КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Данная серия упражнений предназначена для развития коммуникативных качеств, хотя некоторые из описанных далее упражнений могут быть использованы и для раскрепощения участников. 16.1. «ГРУППОВОЙ РАССКАЗ»1 Описание Группа разбивается на две команды. (Лучше процедуры выполнять упражнение в круге, разделив участ- ников на два полукруга.) Каждой команде необходимо сочинить групповой рассказ. При этом можно взять какой-нибудь предмет, например авторучку или карандаш как «рабочий инструмент писателя ». Представитель первой команды берет ручку и произносит первую фразу, например: «Была хорошая погода...», — и передает ручку следующему по кругу участнику из этой команды. Следующий участник повторяет предыдущую фразу и в качестве продолжения добавляет свою, например: «Была хорошая погода, и у всех было хорошее настроение...», после чего передает «авторское перо» следующему, который также повторяет предыдущую фразу и дополняет ее своей. После некоторых продолжений (если участники поняли, что их дополнение должно согласовы- 1 Идея предложена Н. В. Цзеном и Ю. В. Пахомовым [59]. ваться с предыдущим рассказом) ведущий предлагает участникам больше не повторять уже «написанную» часть рассказа, а очередному «писателю» просто продолжать рассказ дальше. Когда очередь доходит до последнего участника из этой группы, он снова передает «перо» первому участнику для продолжения рассказа. Процедура заканчивается, если команда допустит длинную паузу или какой-нибудь участник продолжит рассказ фразой, содержательно не стыкующейся с предыдущим рассказом. После этого свой рассказ сочиняет вторая команда. По окончании оценивается фантазия каждой команды, длина рассказа и обсуждаются затруднения. 16.2. «ТЕХНИКА ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА» Установка Предположим, к вам пришел рекламный агент с целью вынудить вас что-нибудь купить или другими навязчивыми намерениями. Вы торопитесь и, кроме того, совершенно не заинтересованы в том, что вам предлагается. Как быть? Иногда и умение просто выгнать бывает полезно, но сейчас наша цель научиться другому опыту действия. А время идет... Конечно же, рекламный агент специально обучен и действует расчетливо, используя все ваши слабые стороны. Что делать? Как поступить ? Что говорить ? Но нужно как-то решить эту проблему. Причем: • Не потерять время. • Не выйти из себя. • Не поддаться на уговоры. Описание Участникам предлагается объединиться в процедуры пары и проиграть вышеописанную ситуацию. При этом задача агента, всеми способами пытаться «зацепить клиента». «Утилизировать» ар- гументы клиента, не давая ему возможность повторять один и тот же отказ. Пытаться тем или иным способом переиграть его. Задача клиента: не грубить, отвечать таким образом, чтобы в ответе прозвучало «да» человеку: «Вы очень любезны...», «Вы так внимательны и добры...», и «нет» предложению: «Спасибо, но я в этом не заинтересован...» При попытках агента расширить каким-либо образом круг обсуждаемых проблем, чтобы все-таки навязать свою игру, клиент применяет принцип «заезженной пластинки». То есть, чтобы ни говорил агент, клиент его выслушивает и с неизменной вежливостью повторяет одну и ту же фразу, например: «Спасибо, но меня это не интересует». В процессе обсуждения необходимо дать каждому участнику возможность высказаться и оценить успешность действий партнера. 16.3. «РАССМЕШИ ПАРТНЕРА»1 Описание Выбирается первая пара игроков. Задача од- процедуры ного участника — любыми средствами рассме- шить своего партнера. При этом он свободен в выборе действий и может что-то говорить, корчить рожицы и т. д. Задача другого участника — постараться сохранить самообладание и не улыбаться. Если первому участнику удается рассмешить партнера или хотя бы вызвать ответную улыбку, то он выбирает другого из оставшихся игроков и пытается рассмешить его. Если никакими силами рассмешить не удается, то на его роль выбирается другой участник. Во время обсуждения нужно дать возможность высказаться каждому участнику. Можно 1 Идея предложена Н. В. Цзеном и Ю. В. Пахомовым [59]. группе определить самого насмешливого и самого смешливого участника. 16.4. «РАЗГОВОР» Легенда Неуверенным в себе людям часто бывает очень трудно первыми начать разговор с другим человеком. А если разговор и начался, то им бывает очень трудно его поддержать и еще труднее открыть свой внутренний мир для другого человека. Как ни печально, но это обостряется в ситуации встречи со значимым человеком, человеком, который им очень интересен. Как назло именно в этот момент «просыпаются» все комплексы и зажимы. Именно в этот момент становится очень не все равно, «как все это будет выглядеть со стороны...». В результате это никак не выглядит со стороны, потому что разговор так и не начинается... или быстро завершается. В результате человеку так и приходится жить одному в своем мире... Если для вас важен разговор, то важно, как процедуры ранее оговорить, где именно встретились участ- ники, а можно выполнять по принципу «здесь и теперь». Первый участник обращается к своему коллеге, задавая какой-нибудь вопрос. При этом нужно задавать открытые вопросы, которые представляют максимум возможностей для ответа. Отвечая на этот вопрос, можно рассказать целую историю. Например: «Откуда ты приехал?» — открытый вопрос. 197 «Ты приехал из Красноярска?» — закрытый вопрос, предполагающий конкретный и короткий ответ. Второй участник (отвечающий) стремится как можно полнее ответить на вопрос. Хорошим развитием разговора считается вариант, в котором первому участнику в конечном итоге удается перевести разговор из режима «вопрос-ответ» к рассказу вторым участником какой-либо истории. При этом первый участник внимательно слушает и всячески поддерживает рассказчика. При необходимости он осторожно продлевает разговор, прося подробнее описать или пояснить что-нибудь из сказанного. Как правило, при нормальном развитии упражнения (разговора) участники сами меняются ролями. По окончании процедуры — обсуждение. 16.5. «ПРОСЬБА» Очень многое зависит от того, какими словами, с какой интонацией и в какой обстановке вы представите вашу просьбу. Именно от этого зависит успешность действия. Данное упражнение направлено на то, чтобы процедуры ного участника — попросить другого выполнить какую-либо его просьбу. Для начала можно попросить что-нибудь не очень значимое на время, например авторучку. Или попросить о каком-либо более существенном одолжении. Участнику необходимо проявить все свое мастерство, оригинальность и находчивость. При этом лучше попробовать использование различных приемов, например: начинать просьбу с комплимента, упомянуть некоторые заслуги того, к кому вы обращаетесь, его авторитет и значимость, попробовать высказывать сразу за просьбой косвенную признательность, благодарность за предстоящую услугу и т. п. Задача второго участника — внимательно ме излагается просьба и как при этом учитываются личностные особенности партнера. В процессе обсуждения необходимо дать каждому участнику возможность высказаться и оценить успешность действий партнера. При этом можно выделить стратегии наиболее удачливых «просителей». ИНТОНАЦИИ» Интонации — наиболее важный элемент речи. Они создают общий мелодичный рисунок речи и придают ей особенный колорит Одну и ту же фразу можно сказать по-разному, передав тем самым различный смысл. Поэтому владение искусством использования различных интонаций в речи является полезным навыком эффективного коммуникатора. Данное упражнение направлено на развитие процедуры пример: «Какая хорошая сегодня погода». По очереди (по кругу) каждому участнику необходимо один раз произнести данную фразу. При этом следующий участник должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, безразличной, с удивлением или др.). Повторять интонации нельзя. Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры (или пропускает ход). В процессе произношения ведущий определяет, с какой именно интонацией была произнесена фраза (например — вопросительная). Если интонация трудно определима, тогда группа совместно находит ей название или описывает эмоциональное состояние (ситуацию), в которой могла быть произнесена данная фраза. Глава 17
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (758)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |