Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ



2016-09-15 528 Обсуждений (0)
ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




21.1. «БЮРОКРАТ»1

Описание По окончании занятий тренер объявляет, что

процедуры пора расходиться, но для этого сначала нужно

написать заявление. Каждый участник пишет на отдельном листе бумаги заявление следующего содержания: «Прошу Вас отпустить меня с за­нятий в связи с окончанием рабочего дня». За­тем свои заявления авторы должны подписать у кого-нибудь из участников тренинга, у того, кого автор сочтет нужным попросить выступить в роли начальника. Каждый просит кого-нибудь подписать ему заявление, а тот, к кому обрати­лись с такой просьбой, может поставить резолю­цию «Разрешаю» или «Не разрешаю» и подпи­сывается. При этом тот участник, чье заявление оказывается подписанным, уже не имеет право подписывать чье-то заявление. В итоге подпи­сать свои заявления удается не всем участникам. Через некоторое время ведущий проверяет заявления участников, и те, кто имеет на них со­ответствующую резолюцию, идут отдыхать. Ос­тавшиеся задерживаются на одну-две минуты и помогают ведущему расставить столы и стулья. Если у кого-то из них появилось чувство досады

1 Идея предложена В. Ю. Большаковым [2].


и обиды, ведущему следует снять это чувство.
Для этого нужно показать человеку возможность
объяснения происшедшего с ним как совсем не
затрагивающее его честь, самолюбие и достоин­
ство, указать направление его рассуждениям,
следуя которым человек сможет увидеть случив­
шееся с ним в выгодном для него свете.
Комментарии Анализ подписей на заявлениях может натол-

кнуть тренера на интересные размышления. Анализируются следующие параметры: кто к кому обратился, кто кому подписал, кто кому не подписал.

21.2. «ПОКАЖИ ПАЛЬЦЕМ»1

Описание процедуры Упражнение выполняется в круге. Для нача-

ла всем участникам предлагается поднять вверх

руку с вытянутым указательным пальцем. Затем ведущий называет какое-либо свойство и пред­лагает участникам опустить руку, показав паль­цем на того, кто, с точки зрения каждого из них, обладает сегодня данным свойством. Например:

• Покажите самого активного сегодня.

• Самого сонного.

• Покажите того, кто сегодня особенно ве­селил группу.

• Того, кто сегодня помог вам.

• Покажите того, с кем бы вы хотели позна­комиться поближе (или узнать больше информации).

Необходимо каждый раз делать паузу, чтобы участники могли рассмотреть группу с вытяну­тыми руками (кто на кого показывает). После этого дается команда «Руку вверх» и называется следующее свойство.

1 Идея предложена А. Г. Лидерсом. [28].


248

Комментарии Данное упражнение является хорошим сред-

ством передачи обратной связи (при хорошо продуманных «вопросах»).

Его лучше делать по окончании занятия.

ГОРЯЧИЙ СТУЛ»

Упражнение можно делать по окончании ро­
левой игры, занятия или тренинга. Возможно
несколько вариантов его выполнения, здесь
представлены два из них.
Описание процедуры Упражнение выполняется в круге. В центре

круга ставится стул, который и будет называть-

ся «горячим». Почему горячий — каждый участ­
ник поймет, когда на него сядет. Всем участни­
ком по очереди (по кругу) предлагается сесть на
стул. При этом возможны следующие варианты:
Вариант 1Когда участник садится на «горячий стул», он

может говорить все, что захочет, но в соответ­ствии с тремя условиями:

• Участник может говорить только то, что имеет отношение к работе данной группы (о происходившем в группе, своем отно­шении к происходящему, своих чувствах, пожеланиях себе или группе и т. п.).

• Участник не может ничего не говорить.

• Что бы ни говорил участник, остальные могут только слушать. Это мысли одного из участников группы, которые нужно принять такими, какие они есть. У каж­дого будет возможность высказаться, ког­да дойдет очередь.

Вариант 2Один из участников садится на «горячий стул».

Каждому из членов группы по очереди (по кругу) необходимо высказать участнику, сидяще­му «на горячем стуле», по одному своему отно­шению или пожеланию. При этом также есть три условия:


• Отношения должны высказываться толь­ко к действиям человека, а не к самому человеку,

• Например: «Когда, Саша, ты делаешь или говоришь то-то, то у меня возникают та­кие-то чувства...».

• Или «Когда ты поступаешь так-то, то мне кажется, что это означает то-то...».

• Не должно быть оценок типа «Ты такой...».

• Пожелания должны говориться только в позитивной форме.

• Участник, сидящий на «горячем» стуле, не может как-либо отвечать.

Комментарии Ведущему следует с особым вниманием контро-

лировать процедуру выполнения упражнения в последнем варианте и не допускать ее превра­щения в выяснение отношений.

Можно предоставить возможность каждому участнику, садящемуся на «горячий» стул, вы­брать один из описанных выше вариантов.

ПОЖЕЛАНИЕ»

Описание Выбирается первый желающий. Участникам

процедуры группы предлагается по очереди (по кругу) вы-

сказать пожелание данному участнику. Если дан­ное упражнение делается по окончании занятия, то пожелания участнику можно высказывать и относительно его дальнейшей работы в группе. При использовании упражнения как элемента завершения тренинга пожелания должны быть ориентированы на дальнейшую жизнь участни­ков вне группы. При этом они должны выска­зываться только в положительных терминах. Процедура заканчивается тогда, когда каждый участник получил пожелание от всех членов группы.


21.5. «ПОДАРОК»

Описание Процедура упражнения схожа с предыдущей,

процедуры но в данном случае членам группы предлагается

не пожелать, а что-нибудь подарить каждому
участнику (нематериальное!). Это может быть
звезда на небе, восход солнца, удача, талант
и т. п. То есть то, что нельзя положить в карман,
но можно унести с собой в себе.
Комментарии Не следует жалеть времени на подобные про-

цедуры, особенно по окончании тренинга, даже если они оказываются продолжительными.

21.6. «АПЛОДИСМЕНТЫ»

Описание процедуры Участникам предлагается встать в круг, один

из желающих выходит в центр круга, а осталь-

ные ему бурно аплодируют. Они продолжают это
делать ровно столько, сколько он захочет. Он
благодарит группу (говорит «спасибо», кланяет­
ся и т. п.) и возвращается в круг. После этого
выходит следующий участник.
Комментарии Любопытно наблюдать реакции участников,

которым аплодируют. Кто-то при этом входит в кураж и раскланивается, кто-то смущается, го­ворит спасибо, но группа нередко не отпускает его, продолжая награждать аплодисментами.

Упражнение поднимает настроение участни­ков порой до уровня восторга и хорошо завер­шает занятие на эмоциональном уровне.

Ответы к задачам, описанным в 17 главе

УПРАЖНЕНИЕ «КРЕПОСТНЫЕ ВОРОТА»

Ответ Он предложил поменяться лошадьми.


УПРАЖНЕНИЕ «ПРИНЦЕССА И КРЕСТЬЯНИН»

Ответ Крестьянин вытянул карточку и, не взглянув

на нее, порвал на клочки, проглотил и сказал: «пусть другую карточку достанет сам король, и я узнаю свою судьбу из его рук. Если он вытянет «свадьбу», я буду знать, что на моей карточке была «смерть», и смирюсь со своей судьбой. Но если на карточке короля будет слово «смерть», я пойму, что на моей была «свадьба», и смогу же­ниться на принцессе.

УПРАЖНЕНИЕ «КОМАНДИРОВАННЫЙ»

Ответ Звонил соседу, который храпел за стенкой.

УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕЛОВЕК И ТОЛПА»

Ответ Игра в футбол. Бегущая навстречу толпа —

футболисты, человек у ворот — вратарь.

УПРАЖНЕНИЕ «АДАМ И ЕВА»

Ответы 1. Адам уронил аквариум.

2. Ева — рыбка, которая задохнулась без воды, так как аквариум разбился.


БИБЛИОГРАФИЯ

1.Андреева Г. И. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2001.

2.Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. — СПб.;

1996. 3. Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А. Основы психотерапии. — Киев: Ника-Центр, 2001. 4.Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. — СПб.: Питер,2001.

5.Бъюдженталъ Д. Наука быть живым. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

6.Бачков И. Основы группового тренинга. — М.: Ось-89, 2000.

7.Ван Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. — СПб.: Питер, 2001.

8. Вахнина В. В., Дебольский М. Г., Дулов А. В. Индивидуальная воспитательная ра­бота в образовательных учреждениях МВД России с использованием методов практической психологии: Методическое пособие — М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000.

9.Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. — М.: Московский психолого-социальный институт. — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002.

10.Гордон Д. Терапевтические метафоры. — СПб., 1998.

11.Дебольский М. Г. Проведение социально-психологических тренингов в уголовно исполнительной системе. — М., Академия МВД, 1996.

12.Дж. Смит Мануэль. Тренинг уверенности в себе. — СПб.: Речь, 2000. 13. Дж. Джексон А. 10 секретов счастья. — Киев: София, 2001. 14.Джексон П. Импровизация в тренинге. — СПб.: Питер, 2002.

15.Джеймс М.,Джогвард Д. Рожденные выигрывать: Трансактный анализ с гештальт -упражнениями / Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. Л. А. Петровской. — М.: Из­дательская группа «Прогресс», «Прогресс-Универс», 1993.

16.Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. — Л., 1989.

17.Каган В. Е. Психотерапия для всех и для каждого. — М.; ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1998.

18.Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на других. — Киев: «Ком­мерческий центр», 1989.

19. Келли Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решения. — СПб.: Питер, 2001.
20.Кехо Д. Подсознание может все. — Мн.: ООО Попурри, 2001.

21.Клюева Н. В., Свистун М. А. Программы социально-психологических тренин­гов. — Я.: НПЦ «Психодиагностика», 1992.

22. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997.

23.Коледа С. Моделирование бессознательного. — М.: Институт общегосударствен­ных исследований, 2000.

24. Кори Дж., Кори М., Колланэн П., Рассел Дж. М. Техники групповой психотера­пии. - СПб.: Питер, 2001.

 

 

25. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика. — М.: Академи­
ческий проект, 2000.

26. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. — СПб.: Питер, 2001.
27.Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Человек-оркестр. — М.: Класс, 1993.

28.Ли Дэвид. Практика группового тренинга. — СПб.: Питер, 2001.

29.Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

30.Любимов А. Ю. Мастерство коммуникации. — М.: КСП+, 2000.

31.Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. —

СПб.: Речь, 2001. 32. Мак-Дермотт Ян, О'Коннор Джозеф. Принципы НЛП. — Киев: София, 2000. 33.Макмахон Г. Тренинг уверенности в себе. — М.: Эксмо, 2002. 34.Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. — М.: Совершенство, 1998.

35.Мокшанцев Р. И., Мокшанцева А. В. Социальная психология. М.: ИНФРА-М, 2001.

36.Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыги-на. - СПб.: ИГУП, 1997.

37.Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. — СПб.: Речь, Инсти­тут тренинга, 2001.

38.Пезешкиан Н. Торговец и попугай. — СПб.: Единение, 1995.

39.Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М., 1989.

40.Рейнуотер Д. Это в ваших силах. — М.: Прогресс, 1993.

41. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс, 1993.

42.Рэйс Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру. — СПб.: Питер, 2001.

43.Социальная психология: учеб. пособие для студентов высш. учебных заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др ./Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Дер-кача — М.: Издат. центр «Академия», 2001.

44.Социально-психологический тренинг профессионального общения сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие / под общей редакцией доктора психологических наук М. И. Марьина. — Казань, 2003.

45.Самоукина Н. В. «Игры, в которые играют...». Психологический практикум. — Дубна: Феникс+, 2000.

46.Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. — СПб.: Речь, 2000.

47.Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию.. — СПб.: Речь, 2002.

48.Смит Д. Тренинг уверенности в себе. — СПб.: Речь, 2000.

49.Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. — М.: Класс, 1999.

50.Соколов Д. Лоскутное одеяло, или Психотерапия в стиле Дзен. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

51.Стимсон Н. Подготовка и представление тренинговых материалов. — СПб.: Пи­тер, 2002.

52.Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика. — М., 1993.

53.Таранов П. С. Секреты поведения людей. — М.: «ФАИР-ПРЕСС», 2000.

 

54.Томсон П. Самоучитель общения. — СПб.: Питер, 2001.

55.Торн К, Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. — СПб.: Питер, 2001.

56.Уолш Р. Основания духовности. — М.: «Академический проект», 2000.

 

 

57.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и при­менение.) — СПб.: Питер, 1991.

58. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. — М., 1988.

59. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. — СПб.: Питер Ком, 1999.

60.Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

Монографии и диссертации

1. Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие: Монография. — СПб.: Речь; М.: Смысл, 2002.

2.Красник В. С. Социально-психологический тренинг профессионального обще­ния сотрудников ИТУ с осужденными. Дис.... канд. псих. наук. — М.: Академия управления МВД, 1992.

З. Кондаурова О. П. Психологический тренинг профессионального общения сотруд­ников милиции общественной безопасности с гражданами. Дис.... канд. психол. наук. — М.: Академия управления МВД, 2001.

4.Макшанов С. И. Психология тренинга в профессиональной деятельности. Дис. ... докт. психол. наук. — СПб., 1998.

5. Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Моно­графия. — СПб.: Образование, 1997.

6.Новикова Л. И. Ролевая игра как метод преодоления барьеров коммуникации. Дис. ... канд. псих. наук. — М.: 1993.

 

 

Олег Владимирович Евтихов

ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Главный редактор И. Авидон

Технический редактор О. Колесниченко

Художественный редактор П. Борозенец

Директор Л. Янковский

Подписано в печать 18.03.2005 г. Формат 60x90'/i6. Усл. печ. л. 16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Тираж 1500 экз. Заказ N° 3907 Интернет-магазин: www.internatura.ru

ООО Издательство «Речь»

199178, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, д. 3 (лит. «М»), пом. 1,

тел. (812) 323-76-70, 323-90-63, [email protected], www.rech.spb.ru

Представительство в Москве:

тел.: (095) 502-67-07, [email protected]

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ГУП «Типография «Наука» 199034, Санкт-Петербург, 9 линия, 12

 



2016-09-15 528 Обсуждений (0)
ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (528)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)