Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общественные ограничения



2016-09-16 449 Обсуждений (0)
Общественные ограничения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Общество формирует права частной собственности. В результате они всегда меньше тех потенциальных возможностей, которые могли бы быть у частных владельцев. Этого требует совместный или общественный характер экономической деятельности, да и в целом жизни людей. Там, где есть сотрудничество, взаимодействие людей, там не может не быть ограничений, общественных нормативов поведения. Нормально ли будет, если кто-то в своей квартире устроит деревообрабатывающую мастерскую, или же, если поклонник тяжелого рока будет по ночам на балконе или лоджии прослушивать записи на полную мощность аппаратуры? Это недопустимо, — скажет нормальный человек, и будет, конечно же, прав. Также недопустимо сбрасывать грязные стоки производства в реку Днепр и другие водоемы, печь пирожки в антисанитарных условиях, осуществлять производство наркотиков и заниматься порнографией, вести недобросовестную конкуренцию, открывать частную школу, не имея для преподавания людей с достаточным уровнем квалификации.

Государство через налоги регулирует формирование доходов, запрещает использовать капитал для некоторых видов деятельности, осуществляет лицензирование в некоторых сферах, устанавливает порядок наследования, разрабатывает нормативы по технической безопасности работ и экологии, порядок привлечения рабочей силы и многое другое. Даже земля, здания, жилые дома, находящиеся в частной собственности, могут быть, как показывает мировая практика, законным образом отторгнуты, с выплатой компенсации владельцам, в случае необходимости строительства дороги, трубопровода, новых зданий или сооружений. Поэтому частная собственность не является неприступной крепостью, но ее оберегают, поддерживают и создают условия для нормального взаимодействия различных экономических интересов.


Глава 5. Собственность и ее экономическая роль 85

 

Самоограничение прав

 

Собственник может сам добровольно, без всякого принуждения извне, ограничить свои права на объект собственности. Чем может быть вызвано такое странное, на первый взгляд, поведение собственника, в каких формах оно может осуществляться?

Во-первых, владелец может сдать объект в пользование другому лицу — предприятию или отдельному человеку. Например, могут быть сданы в аренду помещения, оборудование, земля, транспортные средства. Многие люди, имеющие землю в садоводческом или дачном товариществе, под индивидуальными жилищными постройками, получили ее от государства в неограниченное по времени пользование. Передавая объект в пользование, аренду, владелец, тем самым, отдает и часть своих прав на него. Собственник и пользователь, как правило, заключают между собой соответствующий договор, в котором могут оговариваться и направления использования объекта, однако очевидно, что собственник добровольно лишает себя ряда прав. Мотивы его поведения могут быть разными: если речь идет, к примеру, о передаче государством земли под жилищное строительство, то собственник здесь не преследует цель получения прямой экономической выгоды в виде дохода; если передается в аренду капитал, то это должно приносить собственнику доход в виде арендной платы. Конечно среди подобных операций преобладают те, которые мотивированы экономическими интересами владельца.

Во-вторых, собственник может передать, делегировать часть своих полномочий менеджерам — наемному управленческому персоналу. Менеджеры помогут более эффективно использовать производственный и денежный капитал собственника. Они могут получить довольно большую власть над объектом собственности, и в этом случае владелец будет уже контролировать не столько сам объект собственности, сколько деятельность менеджеров по эффективному управлению этим объектом. Эффективность требует профессионализма, в том числе, и может быть прежде всего в области управления. Теряя во власти на объект, собственник выигрывает в эффективности, получает большую экономическую выгоду.

Аналогичные рассуждения применимы и к еще одной форме передачи собственником своих полномочий — к доверительным (трастовым) операциям. Такие операции предполагают доверительное управление объектом собственности (акциями, капиталом, недвижимостью, другими финансовыми активами). Обычно этими операциями занимаются специализированные организации. Условия трастовой операции могут предполагать разную степень "самоотказа" от права собственности, разные мотивы могут лежать в основе таких решений владельцев. Однако цели их действий обычно совпадают — стремление получить большую


86 Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

 

экономическую выгоду по сравнению с условиями "самоуправления" объектом собственности. В то же время доверительная опера-дия сама по себе не обеспечивает автоматического достижения этой цели. Она — шанс, но не гарантия.

В-третьих, владелец может объединить свой объект собственности с объектами других лиц. Например, люди могут, объединив усилия, ресурсы, деньги, создать предприятие в форме хозяйственного товарищества. Каждый его участник, конечно же, лишится большей или меньшей части своих прав на объект собственности — он теперь будет отдан под некое общее управление. И здесь действия людей связаны с поиском большей экономической выгоды, со стремлением расширить свои доходы. Теряя права, они надеются на экономическую компенсацию в виде больших доходов.

 

Краткие выводы

 

1. Присвоение ресурсов и жизненных благ может быть вободным или ограниченным. Последнее является наиболее характерным. Собственность представляет собой закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за определенными субъектами. Право контроля — это право пользования и распоряжения объектом. Закрепление права собственности может осуществляться на основе силы, достигнутого согласия, юридических норм. Последнее является типичным современным явлением.

2. Формами собственности являются — частная и государственная. Частная собственность имеет такие разновидности: индивидуальная, паевая, акционерная, собственность общественных организаций. Разновидности государственной собственности: общегосударственная и коммунальная.

3. Собственность упорядочивает экономическое взаимодействие, является важным элементом его организации; создает, при определенных условиях, конкретную заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов и жизненных благ; устанавливает тех, кому надлежит определять направление и характер использования объекта.

4. Общество формирует права частной собственности. Реальные права всегда меньше потенциальных, так как с помощью государства общество устанавливает определенные экономические, социальные, экологические и другие нормативы использования объекта собственности.


Глава 5. Собственность и ее экономическая роль 87

 

5. В то же время сам собственник нередко ограничивает свои права. Он может сдавать объект в пользование, аренду другим лицам, делегировать права менеджерам, сдавать объект в доверительное управление. Он ищет наиболее экономически выгодные для него формы организации использования объекта собственности.

6. Приватизация — это отчуждение путем продажи или безвозмездной передачи государственной собственности в пользучастных лиц. Цели приватизации в разных странах могут отличаться. Украина стремится с помощью приватизации ускорить процесс формирования полноценного частного сектора экономики, вовлечь факторы свободной инициативы и личной заинтересованности в более эффективное использование капитала.



88 Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

 

Основные термины и понятия

• Свободное присвоение

• Ограниченное присвоение

• Собственность

• Формы собственности

• Разновидности частной собственности

• Разновидности государственной собственности

• Значение собственности

• Потенциальные и реальные права частной собственности

• Общественное регулирование прав частной собственности

• Самоограничение прав собственности

• Приватизация



   
 
 
 


Г л а в а

 

 

СПРОС

 

Легкo заметить, что не только различные товары имеют отличающиеся цены, но и одни и те же товары в разное время могут оцениваться по-разному. Людей всегда заботила проблема пропорций обмена одного товара на другой. Она была и в центре внимания экономической науки. Решающие результаты в теории цен были достигнуты в XIX веке. Сначала выделились два принципиально различных подхода: трудовая теория стоимости, утверждавшая, что товары обмениваются по стоимости, которая определяется затратами общественно необходимого труда на их производство (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс), и теория предельной полезности, рассматривавшая цену как результат столкновения на рынке различных субъективных оценок полезности определенного товара со стороны покупателей и продавцов (Е. Бем-Баверк, К. Менгер, Ф. Визер). Последующие исследования (А. Маршалл, Дж. Б. Кларк, Дж. Хикс и др.) позволили выделить рациональные моменты из этих теорий и создать современную теорию ценности, объяснить процесс координации спроса и предложения.

Эта и две последующие главы посвящены изложению современных подходов к механизму взаимодействия продавцов и покупателей, рыночного порядка достижения удовлетворяющих обе стороны цен. Поскольку каждый из участников обмена руководствуется своими собственными интересами, то целесообразно рассмотреть рынок раздельно со стороны покупателя, со стороны продавца, а затем их координацию.

 

6.1

 

ПОТРЕБНОСТИ И СПРОС

 

Общая ценность блага

 

Главная цель появления покупателя на рынке — приобретение такого блага, которое было бы способно удовлетворять его потребности. При этом он руководствуется принципом максимизации полезности.

Из второй главы нам известно, что каждая новая порция приобретаемого блага в представлении покупателя будет иметь меньшую


Глава 6. Спрос 91

 

полезность, чем предыдущая (закон убывающей полезности). Означает ли это, что, покупая партию из 10 товаров, покупатель будет платить разную цену за первую единицу и за четвертую или десятую?

Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть, какую общую экономическую ценность потребитель приписывает определенному количеству блага, которым он располагает или которое намерен приобрести на рынке.

Представим себе, что покупатель предполагает приобрести на рынке некоторое количество блага, равное отрезку ОС (рис. 6.1). Пускай это будет 10 литров молока. Если бы пришлось отказаться от одного литра молока, то потребитель, естественно, отказался от того, который в наименьшей степени полезен для него, т. е. от десятого. Но поскольку узнать, какой литр в бидоне десятый, а какой первый невозможно, то потребитель каждому литру приписывает ценность, равную полезности последней его порции (10-му литру).

Если же потребуется новый отказ, то теперь ценность каждого литра для потребителя будет определяться полезностью девятого, т.е. предельной полезностью. Тогда для любой ситуации общая ценность (V) бидона молока будет равна предельной полезности последнего литра (Um), умноженной на их общее количество (Q), или:

 

V=UmQ.

 

На рис. 6.1 эта общая ценность равна площади прямоугольника ABC.

Если же покупатель решит приобрести еще один литр молока, увеличив размер покупки до количества ОМ, предельная полезность последней порции снизится, снижая за собой и восприятие потребителем ценности каждой единицы приобретаемого блага. Таким образом, возвращаясь к сформулированному выше вопросу, можно утверждать, что, приобретая на рынке какую-то партию товара, покупатель готов уплатить за каждую единицу одинаковую цену, в основе которой будет лежать полезность последней порции товара.

 

Спрос

 

Покупка — это обмен денег на какое-то благо. Но деньги тоже обладают определенной полезностью. Они предоставляют владельцу возможность выбора того блага, на которое он хотел бы их обменять.


92 Раздел II. СИСТЕМА РЫНКА

 

Выбор — это всегда жертвование. Выбор одного означает отказ от другого. Поэтому ценность денег для покупателя определяется альтернативными вариантами их использования. Приобретая на определенную сумму молоко, покупатель отказывается от других покупок, скажем, прохладительных напитков. Покупка состоится тогда, когда полезность приобретаемого товара уравновешивается или превышает полезность денег, от которых приходится отказаться. Условия покупки можно выразить так:

 

,

 

где UmC — полезность покупаемого товара;

 

UmM — полезность уплаченных денег.

 

Если предположить, что полезность денег остается неизменной (это предположение сохраняется и в двух последующих главах), то легко заметить связь между количеством приобретаемого товара и ценой, которую покупатель готов заплатить за его единицу. Поскольку предельная полезность блага будет уменьшаться, то и ценность единицы блага будет снижаться по мере увеличения объема покупки. Эту взаимосвязь по отношению к каждому покупателю и каждому товару можно выразить в виде определенного набора пар, состоящих из цены и объема желаемой покупки (табл. 6.1).

. Для характеристики отмеченной взаимосвязи используется понятие "спрос". Спрос (demand) — это количества продукта, которые потребители готовы и в состоянии купить по определенным ценам за его единицу в течение некоторого периода.

В основе спроса лежат потребности. Именно они определяют, что покупатель желает купить. Желания же лимитируются располагаемой суммой денег. Поэтому спрос — это потребности, удовлетворение которых в состоянии оплатить покупатель. Спрос — это "хочу" и "могу".

 

Таблица 6.1. Связь между объемом покупки и ценой за единицу товара  
№ п/п Цена 1 л молока, ДЕ(Р) Количество покупаемого молока, тыс. л(Q)

 

 


Глава 6. Спрос 93

 

Закон спроса

 

Связь между ценой и количеством покупаемого товара устойчивая, постоянно повторяющаяся и имеет характерную направленность. Поэтому ее можно определить как закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены ведет к повышению величины спроса, а ее рост — к снижению.

Такая взаимосвязь между ценой и спросом обусловлена рядом обстоятельств:

1. Действием закона убывающей предельной полезности, механизм которого излагался в главе 2.

2. Повышением покупательной способности потребителей, обладающих фиксированной в каждый данный момент суммой денег, по мере снижения цен, и падением покупательной способности — по мере роста цен.

3. Усилением целесообразности альтернативного использования денег и осуществления других покупок по мере роста цен на данный продукт.

До сих пор мы говорили об индивидуальном спросе, т. е. спросе каждого отдельного покупателя на вполне определенный товар. Но выявленные закономерности сохраняют свою справедливость, и если мы суммируем индивидуальные спросы на этот товар всех покупателей. Табл. 6.1 можно было бы дополнить множеством новых покупателей, каждый из которых определяет количество продукта, желаемого для приобретения по той или иной цене. Различие в спросе отдельных покупателей будет вызвано разной оценкой ими полезности продукта,

 

Таблица 6.2. Рыночный спрос  
Цена 1 л молока, ДЕ Количество покупаемого молока, тыс. л
Покупатель А Покупатель Б Покупатель В Рыночный спрос

 

а также возможными отличиями в ценности денег, которыми они располагают. Сумма индивидуальных спросов и даст нам общий или рыночный спрос на это благо (табл. 6.2).

Изложенную взаимосвязь можно представить и графически. Перенесем данные табл. 6.2 на рис. 6.2. Поскольку мы предположили, что продукт можно разделить на бесконечно малые порции и цены могут изменяться на бесконечно малые величины (это допущение весьма


94 Раздел II. СИСТЕМА РЫНКА

 

условно), то существует непрерывная линия dd на графике, показывающая все возможные варианты соотношения цен и объемов покупки.

График спроса показывает зависимость между ценой и количеством покупаемого товара в каждый данный момент времени.

При этом предполагается, что все остальные условия остаются неизменными. Если изменяется цена, то происходит изменение величины спроса, т.е. перемещение по той же кривой спроса вверх или вниз. Так снижение цены с 75 до 50 повлечет за собой изменение величины спроса со 100 до 150.

В реальной действительности "прочие равные условия" тоже подвержены динамике. Если они меняются, то происходит изменение в спросе и перемещение самой кривой спроса на графике.

Влияние таких изменений на поведение покупателя настолько велико, что заслуживает отдельного рассмотрения.

 

6.2



2016-09-16 449 Обсуждений (0)
Общественные ограничения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общественные ограничения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (449)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)