УПРАЖНЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО УЧАСТНИКОВ И СОЗДАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ГРУППЫ
В начале главы приведены процедуры, направленные на знакомство и представление участников, проводимые обычно в начале тренинга и позволяющие участникам поближе познакомиться друг с другом и сформировать в группе доверительные отношения. Далее описаны разогревающие игры и упражнения, некоторые из которых также можно использовать в начале тренинга. Удачно подобранные разогревающие упражнения способствуют генерации дополнительной энергии, подпитывающей группу, и могут создавать мотивировку для дальнейшей работы. Их можно применять в качестве стимулирующего средства, направленного на поддержку группы в случае, когда становится заметно, что участники «выдыхаются». Следует отметить, что разные разогревающие упражнения рассчитаны на различную степень раскрепощенности и свободы участников. Некоторые из них в неподготовленной группе могут восприниматься участниками как «детские забавы» и приводить к их замешательству и закрытию. В таком случае ведущему следует еще поработать над тем, чтобы сделать таких «чрезмерно взрослых» людей более гибкими и до этого времени «не напрягать их несерьезными предложениями».
12.1. «САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ» Описание процедуры Упражнение выполняется в круге. Участни- кам предлагается по очереди (по кругу) сообщить остальным членам группы следующую информацию о себе: • имя; • место работы (учебы); • две лучшие черты своего характера. А также рассказать интересный эпизод или запоминающееся событие из своей жизни. Ведущий и другие члены группы могут задавать представляющемуся участнику дополнительны вопросы.
дущему личным примером. Задавая открытые вопросы, ведущий демонстрирует представляющемуся участнику заинтересованность в получаемой информации и помогает ему более полно раскрыться. 12.2. «ИМЕНА» Упражнение направлено на запоминание процедуры ники по очереди (по кругу) называют свои име- на. После завершения первого круга каждый че В дальнейшем процедуру можно усложнить, например предложив каждому участнику назвать 163 имена членов группы, сидящих через одного человека от него. Но лучше это сделать позднее, вернувшись к данному упражнению после выполнения других процедур. 12.3. «АВТОПОРТРЕТ» Описание Упражнение выполняется в круге. Каждому процедуры участнику необходимо описать себя (устно) в третьем лице. Например: Сергей — высокий мужчина, 25 лет, его вес находится практически в идеальном соотношении с ростом. У него темные волосы, карие глаза. Он носит очки и выглядит. После краткого описания внешности необходимо перейти к описанию черт характера. Участники группы могут задавать вопросы, моописания и задавания вопросов. Вопросы должны быть по существу, проявлять заинтересованность в человеке и ориентированы на получение дополнительной информации. 12.4. «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПАРТНЕРА» Описание Участникам предлагается образовать пары. процедуры При этом желательно, чтобы члены пары не были знакомы друг с другом. После этого каждый участник опрашивает своего партнера в течение 10 минут, стараясь собрать как можно больше информации о нем. По окончании времени происходит смена ролей в парах. Для того чтобы лучше структурировать процедуру, ведущий может предложить участникам макет вопросника, который они могут использовать в процессе сбора информации. В него могут входить следующие вопросы: • Каким именем вы предпочитаете, чтобы вас называли? • Сколько вам лет? • Чем вы занимаетесь большую часть своего времени? • Чем вам нравится заниматься? (Увлечения, хобби.) • Что вы думаете по поводу своего участия в данном тренинге? • Если бы вы хотели что-то изменить в себе, то что бы это было? • Что бы вы хотели сообщить о себе группе? • И другие. Через 20 минут участники возвращаются в круг, и каждый представляет своего партнера, рассказывая о том, что ему удалось о нем узнать. По окончании представляемому участнику дается возможность исправить неточности, добавить или разъяснить некоторые моменты, а также ответить на вопросы, заданные группой. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТОВАРИЩА» Данное упражнение лучше выполнять в сфор процедуры свое имя, например — Александр. Ведущий предлагает группе рассказать все, что они знают про Александра. (Где живет, чем увлекается и т. п.) Александр молча слушает не перебивая. Свои поправки и добавления он сможет сделать позже. Если в группе возникает пауза, ведущий может стимулировать группу спрашивая: «Это все, что вы знаете про Александра?» При возникновении продолжительной паузы, демонстриру- 165 ющей, что про Александра рассказать больше нечего, ему предоставляется слово для добавлений и поправок. По окончании Александр говорит группе: «Спасибо за то, что рассказали обо мне», и слово для представления переходит следующему по кругу участнику. Процедура заканчивается после того, как циональную атмосферу в группе и особенности взаимоотношений между участниками. Ведущему следует контролировать процедуру представления товарища, исключая возможность высказывания критических и недоброжелательных оценок и описаний. 12.6. «ВАМ ПОСЛАНИЕ» Данное упражнение относится к разряду ра процедуры участнику предлагается передать какую-либо приветственную фразу или другое приятное послание члену группы, сидящему в круге напротив него. Это сообщение он отправляет через участника сидящего слева от него. Например, он говорит соседу: «Передайте Свете, что я очень рад ее видеть». Этот участник в свою очередь сообщает своему соседу слева: «Александр передает Свете, что он очень рад ее видеть». Тот передает сообщение дальше по часовой стрелке. Когда послание доходит до участника, сидящего рядом со Светой, он сообщает ей: — Тебе пришло сообщение от Александра, он очень рад тебя видеть. Света тем же образом отправляет короткое ответное сообщение Александру обратным курсом, то есть против часовой стрелки. Через некоторое время в действие вовлекаются все участники, передавая сообщения другим участникам или ожидая, когда придет послание им. После того как последние ответы дошли до адресата, а это заметно, ведущий спрашивает, кто не получил послания, и просит группу восстановить справедливость. По окончании все участники хором говорят позитивной энергией и формирует настрой на дальнейшую работу. В процессе обсуждения ведущий может попросить участников поделиться с группой наиболее приятными из полученных сообщений. Нередко у кого-то из участников появляется вопрос к автору послания: «Что он имел в виду?» В этом случае автору послания следует ответить на данный вопрос. 12.7. «НА ЛЬДИНЕ» Описание В ряд выставляются стулья в количестве рав- процедуры ном количеству участников. Каждый участник встает на отдельный стул. ведущего наименьшем количестве стульев (естественно, стоя). При этом нельзя сходить со стульев на пол. После того как участники начинают «накапливаться» (как правило, на средних стульях), ведущий убирает освободившиеся. На последней стадии процедуры ведущий может «стимулировать» процесс, убирая стул из-под ноги того или иного участника, если он второй ногой уже стоит на общих стульях. Комментарии Достаточно шумная и визгливая процедура (если принимают участие девушки). В конечном итоге получается сложная композиция. Но не следует очень долго удерживать участников в этом положении, иначе она с грохотом может рухнуть на пол. Конечный результат при этом может оказаться не тот, какой вы хотели. Более того, ведущему следует подстраховать процесс «схода» участников со стульев и при необходимости распутывать этот «клубок», высвобождая участников. По окончании полезно организовать процедуру «Кто что чувствовал?», предоставив каждому участнику возможность высказаться. Описанные далее игры не предусматривают детальных и подробных обсуждений по их окончании. Они более направлены на эмоциональную разрядку и раскрепощение участников. 12.8. «УЖАСНЫЙ СЕКРЕТ»' Описание Игра выполняется в круге. Один из участни- процедуры ков сообщает на ухо своему соседу «ужасную» тайну о себе, например: «Иногда я люблю ковыряться в носу!» Сосед передает это сообщение таким же образом дальше по кругу, изменив фразу так: «Один из нас иногда любит ковыряться в носу!» В такой форме фраза идет по кругу, а второй игрок, дав отойти первой фразе на двух-трех участников, посылает вслед секрет о себе. Все фразы передаются по кругу в варианте: «Один из нас...». Каждый секрет проходит круг и возвращается владельцу. После того как передача секретов завершилась, участники обсуждают, какие секреты они узнали: 1 Идея предложена В. Ю. Большаковым [2]. — Оказывается, мы храпим, мы ковыряемся Затем все участники хором произносят: — И мы об этом никому ничего не скажем! 12.9. «ЛУНОХОД»1 Игра относится к разряду игр-развлечений и процедуры объясняя участникам, сидящим в круге, начина- ет медленно и сосредоточенно двигаться по внутренней части круга от участника к участнику. Поравнявшись с коленями первого из сидящих членов группы, ведущий медленно поворачивает к нему голову, внимательно и по возможности серьезно смотрит ему в глаза и говорит веско и внушительно: «Я — Луноход-1». Затем, опять устремив взгляд в ближайшую точку перед собой, тем же способом двигается к следующему участнику, где повторяет предыдущую процедуру. Как только кто-то из участников не удержится и засмеется, 1 Идея предложена Г. И. Марасановым [35]. ведущий поворачивается к нему и произносит: «Слышу вас, Луноход-2. Встаньте сзади меня и продолжим движение. Это приказ. Как поняли, Луноход-2?» Теперь уже два лунохода медленно двигаются по кругу. Каждый из них сообщает всем, мимо кого проходит, что он Луноход с соответствующим номером. Следующий рассмеявшийся участник становится «Луноходом-3». После появления «Лунохода-4» участник, который был «Луноходом-1» (в нашем случае — ведущий), встает и присоединяется к сидящим в круге до тех пор, пока снова не рассмеется. Возможен вариант, когда игра продолжается до тех пор, пока вся группа не оказывается на четвереньках. Глава 13
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (820)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |