доводы против (из Библии, трудов отцов церкви, античных философов и др.), потом из тех же источников все доводы «за», после чего дает свою сумму аргументов и свое заключение. Этот способ мышления и аргументации назван схоластическим, а писатели этого типа - схоластами.

 

Задание для самостоятельной работе.

По этой теме студент должен сделать попытку составить себе представление о так называемых первоисточниках (или просто источниках), т.е. документах, излагающих авторское понимание вопросов, а не чей-то пересказ, комментарий, как, например, в случае с Кораном, который не публиковался на русском языке. Проще говоря, надо прочесть источник в оригинале. Это то «просто», с чего начинается настоящая наука истории мысли. Здесь же следует начать вырабатывать четкое представление о конкретных исторических лицах - авторах той или иной идеи. Это поможет Вам понять, что история экономических учений (как и политэкономия) отнюдь не анонимна, что борьба идей - это борьба людей, идеологов, т.е. тех, кто раньше, яснее и глубже других выразил интересы той или иной социальной группы или класса.

Возможна форма проверки - коллоквиум. Вопросы к нему следующие:

Хозяйственные предписания Корана.

Взгляды Ибн-Хальдуна.

«Салическая правда»: основное содержание и роль.

«Капитулярий о виллах»: основное содержание и роль.

Фома Аквинский: взгляды и роль как идеолога канонистов.

Средневековые ереси.

Экономические требования крестьянских восстаний.

«Русская правда», «Домострой», «Правительница» Еразма.

Экономические идеи России XVII-XVIII вв. и их носители (А.Л. Ордин-Нащекин, Ю.Крижанич, И.Т.Посошков).

Содержание и судьба книги И.Т.Посошкова «О скудости и богатстве».

 

Вопросы для самоконтроля.

К какому периоду времени в истории человеческой цивилизации относится экономическая мысль Древнего Мира? Назовите хронологические рамки этого периода.

Перечислите наиболее древние письменные источники, дошедшие до наших дней, в которых затрагиваются экономические вопросы.

В каких странах Древнего Мира, на Ваш взгляд, наиболее интенсивно развивалась экономическая мысль и почему?

Какие общие черты экономики рабовладения были отражены в произведениях мыслителей Древности?

Изложите основные экономические позиции Аристотеля. Какой гениальный вопрос был им поставлен при анализе обмена товаров?

Назовите характерные черты экономической мысли Средневековья.

В чем заключается сущность теории «справедливой цены» Ф.Аквинского?

В чем заключалась специфика развития экономической мысли в Древней Руси? Назовите письменные памятники-источники информации об экономическом устройстве государства Киевская Русь.

Каковы наиболее интересные, на Ваш взгляд, экономические идеи Древнего Мира и раннего Средневековья?

Литература.

Аристотель. Собр. соч. В 4-х тт. Т.4. М. С.381, 382, 387-398.

Всемирная история экономической мысли. Т.1. М., 1987. С.36-174, 187-195, 271-316.

Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып.I. М., 1989. С.284-308. Вып.II. М., 1990. С.197-215, 220-258, 262, 309-326, 388-396.

Ксенофонт. Воспоминание о Сократе. М., 1993. С.197-263.

Платон. Государство. Собр.соч. в 4-х тт. Т.3. М., 1994. С.130-137, 188-193, 238-244, 251-272.

Платон. Законы. Собр.соч. в 4-х тт. Т.4. М., 1994. С.296-305, 374-383.

 

Примечание. К этой теме следует использовать литературу, рекомендованную к «Введению».

 

 


 

Тема 2. Первые школы экономической теории: меркантилизм и физиократы.

 

В XV – XVII вв. Европа осуществляла Великие географические открытия и колониальные завоевания, пережила «революцию цен» и сильно продвинулась в развитии материального производства, торговли, мореплавания, а затем – в эпоху Возрождения – и в области культуры. Поэтому она стала уходить вперед и в сфере социальных и гуманитарных наук. На эти экономические процессы наука откликается рождением теории и политики меркантилизма. Наиболее известными его представителями были англичане Томас Мэн, Вильям Стаффорд, Джон Лоу, Француз Антуан Монкретьен, итальянцы Гаспар Скаруффи, Антонио Джевонези. В России политику меркантилизма (в его более продвинутом понимании) проводили Петр I, а известным идеологом русского меркантилизма был И.Т.Посошков. Меркантилисты находились под сильным влиянием идей Ренессанса, освобождая мышление от религиозных средневековых оков. Их воззрения резко отличались и от деления хозяйства на домохозяйство (ойкономию) и хрематистику, введенную Аристотелем. Они теоретически обосновали то, что уже практически существовало – зарождающееся капиталистическое производство (если по Аристотелю – хрематистику). Но в отличие от него, относились к ней сугубо положительно, изучая процесс порождения денег деньгами.

В отличие от канонистов средневековья, у меркантилистов подход к экономическим явлениям был не нормативный, а казуальный: они искали причинно-следственные связи в экономике, прежде всего в сфере обращения («меркант» значит – торговля), т.к. торговый капитал есть первая свободная форма существования капитала вообще (К. Маркс).

Предмет исследования у меркантилистов – обращение; метод – описание и классификация; задачи и получаемый результат – формулирование эмпирических закономерностей и советы «государю» по экономической политике. В трудах меркантилистов можно найти экономико-теоретическое обоснование процесса становления национальных государств, где народ (нация) стал трактоваться как некая цельность, конкурирующая с другими нациями.

В развитии меркантилизма, этой «первой теоретической разработки капиталистического производства», различают две стадии: ранний меркантелизм и поздний.

Ранний меркантилизм возник до важнейших географических открытий и существовал до середины XVI века. Представители раннего меркантилизма (Стаффорд, Скаруффи и др.) осуществляли в основном анализ внешней торговли и трактовали золото и серебро как воплощение богатства. Это учение разрабатывало проблемы управленческой функции государства, где глава нации должен проводить политику обогащения нации и защиту ее интересов (политика протекционизма). Поощрялся вывоз готовой продукции, стимулировался активный торговый баланс. Карл Маркс назвал ранний меркантилизм «монетарной системой».Поздний меркантилизм – это более развитая меркантилистская система - формируется второй половине XVI века и достигает расцвета в середине XVII века. «Поздние» меркантилисты (Мэн, Серра, Монкретьен и др.) уже предполагали развитие собственно производства («экспортные отрасли») и субсидии. В связи с этим позже он был назван «системой мануфактуры» (К.Маркс). Несмотря на определенные различия «ранних» и «поздних», сущность меркантилизма одна: в экономической политике – всемерное накопление драгоценных металлов в стране и государственной казне; в теории – поиски экономических закономерностей в сфере обращения.

Основные теоретические положения и идеи меркантилизма:

Богатство общества, по мнению меркантилистов, это деньги, сокровища. От того, сколько денег в стране зависит, богата она или нет;

Производство рассматривалось как предпосылка создания богатства, только как «необходимое зло», как средство обеспечения притока денег в страну;

Непосредственным источником богатства и прибыли считалось обращение, т.е. сфера, где товары превращаются в деньги, причем товары должны продаваться дороже, чем покупаться.

Не всякое обращение - это источник богатства. Внешняя торговля является таковым, т.к. она увеличивает количество денег в стране, а внутреннее обращение лишь переносит деньги из рук в руки.

Так как внешняя торговля является единственным источником прибыли, ее баланс должен быть активным. Т.е. нужно больше продавать иностранцам и меньше у них покупать.

Важно отметить, что взгляды ранних и поздних меркантилистов на активный внешнеторговый баланс различны. «Ранние» выступают за активный денежный баланс, «поздние» – за активный торговый баланс. Эти подходы, представляющие собой две ступени в развитии меркантилизма, являлись и двумя этапами в развитии экономической политики. На первом этапе всячески тормозился вывоз денег из страны, а вывоз золота и серебра за границу просто запрещался. В конце XVI века и особенно в XVII веке (что соответствовало этапу позднего меркантилизма) государства Европы переходят к более гибкой экономической политике, которую настоятельно требовало время. Внешняя торговля стала развиваться в таком направлении, при котором прилив денег в страну превышал бы их отлив. Для этих целей государственная власть стала насаждать промышленное производство, способствовать развитию национальных мануфактур.

Несмотря на достаточно существенные отличия в подходах к экономической политики, все меркантилисты едины были в одном: они не поддерживали идеи свободной торговли и полного раскрепощения экономических сил, а выступали как ярые сторонники политики протекционизма. Поэтому меркантилизм можно назвать первой теоретической разработкой концепции «сильной государственной власти», необходимой для осуществления политики протекционизма. Но если у ранних меркантилистов государственное вмешательство максимально и выступает в основном в прямых административных формах (например, «закон об истрачивании» и «закон о сыщиках» в Англии), то «поздние» переходят к экономическим формам воздействия, ослабляя и смягчая государственное вмешательство. Ярким примером позднего меркантилизма являлась политика, проводимая Кольбером (министром финансов Людовика XIV) и получившая название «кольберизм». Основными моментами его меркантильной политики были: покровительство мануфактурам, высокие ввозные пошлины, запрет вывоза сырья, насаждение новых отраслей промышленности, компании для внешней торговли и т.д. В целом экономические идеи меркантилистов были весьма прогрессивны для своего времени, т. к. способствовали бурному развитию товарно-денежных отношений и подготавливали экономический плацдарм для развития капиталистического производства. Поэтому меркантилизм принято считать первой системой экономических взглядов нарождающейся буржуазии. Однако, эта «первая система» в области «чистой» экономической теории имела ряд слабых мест:

По мнению меркантилистов обмен по своей природе неравен, неэквивалентен. Аристотелевская идея сравнимости и соизмеримости товаров в процессе обмена была им чужда;

Прибавочная стоимость выступает в меркантилисткой теории в форме торговой прибыли;

Накопление капитала представлялось им порождением обмена и, прежде всего, внешней торговли.

Но эти и другие иллюзии меркантилистов нисколько не умаляли того факта, что для своего времени меркантилизм был серьезным достижением науки. Идеологи меркантилизма в своих произведениях развивали в различных аспектах вышеназванные теоретические положения этой системы. Работы крупнейших теоретиков меркантилизма Стаффорда, Скаруффи, Серры и особенно Мэна, несомненно заслуживают самого пристального внимания и изучения со стороны современных историков экономической мысли.



2016-09-16 423 Обсуждений (0)
Фома Аквинский (Аквинат) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фома Аквинский (Аквинат)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (423)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)