Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УПРАЖНЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО УЧАСТНИКОВ И СОЗДАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ГРУППЫ



2016-09-15 820 Обсуждений (0)
УПРАЖНЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО УЧАСТНИКОВ И СОЗДАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ГРУППЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




В начале главы приведены процедуры, направленные на зна­комство и представление участников, проводимые обычно в нача­ле тренинга и позволяющие участникам поближе познакомиться друг с другом и сформировать в группе доверительные отношения.

Далее описаны разогревающие игры и упражнения, некоторые из которых также можно использовать в начале тренинга. Удачно подобранные разогревающие упражнения способствуют генерации дополнительной энергии, подпитывающей группу, и могут созда­вать мотивировку для дальнейшей работы. Их можно применять в качестве стимулирующего средства, направленного на поддержку группы в случае, когда становится заметно, что участники «выды­хаются».

Следует отметить, что разные разогревающие упражнения рас­считаны на различную степень раскрепощенности и свободы уча­стников. Некоторые из них в неподготовленной группе могут вос­приниматься участниками как «детские забавы» и приводить к их замешательству и закрытию. В таком случае ведущему следует еще поработать над тем, чтобы сделать таких «чрезмерно взрослых» людей более гибкими и до этого времени «не напрягать их несерь­езными предложениями».

 


12.1. «САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ»

Описание процедуры

Упражнение выполняется в круге. Участни-

кам предлагается по очереди (по кругу) сообщить

остальным членам группы следующую инфор­мацию о себе:

• имя;

• место работы (учебы);

• две лучшие черты своего характера.

А также рассказать интересный эпизод или запоминающееся событие из своей жизни.

Ведущий и другие члены группы могут зада­вать представляющемуся участнику дополни­тельны вопросы.


Комментарии Норму задавания вопросов лучше ввести ве-

дущему личным примером. Задавая открытые вопросы, ведущий демонстрирует представляю­щемуся участнику заинтересованность в получа­емой информации и помогает ему более полно раскрыться.

12.2. «ИМЕНА»

Упражнение направлено на запоминание
имен. Этому стоит уделить внимание. Нет ни­
чего более препятствующего сплочению группы,
как незнание имен ее участников. Однако не
следует превращать упражнение в экзамен по
проверке памяти.
Описание Упражнение выполняется в круге. Все участ-

процедуры ники по очереди (по кругу) называют свои име-

на. После завершения первого круга каждый че­
ловек называет сначала имя участника, сидящего
слева, затем имя сидящего справа. Если он
ошибся, то группа ему помогает.
Комментарии

В дальнейшем процедуру можно усложнить,

например предложив каждому участнику назвать


163

имена членов группы, сидящих через одного че­ловека от него. Но лучше это сделать позднее, вернувшись к данному упражнению после вы­полнения других процедур.

12.3. «АВТОПОРТРЕТ»

Описание Упражнение выполняется в круге. Каждому

процедуры участнику необходимо описать себя (устно) в

третьем лице. Например: Сергей — высокий мужчина, 25 лет, его вес находится практически в идеальном соотношении с ростом. У него тем­ные волосы, карие глаза. Он носит очки и вы­глядит. После краткого описания внешности не­обходимо перейти к описанию черт характера.

Участники группы могут задавать вопросы,
направленные на уточнение деталей, но также
спрашивая о третьем лице.
Комментарии Ведущему следует управлять процедурой са-

моописания и задавания вопросов. Вопросы должны быть по существу, проявлять заинтере­сованность в человеке и ориентированы на по­лучение дополнительной информации.

12.4. «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПАРТНЕРА»

Описание Участникам предлагается образовать пары.

процедуры При этом желательно, чтобы члены пары не

были знакомы друг с другом. После этого каж­дый участник опрашивает своего партнера в те­чение 10 минут, стараясь собрать как можно больше информации о нем. По окончании вре­мени происходит смена ролей в парах.

Для того чтобы лучше структурировать про­цедуру, ведущий может предложить участникам макет вопросника, который они могут исполь­зовать в процессе сбора информации. В него могут входить следующие вопросы:


• Каким именем вы предпочитаете, чтобы вас называли?

• Сколько вам лет?

• Чем вы занимаетесь большую часть свое­го времени?

• Чем вам нравится заниматься? (Увлече­ния, хобби.)

• Что вы думаете по поводу своего участия в данном тренинге?

• Если бы вы хотели что-то изменить в себе, то что бы это было?

• Что бы вы хотели сообщить о себе группе?

• И другие.

Через 20 минут участники возвращаются в круг, и каждый представляет своего партнера, рассказывая о том, что ему удалось о нем узнать. По окончании представляемому участнику да­ется возможность исправить неточности, доба­вить или разъяснить некоторые моменты, а так­же ответить на вопросы, заданные группой.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТОВАРИЩА»

Данное упражнение лучше выполнять в сфор­
мированных коллективах. Кроме цели знаком­
ства оно может использоваться и в целях прояв­
ления отношений между членами коллектива.
Описание Первый участник представляется, называя

процедуры свое имя, например — Александр. Ведущий

предлагает группе рассказать все, что они знают про Александра. (Где живет, чем увлекается и т. п.) Александр молча слушает не перебивая. Свои поправки и добавления он сможет сделать позже. Если в группе возникает пауза, ведущий может стимулировать группу спрашивая: «Это все, что вы знаете про Александра?» При возник­новении продолжительной паузы, демонстриру-


165

ющей, что про Александра рассказать больше нечего, ему предоставляется слово для добавле­ний и поправок.

По окончании Александр говорит группе: «Спасибо за то, что рассказали обо мне», и сло­во для представления переходит следующему по кругу участнику.

Процедура заканчивается после того, как
представлены все участники группы.
Комментарии Упражнение хорошо проявляет общую эмо-

циональную атмосферу в группе и особенности взаимоотношений между участниками. Ведуще­му следует контролировать процедуру представ­ления товарища, исключая возможность выска­зывания критических и недоброжелательных оценок и описаний.

12.6. «ВАМ ПОСЛАНИЕ»

Данное упражнение относится к разряду ра­
зогревающих, и его можно использовать в нача­
ле нового занятия группы.
Описание Упражнение выполняется в круге. Каждому

процедуры участнику предлагается передать какую-либо

приветственную фразу или другое приятное по­слание члену группы, сидящему в круге напро­тив него. Это сообщение он отправляет через участника сидящего слева от него. Например, он говорит соседу: «Передайте Свете, что я очень рад ее видеть». Этот участник в свою очередь сообщает своему соседу слева: «Александр пере­дает Свете, что он очень рад ее видеть». Тот пе­редает сообщение дальше по часовой стрелке. Когда послание доходит до участника, сидяще­го рядом со Светой, он сообщает ей:

— Тебе пришло сообщение от Александра, он очень рад тебя видеть.


Света тем же образом отправляет короткое ответное сообщение Александру обратным кур­сом, то есть против часовой стрелки.

Через некоторое время в действие вовлека­ются все участники, передавая сообщения дру­гим участникам или ожидая, когда придет по­слание им.

После того как последние ответы дошли до адресата, а это заметно, ведущий спрашивает, кто не получил послания, и просит группу вос­становить справедливость.

По окончании все участники хором говорят
СПАСИБО.
Комментарии Упражнение хорошо заряжает участников

позитивной энергией и формирует настрой на дальнейшую работу.

В процессе обсуждения ведущий может попро­сить участников поделиться с группой наиболее приятными из полученных сообщений. Нередко у кого-то из участников появляется вопрос к автору послания: «Что он имел в виду?» В этом случае ав­тору послания следует ответить на данный вопрос.

12.7. «НА ЛЬДИНЕ»

Описание В ряд выставляются стулья в количестве рав-

процедуры ном количеству участников. Каждый участник

встает на отдельный стул.
Инструкция Ваша задача разместиться всей группой на

ведущего наименьшем количестве стульев (естественно,

стоя). При этом нельзя сходить со стульев на пол. После того как участники начинают «накап­ливаться» (как правило, на средних стульях), ведущий убирает освободившиеся.

На последней стадии процедуры ведущий может «стимулировать» процесс, убирая стул из-под ноги того или иного участника, если он вто­рой ногой уже стоит на общих стульях.


Комментарии Достаточно шумная и визгливая процедура

(если принимают участие девушки). В конечном итоге получается сложная композиция. Но не следует очень долго удерживать участников в этом положении, иначе она с грохотом может рухнуть на пол. Конечный результат при этом может оказаться не тот, какой вы хотели.

Более того, ведущему следует подстраховать процесс «схода» участников со стульев и при необходимости распутывать этот «клубок», выс­вобождая участников.

По окончании полезно организовать проце­дуру «Кто что чувствовал?», предоставив каждо­му участнику возможность высказаться.

Описанные далее игры не предусматривают детальных и подробных обсуждений по их окон­чании. Они более направлены на эмоциональ­ную разрядку и раскрепощение участников.

12.8. «УЖАСНЫЙ СЕКРЕТ»'

Описание Игра выполняется в круге. Один из участни-

процедуры ков сообщает на ухо своему соседу «ужасную»

тайну о себе, например: «Иногда я люблю ковы­ряться в носу!» Сосед передает это сообщение таким же образом дальше по кругу, изменив фра­зу так: «Один из нас иногда любит ковыряться в носу!» В такой форме фраза идет по кругу, а вто­рой игрок, дав отойти первой фразе на двух-трех участников, посылает вслед секрет о себе. Все фразы передаются по кругу в варианте: «Один из нас...». Каждый секрет проходит круг и воз­вращается владельцу. После того как передача секретов завершилась, участники обсуждают, какие секреты они узнали:

1 Идея предложена В. Ю. Большаковым [2].


— Оказывается, мы храпим, мы ковыряемся
в носу, мы грызем ногти, мы любим поспать...
Какой ужас!!!

Затем все участники хором произносят:

— И мы об этом никому ничего не скажем!

12.9. «ЛУНОХОД»1

Игра относится к разряду игр-развлечений и
является показателем верха раскрепощения и
личностной свободы участников. Она уместна на
таком этапе развития группы, когда ее участни­
ки готовы отстраниться от привычных соци­
альных ролей, связывающих статусными огра­
ничениями, и подурачиться. Ее лучше проводить
в последние дни тренинга.
Предупреждение! Не следует запускать игру на начальных ста­
диях функционирования группы или если вы не
уверены в готовности к ней участников. Иначе
вы рискуете продолжать «наматывать круги»
даже после того, как участники встанут и разой­
дутся.
Описание Ведущий встает на четвереньки! И, ничего не

процедуры объясняя участникам, сидящим в круге, начина-

ет медленно и сосредоточенно двигаться по внут­ренней части круга от участника к участнику. Поравнявшись с коленями первого из сидящих членов группы, ведущий медленно поворачивает к нему голову, внимательно и по возможности серьезно смотрит ему в глаза и говорит веско и внушительно:

«Я — Луноход-1». Затем, опять устремив взгляд в ближайшую точку перед собой, тем же способом двигается к следующему участнику, где повторяет предыдущую процедуру. Как только кто-то из участников не удержится и засмеется,

1 Идея предложена Г. И. Марасановым [35].


ведущий поворачивается к нему и произносит: «Слышу вас, Луноход-2. Встаньте сзади меня и продолжим движение. Это приказ. Как поняли, Луноход-2?» Теперь уже два лунохода медленно двигаются по кругу. Каждый из них сообщает всем, мимо кого проходит, что он Луноход с со­ответствующим номером. Следующий рассмеяв­шийся участник становится «Луноходом-3». После появления «Лунохода-4» участник, кото­рый был «Луноходом-1» (в нашем случае — ве­дущий), встает и присоединяется к сидящим в круге до тех пор, пока снова не рассмеется.

Возможен вариант, когда игра продолжается до тех пор, пока вся группа не оказывается на четвереньках.


Глава 13



2016-09-15 820 Обсуждений (0)
УПРАЖНЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО УЧАСТНИКОВ И СОЗДАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ГРУППЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УПРАЖНЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО УЧАСТНИКОВ И СОЗДАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ГРУППЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (820)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)