Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика проведения практического занятия



2016-09-16 889 Обсуждений (0)
Методика проведения практического занятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Преподаватель знакомит студентов с кафедрой и ее аудиториями, анатомическим залом, музеем, с правилами работы и обучения на кафедре, учебными и методическими пособиями. Студенты получают представление о цели изучения предмета, деонтологических нормах поведения студента - будущего врача; представление о способах и методах получения информации по предмету: необходимость ведения конспектов лекций, рабочих тетрадей по практическим занятиям, использования методических разработок (в печатном и электронном виде), учебников, учебных пособий и атласов, пользования биологическим материалом (бальзамированный труп и отдельные части, органы, сухие, пластинированные и мацерированные препараты, скелет) в специально оборудованной лаборатории для самостоятельной анатомической препаровки и музее кафедры, муляжами, плакатами, планшетами, схемами, рисунками, рентгенограммами (кафедральный банк), результатами УЗИ, допплерографии, МЯРТ, радионуклидного сканирования, томограммами, тематическими стендами, дополнительной литературой библиотеки кафедры, обучающей и вспомогательной техникой.

Преподаватель информирует об условиях работы на кафедре, технике безопасности, необходимости регулярного обучения и подготовки к занятиям на биологическом материале, предстоящих формах контроля знаний, возможностях участия в СНО, УИРС, НИРС.

Студенты получают информацию о том, что с программой по дисциплине «Анатомия» они могут ознакомиться в библиотеке ХМГМА или взять ее в электронном варианте на кафедре. Также студентам проводится разъяснение о критериях оценки при проведении итоговых занятий по дисциплине и промежуточной аттестации (экзамен) в конце изучения курса «Анатомия». Предлагаются алгоритмы ответа по различным разделам анатомии.

Алгоритмы ответов

По суставам: название сустава (на русском и латинском языках), общая характеристика сустава в соответствии с классификацией (простой или сложный; комплексный; комбинированный; одно-, двух-, многоосный; форма сустава; конгруэнтность),назвать и показать на костях и влажных препаратах суставные поверхности, назвать и показать вспомогательные анатомические образования сустава, описать особенности прикрепления капсулы, назвать и показать связки, охарактеризовать движения в суставе вокруг осей и продемонстрировать их по возможности на себе.

По мышцам: название мышцы на русском и латинском языке, топография мышцы (область, слой), точка начала и прикрепления мышцы,функция.

По органам в разделе (спланхнология): название органа на латинском (греческом языках), классификация органа по строению (полый или паренхиматозный), топография органа (голотопия, синтопия, скелетотопия), внешнее и внутреннее строение органа (для полых органов строение оболочек, а для паренхиматозных – строение структурно-функциональной единицы), функции органа.

По проводящим проекционным путям ЦНС: название проекционного проводящего пути на латинском языке (с учетом расположения всех нейронов или распространения только второго нейрона), определение пути по классификации, места расположения нейронов в ЦНС, топография пути на разных уровнях ЦНС, функция.

По сплетениям: название сплетения на русском и латинском языках, передними ветвями каких спинномозговых нервов образовано сплетение, топография сплетения, классификация ветвей выходящих из сплетения, описание топографии и области иннервации ветвей исходящих из сплетения

По черепным нервам: название черепного нерва на русском и латинском языках, определение нерва согласно классификации (двигательный, смешанный, чувствительный),

топография ядер ЧН в составе ствола головного мозга, места выхода (входа) ЧН из ствола головного мозга, места выхода (входа) ЧН из черепа, ветви ЧН их топография, область иннервации.

Далее студенты знакомятся с общим строением тела человека; с анатомической терминологией (терминология как основа профессионального языка; образцы терминов из Международной анатомической номенклатуры), осями и плоскостями, в которых рассматривается тело человека и его органы. Указывается, что для обозначения положения органа или части тела (топография) используют понятие плоскостей. Таких плоскости, три: сагиттальная (вертикальная плоскость, проходящая спереди назад) – делит тело на правую и левую половины; фронтальная (параллельная лбу) – делит тело на передний и задний отделы; горизонтальная (проводится под прямым углом к двум предыдущим плоскостям) – делит тело на верхний и нижний отделы. Отмечается, что для изучения раздела соединений костей потребуется знание осей, так как вокруг осей осуществляются движения в суставах. Студентам демонстрируются основные оси (сагиттальная, фронтальная, продольная) и описываются виды движений вокруг их.

Дается общее представление об опорно-двигательном аппарате и его пассивной части – костном скелете.

Напоминается, что костная ткань относится к разновидности соединительной ткани. Обсуждается строение кости. На шлифах (распилах) костей студенты находят и демонстрируют компактное вещество кости, а внутри нее – перекладины губчатого вещества, располагающиеся в определенных направлениях. Отмечается, что кость является органом костной системы, так как имеет определённое расположение в составе скелета, образована костной тканью, имеет источники кровоснабжения и иннервации, выполняет ряд функций (опорную, защитную и т.д.). Структурно-функциональной единицей кости является остеон.

Вспоминают, что согласно классификации кости подразделяются на: трубчатые (короткие и длинные), губчатые, плоские, сесамовидные и воздухоносные. Рассказывая классификацию студенты приводят примеры и демонстрируют различные виды костей в составе скелета.

В наборе костей находят длинную трубчатую кость, опреде­ляют ее концы – эпифизы и среднюю часть – тело или диафиз, расположенные между диафизом и эпифизами – метафизы, а также отростки, бугорки, шероховатости, гребни – апофизы. Напоминается, что рост кости в длину осуществляется за счет метафиза, а в ширину за счет надкостницы. Приступая к обсуждению костей туловища студенты показывают и называют кости, образующие позвоночный столб и грудную клетку.

На скелете демонстрируется позвоночный столб, определяется его осевое положение и изог­нутость. Отмечается, что он состоит из отдельных костей – поз­вонков, которые в нижнем отделе столба срастаются, образуя крестей и копчик. В грудном отделе с позвонками соединя­ются 12 пар ребер. Верхние 7 пар ребер своими передними концами соединяются с грудиной – это истинные ребра. Три пары нижележащих ребер соединены с грудиной через хрящ вышележащего ребра – ложные ребра. ХI-ХII пары ребер с грудиной не соединяются – это колеблющиеся ребра. В ре­зультате этого формируется грудная клетка, служащая осно­вой и защитой для внутренних органов.

Обсуждается общий план строения (формула) типичного позвонка. На примере типичного (грудного) позвонка находят обращен­ное вперед тело позвонка. Сзади от него располагается дуга, соединяющаяся с позвонком ножками дуги. Тело и дуга огра­ничивают позвоночное отверстие. Вдоль позвоночного столба при соединении позвонков из позвоночных отверстий форми­руется позвоночный канал.

От дуги отходят отростки; остистый (непарный) – об­ращен вниз и назад, поперечные (парные) – располагают­ся по сторонам от дуги, суставные (парные) – отходят от дуги вверх и вниз и служат для соединения позвонков между собой. В местах соединения дуги с телом с каждой стороны находят верхние и нижние позвоночные вырезки, которые при наложении двух смежных позвонков образуют парные межпозвоночные отверстия.

Далее называют и показывают шейный отдел позвоночного столба. На типичном шейном позвонке демонстрируют широкое, близкое к треугольному очертанию, позвоночное отверстие, низкие тела от II до VI позвонка, расщепленные на концах остистые отростки. Последний у VII-го позвонка на­иболее выражен и выступает кзади, поэтому позвонок называ­ется выступающим. Суставные отростки позвонков короткие, стоят косо. В поперечных отростках шейных позвонков демонстрируют пар­ные поперечные отверстия, которые ограничены двумя отрос­тками – передним реберным отростком и задним – собствен­но поперечным. На VI шейном позвонке демонстрируют развитый передний бугорок – сонный бугорок. Дается название I шей­ному позвонку. Указывается, что он не имеет тела и остистого отростка и состоит из двух дуг – передней и задней. Передняя дуга короткая и на задней поверхности несет суставную ямку. У позвонка демонстрируют верхние и нижние суставные ямки, ко­торые располагаются на боковых массах, соединяющих обе дуги. У II шейного позвонка сверху найдите зубовидный от­росток, по бокам от которого на теле позвонка располагаются верхние суставные поверхности. Спереди и сзади на зубовид­ном отростке найдите суставные поверхности.

Называют и показывают грудной отдел позвоночного стол­ба. На грудном позвонке остистый отросток направлен вниз. Суставные отростки располагаются во фронтальной плоскос­ти так, что верхние суставные поверхности смотрят назад, а нижние вперед. На боковых поверхностях тела поз­вонка демонстрируют расположенные вверху и внизу реберные ямки (полуямки). Исключе­ние составляют тела I, XI, ХII позвонков, имеющие по одной полной реберной ямке, а у X позвонка только одну верхнюю полуямку. Находят на поперечном отростке поперечную ре­берную ямку для сочленения с бугорком ребра.

Показывают и называют поясничный отдел позвоночного столба. На поясничном позвонке демонстрируют массивное тело, развитую дугу, большое позвоночное отверстие. Обращают внимание на суставные отростки, они располагаются в сагит­тальной плоскости. На задненаружном крае верхнего сустав­ного отростка имеется небольшой сосцевидный отросток. На задней поверхности основания поперечного (реберного) от­ростка имеется слабо выраженный добавочный отросток.

Далее студенты демонстрируют костный препарат крестца. Показывают переднюю тазовую поверхность и заднюю – дорзальную. Вверху определяют основание крес­тца, внизу – верхушку. На тазовой поверхности демонстрируют 4 пары тазовых крестцовых отверстий. На дорзальной поверх­ности – 4 пары дорзальных крестцовых отверстий и 5 гребней: один непарный – срединный крестцовый гребень и два парных – промежуточные и боковые крестцовые греб­ни. По бокам от них расположены латеральные части крестца. На латеральных частях крестца найдите парные ушковидные поверхности, позади которых располагаются крестцовые буг­ристости. От основания до вершины крестца через кость про­ходит крестцовый канал.

Указывается, что коп­чиковые позвонки срастаются у взрослого человека в копчик. Он имеет вид пирамиды с основанием вверху и верхушкой внизу. На первом копчиковом позвонке располагаются с каж­дой стороны от остистых отростков копчиковые рога.

На препарате ребра студенты демонстрируют костную часть и на скелете часть, соответствующую реберному хрящу. На кост­ной части ребра находят задний конец, передний конец и тело ребра. В области заднего конца определяют головку, шейку, гребень шейки, бугорок (кроме XI и XII ребра), угол ребра. На головке ребер находят гребень, кроме I, XI и XII ребер. На внутренней поверхности ребер, кроме 1, по нижнему краю заметна борозда ребра. На препарате 1 ребра находят верх­нюю и нижнюю поверхности, угол ребра, совпадающий с бу­горком. Показывают на верхней поверхности 1 ребра бугорок передней лестничной мышцы, разграничивающей борозду подключичной вены впереди от него от борозды подключич­ной артерии – позади.

На костном препарате грудины и на скелете демонстрируют ее части: сверху – рукоятку, в середине – тело, внизу – мечевид­ный отросток. Определяют угол грудины на границе рукоятки и тела. На рукоятке грудины сверху находят яремную вырезку, по бокам – ключичные и реберные для 1 ребра; по бокам тела – парные реберные вырезки. Прощупывают на натурщике из числа студентов мечевидный отросток и яремную вырезку грудины.

Перечень анатомических образований, которые студент должен назвать и показать на препаратах и наглядных пособиях:

на препаратах позвоночного столба и скелете:1) отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый (крестец), копчик;

на препаратах грудных позвонков:1) тело позвонка; 2) дугу
позвонка; 3) позвоночное отверстие; 4) остистый отросток; 5) поперечные отростки; 6) верхние и нижние суставные отростки; 7) верхние и нижние позвоночные вырезки; 8) верхние и нижние рёберные ямки; 9) реберные ямки поперечных отростков.

на препаратах шейных позвонков:1) тело позвонка; 2) дуга позвонка; 3) позвоночное отверстие; 4) остистый отросток; 5) поперечные отростки; 6) отверстие поперечного отростка; 7) верхние и нижние суставные отростки; 8) верхние позвоночные вырезки; 9) нижние позвоночные вырезки 10) латеральные массы атланта; 11) передняя дуга атланта; 12) передний бугорок атланта; 13) ямка зуба; 14) задняя дуга атланта;
15) борозда позвоночной артерии; 16) задний бугорок атланта; 17) зуб;
18) передняя и задняя суставные поверхности зуба; 19) выступающий
позвонок;

на препаратах поясничных позвонков:1) тело позвонка; 2) дуга позвонка; 3) позвоночное отверстие; 4) остистый отросток; 5) поперечные отростки; 6) верхние и нижние суставные отростки; 7) верхняя и нижняя позвоночные вырезки;

на препарате крестца: 1) крестцовые позвонки; 2) основание крестца; 3) верхние суставные отростки; 4) мыс; 5) верхушка крестца;
6) ушковидная поверхность; 7) крестцовая бугристость; 8) тазовая поверхность крестца; 9) поперечные линии; 10) передние крестцовые отверстия; 11) срединный, промежуточный и латеральный крестцовые гребни; 12) задние крестцовые отверстия; 13) крестцовый канал;

на препаратах ребер: 1) головка ребра; 2) шейка ребра; 3) бугорок ребра; 4) суставная поверхность бугорка ребра; 5) угол ребра; 6) борозда ребра; 7) бугорок передней лестничной мышцы; 8) борозда подключичной артерии; 9) борозда подключичной вены;

на препарате грудины: 1) рукоятка грудины; 2) тело грудины;
3) мечевидный отросток; 4) яремная вырезка; 5) ключичная вырезка;
6) реберные вырезки; 7) угол грудины.

Практические навыки:уметь на себе пропальпировать рёбра, рукоятку, тело, мечевидный отросток грудины, угол грудины, яремную вырезку, остистый отросток VII шейного позвонка.

Тесты для контроля

Смотреть сборник тестов по анатомии человека, Х-М, 2008г., раздел I «Остеология (кости, система скелета) С. 2-13.

 

Ситуационные задачи:

Смотреть сборник ситуационных задач по анатомии человека, Х-М, 2015г., раздел 1 «Остеология (кости, система скелета) С. 4-10.



2016-09-16 889 Обсуждений (0)
Методика проведения практического занятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика проведения практического занятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (889)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)