ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
21.1. «БЮРОКРАТ»1 Описание По окончании занятий тренер объявляет, что процедуры пора расходиться, но для этого сначала нужно написать заявление. Каждый участник пишет на отдельном листе бумаги заявление следующего содержания: «Прошу Вас отпустить меня с занятий в связи с окончанием рабочего дня». Затем свои заявления авторы должны подписать у кого-нибудь из участников тренинга, у того, кого автор сочтет нужным попросить выступить в роли начальника. Каждый просит кого-нибудь подписать ему заявление, а тот, к кому обратились с такой просьбой, может поставить резолюцию «Разрешаю» или «Не разрешаю» и подписывается. При этом тот участник, чье заявление оказывается подписанным, уже не имеет право подписывать чье-то заявление. В итоге подписать свои заявления удается не всем участникам. Через некоторое время ведущий проверяет заявления участников, и те, кто имеет на них соответствующую резолюцию, идут отдыхать. Оставшиеся задерживаются на одну-две минуты и помогают ведущему расставить столы и стулья. Если у кого-то из них появилось чувство досады 1 Идея предложена В. Ю. Большаковым [2]. и обиды, ведущему следует снять это чувство. кнуть тренера на интересные размышления. Анализируются следующие параметры: кто к кому обратился, кто кому подписал, кто кому не подписал. 21.2. «ПОКАЖИ ПАЛЬЦЕМ»1 Описание процедуры Упражнение выполняется в круге. Для нача- ла всем участникам предлагается поднять вверх руку с вытянутым указательным пальцем. Затем ведущий называет какое-либо свойство и предлагает участникам опустить руку, показав пальцем на того, кто, с точки зрения каждого из них, обладает сегодня данным свойством. Например: • Покажите самого активного сегодня. • Самого сонного. • Покажите того, кто сегодня особенно веселил группу. • Того, кто сегодня помог вам. • Покажите того, с кем бы вы хотели познакомиться поближе (или узнать больше информации). Необходимо каждый раз делать паузу, чтобы участники могли рассмотреть группу с вытянутыми руками (кто на кого показывает). После этого дается команда «Руку вверх» и называется следующее свойство. 1 Идея предложена А. Г. Лидерсом. [28]. 248 Комментарии Данное упражнение является хорошим сред- ством передачи обратной связи (при хорошо продуманных «вопросах»). Его лучше делать по окончании занятия. ГОРЯЧИЙ СТУЛ» Упражнение можно делать по окончании ро круга ставится стул, который и будет называть- ся «горячим». Почему горячий — каждый участ может говорить все, что захочет, но в соответствии с тремя условиями: • Участник может говорить только то, что имеет отношение к работе данной группы (о происходившем в группе, своем отношении к происходящему, своих чувствах, пожеланиях себе или группе и т. п.). • Участник не может ничего не говорить. • Что бы ни говорил участник, остальные могут только слушать. Это мысли одного из участников группы, которые нужно принять такими, какие они есть. У каждого будет возможность высказаться, когда дойдет очередь. Вариант 2Один из участников садится на «горячий стул». Каждому из членов группы по очереди (по кругу) необходимо высказать участнику, сидящему «на горячем стуле», по одному своему отношению или пожеланию. При этом также есть три условия: • Отношения должны высказываться только к действиям человека, а не к самому человеку, • Например: «Когда, Саша, ты делаешь или говоришь то-то, то у меня возникают такие-то чувства...». • Или «Когда ты поступаешь так-то, то мне кажется, что это означает то-то...». • Не должно быть оценок типа «Ты такой...». • Пожелания должны говориться только в позитивной форме. • Участник, сидящий на «горячем» стуле, не может как-либо отвечать. Комментарии Ведущему следует с особым вниманием контро- лировать процедуру выполнения упражнения в последнем варианте и не допускать ее превращения в выяснение отношений. Можно предоставить возможность каждому участнику, садящемуся на «горячий» стул, выбрать один из описанных выше вариантов. ПОЖЕЛАНИЕ» Описание Выбирается первый желающий. Участникам процедуры группы предлагается по очереди (по кругу) вы- сказать пожелание данному участнику. Если данное упражнение делается по окончании занятия, то пожелания участнику можно высказывать и относительно его дальнейшей работы в группе. При использовании упражнения как элемента завершения тренинга пожелания должны быть ориентированы на дальнейшую жизнь участников вне группы. При этом они должны высказываться только в положительных терминах. Процедура заканчивается тогда, когда каждый участник получил пожелание от всех членов группы. 21.5. «ПОДАРОК» Описание Процедура упражнения схожа с предыдущей, процедуры но в данном случае членам группы предлагается не пожелать, а что-нибудь подарить каждому цедуры, особенно по окончании тренинга, даже если они оказываются продолжительными. 21.6. «АПЛОДИСМЕНТЫ» Описание процедуры Участникам предлагается встать в круг, один из желающих выходит в центр круга, а осталь- ные ему бурно аплодируют. Они продолжают это которым аплодируют. Кто-то при этом входит в кураж и раскланивается, кто-то смущается, говорит спасибо, но группа нередко не отпускает его, продолжая награждать аплодисментами. Упражнение поднимает настроение участников порой до уровня восторга и хорошо завершает занятие на эмоциональном уровне. Ответы к задачам, описанным в 17 главе УПРАЖНЕНИЕ «КРЕПОСТНЫЕ ВОРОТА» Ответ Он предложил поменяться лошадьми. УПРАЖНЕНИЕ «ПРИНЦЕССА И КРЕСТЬЯНИН» Ответ Крестьянин вытянул карточку и, не взглянув на нее, порвал на клочки, проглотил и сказал: «пусть другую карточку достанет сам король, и я узнаю свою судьбу из его рук. Если он вытянет «свадьбу», я буду знать, что на моей карточке была «смерть», и смирюсь со своей судьбой. Но если на карточке короля будет слово «смерть», я пойму, что на моей была «свадьба», и смогу жениться на принцессе. УПРАЖНЕНИЕ «КОМАНДИРОВАННЫЙ» Ответ Звонил соседу, который храпел за стенкой. УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕЛОВЕК И ТОЛПА» Ответ Игра в футбол. Бегущая навстречу толпа — футболисты, человек у ворот — вратарь. УПРАЖНЕНИЕ «АДАМ И ЕВА» Ответы 1. Адам уронил аквариум. 2. Ева — рыбка, которая задохнулась без воды, так как аквариум разбился. БИБЛИОГРАФИЯ 1.Андреева Г. И. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2001. 2.Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. — СПб.; 1996. 3. Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А. Основы психотерапии. — Киев: Ника-Центр, 2001. 4.Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. — СПб.: Питер,2001. 5.Бъюдженталъ Д. Наука быть живым. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 6.Бачков И. Основы группового тренинга. — М.: Ось-89, 2000. 7.Ван Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. — СПб.: Питер, 2001. 8. Вахнина В. В., Дебольский М. Г., Дулов А. В. Индивидуальная воспитательная работа в образовательных учреждениях МВД России с использованием методов практической психологии: Методическое пособие — М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. 9.Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. — М.: Московский психолого-социальный институт. — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. 10.Гордон Д. Терапевтические метафоры. — СПб., 1998. 11.Дебольский М. Г. Проведение социально-психологических тренингов в уголовно исполнительной системе. — М., Академия МВД, 1996. 12.Дж. Смит Мануэль. Тренинг уверенности в себе. — СПб.: Речь, 2000. 13. Дж. Джексон А. 10 секретов счастья. — Киев: София, 2001. 14.Джексон П. Импровизация в тренинге. — СПб.: Питер, 2002. 15.Джеймс М.,Джогвард Д. Рожденные выигрывать: Трансактный анализ с гештальт -упражнениями / Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. Л. А. Петровской. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Универс», 1993. 16.Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. — Л., 1989. 17.Каган В. Е. Психотерапия для всех и для каждого. — М.; ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1998. 18.Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на других. — Киев: «Коммерческий центр», 1989. 19. Келли Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решения. — СПб.: Питер, 2001. 21.Клюева Н. В., Свистун М. А. Программы социально-психологических тренингов. — Я.: НПЦ «Психодиагностика», 1992. 22. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. 23.Коледа С. Моделирование бессознательного. — М.: Институт общегосударственных исследований, 2000. 24. Кори Дж., Кори М., Колланэн П., Рассел Дж. М. Техники групповой психотерапии. - СПб.: Питер, 2001.
25. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика. — М.: Академи 26. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. — СПб.: Питер, 2001. 28.Ли Дэвид. Практика группового тренинга. — СПб.: Питер, 2001. 29.Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 30.Любимов А. Ю. Мастерство коммуникации. — М.: КСП+, 2000. 31.Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб.: Речь, 2001. 32. Мак-Дермотт Ян, О'Коннор Джозеф. Принципы НЛП. — Киев: София, 2000. 33.Макмахон Г. Тренинг уверенности в себе. — М.: Эксмо, 2002. 34.Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. — М.: Совершенство, 1998. 35.Мокшанцев Р. И., Мокшанцева А. В. Социальная психология. М.: ИНФРА-М, 2001. 36.Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыги-на. - СПб.: ИГУП, 1997. 37.Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. — СПб.: Речь, Институт тренинга, 2001. 38.Пезешкиан Н. Торговец и попугай. — СПб.: Единение, 1995. 39.Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М., 1989. 40.Рейнуотер Д. Это в ваших силах. — М.: Прогресс, 1993. 41. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс, 1993. 42.Рэйс Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру. — СПб.: Питер, 2001. 43.Социальная психология: учеб. пособие для студентов высш. учебных заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др ./Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Дер-кача — М.: Издат. центр «Академия», 2001. 44.Социально-психологический тренинг профессионального общения сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие / под общей редакцией доктора психологических наук М. И. Марьина. — Казань, 2003. 45.Самоукина Н. В. «Игры, в которые играют...». Психологический практикум. — Дубна: Феникс+, 2000. 46.Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. — СПб.: Речь, 2000. 47.Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию.. — СПб.: Речь, 2002. 48.Смит Д. Тренинг уверенности в себе. — СПб.: Речь, 2000. 49.Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. — М.: Класс, 1999. 50.Соколов Д. Лоскутное одеяло, или Психотерапия в стиле Дзен. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 51.Стимсон Н. Подготовка и представление тренинговых материалов. — СПб.: Питер, 2002. 52.Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика. — М., 1993. 53.Таранов П. С. Секреты поведения людей. — М.: «ФАИР-ПРЕСС», 2000.
54.Томсон П. Самоучитель общения. — СПб.: Питер, 2001. 55.Торн К, Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. — СПб.: Питер, 2001. 56.Уолш Р. Основания духовности. — М.: «Академический проект», 2000.
57.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение.) — СПб.: Питер, 1991. 58. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. — М., 1988. 59. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. — СПб.: Питер Ком, 1999. 60.Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. Монографии и диссертации 1. Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие: Монография. — СПб.: Речь; М.: Смысл, 2002. 2.Красник В. С. Социально-психологический тренинг профессионального общения сотрудников ИТУ с осужденными. Дис.... канд. псих. наук. — М.: Академия управления МВД, 1992. З. Кондаурова О. П. Психологический тренинг профессионального общения сотрудников милиции общественной безопасности с гражданами. Дис.... канд. психол. наук. — М.: Академия управления МВД, 2001. 4.Макшанов С. И. Психология тренинга в профессиональной деятельности. Дис. ... докт. психол. наук. — СПб., 1998. 5. Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. — СПб.: Образование, 1997. 6.Новикова Л. И. Ролевая игра как метод преодоления барьеров коммуникации. Дис. ... канд. псих. наук. — М.: 1993.
Олег Владимирович Евтихов ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА Главный редактор И. Авидон Технический редактор О. Колесниченко Художественный редактор П. Борозенец Директор Л. Янковский Подписано в печать 18.03.2005 г. Формат 60x90'/i6. Усл. печ. л. 16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Тираж 1500 экз. Заказ N° 3907 Интернет-магазин: www.internatura.ru ООО Издательство «Речь» 199178, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, д. 3 (лит. «М»), пом. 1, тел. (812) 323-76-70, 323-90-63, [email protected], www.rech.spb.ru Представительство в Москве: тел.: (095) 502-67-07, [email protected] Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУП «Типография «Наука» 199034, Санкт-Петербург, 9 линия, 12
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (528)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |