Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI – НАЧАЛЕ XVII ВВ



2016-09-16 467 Обсуждений (0)
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI – НАЧАЛЕ XVII ВВ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

1589 г., ноября 27. Обыскные речи крестьян Березайского погоста деревенской пятины Новгородской земли о свозе крестьян князем М.Кропоткиным в заповедные годы.

Материалы по истории СССР. Вып. 2.М., 1987. С. 232

 

Лета 7098 – го ноября в 27 день по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всея Руси указу, и грамоте воеводы князя Ивана Ивановича Булгакова, да окольничего и воеводы Ивана Ивановича Сабурова, да Григорья Ивановича Морозова, да дияков Андрея Арцыбашева да Семейки Емельянова, приезжал в Деревскую пятину в Березайский погост Едровского яму приказчик Посник Скобеев, и спрашивал и обыскивал и свя­щенники и дьяконы по священству, а старост и волост­ных людей по государеву крестному целованью: в прошлом в 91 году князь Михайло Кропоткин из села Заостровья, что дано в поместье Тимофею Пестрнкову, не попова двора крестьян насильством Сеньку Борана да его брата Кирилку Тереховых да Олексейка Тресту в свое поместье в Рютинский погост в сельцо в Велью в заповедные годы вывез ли? И будет вывез, и сколь дав­но, и в котором году, и то свое поместье Борису Белеутову и с теми крестьянами променил ли? И ныне те крестьяне живут за Борисом ли за Белеутовым? И никольский поп Березайского погосту Иван Минин сказал по священству, а Григорьев человек Стромилова Тимоха Иванов, да Семенов человек Стромилова Иванко Болда, да Ми­хайлов человек Стогова Третьяк Мишин, да Григорьев человек Токаревского Захар Семенов, да Назарьев чело­век Моланьина Лукаш Максимов, да Юрьев человек Стогова Матюша Володимеров, да Рюмин человек Стогова Завьял Офонасьев ска[зали] по государеву цареву и ве­ликого князя крестному целованию: слух, господине, наш есть, в прошлом 91- м году князь Михаила Кропоткин из села из Заостровья, что дано в поместье Тимофею Пестрикову, и с попова двора крестьян Сенку Борана, да его брата Кирилку Тереховых, да Олексейку Тресту, в свое поместье в Рютинской погост в сельцо в Велью в заповедные годы вывез, и то поместье Борису Белеутову и с теми крестьяны променил, и ныне те крестьяне живут за Борисом за Белеутовым. И сколько жили в Попове дворе и по чому их возил — того не ведаем. То, господине, наши речи. А обыскной список писал в Никольского дьячка Березайского погоста место Третьячко Дорофеев.

На листах скрепа: «К сему обыску Никольский поп Березайского погоста Иван Минин в дитей своих духовных мисто руку приложил».

 

1595 г., июля 8—1596 г., февраля 10. Дело по челобитью игумена Пантелеймонова монастыря Андреяна об «обелении» монастырской пашни, содержащее ссылку на указ царя Федора Ивановича о запрещении крестьянского выхода (извлечение) .

Материалы по истории СССР. Вып. 2.М., 1987. С. 258-259

 

От царя и великого князя Федора Ивановича всея Русйй внашу вотчину в Великий Новгород воеводе на­шему князю Данилу Ондреевичу Нохтеву с товарыщи. Бил нам челом из Великого Новгорода Пантелеева монастыря старец Андреян з братьею, а сказал: по на­шему деи указу в том Пантелееве монастыре преж сего жили воеваные старцы сь Ямыгорода дву монастырей, из Воскресенского да ис Пятницкого, строитель старец Дософей с своею братьею. А как в прошлом 95-м году по нашей грамоте дьяки наши Сава Фролов да Семейка Емельянов велели быти в том Пантелееве монастыре тому строителю Дософею з братьею, и дали деи им и с Пантелеевской вотчины ис пуста вДеревской пятине вКурском присуде в Петровском погосте деревню Липицы две обжи, да деревню Яковлево сельцо, две обжи ж, да деревню Индриково, всего пять обеж на лготу на десять лет з 95-го году по сто пятой год. А в те деи было лготные лета тому строителю Досифею з братьею на тех лготных пяти обжах пашню роспахати, и поля огородити, и сенные покосы розчистити, и дворы поставите, и крестьян назвати. И того деи строителя старца Дософея не стало. А как деи мы отчину свою Ямогород взяли, и те деи старцы ямогородцкие из Пантелеева монастыря вышли на Ямугород в прежние свои монастыри. А техдеи они лготных пяти обеж пашни не роспахали и поль не огородили, и сенных покосов не розчистили, и дворов не поставили, и крестьян не назвали, а пахали деи они в тех лготных пяти обжах только две обжи собою нэ мо­настырь. И нынеча деи их тем лготным пяти обжам срок находит. А они деи после тех ямогородцких старцов пришли в тот Пантелеев монастырь на пусто,и им де тех лготных пяти обеж крестьяны навести не мочно, потому что ныне по нашему указу крестьяном и бобылем выходу нет, а казны де у них монастырьской в том Пантелееве монастыре нет же, подмоги давати крестьяном нечем же, и нашего деи годового хлебного и денежного жалованья в тот Пантелеев монастырь не идет ничего, и около деи того монастыря пашенки и огородцу нет. А преж деи сего под тем монасырем была деревня Горка, полтретьи обжи, и та деи древня Горка взята в наш круг и приписана де к селу к Ракому. И нам бы его старца Андреяна з братьею пожаловати, велети у них тех пустых трех обжах дозрити, а те б две обжи велети у них обелити и никаких наших податей с тех дву обеж в нашу казну с них имати не велети.

И будет так, как нам из Великого Новагорода Пантелеева монастыря старец Андреян з братьею бил челом, а за тем будет Пантелеевым монастырем опроче тех дву обеж пашни нет нигде питатись им нечем, и крестьян на тех дву обжах нет же, и как к вам ся наша
грамота придет, и вы б из великого Новагорода в тот Пантелеев монастырь послал и сына боярского добра, да с ним подьячего, а велели тех пустых трех обеж дозрити. Да будет те обжи лежат в пусте от 95-го году и по ся места не пахиваны и вы б те обжи велели написати в пусте и вперед с тех пустых обеж после лготных лет с того Пантелеева монастыря наших никаких податей имати не велели до наших писцов. А которые две обжи пахали с Ямыгорода воеваные старцы строитель старец Досифей з братьею, и крестьян на них нет, и вы б их велели обелити г наших податей с тех дву обеж имати не велели, а теми есмя. двемя обжами в тот Пантелееев монастырь старца Андреяна з братьею пожаловали, велели их обелити на три престола к Покрову пречистой и великому мученику Пантелею и чюдотворцу Николе на свечи, и на темьян, и на просфиры, и на вино, и на церковное строенье.

Писан на Москве лета 7103-го июля в 8 день.

 

1607 г., марта 9. Введение к «Соборному Уложению» о крестьянском выходе.

Материалы по истории СССР. Вып. 2.М., 1987. с. 287-288

 

Лета 7115 (1607) марта в 9 день. Государь царь и ве­ликий князь Василий Иоанович всея Русии с отцом своим святейшим Гермогеном патриархом, со всем освящен­ным собором и со своим царским синклитом, слушав доклада Поместной избы от бояр и дьяков, что перехо­дом крестьян причинилися великие кромолы, ябеды и насилия немощным от сильных, чего де при царе Иоане Васильевиче не было, потому что крестьяне выход име­ли вольный; а царь Феодор Иоаннович по наговору Бо­риса Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьяном заказал и, у кого колико тогда крестьян было, книги учинил, и после от того началися многие вражды, кромолы и тяжи. Царь Борис Федорович, видя в народе волнение велие, те книги оставил и переход крестьяном дал, да не совсем, что судьи не знали, како по тому суды вершити, и ныне великия в том учинились распри и насилия, и многим раззорения и убивства смертныя и многие разбои и по путем грабления содеяшася и содеваются.

 

1593 г., ноября 6 — 1595 г., июля 30. Дело между помещиком Обонежской пятины И. Барановым и властями Лисицкого монастыря по поводу владения крестьянами, содержащее ссылки на указ царя Федора Ивановича о пятилетнем сроке подачи исковых челобитных крестьянском владении и вывозе (извлечение).

Материалы по истории СССР. Вып. 2.М., 1987. С. 248-249

 

...И в нынешнем деи в102-м году бил деи челом государю царю и великому князю Федору Ивановичу всеа Русии на него, на Ивана, Лиситцкого монастыря игумян з братьею, а сказал, что в том селце в Великом Поле по старым писцовь м книгам написано четыре обжи с третью, а ему деи, Ивану, всево дано три обжи без трети, а лишка деи в том селце две обжи без трети. И по тому деи Лиситцкого, монастыря игумена Ивана с братьею челобитью дана ему государева грамота из Поместново приказу за дьячими приписми в Великий Новгород к окольничему как воеводе ко князю Петру Семеновичю Лобанову-Ростовскому да к дияку к Семейке Омельянову, а велено, сыскав старыми писцовыми книгами, лишку земли у нево, у Ивана, взяти и отдати того Лиситцкого монастыря игумяну Ивану з братьею, а крестьян деи ему по государеве грамоте отдати не велено. И окольничей деи и воевода князь Петр Семенович Лобанов - Ростовской да дияк Семейка Омельянов, сыскав старыми писцовыми книгами, отняли у нево, у Ивана, лишок земли две обжи без трети и со крестьяны да отдали гого Лиситцкого монастыря игумену Ивану з братьею. А крестьян деи тому игумену Ивану з братьею отдали трех человек: Опашку Яковлева, да Жючка Иванова; да Васку Федорова. А за ним деи, за Иваном, те крестьяне жили двенатцать лет, да и в отпсных дел книгах крестьяне все имянно написаны, по которым отписным книгам то сельцо Ве­ликое Поле дано в поместье ему, Ивану.

И будет так, как государю царю и великому князю Федору Ивановичу всеа Русии ноугородцкой помещик Иван Боранов бил челом, и та государева грамота, которая дана Лиситцково монастыря игумену Ивану з братьею и с Поместново приказу, да и те отписные книги, по которым отписным книгам то сельцо Великое Поле дано в поместье Ивану Боранову, велено сыскати. Да будет в тон государеве грамоте из Поместново приказу написано так, что велено по старым писцовым книгам сыскав лишек земли отдати Лиситцкого монастыря монастыря игумену Ивану з братьею без крестьян, а крестьян будет в той государеве грамоте имянно не написано и в отписных будет книгах, по которым отписным книгам то сельцо Великое Поле отдано в поместье Ивану Боранову те крестьяне написаны имянно, и за Иваном будет за Барановым те крестьяне жили двенатцать лет, и тех крестьян Онашку Яковлева с товарыщи, которые в сей государеве грамоте имяны написаны, велено у Лиситцково монастыря у игумяна у Ивана з братьею взяти и отдати назад старому помещику Ивану Боранову, потому что суд и крестьян велено отдавати назад всево за пять лет, а те крестьяне за Иваном за Борановым живут двенатцать лет, а се в отписных книгах те крестьяне написаны имянно, по которым отписным книгам то сельцо Великое Поле дано в поместье Ивану Боранову.

И 102-го ж году июля в 29 день в приговоре воево­ды князя Данила Ондреевича Ногтева да диака Дмитрея Алябьева написано: приговорили по государеве па­ря и великого князя Федора Ивановича всеа Русии грамоте: крестьян, которые крестьяне отделены, были Лисья монастыря игумену Ивану з братьею в сельце в Великом Поле, Онашку Яковлева, Жюка Иванова, Васку Федорова, у Лиситцкова монастыря у игумена у Ивана з братьею, взяв из роздачи, отдати старому помещику Ивану Боранову, а Лисья монастыря игуме­ну Ивану з братьею о жрестьянех отказати, а владети им землею двемя обжами без трети в том сельце в Великом Поле без крестьян, потому в государеве царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии грамоте за приписыо дняков Богдана Иванова, какова го­сударева грамота прислана в Новгород к окольничему и воеводе к князю Петру Семеновичу Лобанову-Ростовскому да к дияку к Семейке Омельянову в прошлом во 102-м году октября в 21 день по челобитью Лисья монастыря игумена Ивана з братьею, написано:

Велено, старыми писцовыми книгами сыскав в том сельце в Великом Поле лишек вемли, две обжи без трети, взяв у Ивана у Боранова, отдати Лиситцково монастыря игумену Ивану а братьею без крестьян, а того в государеве грамоте имянно не написано, что Лиситцкому игумену з братьею лишек земли отдати.

 

1597 г., ноября 24. Указ о пятилетнем сыске беглых крестьян

(из Сводного Судебника начала XVII в.)

Материалы по истории СССР. Вып. 2.М., 1987. с. 263

Лета 7106-го ноября в 24 день царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии указал, которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, ис поместей и из вотчин, из патриарховых и из митрополичих, и изо владычних и из монастырьских вотчин выбежали до нынешнего 106-го году за пять лет, — ина тех беглых крестьян в их побеге и по тех помещиков и вотчинников, за кем они, выбежав, живут, тем помещиком, из-за ково они выбежали, и патриаршим, и митрополичий, и владычним, и детем боярским, и монастырьских сел приказщиком, и служкам давати суд и сыскивати накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян бег­лых з женами и з детмии со всеми их животы возити их назад, где хто жил. А которые крестьяне выбежали до нынешнего 106-го году лет за шесть и за семь и за десять и болши а те ломещики и вотчинники, из-за ково они выбежали, и патриарши, и митрополичьи, и владычьи и дети боярские, и монастырьских вотчин приказщики слушки на тех своих беглых крестьян в их побеге натех помещиков и вотчинников, за кем оне, из-за выбежав, живут до нынешнего 106-го году лет за шесть и за семь, и за десять и болши, государю не бивати челом, — и государь указал на тех беглых крестьянех и их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем те,выбежав, живут суда не давати и назад им, где хто жил, не вывозити. А давати суд и иск в беглых крестьянах, которые до нынешняго 106- году выбежали за пять лет. А которые дела в беглых крестьянех засужены, а до нынешняго государева указу не вершены, — и государь наказал те дела вершить по суду и по сыску.

 

Указ от 28 ноября 1601 г. о крестьянском выходе.

Хрестоматия по истории СССР xvi-xvii вв./под ред. А.А. Зимина М., 1962. с.223-224

Приложение 1

Лета 7110-го ноября в 28 день указал государь во всемь Московском государстве от налог и от продаж крестьяном дати выход. А отказывати и возити крестьян боярским дворовым, и городовым приказщиком всех же городов и иноземцом всяким и Болшово дворца дворовом людем всех чинов, ключ­ником [стряпчим, сытником], подключником, Конюшенного приказу приказщиком, и конюхом стремянным, и стряпчим, ловчего пути охотником и конным псарем, Сокольнича пути кречетником, и сокольником, и ястребником, трубником и сурначеям, и Стрелецково приказу сотником стрелецким и голо­вам казачьим, и Посольского приказу перевотчиком и толмачем, и царицыным детем боярским, и всех приказов подьячим, и патриаршим, и митрополичим, и архиепископлим, и епискуплим приказным людем и детем боярским промеж себя. А срок крестьян отказывати и возити: Юрьев день осенней да после Юрьева дни две недели. А пожилого крестьяном пла-тити за двор по рублю да по два алтына. А в дворцовые села и в черные волости и за патриарха, и за митрополиты, и за архиепископа, и за владыки, и за монастыри, за бояр, и за околничих, и за дворян болших, и за приказных детей и за дьяков, и за стольников, и за стряпчих, и за голов стрелец­ких и из-за них возити крестьян в нынешнем во 110-ом году (не) велено. А в Московском уезде всем людем промеж себя да и[з]-за ины городов в Московской уезд по тому ж крестьян не отказывати и не возити. А которым людем промежи себя в нынешнем во 110-ом году крестьян возити, и тем возити меж себя одному человеку, из-за одново же человека крестьянина одного или дву, а трех и четырех одному из-за одново никому не возити.

 

 



2016-09-16 467 Обсуждений (0)
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI – НАЧАЛЕ XVII ВВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI – НАЧАЛЕ XVII ВВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (467)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)