Методика проведения практического занятия
Преподаватель знакомит студентов с кафедрой и ее аудиториями, анатомическим залом, музеем, с правилами работы и обучения на кафедре, учебными и методическими пособиями. Студенты получают представление о цели изучения предмета, деонтологических нормах поведения студента - будущего врача; представление о способах и методах получения информации по предмету: необходимость ведения конспектов лекций, рабочих тетрадей по практическим занятиям, использования методических разработок (в печатном и электронном виде), учебников, учебных пособий и атласов, пользования биологическим материалом (бальзамированный труп и отдельные части, органы, сухие, пластинированные и мацерированные препараты, скелет) в специально оборудованной лаборатории для самостоятельной анатомической препаровки и музее кафедры, муляжами, плакатами, планшетами, схемами, рисунками, рентгенограммами (кафедральный банк), результатами УЗИ, допплерографии, МЯРТ, радионуклидного сканирования, томограммами, тематическими стендами, дополнительной литературой библиотеки кафедры, обучающей и вспомогательной техникой. Преподаватель информирует об условиях работы на кафедре, технике безопасности, необходимости регулярного обучения и подготовки к занятиям на биологическом материале, предстоящих формах контроля знаний, возможностях участия в СНО, УИРС, НИРС. Студенты получают информацию о том, что с программой по дисциплине «Анатомия» они могут ознакомиться в библиотеке ХМГМА или взять ее в электронном варианте на кафедре. Также студентам проводится разъяснение о критериях оценки при проведении итоговых занятий по дисциплине и промежуточной аттестации (экзамен) в конце изучения курса «Анатомия». Предлагаются алгоритмы ответа по различным разделам анатомии. Алгоритмы ответов По суставам: название сустава (на русском и латинском языках), общая характеристика сустава в соответствии с классификацией (простой или сложный; комплексный; комбинированный; одно-, двух-, многоосный; форма сустава; конгруэнтность),назвать и показать на костях и влажных препаратах суставные поверхности, назвать и показать вспомогательные анатомические образования сустава, описать особенности прикрепления капсулы, назвать и показать связки, охарактеризовать движения в суставе вокруг осей и продемонстрировать их по возможности на себе. По мышцам: название мышцы на русском и латинском языке, топография мышцы (область, слой), точка начала и прикрепления мышцы,функция. По органам в разделе (спланхнология): название органа на латинском (греческом языках), классификация органа по строению (полый или паренхиматозный), топография органа (голотопия, синтопия, скелетотопия), внешнее и внутреннее строение органа (для полых органов строение оболочек, а для паренхиматозных – строение структурно-функциональной единицы), функции органа. По проводящим проекционным путям ЦНС: название проекционного проводящего пути на латинском языке (с учетом расположения всех нейронов или распространения только второго нейрона), определение пути по классификации, места расположения нейронов в ЦНС, топография пути на разных уровнях ЦНС, функция. По сплетениям: название сплетения на русском и латинском языках, передними ветвями каких спинномозговых нервов образовано сплетение, топография сплетения, классификация ветвей выходящих из сплетения, описание топографии и области иннервации ветвей исходящих из сплетения По черепным нервам: название черепного нерва на русском и латинском языках, определение нерва согласно классификации (двигательный, смешанный, чувствительный), топография ядер ЧН в составе ствола головного мозга, места выхода (входа) ЧН из ствола головного мозга, места выхода (входа) ЧН из черепа, ветви ЧН их топография, область иннервации. Далее студенты знакомятся с общим строением тела человека; с анатомической терминологией (терминология как основа профессионального языка; образцы терминов из Международной анатомической номенклатуры), осями и плоскостями, в которых рассматривается тело человека и его органы. Указывается, что для обозначения положения органа или части тела (топография) используют понятие плоскостей. Таких плоскости, три: сагиттальная (вертикальная плоскость, проходящая спереди назад) – делит тело на правую и левую половины; фронтальная (параллельная лбу) – делит тело на передний и задний отделы; горизонтальная (проводится под прямым углом к двум предыдущим плоскостям) – делит тело на верхний и нижний отделы. Отмечается, что для изучения раздела соединений костей потребуется знание осей, так как вокруг осей осуществляются движения в суставах. Студентам демонстрируются основные оси (сагиттальная, фронтальная, продольная) и описываются виды движений вокруг их. Дается общее представление об опорно-двигательном аппарате и его пассивной части – костном скелете. Напоминается, что костная ткань относится к разновидности соединительной ткани. Обсуждается строение кости. На шлифах (распилах) костей студенты находят и демонстрируют компактное вещество кости, а внутри нее – перекладины губчатого вещества, располагающиеся в определенных направлениях. Отмечается, что кость является органом костной системы, так как имеет определённое расположение в составе скелета, образована костной тканью, имеет источники кровоснабжения и иннервации, выполняет ряд функций (опорную, защитную и т.д.). Структурно-функциональной единицей кости является остеон. Вспоминают, что согласно классификации кости подразделяются на: трубчатые (короткие и длинные), губчатые, плоские, сесамовидные и воздухоносные. Рассказывая классификацию студенты приводят примеры и демонстрируют различные виды костей в составе скелета. В наборе костей находят длинную трубчатую кость, определяют ее концы – эпифизы и среднюю часть – тело или диафиз, расположенные между диафизом и эпифизами – метафизы, а также отростки, бугорки, шероховатости, гребни – апофизы. Напоминается, что рост кости в длину осуществляется за счет метафиза, а в ширину за счет надкостницы. Приступая к обсуждению костей туловища студенты показывают и называют кости, образующие позвоночный столб и грудную клетку. На скелете демонстрируется позвоночный столб, определяется его осевое положение и изогнутость. Отмечается, что он состоит из отдельных костей – позвонков, которые в нижнем отделе столба срастаются, образуя крестей и копчик. В грудном отделе с позвонками соединяются 12 пар ребер. Верхние 7 пар ребер своими передними концами соединяются с грудиной – это истинные ребра. Три пары нижележащих ребер соединены с грудиной через хрящ вышележащего ребра – ложные ребра. ХI-ХII пары ребер с грудиной не соединяются – это колеблющиеся ребра. В результате этого формируется грудная клетка, служащая основой и защитой для внутренних органов. Обсуждается общий план строения (формула) типичного позвонка. На примере типичного (грудного) позвонка находят обращенное вперед тело позвонка. Сзади от него располагается дуга, соединяющаяся с позвонком ножками дуги. Тело и дуга ограничивают позвоночное отверстие. Вдоль позвоночного столба при соединении позвонков из позвоночных отверстий формируется позвоночный канал. От дуги отходят отростки; остистый (непарный) – обращен вниз и назад, поперечные (парные) – располагаются по сторонам от дуги, суставные (парные) – отходят от дуги вверх и вниз и служат для соединения позвонков между собой. В местах соединения дуги с телом с каждой стороны находят верхние и нижние позвоночные вырезки, которые при наложении двух смежных позвонков образуют парные межпозвоночные отверстия. Далее называют и показывают шейный отдел позвоночного столба. На типичном шейном позвонке демонстрируют широкое, близкое к треугольному очертанию, позвоночное отверстие, низкие тела от II до VI позвонка, расщепленные на концах остистые отростки. Последний у VII-го позвонка наиболее выражен и выступает кзади, поэтому позвонок называется выступающим. Суставные отростки позвонков короткие, стоят косо. В поперечных отростках шейных позвонков демонстрируют парные поперечные отверстия, которые ограничены двумя отростками – передним реберным отростком и задним – собственно поперечным. На VI шейном позвонке демонстрируют развитый передний бугорок – сонный бугорок. Дается название I шейному позвонку. Указывается, что он не имеет тела и остистого отростка и состоит из двух дуг – передней и задней. Передняя дуга короткая и на задней поверхности несет суставную ямку. У позвонка демонстрируют верхние и нижние суставные ямки, которые располагаются на боковых массах, соединяющих обе дуги. У II шейного позвонка сверху найдите зубовидный отросток, по бокам от которого на теле позвонка располагаются верхние суставные поверхности. Спереди и сзади на зубовидном отростке найдите суставные поверхности. Называют и показывают грудной отдел позвоночного столба. На грудном позвонке остистый отросток направлен вниз. Суставные отростки располагаются во фронтальной плоскости так, что верхние суставные поверхности смотрят назад, а нижние вперед. На боковых поверхностях тела позвонка демонстрируют расположенные вверху и внизу реберные ямки (полуямки). Исключение составляют тела I, XI, ХII позвонков, имеющие по одной полной реберной ямке, а у X позвонка только одну верхнюю полуямку. Находят на поперечном отростке поперечную реберную ямку для сочленения с бугорком ребра. Показывают и называют поясничный отдел позвоночного столба. На поясничном позвонке демонстрируют массивное тело, развитую дугу, большое позвоночное отверстие. Обращают внимание на суставные отростки, они располагаются в сагиттальной плоскости. На задненаружном крае верхнего суставного отростка имеется небольшой сосцевидный отросток. На задней поверхности основания поперечного (реберного) отростка имеется слабо выраженный добавочный отросток. Далее студенты демонстрируют костный препарат крестца. Показывают переднюю тазовую поверхность и заднюю – дорзальную. Вверху определяют основание крестца, внизу – верхушку. На тазовой поверхности демонстрируют 4 пары тазовых крестцовых отверстий. На дорзальной поверхности – 4 пары дорзальных крестцовых отверстий и 5 гребней: один непарный – срединный крестцовый гребень и два парных – промежуточные и боковые крестцовые гребни. По бокам от них расположены латеральные части крестца. На латеральных частях крестца найдите парные ушковидные поверхности, позади которых располагаются крестцовые бугристости. От основания до вершины крестца через кость проходит крестцовый канал. Указывается, что копчиковые позвонки срастаются у взрослого человека в копчик. Он имеет вид пирамиды с основанием вверху и верхушкой внизу. На первом копчиковом позвонке располагаются с каждой стороны от остистых отростков копчиковые рога. На препарате ребра студенты демонстрируют костную часть и на скелете часть, соответствующую реберному хрящу. На костной части ребра находят задний конец, передний конец и тело ребра. В области заднего конца определяют головку, шейку, гребень шейки, бугорок (кроме XI и XII ребра), угол ребра. На головке ребер находят гребень, кроме I, XI и XII ребер. На внутренней поверхности ребер, кроме 1, по нижнему краю заметна борозда ребра. На препарате 1 ребра находят верхнюю и нижнюю поверхности, угол ребра, совпадающий с бугорком. Показывают на верхней поверхности 1 ребра бугорок передней лестничной мышцы, разграничивающей борозду подключичной вены впереди от него от борозды подключичной артерии – позади. На костном препарате грудины и на скелете демонстрируют ее части: сверху – рукоятку, в середине – тело, внизу – мечевидный отросток. Определяют угол грудины на границе рукоятки и тела. На рукоятке грудины сверху находят яремную вырезку, по бокам – ключичные и реберные для 1 ребра; по бокам тела – парные реберные вырезки. Прощупывают на натурщике из числа студентов мечевидный отросток и яремную вырезку грудины. Перечень анатомических образований, которые студент должен назвать и показать на препаратах и наглядных пособиях: – на препаратах позвоночного столба и скелете:1) отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый (крестец), копчик; – на препаратах грудных позвонков:1) тело позвонка; 2) дугу – на препаратах шейных позвонков:1) тело позвонка; 2) дуга позвонка; 3) позвоночное отверстие; 4) остистый отросток; 5) поперечные отростки; 6) отверстие поперечного отростка; 7) верхние и нижние суставные отростки; 8) верхние позвоночные вырезки; 9) нижние позвоночные вырезки 10) латеральные массы атланта; 11) передняя дуга атланта; 12) передний бугорок атланта; 13) ямка зуба; 14) задняя дуга атланта; – на препаратах поясничных позвонков:1) тело позвонка; 2) дуга позвонка; 3) позвоночное отверстие; 4) остистый отросток; 5) поперечные отростки; 6) верхние и нижние суставные отростки; 7) верхняя и нижняя позвоночные вырезки; – на препарате крестца: 1) крестцовые позвонки; 2) основание крестца; 3) верхние суставные отростки; 4) мыс; 5) верхушка крестца; – на препаратах ребер: 1) головка ребра; 2) шейка ребра; 3) бугорок ребра; 4) суставная поверхность бугорка ребра; 5) угол ребра; 6) борозда ребра; 7) бугорок передней лестничной мышцы; 8) борозда подключичной артерии; 9) борозда подключичной вены; – на препарате грудины: 1) рукоятка грудины; 2) тело грудины; Практические навыки:уметь на себе пропальпировать рёбра, рукоятку, тело, мечевидный отросток грудины, угол грудины, яремную вырезку, остистый отросток VII шейного позвонка. Тесты для контроля Смотреть сборник тестов по анатомии человека, Х-М, 2008г., раздел I «Остеология (кости, система скелета) С. 2-13.
Ситуационные задачи: Смотреть сборник ситуационных задач по анатомии человека, Х-М, 2015г., раздел 1 «Остеология (кости, система скелета) С. 4-10.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (930)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |