Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О монастырех, иже пусты от небрежения. Вопрос 15



2016-09-16 606 Обсуждений (0)
О монастырех, иже пусты от небрежения. Вопрос 15 0.00 из 5.00 0 оценок




В монастыри боголюбиы дают душам своим и родителем на полынок вотчины и села, и прикупи, а иные вотчины и села собою прикупают в монастыри, а иное угодие у меня припрашивают. И поймали много по всем монастырем, а братьи во всех монастырех по старому, а инде и старою менши. Есть и пить старого братье оскуднее; а строения в мона­стырех ни которого не прибыло, и старое опустело. Где те при­были, и кто тем корыстуется? Да тарханные и несудимые и лготные грамоты у них же о торговлях безпошлинно. Чернцы по селом живут да в городе, тяжутся о землях. Достоют ли то? А села и именья в монастыри

____________

1 Росийское законодательство x-xx вв. Т.2. М., 1985, с. 258-259

емлют, а по тех душах и по родителех их по их приказу и в памяти не исправляют. Кто о сем истязай будет в день страшного суда?1

О пиянственном питии. Вопрос 17

Во всех монастытех игуменом и чернцом и попом о пияном питии и о мирских попех и упивании безмерном. Како ми­рян спасти и наказати от всяких зол, а сами во всяком безчи-нии? Что заповедь чернцу во обещании, а попу в поставлении и в хиротонии? Бога ради о сем доволно разсудите, чтобы в пьянстве пастыри не погибли, а мы на них зря такоже.2

 

ОТВЕТ О ВОТЧИНАХ И О КУПЛЯХ, КОТОРЫЕ БОГОЛЮБЦЫ ДАВАЛИ СВЯТЫМ ЦЕРКВАМ НА ПАМЯТЬ СВОИМ ДУШАМ И ПО СВОИХ РОДИТЕЛЕХ В ВЕЧНОЙ ПОМИНОК И В НАСЛЕДИЕ БЛАТ ВЕЧНЫХ.

Российское законодательство x-xx вв. Т.2 М., 1985, с. 352

ГЛАВА 75

Да духовным же настоятелем, архимаритом и игуменом и строителем с соборными старцы и со всею о Христе братьею, коимждо во своей обители известно обыскивати о том, которые боголюбцы давали в монастыри святым церквам свои от­чинные села и купли на память своим душам и по сво­их родителех в вечной поминок. А им по всех тех боголюбцех, которые села и купли давали, ставити по них кормы да на их памяти пети собором панахиды самем пастырем, и обедни служити, и братию кормити по монастырскому чину. Да их имена допытався в сенаники написати и поминати их всегда по церковному чину и по божественному уставу. Да тех сел от­чинных и купль, которые даваны святым церквам по их душам и по их родителех в вечной поминок без выкупа в наследие благ вечных, и иных церковных монастырских земель, и про­чих недвижимых вещей по священным божественным прави­лом святаго седмаго вселенского собора и прочих святых отец ни отдати, ни продати, но крепко хранити и блюсти заповеди святых отец. Тамо бо речено бысть о недвижимых вещах, вданных богови в наследие вечных благ, рекше села, нивы, винограды, сено — жати, лес, борти, воды, источницы, езера и прочее, вданное богови в наследие благ вечных, никтоже их может от церкви божий восхитити или отъяти, или продати, или отдати. Аще ли кто, забыв страх божий и заповеди свя­тых отец, оболкся в безстудие дерзнет таковая сотворити, аще убо епископ — да извержется из епископья, аще ли игумен, — то из монастыря изгнан будет, яко зле расточающи, их же не собра. Аще ли ин кто от священнического чина убо суще — да извергутся. Мниси же или мирстии человецы в каком сану ни буди — да отлучатся, аки суще осуженики от Отца и Сына и святаго Духа, да устроени будут, идеже червь их не умирает и огнь не угасает и прочее. Правила 12 и 13 глаголет святаго седмаго собор и 5-го святаго собора заповедь сице написа ша вяликаго нашего града и прочее страшное запрещение не токмо простым, но и самем царем и вельможам. И того радистрашного прещения святых отец, по священным правилом духовным пастырем подобает хранити и блюсти елика их силаничтоже претворяюще кроме священных правил. Тако же и впредь, которые боголюбцы учнут давати святым церквам исвятым монастырем отчинные сели и купли, и денги, и всякие вещи, и прочая недвижимые вещи по своих душах и по своих родителех в вечной поминок, в наследие благ вечных, и им по них потому же годовые памяти творити: на их памяти соборне понахиды пети и обедни служити самем пастырем, и кормы на братию ставити по монастырскому чину, и в сенаники имена их писати, и поминати по церковному чину и по божественному уставу ничтоже претворяюще. И тех всех недвижимых вещей, вданных богови в наследие благ вечных, по тем же священным правилом блюсти и хранити елика их сила: ни продати, ни отдати, кроме завещания их, по данным грамотами духовным их. Аще ли

____________

1 Росийское законодательство x-xx вв. Т.2. М., 1985, с. 271

2 Там же с. 272

же напишут в своем завещании, в духовных грамотах и в данных, а кобудет роду нашему до тое вотчины, и они вдадут в монастырь святой церкви толико число, или сице и сице. И таковая недвижимый вещи отчинныя от монастырей отходят к роду их по их духовному завещанию. А в монастыри святым церквам дают по тем их духовным «и данным грамотам, колико число написано цены безо всякого прекословия на память душам их. И они потому и память творят, и в сенаники имена их пишут, и поминают, доколе оже бог даст и монастырь стоит. Да у которых монастырей земель и сел довольно, посмотря по братству,и мочно прожити, и те бы архимариты и игумены, и строители, и старцы благочестивому царю не стужали, излишнего не просили, такоже бы и тархалных, и лготных, и о торговлях безпошлинно, и несудимых грамот и угодей не припрашивали. И так де у меня, царя, поймали много по всем монастырем, а братьи во всех монастырех по старому, а инде и старого менши, а ести и пити братьи старого оскуднее, а строения в монастырех ни которого не прибыло и строе опустело. Где те прибыли и кто тем корыстуется? Да чернцы же де и по селом живут да в городе тяжутся о землях, ино достойно ли так быти? И вы бы о всех о тех предиреченных отныне и впредь исправилися и благочестивому царю о таковых не стужали, разввеликия нужа, и то с великим упросом и боголюбным молением. А чернцы бы однолично по селом не жили и о землях в городех не тягалися, а сами бы жили в монастырех и молили бога по чернеческому обету. И по городом не ездили, разве царевы посылки или монастырских ради нужных дел. Которых старцов архимандрит или игумен с собора пошлет, те бы старцы ездили, а собою бы чернцы по городом и по селом не ходили и не ездили. О том бы есте все берегли накрепко, чтобы жили в монастырех вашим пастырством по монастырскому чину. Что велишь взяти. А християном государь царь и так твоей много тягли в своих податех. Государь, покажи им милость, как тебе государю бог положит на сердце. При отцы твоем има-ли с митрополита и со архиепископов, и со владык из казны владыке смоленскому пошлина для его недостатков, и они госу­дарь о том не тужили, а полоненики, государь, нужнее того. Не написано, государь, в спискех о молодых строех, которые воло­саты ходят по миру. Кое бы их, государь, тебе велети их возвестити — не ходили бы по миру молодые робята, се есть не бога ради скитаются, свою волю деют, а мир соблажняют скоморосех. Бога ради, государь, вели их извести, кое бы их не было в твоем царстве. Се тебе, государь, великое спасение, аще бесов­ская игра их не будет. О мелких пустынях. Пригоже, государь, тебе велети их сносити в одну пустыню, где пригоже, или в мо­настыри упокоити, как им мочно питатися. А всего свыше того, государь, ведает бог да ты, о всем, как тебе бог положит на сердце. А то, государь, все добро, как в сем списке писано от божественного писания и от святых правил. О игумене Иосифе Волоцком. Написано, государь, в твоих спискех у деда твоего, государя нашего, у великаго князя Ивана Васильевича на собо­ре был игумен Иосиф Волоцкой, как, государь, соборовал дед твой и государь наш о вдовых священникех. И на том соборе у деда твоего были многих монастырей честные архимадриты и игумены, и старцы многие тех же монастырей пустынники, ко­торые житием были богу угодны и святое писание известно ра­зумели, потому же, государь, как ныне у тебя государя на собо­ре многие архиманриты и игумены, и многие старцы изо всех монастырей. И опричь, государь, игумена Иосифа никто не на­писан, кто у деда твоего был на том соборе. И будет, государь, тебе угодно деда твоего государя нашего тот собор, и ты бы, государь, бога ради и тех честных монастырей архиманритов и игуменов, и старцев велел написати в той статьи во своем спи­ске. А спрашивай, государь, о том соборе боляр своих старых, те, государь, помнят, кто на том соборе был архиманритов и игуменов, и честных старцов. А о всем о том, государь, ведает бог да ты, государь, как тебе царю государю бог известит.

 

ЛЕТА 7059-ГО МАЙЯ 11 ДЕНЬ.

Российское законодательство x-xx вв. Т.2 М., 1985.с 376

ГЛАВА 101

Царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии приговорил со отцем своим с Макарием митрополитом всея Русии и со архиепископы и епископы, и со всем собором, что впредь архиепископом и епископом, и монастырем вотчин без царева великаго князя ведома и без докладу не покупати ни у кого. А князем и детем боярским, и всяким людем вотчин докладу им не продати же. А кто купит, или кто продаст вотчину без докладу, и у тех, кто купит, денги пропали, а у продавца — вотчина. А взяти вотчина на государя и великаго князя безденежно. А которые люди наперед сего и по ся места вотчины свои давали в плителей своих по душах в веч ной поминок, или которые впредь учнут потому же вотчины да-вати в вечной же поминок, а тех вотчин у монастырей никому никак не выкупати. А которые люди вотчины свои в монастыри по ся места давали, да и впредь которые учнут вотчины свои давати в монастыри, а напишет кто в духовной в даных и во всяких крепостях, кому будет до их вотчины роду их и род их скуп дадут столко, сколко в духовной, или в иных в которых крепостех написано дати скупу. И те вотчины вотчичем выкупати по духовным и по даным, и по иным крепостем по старине, по тем же старинным указом, как было при великом князе Иване Васильевиче всея Русии. А которые царевы великого князя поместные или черные земли задолжали у детей боярских и у християн и насильством поотнимали владыки и монастыри, или которые земли писцы, норовя, владыкам и мо­настырем подавали. А называют владыки и монастыри те зем­ли своими, а иные и починки поставляли на государевых зем­лях — и того сыскати, чьи земли были изстари, за тем те земли и учинити. А которые села и волости, и рыбные ловли, и всякие угодия, и оброчные деревни после великого князя Василия бояре подавали архиепископом и епископом и монастырем, и, того сыскав, учинити так, как было при великом князе Василии. А в которые будут монастыри или к которым церквам и нищим в ругах и в милостынях придача ново после великого же князя Василия, и те руги и милостыни новопридачные сыскав оставити, а учините по старине, по тому же, как где давали ругу при великом князе Иване и при великом князе Василье Ивановиче всея Русии. А которые милостыни будут наперед же сего в ко­торые монастыри или к которым церквам времянем шли года в два или в три, или болши, или менши в приказ, а не ежегод, а они будут после великого князя Василия поймали грамоты, что имати им те милостыни ежегод, и того, сыскав, отставити же, а давати им милостыня в приказ по старине же в колко годов, как государь пожалует. А что из старины по уложению великого князя Василия Ивановича всея Русии во Тфери, в Микулине, в Торжку, в Оболенску, на Беле озере, на Рязани мимо тех горо­дов людей иных городов людем вотчин не продавали и по душам в монастыри без докладу не давали. А суздальские князи и ярославские, да стародубские князи без царева и великого князя ведома вотчин своих мимо вотчин не продавали же никому и в монастыри по душам не давали. А ныне де и в тех городех князи и бояре, и дети боярские в монастыри вотчины свои продавали и по душам давали, и впредь во Тфери, и в Микулине, на Беле озере, и на Рязани, и в Оболенску иногородцем вотчин и купель не продавати. И суздальским и ярославским и стародубским князем вотчин никому без царева и великого князя ведома не продавати и по души не дати. А кто вотчину свою без царева великого князя ведома чрез сесь госу­дарев указ кому продаст, и у купца денги пропали, а вотчичи вотчины лишены. А кто без государева ведома в который монастырь вотчину свою даст по душе, и та вотчина у монасты­ря безденежно же имати на государя. А которые вотчины свои что велишь взяти. А християном государь царь и так твоей много тягли в своих податех. Государь, покажи их милость, как тебе государю бог положит на сердце. При отцы твоем има-ли с митрополита и со архиепископов, и со владык из казны владыке смоленскому пошлина для его недостатков, и они государь о том не тужили, а полоненики, государь, нужнее того. Не написано, государь, в спискех о молодых строех, которые воло­саты ходят по миру. Кое бы их, государь, тебе велети их возвстити — не ходили бы по миру молодые робята, се есть не бога ради скитаются, свою волю деют, а мир соблажняют скоморосех. Бога ради, государь, вели их извести, кое бы их не было в твоем царстве. Се тебе, государь, великое спасение, аще бесовская игра их не будет. О мелких пустынях. Пригоже, государь, тебе велети их сносити в одну пустыню, где пригоже, или в монастыри упокоити, как им мочно питатися. А всего свыше того, государь, ведает бог да ты, о всем, как тебе бог положит на сердце. А то, государь, все добро, как в сем списке писано от божественного писания и от святых правил. О игумене Иосифе Волоцком. Написано, государь, в твоих спискех у деда твоего, государя нашего, у великого князя Ивана Васильевича на соборе был игумен Иосиф Волоцкой, как, государь, соборовал дед твой и государь наш о вдовых священникех. И на том соборе у деда твоего были многих монастырей честные архимадриты и игумены, и старцы многие тех же монастырей пустынники, которые житием были богу угодны и святое писание известно ра­зумели, потому же, государь, как ныне у тебя государя на соборе многие архиманриты и игумены, и многие старцы изо всех монастырей. И опричь, государь, игумена Иосифа никто не на­писан, кто у деда твоего был на том соборе. И будет, государь, тебе угодно деда твоего государя нашего тот собор, и ты бы, го­сударь, бога ради и тех честных монастырей архиманритов и игуменов, и старцев велел написати в той статьи во своем списке. А спрашивай, государь, о том соборе боляр своих старых, те, государь, помнят, кто на том соборе был архиманритов и игуменов, и честных старцов. А о всем о том, государь, ведает бог да ты, государь, как ебе иарю государю бог известит.



2016-09-16 606 Обсуждений (0)
О монастырех, иже пусты от небрежения. Вопрос 15 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О монастырех, иже пусты от небрежения. Вопрос 15

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (606)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)