Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


От потенциала к капиталу



2016-09-16 353 Обсуждений (0)
От потенциала к капиталу 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема преобразования интеллектуального потенциала в интеллектуальный капитал весьма актуальна для рыночной экономики Украины, предприятий, организаций и предпринимателей.

Интеллектуальный потенциал страны и её граждан ещё велик, но его востребованность крайне низка, т.к. предпринимательская активность в инновационной деятельности ещё только начинает проявляться. Процессы перестройки экономики страны медленны и инерционны настолько, что носители интеллектуального потенциала вымирают не выдерживая ожидания внедрения своих разработок 10…20 лет.

Если политический статус державы в масштабах истории изменяется практически мнгновенно принятием декларации о независимости и новой Конституции, то изменить образ жизни граждан, их мировоззрение, традиции производственных и экономических отношений невозможно за 10 или даже за 20 лет. Если аллегорически сравнить страну с кораблём, то новое политическое положение изменяется простым поднятием нового флага на мачте, а для смены курса на противоположный нужно время и умение ориентироваться. Сколько времени нужно? – Пока не сменится два-три поколения граждан. Можно ли ускорить процесс коренной реконструкции державы и превращения её в цивилизованную центрально европейскую страну? Де-юре можно стать членом Европейского Союза через два-три года, но де-факто?... Здесь необходимо менять мировоззрение и менталитет, а это когда внуки современных родителей встанут у руля экономики страны. Сейчас у граждан Украины образ жизни, мировоззрение и менталитет, несмотря на прошедшие 20 лет независимости, остаётся советским, ибо вся материальная база осталась прежней, которая категорически не стыкуется с Европейской, как и стандарты жизни.

Знания, навыки и умения каждого гражданина, как ручейки стекаются в реку интеллектуального потенциала страны, т.е. необходимо начинать перестройку с простых граждан. Их надо сначала разбудить и сделать активными строителями собственной страны, т. е. необходимо, чтобы, прежде всего, каждый почувствовал свою востребованность и значимость. Пенсионеры не в счёт. Они своё построили и участвовать в разрушении созданного категорически не будут. Вся надежда на детей и внуков, но они ещё не умеют созидать необходимое, т.к. не обучены. Весь вопрос упирается в учителей, наставников, воспитателей. А кто их научил инновационной деятельности преобразующего созидания? Из-за отсутствия знаний и опыта сейчас в стране активно практикуется метод проб и ошибок во всём, шарахание из стороны в сторону при каждой смене власти.

Главный интеллектуальный капитал любой страны – это люди высокообразованные, культурные, активные профессионалы с высоким чувством ответственности и патриотизма. Есть ли такие в стране? Если это тысячи человек, то говорить о наличии интеллектуального капитала в стране не корректно, т.к. нужны миллионы. Об огромном интеллектуальном потенциале страны говорить можно, т.к. нам в наследие досталась суперинтеллектуальная держава. Но знания и умения устаревают вместе с их носителями. За последние 15 лет «носителей» поубавилось на 4 миллиона, а рождаемость катастрофически упала, кроме того, в результате «утечки мозгов» более 6 тысяч докторов и кандидатов наук эмигрировало вместе со своими научными направлениями и разработками, что уже невосполнимо.

Почему катастрофически быстро тает технологический интеллектуальный потенциал страны? Одна из важнейших и главных причин – ничтожность уровня официально оформленной и зарегистрированной промышленной интеллектуальной собственности, т.к. в процессе рождения независимой державы на неё не обратили внимания и выбросили как «пуповину».

В СССР промышленная интеллектуальная собственность монопольно принадлежала государству в виде открытий, изобретений, технологий, проектной и конструкторской документации, результатов НИОКР и всего наследия научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов. В результате использования этой собственности работала экономика СССР. Она используется и сейчас, но абсолютно безвозмездно присвоенная частными лицами в результате проведенной в Украине приватизации предприятий и организаций. Интеллектуальную собственность «случайно» загнали в «тень» несовершенными законодательными актами. В результате она приобрела статус «беспризорника», а потом была «усыновлена» новыми капиталистами со статусом «незарегистрированного раба». Так весь интеллектуальный капитал страны стал «виртуальным», но реально работающим и приносящим реальный неналогооблагаемый доход нынешним владельцам.

Сложившееся в Украине положение с созданием и использованием промышленной интеллектуальной собственности – это прямая угроза национальной безопасности страны. В цивилизованных странах всё по-другому, т.к. там уже построена и отлажена рыночная экономика с обеспечивающим её законодательством.

Как интеллектуальный потенциал страны ввести в хозяйственный оборот, т.е. превратить в работающий легально интеллектуальный капитал? Действующее законодательство в сфере интеллектуальной собственности позволяет решить этот вопрос лишь частично, путём официальной оценки стоимости объектов права интеллектуальной собственности в денежном выражении и введением их в состав нематериальных активов предприятия. Но как только сумма их стоимости показывается в составе баланса предприятия, то появляются налоговые обязательства от появления дополнительного дохода. Сумма дохода для предприятия виртуальная (расчётная, плановая), которая станет реальной через год после эксплуатации объекта интеллектуальной собственности, а платить налог надо немедленно из средств, заработанных от продажи продукции, которые уже распланированы на другие цели. Поэтому в балансах украинских предприятий так ничтожна в денежном выражении доля нематериальных активов по сравнению с активами материальными. У руководителей предприятий «рука не поднимается» в этой ситуации легализировать объекты промышленной интеллектуальной собственности, оставляя их в статусе интеллектуального потенциала, т.к. за него не надо платить. Кроме того, согласно действующему положению, объекты интеллектуальной собственности должны оцениваться сторонними независимыми сертифицированными профессиональными оценщиками, услуги которых достаточно дороги – 1…4% от стоимости оцененного объекта. Складывается парадоксальная ситуация, когда хозяева предприятий запрещают даже проводить инвентаризацию объектов права интеллектуальной собственности, предотвращая этим вопросы аудиторов и контролёров, почему они не оценены и не оприходованы.

Такая ситуация с промышленной интеллектуальной собственностью в Украине прямо отвечает на вопрос – почему иностранные инвесторы опасаются сотрудничать с украинскими промышленниками и предпринимателями, а иностранные инвестиции весьма малы. Во всём цивилизованном мире конкурентоспособность и деловая репутация (гудвилл) предприятий зависит от величины официально введенного в хозяйственный оборот интеллектуального капитала в виде взносов в уставный фонд или в составе нематериальных активов. Стоимость только торговых марок известных западных компаний составляют миллиарды долларов, не говоря уже о стоимости технологий и ноу-хау.

Как только иностранный инвестор знакомится с балансом предприятия предполагаемого украинского партнёра и видят в составе нематериальных активов суммы всего в несколько тысяч гривен по сравнению с миллионной стоимостью основных фондов, то у него подсознательно возникает вывод о ворованности всей работающей на предприятии интеллектуальной собственности и принадлежности предприятия к теневому бизнесу. На этом сотрудничество и заканчивается.

Дальнейшая цивилизация Украины невозможна без решения проблемы изменения статуса интеллектуальной собственности и превращения её из интеллектуального потенциала в интеллектуальный капитал. Страны «большой семёрки» в 21м веке строят экономику, основанную на знаниях, т.е. на нематериальных активах, их создателях и носителях – людях интеллектуального труда.

 

5.5.3. Проблемы налогообложения операций с объектами ИС

Со времени провозглашения инновационного пути развития экономики Украины, как стратегического направления, было высказано множество замечаний и предложений о преодолении кризисных явлений, однако не решается главное – изменения идеологии налогообложения ИС – фискальность остаётся незыблемой, а в развитых странах всё наоборот, поэтому и развиты. Да. Много сделано за последние 10 лет в сфере правовой охраны объектов ИС - принят специальный законы «Об инновационной деятельности», «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине», постановление ВС «О концепции научно-технического и инновационного развития Украины», но это никак не повлияло на ситуацию с привлечением и введением объектов ИС и других результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот, ибо замерла научно-техническая деятельность, как и капитальное строительство, что аллегорически соответствует поезду без локомотива.

Одной из главных причин, сдерживающих прогрессивные процессы в развитии страны, является недостаточное осознание обществом роли ИС в жизни государства и каждого гражданина – было всё общественное, значит ничьё конкретно и этот стереотип очень стоек, нужна смена поколений и мировоззрения с появлением чувства хозяина. В Украине регулирующая функция налогов не используется, а о стимулирующей вообще забыто, но в Западных странах с шестидесятых годов прошлого века налоговая политика построена на осознании того факта, что инновациям в промышленных компаниях содействуют все налоговые мероприятия, направленные на стимулирование частных инвестиций. Это связано с тем, что повышение объёма вложений в основной капитал предприятия, неминуемо сопровождается его обновлением на новой технологической основе, что в свою очередь приводит к появлению инновационной конкурентоспособной продукции.

В законе «Об инновационной деятельности» впервые предусмотрены налоговые льготы, а именно 50% налога на добавленную стоимость по операциям продажи товаров, связанных с выполнением инновационных проектов и 50% налога на прибыль, полученную от выполнения этих проектов, оставляются в распоряжении плательщика налогов и используются им исключительно на финансирование инновационной деятельности, кроме того, разрешена ускоренная амортизация основных фондов, снижен земельный налог и таможенные тарифы, но Верховный Совет, принимая бюджетные законы, каждый год приостанавливает действие этих льгот, как и деятельность технопарков.

Главными факторами, которые угнетают героическое стремление предпринимателя коммерциализировать объекты ИС являются именно налоговые, т.к. с позиций налогообложения операции с нематериальными активами должны облагаться налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость, что однозначно изложено в законах об этих налогах.

Практика свидетельствует, что основными путями поступления (введения) интеллектуальных ресурсов в хозяйственный оборот предприятия являются внесение объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в Уставный фонд, приобретение на стороне за собственные средства, создание их собственными силами и бесплатная передача нематериальных активов от спонсоров. Но именно последнее создаёт абсурдную ситуацию – тебе дарят ИС, но с момента его оприходования возникает налоговое обязательство, которое нечем покрыть, т.к. объект ещё не дал прибыли (ст. 20 закона о прибыли), поэтому все переходят в «тень». Но прибыль в экономической теории и практике может появиться только в результате коммерческой деятельности, а может быть и убыток, но указанный налог платить обязаны даже при убыточности.

О внесении ОИС в Уставный фонд тоже негатив. Нематериальные активы (НМА), которые не подлежат амортизации (товарный знак) вообще исключены из инвестиционной сферы, поэтому они не могут включаться в уставный фонд предприятия. Шанс только при создании нового предприятия. Однако, и в этом случае, юридические лица налог платить обязаны, а физические лица нет, но во всех случаях ОИС необходимо сначала оценить в денежном выражении, что для физических лиц проблематично.

Основная деятельность предприятия трактуется налоговиками произвольно, и если в уставе конкретно не оговорено, что одним из направлений деятельности являются операции с ИС, то налоговики затраты на приобретение нематериальных активов отнесут к незаконной деятельности, а вместо поощрения оштрафуют (коррупция неизбежна).

Хотя с экономической точки зрения нематериальные активы являются неотъемлемой частью целостного имущественного комплекса – закон о НДС не учитывает этого факта, что отпугивает иностранных инвесторов и потенциальных компаньонов.

Если предприятие рискнуло приобрести НМА за собственные средства, то и в этом случае вышеупомянутый закон не изменяет своего фискального характера. Таким образом, предприятие, совершающее такую операцию, обязано оплатить продавцу нематериального актива, в составе общей стоимости, 20% налога на добавленную стоимость.

Известно, что размер прибыли, оставляемый в распоряжении предприятий после уплаты всех налогов весьма мал, то рассчитывать на финансирование предприятиями крупных НИОКР не приходится, поэтому без кардинальных изменений налогового законодательства об «экономике знаний» придётся только мечтать. Кроме того, любые разработки требуют дополнительных затрат для их приведения в состояние пригодное для введения в хозяйственный оборот (использования в производстве). Зачастую эти затраты значительно превышают стоимость самого нематериального актива (инструмент, оснастка, дополнительное оборудование, дооснащение объектов инфраструктуры, переучивание персонала, сертификация производства и системы управления качеством продукции и др.)

Из-за затягивания кардинальных налоговых реформ латентное состояние инновационного развития переходит в хроническое заболевание и достигает угрожающих масштабов – старость основных фондов лечить бесполезно, неработоспособность, не говоря уже о конкурентоспособности, украинских предприятий стала фактом, аллегорически это как раковая опухоль экономики страны.

Рост налоговых поступлений в бюджет возможен только в результате роста объёмов производства новой конкурентоспособной продукции, растут объёмы реализации - растут прибыли и добавленная стоимость - растут поступления в бюджет, но непринятие нужных законов убедительно опровергает эту аксиому. В этом случае создавать, охранять и защищать ИС не имеет смысла.

 

5.5.4. Путь к цивилизации

21й век лихорадит Украину переменами. Одновременно решается множество проблем и ещё больше их рождается. Держава-подросток идёт извилистым путём проб и ошибок в статусе сироты, т.к. родители-патриоты истреблены революциями, войнами, репрессиями, голодоморами и нищетой, а нынешние «опекуны» разбазаривают великое наследие бездушно и цинично. Утешает лишь то, что подросток быстро взрослеет, являясь символом нового поколения украинцев. Происходит смена эпох, смена поколений, изменение сознания и мировоззрения омолаживающегося народа, сделавшего для себя неожиданное открытие состояния странника, пришедшего к закрытой двери Европейского дома – это нынешнее положение Украины.

Россия «рубила окно в Европу», что приводило к войнам и отторжению. Украине надо «стучаться в дверь» и терпеливо ждать, когда откроют...

Оковы и цепи старого образа жизни, инерционность мышления, косность сознания, боязнь и нежелание перемен – типичное состояние нынешних управленцев-госслужащих и теперешних менеджеров-хозяев, в руки которых «случайно» попало общественное достояние, хоть изношенное, но работоспособное. Однако ресурс работоспособности стремительно приближается к нулю. Техническое и технологическое обновление предприятий стало кричащей необходимостью, т.к. абсолютная неконкурентоспособность старого производственного потенциала вычёркивает Украину из списка развитых стран. Быть в аллегорическом образе «бомжа» в центре Европы стыдно, позорно и унизительно для нации. Нужно покаяться, совершить обряд омовения и переодеться в новые одежды, но этому мешает разруха в сознании большинства граждан Украины. «Грязного» и «смердящего» в Европейский дом не пускают, невзирая на то, что народ велик, разумен и славен, а национальное богатство огромно.

Оптимисты утверждают, что безвыходных положений не бывает. В чём же выход? Ещё никто из лидеров страны не пытался вскрыть сокровищницу интеллектуального капитала нации. Миллионы предшественников и ныне живущих учёных, конструкторов, проектировщиков, инженеров-изобретателей и просто мудрых граждан наполнили её до краёв, но никто из высших руководителей державы не осмеливался «выпустить джина из бутылки», т.к. знали, что последует вопрос: «Чего изволите?» и утверждение: «Всё исполню!». Именно этот страх и нужно преодолеть как можно быстрее – чтобы было всё исполнено. Нужна политическая воля для введения в хозяйственный оборот державы интеллектуального капитала нации. Если его правильно оценить в денежном выражении, то он, несомненно, окажется многократно ценнее суммы материальных активов (основных фондов) всех предприятий страны. Это и есть истинная стратегическая мощь любой высокоразвитой цивилизованной державы.

Возникает риторический вопрос, почему же до сих пор нет государственной программы по инвентаризации объектов интеллектуальной собственности, их оценке и введения в хозяйственный оборот? Риторический ответ весьма прост. Власть имущие боятся коренного и справедливого передела собственности, т.к. права на объекты интеллектуальной собственности по закону принадлежат только авторам-создателям лично. Они-то и должны стать сказочно богатыми людьми. В результате в Украине возникнет и сформируется средний класс общества с абсолютно легальными капиталами, а нынешние олигархи, с преимущественно теневыми капиталами, станут пигмеями. Представители среднего класса народа займут выборные места в парламенте и он станет действенно представлять интересы народа и национальной экономики. Следующий риторический вопрос: «Кто же это допустит?». Но если этого не сделать, то нас в Европу не пустят никогда, их инвесторы к нам не придут, а наши инвесторы в Украину не верят, ибо не патриоты, что доказывается уже двадцать лет вывозом отечественного капитала в зарубежные банки через офшоры.

Кто же истинные патриоты Украины? Авторы-разработчики новшеств – это и есть золотой фонд нации, но он ничтожно мало востребован, т.к. большинство новых хозяев предприятий не собираются их модернизировать, организовывать производство новых конкурентоспособных видов продукции на базе энергосберегающих экологически чистых технологий, т.е. вкладывать миллиардные инвестиции в развитие национальной производственной базы и экономики страны в целом. Для этого национальным инвесторам надо быть не только патриотами и иметь высокие моральные устои, но и понимать последствия своей антиинновационной деятельности, ибо никакую нацию невозможно завоевать – её можно разрушить лишь изнутри ничегонеделанием, воровством и коррупцией. Так как исследования и разработки заказываются в ничтожно малом объёме, то лучшие «мозги» утекли в зарубежные компании, средние «мозги» стали частными предпринимателями, в основном, в торговле, а слабые «мозги» остались наполнением бывших мощных научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов или ушли на пенсию.

Для развития любой страны нужны инвестиции, но инвесторы не любят рисковать и вкладывать средства в слабые неперспективные предприятия. Большинство наших предприятий в результате «административной» приватизации приобрели, по критериям оценки иностранных инвесторов, статус слабых и неперспективных, а то и вовсе виртуальных и неблагонадёжных. Почему же это произошло? Потому, что технология (методика) приватизации предприятий в Украине совершенно не учитывала их истинную рыночную (коммерческую) стоимость, а в расчёт брались только основные фонды по их остаточной стоимости. За рамками оценки остались нематериальные активы предприятий, т.е. права на объекты интеллектуальной собственности, которые в СССР принадлежали исключительно государству. После СССР они стали ничьими и их списали, т.е. вся проектная, конструкторская, технологическая документация, результаты законченных НИОКР, фонды библиотек и др. в стоимостном выражении искусственно обратились в нуль. В результате в бухгалтерских балансах украинских предприятий нематериальные активы исчезли, но именно они для иностранных инвесторов являются определяющими для оценки перспективности предприятия и в расчётах рисков.

Так, когда же Украину станут считать цивилизованной страной? Только тогда, когда в стоимости наших предприятий нематериальные активы будут преобладающими, а права интеллектуальной собственности будут надёжно защищены и продаваемы по лицензиям как самый современный и востребованный товар, особенно на экспорт, в котором сейчас преобладают сырьё и полуфабрикаты.



2016-09-16 353 Обсуждений (0)
От потенциала к капиталу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: От потенциала к капиталу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)