Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эпоха Возрождения. Научные открытия и философские идеи Н. Коперника, Дж. Бруно



2016-09-16 5653 Обсуждений (0)
Эпоха Возрождения. Научные открытия и философские идеи Н. Коперника, Дж. Бруно 4.78 из 5.00 9 оценок




В 14 - 15 века произошли: значительное развитие производительных сил, ряд технических открытий (самопрялка, доменный процесс, огнестрельное оружие, компас, книгопечатание), усовершенствование ткацкого станка, водяных и ветровых двигателей, великие географические открытия (Америки, морского пути в Индию, первое кругосветное путешествие Магелана), бурное развитие торговли, возникновение новых городов, образование прослойки банкиров, в особенности в Венеции, Генуе и Флоренции. Наступил период первоначального накопления капитала. Этот период является периодом кризиса феодализма и началом эпохи буржуазных революций. Первая из них, принявшая форму Реформации и Крестьянской войны, была в Германии (1525) под руководством Томаса Мюнцера. Крепнет буржуазия, она стремится освободиться от опеки римско-католической церкви, от феодальных порядков, желая ут­вердить свою буржуазную церковную организацию и захватить власть.

Возникает и крепнет буржуазная интеллигенция, связанная не с церковью, а с наукой и искусством. Возникает новая культура - гуманизм, для которого характерно широкое использование культурного античного наследия (Возрождение), признание интере­сов и прав человеческой личности, которые игнорировались феодальными порядками и религиозной аскетической моралью.

Одним из первых буржуазных социологов был флорентийский общественный деятельМакиавелли (1469-1527). Он считал, что побудительными мотивами действия людей являются эгоизм и материальный интерес. Объявляя тем самым основные черты складывающегося буржуазного индивидуализма естественными свойствами человеческой природы.

Он выступал за светское государство, проповедовал необходимость беззастенчивости для государственных деятелей в выбо­ре средств для достижения политических целей, доказывал, что сила и благополучие государства это высший закон политики, и для достижения этой цели пригодны все средства. Он за политику кнута и пряника. Основой основ человеческого общества он считал неприкосновенность частной собственно­сти.

Томас Мюнцер - предводитель Крестьянской Войны в Германии. Выступал за уничтожение частной собственности, обобще­ствление имущества, ликвидацию сословных различий, за введение всеобщего равенства, против чуждой народу государственной власти. Свою программу он считал программой наступления царства божия на Земле.

Томас Мор - английский гуманист и государственный деятель. Его труд "Утопия" сделал его первым представителем утопического социализма. Главной причиной бедствий народа он считал частную собственность. На острове ''Утопия" в обществе нет частной собственности, труд это обязанность всех граждан, отсюда продолжительность рабочего дня малая (6 часов). Государство осуществляет учет и распределение всех продуктов. Производство он мыслил как ручное, ремесленное.

Томазо Кампанелла - итальянский философ и социолог(1568-1535) написал книгу «Город Солнца». Его взгляды: в обществе нет частной собственности, труд является не только обязанностью, но и потребностью всех граждан, что достигается воспитанием уважения к труду с детства. Кампанелла придает важное значение техническим изобретениям. В обществе нет тунеядцев, распределение про­дуктов по потребностям, воспитание детей ведется обществом на основе соединения обучения с производственным трудом.

Главный правитель избирается пожизненно и должен владеть всей совокупностью знаний своего времени. У него имеется три помощника из числа первейших ученых, олицетворяющих мощь (вопросы войны и мира), мудрость (искусство, ремесла, науки) и любовь (вопросы рождения и воспитания детей). Кампанелла сохраняет религию, священников, предлагает применять магию. Утопический социализм ранних утопистов примитивен, с мелочной регламентацией быта. И все же это был важный этап в развитии социалистической мысли. Важнейшим открытием стала гелиоцентрическая система польского ученогоНиколая Коперника (1473-1543), заложившая основы научной астрономии. Ее основные идеи:

1. Земля не неподвижна, а вращается вокруг своей оси - этим объясняется смена дня и ночи и кажущееся вращение звездного неба.

2. Земля вращается вокруг Солнца, это объясняет смену времен года и кажущееся перемещение Солнца относительно звезд, а также кажущееся с Земли петлеобразное движение планет.

3. Солнце - это центр Вселенной.

Он считал, что Вселенная конечна. Несмотря на ряд ошибочных идей, открытие Коперника нанесло удар по религиозным взглядам на мир. Отсюда, его открытия явились актом, в котором исследования природы заявили о своей независимости. Поэтому считается, что свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии начинает с этого акта.

Самым видным представителем материалистической философии эпохи Возрождения был Джордано Бруно (1548-1600). Он по праву считается основателем естествознания. Он с материалистической позиции обобщил учение Коперника и другие естест­веннонаучные открытия эпохи Возрождения. В целом его философия это материализм, но в форме пантеизма, т.е. он отождеств­лял природу и Бога, растворял Бога в природе, тем самым, отвергая, что Бог сотворил природу.

Природа бесконечна, вселенная едина и многообразна, вечна и неисчерпаема в своих проявлениях. Количество миров во Все­ленной - бесконечно. Поскольку Вселенная бесконечна во всех направлениях у нее нет центра. Бруно - гилозоист, т. к. считает, что одушевленность присуща всем вещам. Отсюда он делал вывод о том, что другие миры тоже населены и обитаемы. Он признавал существование Мировой Души во Вселенной. Этой Душой, а также душами остальных звезд и планет он объяснял их движение. Материя и форма неразрывно связанны между собой и в этом единстве главная роль принадлежит материи. Материя и дви­жение тоже неразрывно связаны, но движение в целом он понимал механистически.

В учении Бруно были и элементы диалектики, он находит противоположности в различных областях природы и сферах человеческой деятельности, считая, что они находятся во взаимосвязи и в бесконечности сливаются: «часть – целое», «прямая –кривая», «материя – форма», «субъект – объект», «необходимость – свобода».

 

Исторические условия Нового Времени. Особенности развития науки и философии этого периода. Г.Галилей и И. Ньютон - появление математизированной науки и экспериментального естествознания. Формирование метафизико-механистической картины мира.

Значительный вклад в естествознание и философию внесли ученые естествоиспытатели Леонардо да Винчи, Галилео Галилей и Исаак Ньютон.

Леонардо да Винчи - художник, искусствовед, ученый, изобретатель, философ. Он рассматривал астрологию, магию, алхи­мию, как лженауки. Он считал, что науки должны базироваться на опыте, который является отцом всякой достоверности, что для получения истины необходим союз опыта и теории, что для осмысления и обобщения опыта нужна математика, что искусство подобно науке служит делу познания мира, только они изучают разные стороны мира и разными средствами. Он выступил и как теоретик искусства и как первый теоретик экспериментального естествознания. При этом он дал первые наброски экспериментально-математического метода исследования природы.

Вслед за ним Галилей дал развернутое изложение этого метода и сформулировал важнейшие черты механистического понимания мира. Для доказательства истинности теорий Коперника и Бруно огромное значение имели астрономические открытия Галилея, сделанные им при помощи телескопа собственной конструкции (пятна на Солнце, спутники Сатурна, кратеры и хребты на Луне, что млечный путь состоит из множества звезд и др.).

Благодаря открытию ряда законов механики Галилеем (закон инерции, закон падения тел, закон сложения сил) и законов движения планетКеплером, а также благодаря математическим трактовкам этих законов понятие "закон природы" получило стро­го научное содержание. Галилей использовал теорию двойственной истины: предмет науки - природа и человек, предмет религии - сфера морали человека.

Познание природы имеет безграничные возможности, познание истины - это бесконечный процесс и в познании решающую роль играет опыт и среди его вариантов, ведущая роль принадлежит эксперименту. Он считал, что цвет, звук, запах носят чисто субъективный характер. Ими не обладают вещи, они возникают только в субъ­екте.

Галилей сформулировал деистический взгляд на природу: безликий Бог создал мир, поместил Солнце в центр этого мира, наделил мир движением и после этого в дела мира не вмешивается. Природа развивается по собственным объективным закономерностям. Философские воззрения Галилея - это механистический, метафизический материализм. Научная и философская деятельность Галилея завершила философию эпохи Возрождения и положила начало новому этапу развития философской мысли в Европе, а именно механистическому, метафизическому материализму Нового Времени.

В 17-18 веках были достигнуты важные успехи в развитии наук, в особенности в механике и математике. Были установлены важнейшие математические методы: аналитическая геометрия (Декарт), логарифмы (Непер), дифференциальное и интегральное исчисления (Лейбниц, Ньютон). Галилей предпринял попытку объединить разрозненные данные наук о природе и создать стройную картину жизни Вселен­ной. Костер, Гюйгенс, Ньютон др. завершили его работу.

Кроме того,И.Кеплер (1571-1630), опираясь на материалы точных наблюдений, собранных датским астрономомТ.Брагге, открыл три закона:

1. Планеты движутся вокруг Солнца по эллиптическим орбитам.

2. Площади, описываемые в одинаковые промежутки времени радиус-вектором планеты равны между собой.

3. Квадраты периодов обращения планет вокруг Солнца пропорциональны кубам их расстояний от Солнца. Попытка Кеплера рассмотреть в единстве всю солнечную систему была продолжена Гюйгенсом и Ньютоном.

Гюйгенс (1629-1695) сделал открытия в математике, астрономии, обосновал волновую теорию света, изучил кольца Сатурна и движение его спутников, разработал теорию маятника, приспособив его к часам.

Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения. Важное место имеет его труд '"Математические основы натуральной философии", в котором он сформулировал три закона механики. Эти законы и следствия из них образовали фундамент классиче­ской физики и механики. В этом труде обосновывается понятие абсолютного движения по отношению к абсолютному пространст­ву и времени (пустотные вместилища). Закон всемирного тяготения стал основой единой физической картины мира. Ньютон при­знавал объективную реальность и познаваемость мира, но вместе с тем признавал «первотолчок», исходивший от Бога. В теории познания он эмпирик, он считал, что все знания получены из опыта, как обобщение фактов путем индукции, сделал открытия в механике, астрономии, оптике, разработал корпускулярную теорию света, он объяснил с точки зрения закона всемирного тяготения ряд ка­жущихся неправильностей в движении планет и Луны.

 



2016-09-16 5653 Обсуждений (0)
Эпоха Возрождения. Научные открытия и философские идеи Н. Коперника, Дж. Бруно 4.78 из 5.00 9 оценок









Обсуждение в статье: Эпоха Возрождения. Научные открытия и философские идеи Н. Коперника, Дж. Бруно

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5653)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)