Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРИТЧИ, МЕТАФОРЫ И ИНЫЕ ИСТОРИИ



2016-09-15 954 Обсуждений (0)
ПРИТЧИ, МЕТАФОРЫ И ИНЫЕ ИСТОРИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Метафора — это нечто среднее меж­ду непонятным и хорошо известным.

Дэвид Гордон

Духовные переживания и преобразования по самой своей при­роде зачастую бывают тонкими и неопределимыми, но существует множество их метафоричных описаний. Притчи и метафоры, объе­диненные общим названием «истории», иллюстрируют какие-то аспекты духовного развития и являются хорошим средством фор­мирования содержательного контекста в группе и регулирования эмоциональной атмосферы.

Н. Пезешкиан выделяет следующие функции историй':

Функция зеркала. Образный мир историй позволяет приблизить их содержание к внутреннему «Я» человека и облегчает идентифи­кацию с ним. Человек может сравнить свои мысли и переживания с тем, о чем рассказывается в данной истории, и воспринять то, что в данное время соответствует собственным психическим струк­турам.

Функция модели. Истории — это по своей сути модели. Они мо­гут отображать конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их разрешения или указывают на последствия отдельных попыток разрешения ситуации. Таким образом, они помогают учиться при помощи модели. При этом модели в историях не яв-

Пезешкиан Н. Торговец и попугай. С. 40—48.

 

ляются чем-то застывшими. Они дают возможность человеку по-раз­ному интерпретировать содержание истории, событий, изложен­ных в ней, сопоставлять это содержание с собственной ситуацией.

Функция опосредования. Участники тренинга порой с трудом расстаются со своими жизненными принципами, духовными цен­ностями, индивидуальными мифологиями, несмотря на то что они мешают им конструктивно справляться со своими конфликтами. Подобно тому как не умеющий плавать боится отпустить спаса­тельный круг, человек боится расстаться с привычными для него способами самопомощи. История становится своеобразным за­щитным буфером, позволяющим участникам выразить свои мыс­ли через свое понимание истории.

Функции хранения опыта. Благодаря своей образности, истории легко запоминаются и, будучи связанными с опытом, помогают сохранять его.

Функция носитель традиций. В историях запечатлены куль­турные и семейные традиции, традиции определенной социальной общности и индивидуальные традиции как результат жизненного опыта. В этом смысле истории направляют мысль за пределы ин­дивидуального жизненного горизонта и передают дальше эстафе­ту мыслей, размышлений, ассоциаций.

История как помощник в возращении на более ранние этапы ин­дивидуального развития. Использование в ходе психотерапевтичес­кой работы восточных историй, сказок, притч помогает снять на­пряженность в группе, атмосфера становится теплее, в отношениях появляются непринужденность, приветливость и доверительность. Истории обращены к интуиции и фантазии.

Используя притчи и метафоры, ведущий может управлять вни­манием группы, утилизировать возникающие в ней ситуации, ак­туализировать нужный содержательный контекст. Правильно и в нужный момент рассказанные истории практически не встречают сопротивления в группе. Из них человек извлекает то понимание, к которому он готов в настоящий момент, которое имеет свое от­ражение в его Модели мира.

Неблагодарное дело давать собственные интерпретации смыс­ла метафор. Поэтому к ним приводятся только комментарии по использованию.

 

А. Истории для формирования понимания и содержательного контекста в группе

11.1. Пустыня1

Эта история о профессоре, некоем Мелвине Стюарте. Это был биолог вы­сочайшей квалификации. Главной научной страстью профессора было изуче­ние фауны пустынь. Он часто организовывал небольшие экспедиции с участи­ем молодых, физически крепких специалистов и отправлялся с ними в пустыню для интенсивной работы на природе. В большинстве случаев все эти путеше­ствия завершались без особых приключений, принося в то же время большую пользу образовательной цели экспедиций.

Однако одним летом, будучи в одной пустынной местности, очень далеко от ближайшего населенного пункта, у них сломалась машина. Мелвину и его молодой команде ничего не оставалось, как отправиться пешком за помощью. С собой они взяли только предметы первой необходимости, нужные для выжи­вания, — еду, воду и карту. Согласно карте, они должны были потратить, по крайней мере, три дня, чтобы дойти до ближайшего форпоста цивилизации. Начался пеший поход. Шагая, потом отдыхая, потом опять шагая, эта торже­ственная и решительная группа продвигалась сквозь страну горячего безмол­вия. На утро третьего дня эта усталая и ободранная группа добралась до вер­шины высокого песчаного бархана. Измученные жаждой и перегревшиеся на солнце, они начали оглядывать с вершины местность, раскинувшуюся перед ними. Очень далеко справа от себя они увидели нечто напоминающее озеро, окруженное небольшими деревьями. Студенты начали прыгать и кричать от радости, но профессор никак не отреагировал на это, поскольку знал, что это был всего лишь мираж. «Я бывал в таких местах», — сказал он себе. Он вос­принял эту дурную новость, как это сделал бы любой умудренный жизнью и опытом человек, то есть как факт, который нужно принять к сведению, и не более. Он знал, к чему могут привести погони в пустыне за миражами. Однако все студенты бурно запротестовали и стали настаивать на том, что они знают, что видят, что они верят тому, что видят. Их спор с профессором продолжался до тех пор, пока, в конце концов, он не сдался. Он разрешил им пойти к мира­жу, но с одним условием, что как только они дойдут до места и убедятся в своей ошибке, они сядут и не сдвинутся с того места до тех пор, пока он не вернется с помощью. Все стали клясться, что они будут ждать там, на месте, и больше ни­куда не пойдут.

И тогда профессор пошел туда, куда считал нужным идти он, а студенты направились туда, куда считали правильным идти они.

1 Метафора описана в книге Дэвида Гордона «Терапевтические метафоры». Текст изменен.

 

Через три часа студенты приблизились к новенькому, недавно выстроенно­му роскошному спасательному посту, где действительно были деревья, где был фонтан, ресторан и плавательный бассейн.

Через некоторое время, после того как они искупались и поели, они вместе со спасателями сели в машину и отправились за своим учителем и другом Мел-вином Стюартом.

Но он так и не был найден ими.

Никогда.

* * *

Описанная выше метафора может выполнять функцию проло­га для работы с понятием Карты и Территории. Также ее можно использовать для утилизации критических высказываний различ­ных «профессионалов», желающих подискутировать по поводу полезности и эффективности различных упражнений и действий ведущего группы.

11.2. Открытые возможности1

Как-то ночью одного человека посетил ангел и рассказал ему о великих делах, ждущих его впереди: у него будут возможности добыть огромные богат­ства, заслужить достойное положение в обществе и жениться на прекрасной женщине.

Всю свою жизнь этот человек ждал обещанных чудес, но ничего не про­изошло, и в конце концов он умер в одиночестве и нищете. Когда он дошел до врат рая, то увидел ангела, который посетил его много лет назад, и заявил ему: «Ты обещал мне огромные богатства, достойное положение в обществе и пре­красную жену. Всю свою жизнь я ждал... но ничего не произошло».

«Я не это тебе обещал, — ответил ангел. — Я обещал тебе возможностибогатства, высокого положения в обществе и встречи с прекрасной женщиной, которая может стать твоей женой, а ты их пропустил».

Человек был озадачен.

«Я не представляю, о чем ты говоришь», — сказал он.

«Ты помнишь, однажды у тебя была идея рискованного коммерческого пред­приятия, но ты побоялся неудачи и не стал действовать?» — спросил ангел.

Человек кивнул.

«Из-за того, что ты отказался осуществлять ее, идея была через несколько лет дана другому человеку, который не позволил страхам остановить его, и, если ты помнишь, он стал одним из самых богатых людей в царстве».

1 История описана в книге Адама Дж. Джексона «10 секретов любви». Текст из­менен.

 

«И еще, помнишь, — сказал ангел, — был случай, когда большое землетря­сение сотрясло город, разрушив много домов, и тысячи людей не могли выб­раться из-под обломков. У тебя была возможность помочь найти и спасти вы­живших людей, но ты боялся, что в твое отсутствие мародеры вломятся в твой дом и украдут все твое имущество, так что ты не обращал внимание на призы­вы о помощи и остался дома».

Человек кивнул, вспомнив о своем постыдном поступке.

«Это была твоя великолепная возможность спасти сотни человеческих жиз­ней, так что тебя бы уважали все оставшиеся в живых в городе», — сказал ангел.

«Ты помнишь женщину, прекрасную рыжеволосую женщину, которая тебе очень нравилась. Она не была похожа ни на одну другую из тех, кого ты видел до этого и после этого, но ты думал, что она никогда не согласится выйти замуж за такого, как ты, и, боясь быть отвергнутым, ты прошел мимо нее?»

Человек опять кивнул, но теперь в его глазах стояли слезы.

«Да, мой друг, — сказал ангел, — она стала бы твоей женой, с ней тебе посчастливилось бы иметь много прекрасных детей, и с ней ты был бы по-на­стоящему счастлив всю жизнь».

Всех нас каждый день окружают различные возможности, но часто, подобно человеку из этой истории, мы позволяем страху и опасениям помешать нам использовать их.

11.3. Притча о рыцаре1

Шел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал рыцарь все свои оставшиеся силы и пошел к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон. Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона уже отрубил. На третьи сутки упал дракон без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и дер­жать меч. И тогда из последних сил дракон спросил:

—Рыцарь, ты чего хотел-то? Рыцарь отвечает:

—Воды попить.

—Ну, дак и пил бы...

Данную притчу можно рассказать в группе, если в ней находит­ся «рыцарь», постоянно стремящийся сражаться с «драконами».

1 Метафора рассказана Л. Н. Плетневой на одном из психологических семинаров.

 

11.4. Четвертый туннель1

Данную историю можно назвать метафорой-примером и ис­пользовать для работы с убеждениями участников.

Вы думаете, что вы глядите на реальность и делаете выводы? Нет! Вы сдела­ли это десятки лет назад. Во многом вы идете со своими выводами через всю жизнь, как роботы. Человек конструирует свою реальность через свои выводы, порой десятилетней давности. Неудивительно, что наша жизнь не работает.

Есть очень показательный пример с крысой и туннелями. Если посадить крысу в лабиринт с четырьмя туннелями и всегда класть сыр только в четвертый тун­нель, крыса через некоторое время научится искать сыр именно в четвертом туннеле. Хочешь сыр? Бегом в четвертый туннель — вот и сыр.

И если через некоторое время великий бог в белом халате кладет сыр в другой туннель, крыса все равно бежит в четвертый туннель. Сыра нет. Крыса выбегает. Опять бежит в четвертый туннель. Сыра нет. Выбегает.

Через некоторое время крыса перестанет бегать в четвертый туннель и по­ищет в других.

Разница между крысой и человеком проста — человек будет бегать в чет­вертый туннель ВЕЧНО. Потому что человек ПОВЕРИЛ в четвертый туннель. Крысы ни во что не верят, их интересует сыр. А человек способен верить. Он начинает верить в «четвертые туннели» и считает, что бегать в них правильно, есть там сыр или нет. Человеку чаще больше нужна его правота, чем сыр.

И он будет продолжать ходить по одному и тому же пути, даже если давно не получал сыра и его жизнь плохо работает. Человек склонен верить в свои «четвертые туннели».

И вы знаете, что ВЫ ПРАВЫ. Вся ваша жизнь во многом базируется на прин­ципе вашей правоты. И даже если вы страдаете, ваша жизнь не работает и вы не получали сыра с тех пор, как были в четвертом классе, — для вас скорее всего не важно. Главное, что Вы правы.

Человек предпочитает лучше быть правым, чем счастливым. И он годами может бегать по четвертым туннелям, чтобы доказать никому не нужную свою правоту. А великий бог жизни не забывает перемещать сыр.

И вы никогда не будете счастливы, пытаясь быть счастливыми, если ваши попытки полностью определяются верой в то, что вы знаете, где находится сыр.

* * *

Все обстоятельства человека являются зеркалом его убеждений. Очень часто причины неуспешности человека в жизни заключа-

1 Фрагмент работы с убеждениями в тренинге Вернера Эрхарда, описанном в книге В. Кагана «Психотерапия для всех и для каждого». Текст изменен.

 

ются в том, что он механически живет в системе своих верований и убеждений, вместо того чтобы жить в мире актуальных пережи­ваний. Убеждения создаются для того, чтобы упрощать жизнь че­ловеку. Но очень часто они управляют им.

Ведущий не может менять убеждения членов группы. Убежде­ния меняет сам человек. Но ведущий может актуализировать их и создать благоприятные условия для их изменения.

11.5. Метафора общения1

Однажды один человек заблудился в лесу, и, хотя он направлялся по не­скольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.

Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробо­вать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он уви­дел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу из­бежать неверных дорог, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими приключениями и, забыв усталость и голод, вместе шли по лесу.

* * *

Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что де­лать. Но если мы будем делиться своими переживаниями и опы­том, путешествие по жизни станет не таким уж плохим, и мы смо­жем находить лучшие пути.

11.6. Точки опоры2

Одна из задач работы в тренинге — помочь человеку найти в себе внутренние точки опоры. Проявить положительные качества, на которые в дальнейшем можно опираться, осмыслить «отрицатель­ные» качества и найти в них позитивное начало (то есть те достоин­ства, продолжением которых они являются). Для актуализации дан-

1 История описана в книге Адама Дж. Джексона «10 секретов любви». Текст изменен.

2 Фрагмент работы в тренинге общения Г. Н. Сартана. Текст изменен.

 

ного содержания можно использовать фрагмент из книги Носсрата Пезешкиана «Торговец и попугай», представленный ниже.

Представьте себе человека, который длительное время стоит на одной ноге. Через некоторое время мышцы перегруженной ноги начинает сводить судоро­га. Он едва удерживает равновесие. Уже болит не только нога, но и все тело. Боль становится нестерпимой, человек взывает о помощи. Окружающие пыта­ются всячески помочь ему. Один массирует больную ногу. Другой берется за сведенный судорогой затылок и тоже массирует его по всем правилам искусст­ва. Третий, видя, что человек вот-вот потеряет равновесие, предлагает ему свою руку для опоры. Стоящие вокруг советуют опираться руками, чтобы было легче стоять. А один мудрый старик предлагает подумать о том, что человек, стоящий на одной ноге, может считать себя вполне счастливым по сравнению с теми, у кого вообще нет ног. Находится и такой доброжелатель, который заклинает нашего героя вообразить себя пружиной, и чем сильнее он на этом сосредото­чится, тем скорее кончатся его страдания. Некий серьезный, рассудительный старец благосклонно изрекает: «Утро вечера мудренее». Наконец появляется еще один, подходит к бедняге и спрашивает: «Почему ты стоишь на одной ноге? Выпрями другую ногу и встань на нее. У тебя же есть вторая нога».

* * *

Работа человека над собой не должна включать только его ра­боту со своими недостатками и слабыми сторонами на предмет избавления от них. Недостатки человека нередко являются про­должением его достоинств. К сожалению, очень часто человек, однажды получив неудачный опыт, вместо того чтобы осмыслить его (когда поступать так, а когда не следует), отказывается от него в будущем. Тем самым он «поджимает эту ногу» навсегда. Сколько таких опор «поджато» у каждого из нас? Может быть, поэтому мы порой так неустойчивы в жизни?

11.7. Сказка о милостивой судьбе1

Росли рядом два молодых и красивых деревца.

Вечерами они шептались о судьбе.

— Я вырасту высоким и раскидистым, — говорило одно. — У меня в ветвях поселятся птицы и будут петь веселые песни. В моей тени будут укрываться от непогоды лесные звери. Я первым буду встречать рассвет, и утренний ветерок будет шевелить мои листья. Пройдет время, и меня окружит поросль моих де-

1 Фрагмент книги Д. Соколова «Сказки и сказкотерапия». Текст изменен.

 

 

тей. Они будут маленькие и замечательные. Я буду закрывать их от сильного ветра и палящего солнца.

—Нет, — говорило другое, — расти страшно. Зимой бьют морозы, летом сушит солнце. Целый день нужно трудить корни и гнать воду вверх, чтобы про­кормить ветви и листья. Нет, пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плот­ник выточит из меня что-нибудь прекрасное и полезное. Я буду лежать на бар­хатной подушке и приносить пользу другим.

Прошло время. Пришел бородатый человек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал прекрасную резную шкатулку. Долго лежала шкатулка на бархатной подушке, храня в себе сережки, бусы и дорогие духи. Потом она потихоньку рассохлась, сломался замочек, и ее от­дали детям. Дети испытывали нескрываемое удовольствие, играя с ней, но по­том окончательно доломали и выбросили.

Через некоторое время птица свила гнездо на дереве, которое когда-то было первым. И встроила в стенки этого гнезда щепки старой шкатулки.

Встретились подружки, узнали друг друга и подивились судьбе.

* * *

Лучше использовать данную историю на начальных этапах ра­боты группы. Можно организовать ее обсуждение с участниками, которое, при направленной работе, неизменно выходит на рассуж­дение о том, что каждый человек сам является строителем своей судьбы.

11.8. Пятьдесят лет вежливости

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праз­дновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пять­десят лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлебца с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе верхнюю часть хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: «Моя дорогая, ты доставила мне сегодня самую большую радость. Вот уже бо­лее пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться именно тебе, потому что ты ее любишь» [39].

* * *

Очень часто в жизни ради близкого человека мы хотим угадать и исполнить его желания. При этом мы не проявляем никакой ини­циативы ради себя и, очевидно, без всяких на то оснований ото-



двигаем на задний план собственные желания и потребности. Эта предупредительность и замалчивание собственных желаний порой приводят не только к недоразумению, но и к одностороннему рас­пределению ролей, которое с течением времени может начать вос­приниматься как обуза и порабощение.

Данную историю можно использовать в тренинге для формиро­вания у участников понимания того, что если кто-то из них хочет помочь товарищу в группе, то сначала ему необходимо узнать, нуж­дается ли последний в помощи и как можно ему помочь. Оценива­ние необходимости помощи товарищу только из позиции собствен­ной потребности в ней в данной ситуации может привести к тому, что данная помощь окажется неэффективной или даже мешающей.

Б. Упражнения-стимулы

Данные упражнения могут быть использованы для раскрытия определенных особенностей поведения и взаимодействия членов группы. Также их можно использовать для формирования содер­жательного контекста в группе и соответствующего понимания участников тренинга. В отличие от заданий и упражнений, направ­ленных на обеспечение групповой дискуссии, описанные ниже упражнения ориентированы скорее на постановку вопросов и не предполагают последующего детального обсуждения. Ответы на по-ставленные вопросы каждый участник сможет для себя найти сам.

11.9. ИГРА РОДЖЕРА1

Описание процедуры

1. Создается призовой фонд, например из

конфет.

2. На доске чертится поле из 36 (6x6) клеток.

3. Назначается два человека из группы капи­танами команд. Им предлагается набрать себе команды, выбирая по одному человеку из груп­пы, пока не разберут всех. Если кто-то один ос­танется, то этот человек назначается судьей.

1 Игра описана в книге Э. Кристофера, Л. Смита «Тренинг лидерства». Процеду­ра проведения и текст описания изменены.


4.Участникам сообщается, что игра представ­ляет собой разновидность «крестиков и ноли­ков». В версии Роджера члены команды по оче­реди ставят на доске либо нолик, либо крестик. Всего будет 18 ходов у каждой команды. Время на один ход не более 10 секунд. Задача каждой команды — закончить как можно больше гори­зонтальных или вертикальных рядов крестиков или ноликов. За каждый завершенный ряд по­беждающая команда получает, например, 20 кон­фет (в зависимости от запаса, но поощрение дол­жно быть достаточно стимульным).

5.Предложите капитанам проинструктировать свои команды и дайте им время на обсуждение стра­тегии. Возможно, что они будут делать это шепо­том, чтобы не услышала команда противника.

6.Далее ведущему следует выстроить команды в две колонны во главе с капитанами перед доской и удостовериться, что у каждого капитана есть мелок. Все приготовления должны быть серьезными.

7.Когда все готово, ведущий открывает игру, сверяясь с секундой стрелкой часов: «На старт... внимание... МАРШ!»

 

8. Приступив к игре, член каждой команды имеет в своем распоряжении 10 секунд на то, чтобы подойти к доске, поставить крестик или нолик, передать мелок товарищу по команде и проследовать в конец шеренги; таким образом, каждая команда поочередно делает отметки на доске, пока не исчерпаются все ходы. Если кто-то будет двигаться слишком медленно, то веду­щий может начать отсчитывать секунды вслух. С целью получения полезного для понимания результата ведущему следует поддерживать темп, возможно, даже нагнетать обстановку и повы­шать напряженность, подгоняя участников.

9. После того как одна команда заканчивает ряд, она получает порцию конфет, и игра про-


153

должается на оставшихся свободных клетках.
Комментарии Суть понимания, которое ведущий затем за-

дает группе в виде вопросов, заключается в том, что каждая команда теоретически может дост­роить максимальное число рядов — по три каж­дая, что принесет заслуженную награду и той и другой. Однако это возможно лишь в случае со­трудничества команд друг с другом. Но почему-то в игре, независимо от групп, неизменно при­сутствует дух соперничества. И в каждой команде в определенный момент обязательно находится участник, который умышленно помешает «про­тивнику» закончить ряд. Как правило, товари­щи по команде в устной форме подгоняют таких саботажников. Поэтому обычно исходом игры бывает либо ничья, либо ошибка, допущенная кем-то от волнения, позволяющая «сопернику» достроить ряд. В результате обе команды оста­ются с минимальным выигрышем.

Почему понятие «выиграть» неизменно свя­зывается с тем, что другие при этом должны про­играть?

Почему человек жертвует своим призом ради того, чтобы еще один такой же приз не получил кто-то еще?

Что мешает просто жить, получать призы и радо­ваться за тех, кто рядом и также успешен в жизни?

Понимание этого оказывается для некоторых игроков полной неожиданностью и порой даже шоком.

11.8. ЖЕЛТЫЕ ВЕРЕВКИ*

Можно выполнить данное упражнение в группе, но в некоторых случаях оно может быть полезно и в виде приведенного ниже описания.

* Пример описан в книге Кволс «Пойми себя и других».


 

 

Есть очень хороший пример того, как чело­век ограничивает себя. Его хорошо демонстри­рует следующее упражнение. Находится добро­волец, например Сергей, которому предлагается надеть пояс с привязанными к нему четырьмя длинными веревками. Сергей встает посреди комнаты. Выбирается еще 4 человека, желающих помогать Сергею в выполнении данного упраж­нения. Эти четверо участников становятся в каждом из четырех углов комнаты и берут в руки по одному концу веревки. После этого Сергею завязывают глаза и помещают на пол три неболь­ших предмета (например, три авторучки). Сер­гею дается инструкция, что его задача найти и поднять эти три предмета как можно быстрее. И поскольку он сам не может их видеть и даже не предполагает, где они находятся, то его четы­ре помощника будут направлять его, но только пользуясь веревками и не произнося ни слова. Тихо подергивая за веревочки, они ведут Сергея к первому предмету. Сергей ощупывает пол и находит этот предмет. Затем гиды дергают его веревочки снова, подводя ее ко второму предме­ту, затем к третьему. Успех! Группа аплодирует.

Но самое странное начинается позже. Завя­зываются глаза четырем участникам, держащим веревки, а у Сергея убирается повязка с глаз. Сергею дается новая инструкция, его задача по-прежнему поднять три предмета. При этом под­черкивается: «Сергей! У тебя нет никаких огра­ничений. Ты можешь делать все, что ты хочешь, все, что считаешь правильным для облегчения выполнения своей задачи!». Результат всегда один и тот же. Веревки уже не руководят, они стали ограничениями. Они парализуют челове­ка, носящего пояс. Они ограничивают его дви­жения и мешают добиться успеха. Тем не менее человек НЕ СНИМАЕТ пояс, он говорит, про-


 


155

сит других: «Ваня, потяни меня к себе... Татья­на, ослабь свою веревку!» Или дергает, стараясь пересилить тех, кто держит его веревки.

* * *

Достаточно всего нескольких секунд, чтобы запрограммировать себя на зависимость от других. Первоначально человек действи­тельно ограничен, ему нужны другие люди, так как они являются его глазами. Но даже когда глаза уже открыты и человек не нужда­ется в помощи, он сохраняет сформированное ранее представле­ние: «Раз веревки еще привязаны, значит, они еще для чего-то нуж­ны, значит, это правильно».

Где ваши веревки? Вы видите их?

Кто или что удерживает вас в жизни?

Что случится, если вы уберете эти веревки?

Действительно ли вам нужно ждать, когда КТО-ТО предпримет действие для того, чтобы ВЫ сделали вашу жизнь такой, какой ВЫ хотите?

В. Истории «Россыпью»

11.11. Протяни ты ему руку

В болоте северной Персии тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный орал во всю глотку, умоляя о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак, пожелавший спасти тонущего человека. «Протяни мне руку! — кри­чал он ему. — Я вытащу тебя из болота». Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот мог ему помочь. «Дай мне руку!» — все повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал: «Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда сможешь его спасти» [39].

11.12. Семь камнетесов

В течение нескольких недель из соседней долины через горы доносились странные звуки. В деревне много судачили о том, что это могут быть за звуки, но никто не мог взять их в толк. Даже старейшины деревни никогда не слышали ничего подобного. Наконец, один из юношей деревни решил перебраться че­рез горы и посмотреть, что там происходит.


После двух дней пути он достиг вершины горы и увидел, что в долине, лежа­щей далеко внизу, десятки человек заняты кипучей деятельностью. Приблизив­шись, он разглядел цепочку людей, расположившихся перед огромными кам­нями, над которыми они усердно трудились молотками и зубилами.

Когда путешественник, наконец, достиг долины, он подошел к юноше в кон­це цепочки и спросил: «Что ты делаешь?».

— Ха! — проворчал юноша. — Я убиваю время, пока не освобожусь от ра­
боты.

Озадаченный путешественник повернулся к молодой женщине, которая была следующей в цепочке: «Извините, но что вы делаете?»

— Я зарабатываю, чтобы содержать свою семью, — отвечала женщина.
Почесав в затылке, путешественник подошел к следующему человеку и снова

спросил: «Что вы делаете?»

—Я создаю прекрасную статую — последовал ответ. Путешественник по­вторил свой вопрос, обращаясь к следующему человеку.

—Я помогаю строить собор, — отвечал тот.

— Ага! — сказал путешественник. — Думаю, я начинаю понимать.
Приблизившись к женщине, которая была следующей в цепочке, он спро­
сил: «А вы что делаете?»

—Я помогаю жителям этого города и поколениям, которые будут жить пос­ле них, помогая строить этот собор.

—Чудесно! — воскликнул путешественник. — А вы, господин? — обратился он к мужчине рядом с ней.

—Я помогаю строить этот собор, чтобы служить всем, кто будет им пользо­ваться, и чтобы попутно пробудиться самому. Я ищу собственного спасения в служении другим людям.

Наконец путешественник обратился к последнему каменотесу — бодрому старику с блестящими глазами и постоянной улыбкой на губах: «А что дела­ете вы?»

—Я? — улыбнулся старик. — Делаю? — Он от души расхохотался.

—Это Эго слилось с Богом много лет назад. Нет никакого «Я», которое бы что-то делало. Через это тело действует Бог, помогая всем людям пробудиться и прийти к Нему.

Семь человек обтесывали камни. Но насколько же разными были их побуж­дения и жизни! [57].

11.13. Золотая игла

Одна старая женщина имела золотую иголку, которая досталась ей в на­следство от бабушки. Она очень дорожила золотой иголкой и хранила ее в шкатулке. Однажды старая женщина сидела в спальне, вышивала драгоцен­ной иглой носовой платок и случайно ее выронила. Женщина начала искать иглу. Она искала ее в комнате, потом перешла на кухню, затем в сад. Обрати-


лась она к соседу с просьбой помочь найти золотую иголку. Сосед спросил, а где она ее потеряла, и старая женщина ответила, что в спальне.

— Почему же ты тогда ищешь ее в саду, если потеряла в спальне? — спро­
сил он.

Женщина ответила:

— Здесь светлее.

11.14. Сравнения хромают

К врачу пришел сапожник; у него были сильные боли, и казалось, что дни его сочтены. Как ни старался врач, но так и не нашел подходящего лекар­ства, которое еще могло бы помочь. Испуганный пациент спросил: «Неужели нет ничего, что могло бы меня спасти?» Врач ответил: «К сожалению, я не знаю такого средства». — «Если мне никто уже не поможет, то у меня есть последнее желание. Я хотел бы съесть целый горшок супа из четырех фунтов бобов и одного литра уксуса». Врач пожал плечами и покорно произнес: «Я не очень верю в это, но если вы так хотите, то можете попробовать». Всю ночь врач ждал сообщения о смерти больного. На следующее утро, к его изум­лению, перед ним предстал сапожник, живой и здоровый, будто и не болел. Тогда врач записал в своем дневнике: «Сегодня ко мне пришел один сапож­ник, которого уже ничем нельзя было спасти, но четыре фунта бобов и один литр уксуса помогли ему».

Вскоре этого врача вызвали к тяжело больному портному. И в этом случае искусство врача было бессильно помочь ему. Как честный человек, он признался в этом больному. Тот взмолился: «Неужели вы не знаете какого-нибудь сред­ства?». Врач подумал и сказал: «Нет, но совсем недавно ко мне пришел сапож­ник, у которого была болезнь, похожая на вашу. Ему помогли четыре фунта бобов и один литр уксуса». — «Если нет никакой надежды, попробую-ка я это средство», — ответил портной. Он съел бобы с уксусом и на другой день умер. А врач записал в своем дневнике: «Вчера ко мне обратился портной. Ему нельзя было ничем помочь. Он съел целый горшок супа из четырех фунтов бобов и одного литра уксуса и умер.

Что хорошо для сапожников, то плохо для портных».

11.15. История о каменотесе

Жил-был каменотес. Он считал себя очень несчастным и хотел занять иное положение в жизни. Однажды он оказался в доме богатого торговца, увидел все это огромное богатство и заметил, каким уважением этот торговец пользу­ется во всем городе. Каменотес позавидовал этому торговцу и захотел стать таким же, как он. Тогда ему не пришлось бы оставаться простым каменотесом.

К его изумлению, это желание исполнилось, он внезапно превратился в торговца и получил множество роскошных вещей и такую власть, о которой не


мечтал. Но тут бедные люди начали завидовать ему и презирать его, и у него оказалось больше врагов, чем он мог себе представить.

Потом он увидел высокопоставленное лицо, окруженное слугами и солда­тами. Все люди падали перед этим великим и могущественным человеком на колени. Он был самым влиятельным и почитаемым во всем царстве. И камено­тес, который теперь был торговцем, захотел стать таким, как этот властитель, иметь столько же слуг и охранников и обладать самой сильной властью.

Его желание вновь исполнилось, и он стал этим высокопоставленным ли­цом, самым могущественным человеком в царстве, перед которым все стано­вились на колени. Но тот властитель одновременно был и самым страшным и ненавистным человеком во всем царстве — именно поэтому его охраняло столько солдат. К тому же жар солнца заставлял властителя чувствовать себя очень несчастным и незначительным. Он посмотрел на горячее солнце, ярко сияющее в небе, и сказал: «Как оно могуче! Я хотел бы быть солнцем!»

И как только он пожелал этого, он стал солнцем, озаряющим землю свои­ми лучами. Но подул сильный ветер, и земля скрылась за облаками. «Я хотел бы стать таким же сильным, как ветер», — подумал он и тут же превратился в ветер.

Однако даже этот ветер, с легкостью вырывавший с корнями деревья и раз­рушающий следующие селения, оказался бессильным, когда столкнулся со ска­лой. Огромный камень был недвижим и сопротивлялся самому неистовому на­пору ветра. «Как могуч этот камень! — сказал ветер. — Я хотел бы стать таким же крепким».

И тогда он стал огромным камнем, который противостоял самым сильным ветрам. Теперь, превратившись в самую могучую силу на земле, он наконец-то был счастлив. Но потом он услышал звон: дзынь-дзынь-дзынь. Молоток вбивал резец в скалу и кусочек за кусочком раскалывал ее. «Кто же может быть силь­нее меня?» — подумал камень.

У основания огромного валуна стоял... каменотес [1 3].

11.16. Ценность ошибки

Однажды бедняк пришел к своему духовному наставнику:

—Бедность моя достигла предела, дети пухнут с голоду, жена болеет и нет денег на лечение — что делать?

—Нет ничего проще, — ответил духовный наставник. — Надо купить лоте­рейный билет и выиграть сто тысяч.

—Сто тысяч — это как раз то, что нужно. Но мне не везет, как я узнаю, какой билет купить?

—Нет ничего проще. Ты пришел ко мне в четверг, сегодня у нас июль, так что покупай двадцать седьмой билет.

Бедняк послушался, купил двадцать седьмой билет, выиграл сто тысяч и со слезами на глазах пришел благодарить.


159

—Ты спас меня, отче, но как ты узнал, что нужен именно двадцать седьмой билет?

—Нет ничего проще, — ответил духовный наставник. — Ты пришел в чет­верг — это четыре, июль — седьмой месяц, четырежды семь — двадцать семь!

—Но четырежды семь — двадцать восемь!

—Глупец! — Рассердился духовный наставник. — Ты выиграл и еще спо­ришь! [54]

* * *

Видимо, и впрямь все лучшее находят ошибаясь



2016-09-15 954 Обсуждений (0)
ПРИТЧИ, МЕТАФОРЫ И ИНЫЕ ИСТОРИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРИТЧИ, МЕТАФОРЫ И ИНЫЕ ИСТОРИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (954)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)