УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
Развитие межличностной чувствительности и взаимопонимания участников в тренинге является важным условием их саморазвития. Как отмечает Г. И. Андреева, «каждый раз, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. При этом существует двоякая связь: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полно становится представление о себе»1. Представленные в данной главе упражнения направлены на развитие чувствительности к групповому процессу и поведению других. Они во многом ориентированы на расширение границ восприятия и понимания коммуникативных стимулов, получаемых от партнеров, что позволяет получать целостный и в то же время детализированный образ человека и группы. Ограничение таких возможностей очень часто не позволяет человеку заметить существенное в ситуациях и поступках, тем более что главное и существенное нередко проявляется лишь через частности и фрагменты. 14.1. «ОПИСАНИЕ-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ» Упражнение направлено на развитие способности различать сенсорно воспринимаемую информацию от чувственно переживаемой. 1 Андреева Г. И. Социальная психология. — М.: Аспект. Пресс, 2001. Человек во многом живет в мире собственных интерпретаций. Именно они определяют отношение человека к тем или иным событиям. Но так как интерпретации во многом зависят от внутреннего психического состояния человека (настроения, личностных установок и т. п.), то организация собственных действий только на основании личных интерпретаций без проверки их адекватности иногда может иметь ошибочный результат. Без способности разделять то, что видишь и слышишь, от того, что думаешь и чувствуешь по поводу данного человека или события, нам очень трудно ориентироваться в действительности. Чтобы не заблудиться в жизни, человеку важ процедуры (например, в центре комнаты) и получает зада- ние описывать происходящее в комнате, включая свои действия. Ведущий обращает внимание участника на ошибки, если он дает вместо описания — интерпретацию. Примерное описание: • я стою в комнате; • вокруг меня сидят люди; • я слышу звуки, доносящиеся с улицы. И т.д. Если участник вместо последней фразы скажет, например: «Я слышу пение птиц, доносящееся с улицы», то ведущий поправляет, «что это интерпретация» так как он не может видеть этих птиц, а слышит только звуки и интерпретирует их, исходя из имеющегося у него опыта. А так как опыт может не соответствовать данной ситуации, то и интерпретация может быть ошибочной. Поэтому по условию задания можно говорить только о «звуках, доносящихся с улицы, похожих на пение птиц». Комментарии Человек в жизни очень часто реагирует по- добным образом, автоматически интерпретируя события. И на основании этих интерпретаций затем организует свои действия. Это хорошая способность человека, позволяющая быстро ориентироваться в ситуации. Однако иногда она может ограничивать человека, приводя к ошибочным выводам. Поэтому важно научиться при необходимости отличать Реальное Событие и собственные Интерпретации этого события. А также уметь «проверять свои основания» как минимум перед принятием важных решений и совершением значимых поступков. 14.2. «УЗНАЙ ПО РУКАМ»1 Вариант 1 (простой) Описание Упражнение выполняется в круге. Выбирает- процедуры ся доброволец, который садится на стул, постав- ленный в центре круга. Ему завязываются глаза и дается инструкция, что к нему в произвольном порядке будут подходить люди и класть свои руки ему на ладони. Его задача: узнать по рукам человека и назвать его имя. Если он угадал, то ведущий говорит «да». Участнику необходимо угадать двух человек, после этого на его место садится следующий участник. По окончании выполнения упражнения — обсуждение. Вариант 2 (сложный) Описание Расставляются стулья в два ряда друг напро- процедуры тив друга. Участникам предлагается снять с рук кольца, часы, браслеты и завязать себе глаза. Ведущий рассаживает их друг напротив друга так, чтобы они не знали, кто сидит напротив. 1 Идея предложена С. И. Макшановым, Н. Е. Хрящевой и Е. В. Сидоренко [38]. Задача участников: только касаясь рук сидяще чи и затем организовать обсуждение в круге, предоставив возможность каждому участнику обменяться впечатлениями и высказаться. Большие группы лучше разделить на работающие пары (до 5 пар) и наблюдателей, которых в последующем поменять ролями. 14.3. «ЭКСКУРСИЯ» Описание Участникам предлагается разделиться на процедуры пары. Одному из членов пары завязываются гла- за. Задача второго участника: провести своего партнера по комнате, по возможности можно вывести его из комнаты и провести внутри или вокруг здания, описывая при этом все встречающиеся достопримечательности. При встрече с другой парой «экскурсовод» представляет их своему партнеру, который, в свою очередь, здороваясь, пожимает им руки. Задача «слепого»: прочувствовать все происходящее: звуки, запахи, прикосновения и пр. Через 15 минут участники меняются ролями. Во время обсуждения каждый участник описывает, что он чувствовал с завязанными глаза- 181 ми и где проходил. При этом «экскурсовод» может его поправлять и добавлять рассказ. 14.4. « ОБЩЕЕ ДЫХАНИЕ » Описание Упражнение выполняется в круге. Участни- процедуры кам предлагается наблюдать за дыханием парт- нера справа и стараться достичь синхронности участникам описать их ощущения (кто что чувствовал?) и возникавшие при выполнении упражнения затруднения. Также можно обсудить стратегии наблюдения участников. Например, кто-то обращает внимание на то, как поднимается и опускается в такт дыханию грудь товарища справа, другие стараются уловить ритм дыхания партнера на слух и др. 14.5. «СЛЕПЫЕ СТРАННИКИ» Описание Участникам завязываются глаза, и они на процедуры ощупь перемещаются по комнате. При встрече двух таких «странников» их задача узнать друг друга. Они могут разговаривать или ощупывать друг друга, как им больше нравится. Но им нельзя сообщать друг другу свои имена или другую информацию, однозначно определяющую их имя. После того как оба участника догадались об имени друг друга, они подзывают ведущего и сообщают ему о своих предположениях. Если участники правы, ведущий сообщает им об этом. В этом случае они могут снять повязки с глаз, выйти из пространства «странствий» других участников и молча наблюдать за ними. Если хоть один из них ошибся, ведущий предлагает им еще постранствовать по жизни и набраться опыта. Упражнение продолжается до тех пор, пока имена всех участников не будут угаданы. В процессе обсуждения в круге участникам ние, исключив возможность разговаривать участникам. В этом случае они могут рассчитывать только на получаемую ими сенсорную информацию, и упражнение можно будет назвать «Слепые и немые странники». Можно сделать комбинированное упражнение, «превратив» в немых странников только мальчиков группы. Девочки при этом могут говорить, но они смогут узнать партнера только на ощупь. 14.6. «СЛЕПЫЕ И ПОВОДЫРЬ»1 Упражнение лучше выполнять в малых груп процедуры торый будет исполнять роль поводыря. Осталь- ные участники являются ведомыми слепыми. Участники выстраиваются в колонну по одному, на расстоянии не менее метра друг от друга и берутся одной рукой за веревку, протянутую вдоль их колонны. После этого им завязываются глаза. Начало веревки берет в руку стоящий во главе колонны поводырь. Задача поводыря — провести группу по указанному ведущим маршруту, не произнося ни слова. Эта веревка является единственным средством связи его с участ- 1 Идея предложена Г. И. Марасановым [35]. 183 никами, и участников друг с другом. (Поводырь является зрячим.) Перед началом движения ведущий при помощи подгруппы наблюдателей наводит в комнате «небольшой» беспорядок, для того чтобы усложнить маршрут продвижения группы. Для этого в комнате переставляются столы и стулья, часть из которых переворачивается или сваливается кучей и т. п. После того как все готово, ведущий за руку ведет поводыря по маршруту: перелезает вместе с ним через стулья, пролезает под столами, протискивается между сдвинутыми шкафами и т. п. Задача поводыря: проходя по маршруту, вести за собой свою «слепую» группу. Ему приходится подергивать за веревку вверх или вниз, вправо или влево, указывая тем самым направление движения идущему за ним человеку. Тот в свою очередь, преодолевая препятствие или поворот, должен вести за собой идущего сзади участника. («Слепые» участники могут разговаривать друг с другом, но это им мало помогает, так как они все равно не видят препятствие, поэтому не могут его как следует описать.) После прохождения всего маршрута подгруп Если такой возможности нет, тогда остается вся надежда на получение описания происходящего наблюдающей группой. Фактически в данном упражнении почти все участники исполняют и роль ведомого для идущего впереди участника, и роль поводыря для идущих за ним людей. Исключением остается только последний участник колонны, который свободен от беспокойства об идущих сзади людях. По окончании процедуры необходимо провести обсуждение, предоставив каждому участ- нику возможность высказаться. Полезно обсудить, какая роль была проще, а какая сложнее, и обобщить наиболее эффективные стратегии управления. При этом подгруппа наблюдателей сообщает о своих наблюдениях и по возможности определят наиболее внимательного поводыря и наиболее понятливого слепого. Упражнение не только развивает навыки взаимопонимания между партнерами, но и позволяет выйти на обсуждение переживаний, связанных с ощущением зависимости и ответственности. 14.7. «СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ» Описание Упражнение выполняется в парах. Партнеры процедуры в паре встают рядом, плечом к плечу и стопа к стопе таким образом, чтобы каждый из них тался пройтись в паре таким образом по очереди со всеми членами группы. Во время обсуждения необходимо дать каждому участнику возможность высказаться, рассказать о стратегиях синхронизации с партнером и обменяться впечатлениями. Можно обобщить наиболее успешные способы синхронизации с партнером. 185 14.8. «ТАНЕЦ С ЛИСТКОМ» Описание Упражнение выполняется в парах. Для вы- процедуры полнения упражнения лучше использовать со- ответствующую музыку. Каждой паре предлагается взять по одному натах усложняется, так как участникам необходимо делать много виражей, чтобы не столкнуться с другими участниками или со стенкой. При этом участникам необходимо постоянно «чувствовать друг друга», понимать, кто первым «входит в поворот»! В больших помещения можно усложнить упражнение, беспорядочно расставив по комнате стулья. В задании есть лазейка, которую не сразу замечают участники. Замереть нужно только в тот момент, когда листок коснется пола. А пока он падает, можно успеть принять более удобную позу, хотя бы выпрямиться. Кто-то даже успевал сесть на стул. Но иногда участники так и стоят, лоб в лоб. На эти моменты следует обратить внимание в процессе обсуждения. Глава 15
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (927)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |