Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ



2016-09-15 927 Обсуждений (0)
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитие межличностной чувствительности и взаимопонима­ния участников в тренинге является важным условием их самораз­вития. Как отмечает Г. И. Андреева, «каждый раз, познавая друго­го, формируется и сам познающий индивид. При этом существует двоякая связь: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полно становится представление о себе»1.

Представленные в данной главе упражнения направлены на развитие чувствительности к групповому процессу и поведению других. Они во многом ориентированы на расширение границ вос­приятия и понимания коммуникативных стимулов, получаемых от партнеров, что позволяет получать целостный и в то же время де­тализированный образ человека и группы. Ограничение таких воз­можностей очень часто не позволяет человеку заметить существен­ное в ситуациях и поступках, тем более что главное и существенное нередко проявляется лишь через частности и фрагменты.

14.1. «ОПИСАНИЕ-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ»

Упражнение направлено на развитие способ­ности различать сенсорно воспринимаемую ин­формацию от чувственно переживаемой.

1 Андреева Г. И. Социальная психология. — М.: Аспект. Пресс, 2001.


Человек во многом живет в мире собствен­ных интерпретаций. Именно они определяют отношение человека к тем или иным событиям. Но так как интерпретации во многом зависят от внутреннего психического состояния человека (настроения, личностных установок и т. п.), то организация собственных действий только на основании личных интерпретаций без провер­ки их адекватности иногда может иметь ошибоч­ный результат.

Без способности разделять то, что видишь и слышишь, от того, что думаешь и чувствуешь по поводу данного человека или события, нам очень трудно ориентироваться в действительности.

Чтобы не заблудиться в жизни, человеку важ­
но уметь отличать реальные события от соб­
ственных интерпретаций этих событий.
Описание Участник становится на определенном месте

процедуры (например, в центре комнаты) и получает зада-

ние описывать происходящее в комнате, вклю­чая свои действия. Ведущий обращает внимание участника на ошибки, если он дает вместо опи­сания — интерпретацию.

Примерное описание:

• я стою в комнате;

• вокруг меня сидят люди;

• я слышу звуки, доносящиеся с улицы. И т.д.

Если участник вместо последней фразы ска­жет, например: «Я слышу пение птиц, донося­щееся с улицы», то ведущий поправляет, «что это интерпретация» так как он не может видеть этих птиц, а слышит только звуки и интерпретирует их, исходя из имеющегося у него опыта. А так как опыт может не соответствовать данной си­туации, то и интерпретация может быть ошибоч­ной. Поэтому по условию задания можно гово­рить только о «звуках, доносящихся с улицы, похожих на пение птиц».


Комментарии Человек в жизни очень часто реагирует по-

добным образом, автоматически интерпретируя события. И на основании этих интерпретаций затем организует свои действия. Это хорошая способность человека, позволяющая быстро ориентироваться в ситуации. Однако иногда она может ограничивать человека, приводя к оши­бочным выводам. Поэтому важно научиться при необходимости отличать Реальное Событие и собственные Интерпретации этого события. А также уметь «проверять свои основания» как минимум перед принятием важных решений и совершением значимых поступков.

14.2. «УЗНАЙ ПО РУКАМ»1

Вариант 1 (простой)

Описание Упражнение выполняется в круге. Выбирает-

процедуры ся доброволец, который садится на стул, постав-

ленный в центре круга. Ему завязываются глаза и дается инструкция, что к нему в произвольном порядке будут подходить люди и класть свои руки ему на ладони. Его задача: узнать по рукам человека и назвать его имя. Если он угадал, то ведущий говорит «да».

Участнику необходимо угадать двух человек, после этого на его место садится следующий участник.

По окончании выполнения упражнения — обсуждение.

Вариант 2 (сложный)

Описание Расставляются стулья в два ряда друг напро-

процедуры тив друга. Участникам предлагается снять с рук

кольца, часы, браслеты и завязать себе глаза.

Ведущий рассаживает их друг напротив друга

так, чтобы они не знали, кто сидит напротив.

1 Идея предложена С. И. Макшановым, Н. Е. Хрящевой и Е. В. Сидоренко [38].


Задача участников: только касаясь рук сидяще­
го напротив человека, охарактеризовать его и
предположительно назвать имя. При этом учас­
тникам предлагается поздороваться (пожать
руки). Далее они могут так или иначе взаимо­
действовать друг с другом, «бороться» и «мирить­
ся», но касаясь только рук партнера. По исте­
чении 3—5 минут участникам предлагается
«попрощаться» руками. После этого каждому
участнику по очереди предлагается нескольки­
ми словами охарактеризовать сидящего напро­
тив человека и предположить, кто находится
перед ним. После чего он может снять повязку.
Комментарии Лучше провести 2—3 подобные серии-встре-

чи и затем организовать обсуждение в круге, пре­доставив возможность каждому участнику обме­няться впечатлениями и высказаться.

Большие группы лучше разделить на работа­ющие пары (до 5 пар) и наблюдателей, которых в последующем поменять ролями.

14.3. «ЭКСКУРСИЯ»

Описание Участникам предлагается разделиться на

процедуры пары. Одному из членов пары завязываются гла-

за. Задача второго участника: провести своего партнера по комнате, по возможности можно вывести его из комнаты и провести внутри или вокруг здания, описывая при этом все встреча­ющиеся достопримечательности. При встрече с другой парой «экскурсовод» представляет их сво­ему партнеру, который, в свою очередь, здоро­ваясь, пожимает им руки. Задача «слепого»: про­чувствовать все происходящее: звуки, запахи, прикосновения и пр.

Через 15 минут участники меняются ролями. Во время обсуждения каждый участник опи­сывает, что он чувствовал с завязанными глаза-


181

ми и где проходил. При этом «экскурсовод» мо­жет его поправлять и добавлять рассказ.

14.4. « ОБЩЕЕ ДЫХАНИЕ »

Описание Упражнение выполняется в круге. Участни-

процедуры кам предлагается наблюдать за дыханием парт-

нера справа и стараться достичь синхронности
своего дыхания с дыханием партнера. При точ­
ной синхронизации дыхания вся группа начи­
нает дышать в одном ритме. Нужно дать возмож­
ность подышать группе синхронно.
Комментарии В процессе обсуждения можно предложить

участникам описать их ощущения (кто что чув­ствовал?) и возникавшие при выполнении уп­ражнения затруднения. Также можно обсудить стратегии наблюдения участников. Например, кто-то обращает внимание на то, как поднима­ется и опускается в такт дыханию грудь товари­ща справа, другие стараются уловить ритм ды­хания партнера на слух и др.

14.5. «СЛЕПЫЕ СТРАННИКИ»

Описание Участникам завязываются глаза, и они на

процедуры ощупь перемещаются по комнате. При встрече

двух таких «странников» их задача узнать друг друга. Они могут разговаривать или ощупывать друг друга, как им больше нравится. Но им нельзя сообщать друг другу свои имена или дру­гую информацию, однозначно определяющую их имя. После того как оба участника догадались об имени друг друга, они подзывают ведущего и сообщают ему о своих предположениях. Если участники правы, ведущий сообщает им об этом. В этом случае они могут снять повязки с глаз, выйти из пространства «странствий» других уча­стников и молча наблюдать за ними. Если хоть


один из них ошибся, ведущий предлагает им еще постранствовать по жизни и набраться опыта. Упражнение продолжается до тех пор, пока име­на всех участников не будут угаданы.

В процессе обсуждения в круге участникам
предлагается сообщить о своих впечатлениях и
затруднениях.
Комментарии В последующем можно усложнить упражне-

ние, исключив возможность разговаривать уча­стникам. В этом случае они могут рассчитывать только на получаемую ими сенсорную инфор­мацию, и упражнение можно будет назвать «Сле­пые и немые странники». Можно сделать ком­бинированное упражнение, «превратив» в немых странников только мальчиков группы. Девочки при этом могут говорить, но они смогут узнать партнера только на ощупь.

14.6. «СЛЕПЫЕ И ПОВОДЫРЬ»1

Упражнение лучше выполнять в малых груп­
пах (4—6 человек). Полезно разделить группу как
минимум на две подгруппы, для того чтобы одна
из них исполняла роль наблюдателей.
Описание Из подгруппы выбирается один человек, ко-

процедуры торый будет исполнять роль поводыря. Осталь-

ные участники являются ведомыми слепыми. Участники выстраиваются в колонну по одно­му, на расстоянии не менее метра друг от друга и берутся одной рукой за веревку, протянутую вдоль их колонны. После этого им завязывают­ся глаза. Начало веревки берет в руку стоящий во главе колонны поводырь. Задача поводыря — провести группу по указанному ведущим марш­руту, не произнося ни слова. Эта веревка явля­ется единственным средством связи его с участ-

1 Идея предложена Г. И. Марасановым [35].


183

никами, и участников друг с другом. (Поводырь является зрячим.)

Перед началом движения ведущий при помо­щи подгруппы наблюдателей наводит в комнате «небольшой» беспорядок, для того чтобы услож­нить маршрут продвижения группы. Для этого в комнате переставляются столы и стулья, часть из которых переворачивается или сваливается кучей и т. п. После того как все готово, ведущий за руку ведет поводыря по маршруту: перелезает вместе с ним через стулья, пролезает под столами, про­тискивается между сдвинутыми шкафами и т. п.

Задача поводыря: проходя по маршруту, вести за собой свою «слепую» группу. Ему приходится подергивать за веревку вверх или вниз, вправо или влево, указывая тем самым направление движе­ния идущему за ним человеку. Тот в свою очередь, преодолевая препятствие или поворот, должен вести за собой идущего сзади участника.

(«Слепые» участники могут разговаривать друг с другом, но это им мало помогает, так как они все равно не видят препятствие, поэтому не могут его как следует описать.)

После прохождения всего маршрута подгруп­
па слепых и подгруппа наблюдателей меняются
местами.
Комментарии Упражнение лучше снимать на видеокамеру.

Если такой возможности нет, тогда остается вся надежда на получение описания происходяще­го наблюдающей группой.

Фактически в данном упражнении почти все участники исполняют и роль ведомого для иду­щего впереди участника, и роль поводыря для идущих за ним людей. Исключением остается только последний участник колонны, который свободен от беспокойства об идущих сзади лю­дях. По окончании процедуры необходимо про­вести обсуждение, предоставив каждому участ-


нику возможность высказаться. Полезно обсу­дить, какая роль была проще, а какая сложнее, и обобщить наиболее эффективные стратегии управления. При этом подгруппа наблюдателей сообщает о своих наблюдениях и по возможно­сти определят наиболее внимательного поводы­ря и наиболее понятливого слепого.

Упражнение не только развивает навыки взаимопонимания между партнерами, но и по­зволяет выйти на обсуждение переживаний, свя­занных с ощущением зависимости и ответствен­ности.

14.7. «СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ»

Описание Упражнение выполняется в парах. Партнеры

процедуры в паре встают рядом, плечом к плечу и стопа к

стопе таким образом, чтобы каждый из них
соприкасался со своим партнером плечом и сто­
пой. Каждая пара объявляется «сиамскими близ­
нецами», и их две внутренние пары ног счита­
ются «сросшимися» на время игры. Задача
каждой пары заключается в том, чтобы сделать
как можно больше шагов не разделившись. Уча­
стникам необходимо идти, поддерживая друг
друга и следя за тем, чтобы их «общая внутрен­
няя нога» не распалась. Подсчитывается коли­
чество сделанных шагов каждой пары, и пары
меняются партнерами.
Комментарии Желательно, чтобы каждый участник попы-

тался пройтись в паре таким образом по очере­ди со всеми членами группы.

Во время обсуждения необходимо дать каж­дому участнику возможность высказаться, рас­сказать о стратегиях синхронизации с партнером и обменяться впечатлениями. Можно обобщить наиболее успешные способы синхронизации с партнером.


185

14.8. «ТАНЕЦ С ЛИСТКОМ»

Описание Упражнение выполняется в парах. Для вы-

процедуры полнения упражнения лучше использовать со-

ответствующую музыку.

Каждой паре предлагается взять по одному
листку бумаги, встать лицом друг к другу и
соприкоснуться головами лоб в лоб. Листок бу­
маги при этом прокладывается между лбами.
Задача каждой пары — двигаться по комнате,
удерживая свой листок лбами. Руки при этом не­
обходимо заложить за спину. При этом участни­
кам нельзя долго стоять на месте и нельзя разго­
варивать. Парам необходимо найти каналы
интуитивного понимания партнера. Партнеры,
которые уронили листок, должны замереть в тех
позах, в которых они находятся в момент, когда
их листок коснется пола. И должны оставаться
в них до окончания общей процедуры. Проце­
дура закончится тогда, когда останется только
одна пара.
Комментарии Выполнение упражнения в небольших ком-

натах усложняется, так как участникам необхо­димо делать много виражей, чтобы не столкнуть­ся с другими участниками или со стенкой. При этом участникам необходимо постоянно «чув­ствовать друг друга», понимать, кто первым «вхо­дит в поворот»! В больших помещения можно ус­ложнить упражнение, беспорядочно расставив по комнате стулья.

В задании есть лазейка, которую не сразу за­мечают участники. Замереть нужно только в тот момент, когда листок коснется пола. А пока он падает, можно успеть принять более удобную позу, хотя бы выпрямиться. Кто-то даже успевал сесть на стул. Но иногда участники так и стоят, лоб в лоб. На эти моменты следует обратить вни­мание в процессе обсуждения.


Глава 15



2016-09-15 927 Обсуждений (0)
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (927)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)