ПРИТЧИ, МЕТАФОРЫ И ИНЫЕ ИСТОРИИ
Метафора — это нечто среднее между непонятным и хорошо известным. Дэвид Гордон Духовные переживания и преобразования по самой своей природе зачастую бывают тонкими и неопределимыми, но существует множество их метафоричных описаний. Притчи и метафоры, объединенные общим названием «истории», иллюстрируют какие-то аспекты духовного развития и являются хорошим средством формирования содержательного контекста в группе и регулирования эмоциональной атмосферы. Н. Пезешкиан выделяет следующие функции историй': Функция зеркала. Образный мир историй позволяет приблизить их содержание к внутреннему «Я» человека и облегчает идентификацию с ним. Человек может сравнить свои мысли и переживания с тем, о чем рассказывается в данной истории, и воспринять то, что в данное время соответствует собственным психическим структурам. Функция модели. Истории — это по своей сути модели. Они могут отображать конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их разрешения или указывают на последствия отдельных попыток разрешения ситуации. Таким образом, они помогают учиться при помощи модели. При этом модели в историях не яв- Пезешкиан Н. Торговец и попугай. С. 40—48.
ляются чем-то застывшими. Они дают возможность человеку по-разному интерпретировать содержание истории, событий, изложенных в ней, сопоставлять это содержание с собственной ситуацией. Функция опосредования. Участники тренинга порой с трудом расстаются со своими жизненными принципами, духовными ценностями, индивидуальными мифологиями, несмотря на то что они мешают им конструктивно справляться со своими конфликтами. Подобно тому как не умеющий плавать боится отпустить спасательный круг, человек боится расстаться с привычными для него способами самопомощи. История становится своеобразным защитным буфером, позволяющим участникам выразить свои мысли через свое понимание истории. Функции хранения опыта. Благодаря своей образности, истории легко запоминаются и, будучи связанными с опытом, помогают сохранять его. Функция — носитель традиций. В историях запечатлены культурные и семейные традиции, традиции определенной социальной общности и индивидуальные традиции как результат жизненного опыта. В этом смысле истории направляют мысль за пределы индивидуального жизненного горизонта и передают дальше эстафету мыслей, размышлений, ассоциаций. История как помощник в возращении на более ранние этапы индивидуального развития. Использование в ходе психотерапевтической работы восточных историй, сказок, притч помогает снять напряженность в группе, атмосфера становится теплее, в отношениях появляются непринужденность, приветливость и доверительность. Истории обращены к интуиции и фантазии. Используя притчи и метафоры, ведущий может управлять вниманием группы, утилизировать возникающие в ней ситуации, актуализировать нужный содержательный контекст. Правильно и в нужный момент рассказанные истории практически не встречают сопротивления в группе. Из них человек извлекает то понимание, к которому он готов в настоящий момент, которое имеет свое отражение в его Модели мира. Неблагодарное дело давать собственные интерпретации смысла метафор. Поэтому к ним приводятся только комментарии по использованию.
А. Истории для формирования понимания и содержательного контекста в группе 11.1. Пустыня1 Эта история о профессоре, некоем Мелвине Стюарте. Это был биолог высочайшей квалификации. Главной научной страстью профессора было изучение фауны пустынь. Он часто организовывал небольшие экспедиции с участием молодых, физически крепких специалистов и отправлялся с ними в пустыню для интенсивной работы на природе. В большинстве случаев все эти путешествия завершались без особых приключений, принося в то же время большую пользу образовательной цели экспедиций. Однако одним летом, будучи в одной пустынной местности, очень далеко от ближайшего населенного пункта, у них сломалась машина. Мелвину и его молодой команде ничего не оставалось, как отправиться пешком за помощью. С собой они взяли только предметы первой необходимости, нужные для выживания, — еду, воду и карту. Согласно карте, они должны были потратить, по крайней мере, три дня, чтобы дойти до ближайшего форпоста цивилизации. Начался пеший поход. Шагая, потом отдыхая, потом опять шагая, эта торжественная и решительная группа продвигалась сквозь страну горячего безмолвия. На утро третьего дня эта усталая и ободранная группа добралась до вершины высокого песчаного бархана. Измученные жаждой и перегревшиеся на солнце, они начали оглядывать с вершины местность, раскинувшуюся перед ними. Очень далеко справа от себя они увидели нечто напоминающее озеро, окруженное небольшими деревьями. Студенты начали прыгать и кричать от радости, но профессор никак не отреагировал на это, поскольку знал, что это был всего лишь мираж. «Я бывал в таких местах», — сказал он себе. Он воспринял эту дурную новость, как это сделал бы любой умудренный жизнью и опытом человек, то есть как факт, который нужно принять к сведению, и не более. Он знал, к чему могут привести погони в пустыне за миражами. Однако все студенты бурно запротестовали и стали настаивать на том, что они знают, что видят, что они верят тому, что видят. Их спор с профессором продолжался до тех пор, пока, в конце концов, он не сдался. Он разрешил им пойти к миражу, но с одним условием, что как только они дойдут до места и убедятся в своей ошибке, они сядут и не сдвинутся с того места до тех пор, пока он не вернется с помощью. Все стали клясться, что они будут ждать там, на месте, и больше никуда не пойдут. И тогда профессор пошел туда, куда считал нужным идти он, а студенты направились туда, куда считали правильным идти они. 1 Метафора описана в книге Дэвида Гордона «Терапевтические метафоры». Текст изменен.
Через три часа студенты приблизились к новенькому, недавно выстроенному роскошному спасательному посту, где действительно были деревья, где был фонтан, ресторан и плавательный бассейн. Через некоторое время, после того как они искупались и поели, они вместе со спасателями сели в машину и отправились за своим учителем и другом Мел-вином Стюартом. Но он так и не был найден ими. Никогда. * * * Описанная выше метафора может выполнять функцию пролога для работы с понятием Карты и Территории. Также ее можно использовать для утилизации критических высказываний различных «профессионалов», желающих подискутировать по поводу полезности и эффективности различных упражнений и действий ведущего группы. 11.2. Открытые возможности1 Как-то ночью одного человека посетил ангел и рассказал ему о великих делах, ждущих его впереди: у него будут возможности добыть огромные богатства, заслужить достойное положение в обществе и жениться на прекрасной женщине. Всю свою жизнь этот человек ждал обещанных чудес, но ничего не произошло, и в конце концов он умер в одиночестве и нищете. Когда он дошел до врат рая, то увидел ангела, который посетил его много лет назад, и заявил ему: «Ты обещал мне огромные богатства, достойное положение в обществе и прекрасную жену. Всю свою жизнь я ждал... но ничего не произошло». «Я не это тебе обещал, — ответил ангел. — Я обещал тебе возможностибогатства, высокого положения в обществе и встречи с прекрасной женщиной, которая может стать твоей женой, а ты их пропустил». Человек был озадачен. «Я не представляю, о чем ты говоришь», — сказал он. «Ты помнишь, однажды у тебя была идея рискованного коммерческого предприятия, но ты побоялся неудачи и не стал действовать?» — спросил ангел. Человек кивнул. «Из-за того, что ты отказался осуществлять ее, идея была через несколько лет дана другому человеку, который не позволил страхам остановить его, и, если ты помнишь, он стал одним из самых богатых людей в царстве». 1 История описана в книге Адама Дж. Джексона «10 секретов любви». Текст изменен.
«И еще, помнишь, — сказал ангел, — был случай, когда большое землетрясение сотрясло город, разрушив много домов, и тысячи людей не могли выбраться из-под обломков. У тебя была возможность помочь найти и спасти выживших людей, но ты боялся, что в твое отсутствие мародеры вломятся в твой дом и украдут все твое имущество, так что ты не обращал внимание на призывы о помощи и остался дома». Человек кивнул, вспомнив о своем постыдном поступке. «Это была твоя великолепная возможность спасти сотни человеческих жизней, так что тебя бы уважали все оставшиеся в живых в городе», — сказал ангел. «Ты помнишь женщину, прекрасную рыжеволосую женщину, которая тебе очень нравилась. Она не была похожа ни на одну другую из тех, кого ты видел до этого и после этого, но ты думал, что она никогда не согласится выйти замуж за такого, как ты, и, боясь быть отвергнутым, ты прошел мимо нее?» Человек опять кивнул, но теперь в его глазах стояли слезы. «Да, мой друг, — сказал ангел, — она стала бы твоей женой, с ней тебе посчастливилось бы иметь много прекрасных детей, и с ней ты был бы по-настоящему счастлив всю жизнь». Всех нас каждый день окружают различные возможности, но часто, подобно человеку из этой истории, мы позволяем страху и опасениям помешать нам использовать их. 11.3. Притча о рыцаре1 Шел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал рыцарь все свои оставшиеся силы и пошел к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон. Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона уже отрубил. На третьи сутки упал дракон без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и держать меч. И тогда из последних сил дракон спросил: —Рыцарь, ты чего хотел-то? Рыцарь отвечает: —Воды попить. —Ну, дак и пил бы... Данную притчу можно рассказать в группе, если в ней находится «рыцарь», постоянно стремящийся сражаться с «драконами». 1 Метафора рассказана Л. Н. Плетневой на одном из психологических семинаров.
11.4. Четвертый туннель1 Данную историю можно назвать метафорой-примером и использовать для работы с убеждениями участников. Вы думаете, что вы глядите на реальность и делаете выводы? Нет! Вы сделали это десятки лет назад. Во многом вы идете со своими выводами через всю жизнь, как роботы. Человек конструирует свою реальность через свои выводы, порой десятилетней давности. Неудивительно, что наша жизнь не работает. Есть очень показательный пример с крысой и туннелями. Если посадить крысу в лабиринт с четырьмя туннелями и всегда класть сыр только в четвертый туннель, крыса через некоторое время научится искать сыр именно в четвертом туннеле. Хочешь сыр? Бегом в четвертый туннель — вот и сыр. И если через некоторое время великий бог в белом халате кладет сыр в другой туннель, крыса все равно бежит в четвертый туннель. Сыра нет. Крыса выбегает. Опять бежит в четвертый туннель. Сыра нет. Выбегает. Через некоторое время крыса перестанет бегать в четвертый туннель и поищет в других. Разница между крысой и человеком проста — человек будет бегать в четвертый туннель ВЕЧНО. Потому что человек ПОВЕРИЛ в четвертый туннель. Крысы ни во что не верят, их интересует сыр. А человек способен верить. Он начинает верить в «четвертые туннели» и считает, что бегать в них правильно, есть там сыр или нет. Человеку чаще больше нужна его правота, чем сыр. И он будет продолжать ходить по одному и тому же пути, даже если давно не получал сыра и его жизнь плохо работает. Человек склонен верить в свои «четвертые туннели». И вы знаете, что ВЫ ПРАВЫ. Вся ваша жизнь во многом базируется на принципе вашей правоты. И даже если вы страдаете, ваша жизнь не работает и вы не получали сыра с тех пор, как были в четвертом классе, — для вас скорее всего не важно. Главное, что Вы правы. Человек предпочитает лучше быть правым, чем счастливым. И он годами может бегать по четвертым туннелям, чтобы доказать никому не нужную свою правоту. А великий бог жизни не забывает перемещать сыр. И вы никогда не будете счастливы, пытаясь быть счастливыми, если ваши попытки полностью определяются верой в то, что вы знаете, где находится сыр. * * * Все обстоятельства человека являются зеркалом его убеждений. Очень часто причины неуспешности человека в жизни заключа- 1 Фрагмент работы с убеждениями в тренинге Вернера Эрхарда, описанном в книге В. Кагана «Психотерапия для всех и для каждого». Текст изменен.
ются в том, что он механически живет в системе своих верований и убеждений, вместо того чтобы жить в мире актуальных переживаний. Убеждения создаются для того, чтобы упрощать жизнь человеку. Но очень часто они управляют им. Ведущий не может менять убеждения членов группы. Убеждения меняет сам человек. Но ведущий может актуализировать их и создать благоприятные условия для их изменения. 11.5. Метафора общения1 Однажды один человек заблудился в лесу, и, хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал. Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных дорог, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими приключениями и, забыв усталость и голод, вместе шли по лесу. * * * Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать. Но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие по жизни станет не таким уж плохим, и мы сможем находить лучшие пути. 11.6. Точки опоры2 Одна из задач работы в тренинге — помочь человеку найти в себе внутренние точки опоры. Проявить положительные качества, на которые в дальнейшем можно опираться, осмыслить «отрицательные» качества и найти в них позитивное начало (то есть те достоинства, продолжением которых они являются). Для актуализации дан- 1 История описана в книге Адама Дж. Джексона «10 секретов любви». Текст изменен. 2 Фрагмент работы в тренинге общения Г. Н. Сартана. Текст изменен.
ного содержания можно использовать фрагмент из книги Носсрата Пезешкиана «Торговец и попугай», представленный ниже. Представьте себе человека, который длительное время стоит на одной ноге. Через некоторое время мышцы перегруженной ноги начинает сводить судорога. Он едва удерживает равновесие. Уже болит не только нога, но и все тело. Боль становится нестерпимой, человек взывает о помощи. Окружающие пытаются всячески помочь ему. Один массирует больную ногу. Другой берется за сведенный судорогой затылок и тоже массирует его по всем правилам искусства. Третий, видя, что человек вот-вот потеряет равновесие, предлагает ему свою руку для опоры. Стоящие вокруг советуют опираться руками, чтобы было легче стоять. А один мудрый старик предлагает подумать о том, что человек, стоящий на одной ноге, может считать себя вполне счастливым по сравнению с теми, у кого вообще нет ног. Находится и такой доброжелатель, который заклинает нашего героя вообразить себя пружиной, и чем сильнее он на этом сосредоточится, тем скорее кончатся его страдания. Некий серьезный, рассудительный старец благосклонно изрекает: «Утро вечера мудренее». Наконец появляется еще один, подходит к бедняге и спрашивает: «Почему ты стоишь на одной ноге? Выпрями другую ногу и встань на нее. У тебя же есть вторая нога». * * * Работа человека над собой не должна включать только его работу со своими недостатками и слабыми сторонами на предмет избавления от них. Недостатки человека нередко являются продолжением его достоинств. К сожалению, очень часто человек, однажды получив неудачный опыт, вместо того чтобы осмыслить его (когда поступать так, а когда не следует), отказывается от него в будущем. Тем самым он «поджимает эту ногу» навсегда. Сколько таких опор «поджато» у каждого из нас? Может быть, поэтому мы порой так неустойчивы в жизни? 11.7. Сказка о милостивой судьбе1 Росли рядом два молодых и красивых деревца. Вечерами они шептались о судьбе. — Я вырасту высоким и раскидистым, — говорило одно. — У меня в ветвях поселятся птицы и будут петь веселые песни. В моей тени будут укрываться от непогоды лесные звери. Я первым буду встречать рассвет, и утренний ветерок будет шевелить мои листья. Пройдет время, и меня окружит поросль моих де- 1 Фрагмент книги Д. Соколова «Сказки и сказкотерапия». Текст изменен.
тей. Они будут маленькие и замечательные. Я буду закрывать их от сильного ветра и палящего солнца. —Нет, — говорило другое, — расти страшно. Зимой бьют морозы, летом сушит солнце. Целый день нужно трудить корни и гнать воду вверх, чтобы прокормить ветви и листья. Нет, пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что-нибудь прекрасное и полезное. Я буду лежать на бархатной подушке и приносить пользу другим. Прошло время. Пришел бородатый человек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал прекрасную резную шкатулку. Долго лежала шкатулка на бархатной подушке, храня в себе сережки, бусы и дорогие духи. Потом она потихоньку рассохлась, сломался замочек, и ее отдали детям. Дети испытывали нескрываемое удовольствие, играя с ней, но потом окончательно доломали и выбросили. Через некоторое время птица свила гнездо на дереве, которое когда-то было первым. И встроила в стенки этого гнезда щепки старой шкатулки. Встретились подружки, узнали друг друга и подивились судьбе. * * * Лучше использовать данную историю на начальных этапах работы группы. Можно организовать ее обсуждение с участниками, которое, при направленной работе, неизменно выходит на рассуждение о том, что каждый человек сам является строителем своей судьбы. 11.8. Пятьдесят лет вежливости Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлебца с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе верхнюю часть хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: «Моя дорогая, ты доставила мне сегодня самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться именно тебе, потому что ты ее любишь» [39]. * * * Очень часто в жизни ради близкого человека мы хотим угадать и исполнить его желания. При этом мы не проявляем никакой инициативы ради себя и, очевидно, без всяких на то оснований ото- двигаем на задний план собственные желания и потребности. Эта предупредительность и замалчивание собственных желаний порой приводят не только к недоразумению, но и к одностороннему распределению ролей, которое с течением времени может начать восприниматься как обуза и порабощение. Данную историю можно использовать в тренинге для формирования у участников понимания того, что если кто-то из них хочет помочь товарищу в группе, то сначала ему необходимо узнать, нуждается ли последний в помощи и как можно ему помочь. Оценивание необходимости помощи товарищу только из позиции собственной потребности в ней в данной ситуации может привести к тому, что данная помощь окажется неэффективной или даже мешающей. Б. Упражнения-стимулы Данные упражнения могут быть использованы для раскрытия определенных особенностей поведения и взаимодействия членов группы. Также их можно использовать для формирования содержательного контекста в группе и соответствующего понимания участников тренинга. В отличие от заданий и упражнений, направленных на обеспечение групповой дискуссии, описанные ниже упражнения ориентированы скорее на постановку вопросов и не предполагают последующего детального обсуждения. Ответы на по-ставленные вопросы каждый участник сможет для себя найти сам. 11.9. ИГРА РОДЖЕРА1 Описание процедуры 1. Создается призовой фонд, например из конфет. 2. На доске чертится поле из 36 (6x6) клеток. 3. Назначается два человека из группы капитанами команд. Им предлагается набрать себе команды, выбирая по одному человеку из группы, пока не разберут всех. Если кто-то один останется, то этот человек назначается судьей. 1 Игра описана в книге Э. Кристофера, Л. Смита «Тренинг лидерства». Процедура проведения и текст описания изменены. 4.Участникам сообщается, что игра представляет собой разновидность «крестиков и ноликов». В версии Роджера члены команды по очереди ставят на доске либо нолик, либо крестик. Всего будет 18 ходов у каждой команды. Время на один ход не более 10 секунд. Задача каждой команды — закончить как можно больше горизонтальных или вертикальных рядов крестиков или ноликов. За каждый завершенный ряд побеждающая команда получает, например, 20 конфет (в зависимости от запаса, но поощрение должно быть достаточно стимульным). 5.Предложите капитанам проинструктировать свои команды и дайте им время на обсуждение стратегии. Возможно, что они будут делать это шепотом, чтобы не услышала команда противника. 6.Далее ведущему следует выстроить команды в две колонны во главе с капитанами перед доской и удостовериться, что у каждого капитана есть мелок. Все приготовления должны быть серьезными. 7.Когда все готово, ведущий открывает игру, сверяясь с секундой стрелкой часов: «На старт... внимание... МАРШ!»
8. Приступив к игре, член каждой команды имеет в своем распоряжении 10 секунд на то, чтобы подойти к доске, поставить крестик или нолик, передать мелок товарищу по команде и проследовать в конец шеренги; таким образом, каждая команда поочередно делает отметки на доске, пока не исчерпаются все ходы. Если кто-то будет двигаться слишком медленно, то ведущий может начать отсчитывать секунды вслух. С целью получения полезного для понимания результата ведущему следует поддерживать темп, возможно, даже нагнетать обстановку и повышать напряженность, подгоняя участников. 9. После того как одна команда заканчивает ряд, она получает порцию конфет, и игра про- 153 должается на оставшихся свободных клетках. дает группе в виде вопросов, заключается в том, что каждая команда теоретически может достроить максимальное число рядов — по три каждая, что принесет заслуженную награду и той и другой. Однако это возможно лишь в случае сотрудничества команд друг с другом. Но почему-то в игре, независимо от групп, неизменно присутствует дух соперничества. И в каждой команде в определенный момент обязательно находится участник, который умышленно помешает «противнику» закончить ряд. Как правило, товарищи по команде в устной форме подгоняют таких саботажников. Поэтому обычно исходом игры бывает либо ничья, либо ошибка, допущенная кем-то от волнения, позволяющая «сопернику» достроить ряд. В результате обе команды остаются с минимальным выигрышем. Почему понятие «выиграть» неизменно связывается с тем, что другие при этом должны проиграть? Почему человек жертвует своим призом ради того, чтобы еще один такой же приз не получил кто-то еще? Что мешает просто жить, получать призы и радоваться за тех, кто рядом и также успешен в жизни? Понимание этого оказывается для некоторых игроков полной неожиданностью и порой даже шоком. 11.8. ЖЕЛТЫЕ ВЕРЕВКИ* Можно выполнить данное упражнение в группе, но в некоторых случаях оно может быть полезно и в виде приведенного ниже описания. * Пример описан в книге Кволс «Пойми себя и других».
Есть очень хороший пример того, как человек ограничивает себя. Его хорошо демонстрирует следующее упражнение. Находится доброволец, например Сергей, которому предлагается надеть пояс с привязанными к нему четырьмя длинными веревками. Сергей встает посреди комнаты. Выбирается еще 4 человека, желающих помогать Сергею в выполнении данного упражнения. Эти четверо участников становятся в каждом из четырех углов комнаты и берут в руки по одному концу веревки. После этого Сергею завязывают глаза и помещают на пол три небольших предмета (например, три авторучки). Сергею дается инструкция, что его задача найти и поднять эти три предмета как можно быстрее. И поскольку он сам не может их видеть и даже не предполагает, где они находятся, то его четыре помощника будут направлять его, но только пользуясь веревками и не произнося ни слова. Тихо подергивая за веревочки, они ведут Сергея к первому предмету. Сергей ощупывает пол и находит этот предмет. Затем гиды дергают его веревочки снова, подводя ее ко второму предмету, затем к третьему. Успех! Группа аплодирует. Но самое странное начинается позже. Завязываются глаза четырем участникам, держащим веревки, а у Сергея убирается повязка с глаз. Сергею дается новая инструкция, его задача по-прежнему поднять три предмета. При этом подчеркивается: «Сергей! У тебя нет никаких ограничений. Ты можешь делать все, что ты хочешь, все, что считаешь правильным для облегчения выполнения своей задачи!». Результат всегда один и тот же. Веревки уже не руководят, они стали ограничениями. Они парализуют человека, носящего пояс. Они ограничивают его движения и мешают добиться успеха. Тем не менее человек НЕ СНИМАЕТ пояс, он говорит, про-
155 сит других: «Ваня, потяни меня к себе... Татьяна, ослабь свою веревку!» Или дергает, стараясь пересилить тех, кто держит его веревки. * * * Достаточно всего нескольких секунд, чтобы запрограммировать себя на зависимость от других. Первоначально человек действительно ограничен, ему нужны другие люди, так как они являются его глазами. Но даже когда глаза уже открыты и человек не нуждается в помощи, он сохраняет сформированное ранее представление: «Раз веревки еще привязаны, значит, они еще для чего-то нужны, значит, это правильно». Где ваши веревки? Вы видите их? Кто или что удерживает вас в жизни? Что случится, если вы уберете эти веревки? Действительно ли вам нужно ждать, когда КТО-ТО предпримет действие для того, чтобы ВЫ сделали вашу жизнь такой, какой ВЫ хотите? В. Истории «Россыпью» 11.11. Протяни ты ему руку В болоте северной Персии тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный орал во всю глотку, умоляя о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак, пожелавший спасти тонущего человека. «Протяни мне руку! — кричал он ему. — Я вытащу тебя из болота». Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот мог ему помочь. «Дай мне руку!» — все повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал: «Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда сможешь его спасти» [39]. 11.12. Семь камнетесов В течение нескольких недель из соседней долины через горы доносились странные звуки. В деревне много судачили о том, что это могут быть за звуки, но никто не мог взять их в толк. Даже старейшины деревни никогда не слышали ничего подобного. Наконец, один из юношей деревни решил перебраться через горы и посмотреть, что там происходит. После двух дней пути он достиг вершины горы и увидел, что в долине, лежащей далеко внизу, десятки человек заняты кипучей деятельностью. Приблизившись, он разглядел цепочку людей, расположившихся перед огромными камнями, над которыми они усердно трудились молотками и зубилами. Когда путешественник, наконец, достиг долины, он подошел к юноше в конце цепочки и спросил: «Что ты делаешь?». — Ха! — проворчал юноша. — Я убиваю время, пока не освобожусь от ра Озадаченный путешественник повернулся к молодой женщине, которая была следующей в цепочке: «Извините, но что вы делаете?» — Я зарабатываю, чтобы содержать свою семью, — отвечала женщина. спросил: «Что вы делаете?» —Я создаю прекрасную статую — последовал ответ. Путешественник повторил свой вопрос, обращаясь к следующему человеку. —Я помогаю строить собор, — отвечал тот. — Ага! — сказал путешественник. — Думаю, я начинаю понимать. —Я помогаю жителям этого города и поколениям, которые будут жить после них, помогая строить этот собор. —Чудесно! — воскликнул путешественник. — А вы, господин? — обратился он к мужчине рядом с ней. —Я помогаю строить этот собор, чтобы служить всем, кто будет им пользоваться, и чтобы попутно пробудиться самому. Я ищу собственного спасения в служении другим людям. Наконец путешественник обратился к последнему каменотесу — бодрому старику с блестящими глазами и постоянной улыбкой на губах: «А что делаете вы?» —Я? — улыбнулся старик. — Делаю? — Он от души расхохотался. —Это Эго слилось с Богом много лет назад. Нет никакого «Я», которое бы что-то делало. Через это тело действует Бог, помогая всем людям пробудиться и прийти к Нему. Семь человек обтесывали камни. Но насколько же разными были их побуждения и жизни! [57]. 11.13. Золотая игла Одна старая женщина имела золотую иголку, которая досталась ей в наследство от бабушки. Она очень дорожила золотой иголкой и хранила ее в шкатулке. Однажды старая женщина сидела в спальне, вышивала драгоценной иглой носовой платок и случайно ее выронила. Женщина начала искать иглу. Она искала ее в комнате, потом перешла на кухню, затем в сад. Обрати- лась она к соседу с просьбой помочь найти золотую иголку. Сосед спросил, а где она ее потеряла, и старая женщина ответила, что в спальне. — Почему же ты тогда ищешь ее в саду, если потеряла в спальне? — спро Женщина ответила: — Здесь светлее. 11.14. Сравнения хромают К врачу пришел сапожник; у него были сильные боли, и казалось, что дни его сочтены. Как ни старался врач, но так и не нашел подходящего лекарства, которое еще могло бы помочь. Испуганный пациент спросил: «Неужели нет ничего, что могло бы меня спасти?» Врач ответил: «К сожалению, я не знаю такого средства». — «Если мне никто уже не поможет, то у меня есть последнее желание. Я хотел бы съесть целый горшок супа из четырех фунтов бобов и одного литра уксуса». Врач пожал плечами и покорно произнес: «Я не очень верю в это, но если вы так хотите, то можете попробовать». Всю ночь врач ждал сообщения о смерти больного. На следующее утро, к его изумлению, перед ним предстал сапожник, живой и здоровый, будто и не болел. Тогда врач записал в своем дневнике: «Сегодня ко мне пришел один сапожник, которого уже ничем нельзя было спасти, но четыре фунта бобов и один литр уксуса помогли ему». Вскоре этого врача вызвали к тяжело больному портному. И в этом случае искусство врача было бессильно помочь ему. Как честный человек, он признался в этом больному. Тот взмолился: «Неужели вы не знаете какого-нибудь средства?». Врач подумал и сказал: «Нет, но совсем недавно ко мне пришел сапожник, у которого была болезнь, похожая на вашу. Ему помогли четыре фунта бобов и один литр уксуса». — «Если нет никакой надежды, попробую-ка я это средство», — ответил портной. Он съел бобы с уксусом и на другой день умер. А врач записал в своем дневнике: «Вчера ко мне обратился портной. Ему нельзя было ничем помочь. Он съел целый горшок супа из четырех фунтов бобов и одного литра уксуса и умер. Что хорошо для сапожников, то плохо для портных». 11.15. История о каменотесе Жил-был каменотес. Он считал себя очень несчастным и хотел занять иное положение в жизни. Однажды он оказался в доме богатого торговца, увидел все это огромное богатство и заметил, каким уважением этот торговец пользуется во всем городе. Каменотес позавидовал этому торговцу и захотел стать таким же, как он. Тогда ему не пришлось бы оставаться простым каменотесом. К его изумлению, это желание исполнилось, он внезапно превратился в торговца и получил множество роскошных вещей и такую власть, о которой не мечтал. Но тут бедные люди начали завидовать ему и презирать его, и у него оказалось больше врагов, чем он мог себе представить. Потом он увидел высокопоставленное лицо, окруженное слугами и солдатами. Все люди падали перед этим великим и могущественным человеком на колени. Он был самым влиятельным и почитаемым во всем царстве. И каменотес, который теперь был торговцем, захотел стать таким, как этот властитель, иметь столько же слуг и охранников и обладать самой сильной властью. Его желание вновь исполнилось, и он стал этим высокопоставленным лицом, самым могущественным человеком в царстве, перед которым все становились на колени. Но тот властитель одновременно был и самым страшным и ненавистным человеком во всем царстве — именно поэтому его охраняло столько солдат. К тому же жар солнца заставлял властителя чувствовать себя очень несчастным и незначительным. Он посмотрел на горячее солнце, ярко сияющее в небе, и сказал: «Как оно могуче! Я хотел бы быть солнцем!» И как только он пожелал этого, он стал солнцем, озаряющим землю своими лучами. Но подул сильный ветер, и земля скрылась за облаками. «Я хотел бы стать таким же сильным, как ветер», — подумал он и тут же превратился в ветер. Однако даже этот ветер, с легкостью вырывавший с корнями деревья и разрушающий следующие селения, оказался бессильным, когда столкнулся со скалой. Огромный камень был недвижим и сопротивлялся самому неистовому напору ветра. «Как могуч этот камень! — сказал ветер. — Я хотел бы стать таким же крепким». И тогда он стал огромным камнем, который противостоял самым сильным ветрам. Теперь, превратившись в самую могучую силу на земле, он наконец-то был счастлив. Но потом он услышал звон: дзынь-дзынь-дзынь. Молоток вбивал резец в скалу и кусочек за кусочком раскалывал ее. «Кто же может быть сильнее меня?» — подумал камень. У основания огромного валуна стоял... каменотес [1 3]. 11.16. Ценность ошибки Однажды бедняк пришел к своему духовному наставнику: —Бедность моя достигла предела, дети пухнут с голоду, жена болеет и нет денег на лечение — что делать? —Нет ничего проще, — ответил духовный наставник. — Надо купить лотерейный билет и выиграть сто тысяч. —Сто тысяч — это как раз то, что нужно. Но мне не везет, как я узнаю, какой билет купить? —Нет ничего проще. Ты пришел ко мне в четверг, сегодня у нас июль, так что покупай двадцать седьмой билет. Бедняк послушался, купил двадцать седьмой билет, выиграл сто тысяч и со слезами на глазах пришел благодарить. 159 —Ты спас меня, отче, но как ты узнал, что нужен именно двадцать седьмой билет? —Нет ничего проще, — ответил духовный наставник. — Ты пришел в четверг — это четыре, июль — седьмой месяц, четырежды семь — двадцать семь! —Но четырежды семь — двадцать восемь! —Глупец! — Рассердился духовный наставник. — Ты выиграл и еще споришь! [54] * * * Видимо, и впрямь все лучшее находят ошибаясь
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (954)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |