Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО СОЗИДАТЕЛЬНОГО АЛЬТРУИЗМА



2016-09-16 355 Обсуждений (0)
ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО СОЗИДАТЕЛЬНОГО АЛЬТРУИЗМА 0.00 из 5.00 0 оценок




На пятой стадии сказкотерапии зависимостей основная за­дача психолога заключается в том, чтобы перенести внимание клиента с его собственной личности и проблематики на лич­ность значимых других. За четыре предыдущие стадии клиент накопил достаточно душевных сил для того, чтобы осознать, в

чем он может принести конкретную пользу людям, через какие дела проявить заботу о других. Это стадия реальных полезных самостоятельных действий клиента. Вспомним, как об этом говорится в сказке С. Калдупе «Зеленый кувшин»:

«Вздрогнул Думпис, словно близкую беду почуял. Страшно ему потерять Журавушку, ее доброе сердце. И только теперь спохватился, что всю осень все о себе говорил, ни разу про нее саму не спросил. И давай придумывать, чем бы Журавушку порадовать, какой подарок ей сделать памятный, чтобы никогда не забывала этого лета и осени. И вспомнил он о кольце, про которое Великан рассказывал. И когда Журавушка опять улетела за ключевой водой, принялся бо­лото раскапывать. Рубил длинным клювом заросли голубики, обомшелые кочки, вычерпал малые окна воды, разгреб крыльями мох. плети плауна, пласт слежав­шейся хвои. Прав был Великан. Мшарник этот никакое не болотище, а просто заброшенный, лесным зверьем истоптанный луг. Когда повычерпал он лужи, от­греб в сторону кучи мха, плауна, хвои, показалась добрая твердая земля. Думпис долбил ее с такой силой, словно старался алмаз расколоть. И земля вдруг раскры­лась, и в ней блеснуло медное кольцо.

Подхватил его Думпис и скорей Журавушку искать.

- Возьми мой подарок, - говорит он ей. - Больше мне нечего тебе пода­рить».

Итак, ключевой вопрос, над которым важно размышлять с клиентом, можно сформулировать так: что я могу ДАТЬ моим близким, другим людям; какие подарки им сделать?

Основное качество подарка - важность, полезность для раз­вития и благополучия того, кому его дарят. Что я могу сделать для того, чтобы ближний стал счастливее? - вот вопрос, ответ на который может стать руководством к созидательному дей­ствию клиента.

Часто мы дарим другим то, чего желали бы сами. Однако было бы слишком самонадеянно думать, что наши близкие так похожи на нас. Понять, почувствовать, что нужно другому, что принесет ему радость, - это особый дар души. И развивается он только в том случае, если фокус внимания смещается со своих собственных желаний и проблем к чувствам и потребностям Другого.

Начать такой разговор можно с милой сказки.

Рождество у зверей (сказка ПТарии-ГГуизы Бер)

Каждый год. за несколько дней до Рождества, над лесом появляется особый знак - звезда, которая светит совсем не так. как другие звезды. Она разбрасывает во все стороны лучи, сияющие подобно блесткам инея, и каждый из них спешит косн\ться спящих зверей, пробираясь в самые укромные норы и берлоги.

- Просыпайтесь, - шепчет звезда, - наступает Рождество! Приготовьтесь к нашему ежегодному празднику!

Праздник происходит на одной таинственной поляне, не известной ником> из людей, под защитой стоящих на стражеелей.

Каждый год программа праздника меняется.

То это концерт, который дают птицы, слетевшиеся со всех уголков земли, праздничный концерт, на котором солирует соловей.

То это бал с настоящим оркестром. В нем звучат сорочьи трещотки, серебря­ная труба петуха, разнообразные голоса зверей, а цикады и сверчки отбивают ритм.

На этот раз звезда объявила животным:

- У вас будет праздник, как у людей. Я разукрашу огнями ели, а вы пригото­вите подарки и вручите их гостям. Я хочу, чтобы все остались довольны. А чтобы никто не оказался в обиде, мы устроим репетицию. Ведь найти нужный пода­рок - дело тонкое.

- Ну, это нетрудно! - отвечали звери. - Мы уж придумаем что-нибудь нео­бычное.

- Поглядим.-тихо сказала звезда,- Приходите все накануне Рождества, каж­дый со своим подарком. Выберите, что захотите, только помните, что ваши по­дарки должны всем доставить удовольствие!

Тогда животные бросили жребий, чтобы узнать, кто кому будет делать пода­рок в Рождественскую ночь. Получились неожиданные и смешные пары, - на­пример, цикада и филин, кролик и енот. Да что за важность! В Рождество вес звери - братья, а ежели по-доброму относиться друг к другу,тут-то и рождаются новые дружбы! В веселом настроении животные разбрелись по своим норкам, и каждый уже обдумывал, с каким подарком он придет на праздник.

Но всему свой срок. Вот и наступил долгожданный вечер накануне Рожде­ства. Лунный свет накрыл лес и осветил необычную суматоху под кронами дере­вьев. Животные, включая тех. что находились в ближайшем зоопарке, спешили в сторону той самой таинственной поляны, и каждый нес свой подарок. А звезда-как драгоценный камень, сияла в темном небе. Звери шли между деревьев, и ночь была так хороша, что в их сердцах горел свет, а в головах не было и тени дурной мысли... Посторонний зритель мог бы разве что снисходительно улыбнуться, гля­дя на этот необычный спектакль!

Ослик нес охапку сена, которую собирался подари! ь лису. Кролик - морков­ку в подарок аисту. Кот-кусочек мяса для овечки. Цикада собиралась порадовать филина, подарив ему солнечные блики. А малиновка полагала, что сделает доб­рое дело, если подарит кроту для его подземелья несколько искр, которые она собрала у домашнего очага.

Множество птиц из тех, что питаются насекомыми, несли в своих клювах всевозможных мух в подарок другим птицам, которые клюют зерно. Улитка та­щила на спине листик салата, предвкушая, как будет угощать им лягушку. Петух собирался преподнести свое «кукареку» маленькому сурку, который больше всего на свете любил поспать по утрам. Наконец длинное шествие завершил медведь: он нес сосульку - в подарок ящерице.

На поляне уже собирались гости. Животные искали и находили тех, кто вы­пал им по жребию, и обменивались подарками. А высокие ели сверкали огнями.

Казалось бы, радость, как фейерверк, должна была вспыхнуть на поляне. Од­нако... Все были дружелюбны и приветливы, но каждый чувствовал себя немного неловко. И хорошее настроение куда-то улетучивалось. Ящерица держалась по­дальше от большой сосульки. Филин отводил глаза, ослепленный подарком цика­ды. Лис, любитель курятины, уселся на охапку сена. Плохо видяший крот спасал­ся бегством от сверкающих искр из очага. Аист отворачивался от морковки, а овечка жалобно блеяла возле куска мяса. Все были разочарованы.

- Что случилось? - спрашивали удивленные ели.

- Что случилось?.. Что случилось?.. - повторяло лесное эхо.

А то и случилось, что наши друзья принесли подарки, которые они сами хо­тели бы получить, - не взяв в расчет вкусы и желания других. Вот вам и праздник!

Подождите-ка! Что это движется там. по дороге? Птицы взлетели, чтобы получше разглядеть, - может быть, припозднился какой-нибудь гость?

- Забавно, - крикнула сорока, - это лесной орех, - он катится сам по себе! Сам по себе? Вовсе нет! За орехом показалась крохотная божья коровка, ко­торая подталкивала его головой и так спешила, что совсем запыхалась.

- Где белка? - спросила она, едва переведя дух. - Этот орех для нее. Белка стремительно спрыгнула с дерева.

- Как это мило, малышка! - вскричала она. - Орех! Такая вкуснятина! А у меня как раз припасы кончились! Как ты додумалась принести в подарок то. что нравится именно мне, - ведь ты сама питаешься одними травяными вошками?

Все радостно окружили божью коровку. Животные уже поняли, какуюпромаш­ку они совершили, и собирались прийти на следующий день с новыми подарками.

Рождество удалось на славу. Лис получил куриное крылышко, овечка - уго­лок лужайки, яшерица-солнечный луч, крот -большого белою червяка, которо­го он обожает, сурок - подушку, набитую мягкиммхом, а птицы - кому что по вкусу: мух или зерно. Аисту подарили солому для гнезда - весной он возьмет ее с собой в дорогу, когда отправится на север, в Эльзас. А белке достался новый лес­ной орех.

Рождественская ночь закончилась всеобщим ликованием. И поскольку бо­жья коровка, одна-единственная оказалась такой сердечной и проницательной, именно она была удостоена вниманием рождественской звезды; звезда прикос­нулась одним из своих лучей к ее спинке, и от этой ласки красный панцирь с черными крапинками засверкал пуще прежнего.

В -Зту ночь все животные поняли, почему малышка носит такое имя - БОЖЬЯ коровка.

Что позволило божьей коровке быть такой внимательной и проницательной по отношению к белке? Над этим вопросом важ­но поразмышлять совместно с клиентом после прочтения сказ­ки. Так образуется своеобразный мост между накопленным клиентом положительным потенциалом и окружающим миром.

Итак, смысл пятой стадии принципиально противоположен предыдущим этапам консультирования. Если прежде мы «под­питывали» клиента, то теперь он учится «отдавать», быть дару­ющим. Без развития этой способности невозможно наладить гармоничные взаимоотношения обмена с окружающим миром. Поэтому на пятой стадии сказкотерапии зависимостей важно стимулировать самостоятельные созидательные действия кли­ента по отношению к другим.

Основной принцип подбора сказок и притч для пятой ста­дии вытекает из ее смысла, - ключевая мысль в сказке должна быть, прежде всего, связана с заботой героя о других.

* Недостаточно зрелый» клиент неизбежно задаст психоло­гу вопрос: а что мне сделать? Не нужно торопиться на него отвечать. Только сердце может подсказать, в чем нуждается ближний. Для кого-то существенной поддержкой будет простое дружеское участие в судьбе, для кого-то - творческий подарок, для кого-то - искреннее письмо... В Программе «Двенадцати ша­гов» излечившиеся ведут большую общественную работу...

На этой стадии сказкотерапии психолог больше наблюдает за делами клиента. А свои мысли и отношение передает через сказку или притчу, ненавязчиво, как намек, как «мысли вслух»-

Так, например, мысль о том, что все люди связаны друг с другом, что добиться желаемого можно лишь при содействии других, показывает притча «Как было заработано знание».

Как было заработано знание (притча Йдриеа Шаха)

Ж ил когда-то человек, который решил, что ему нужно знание. Он начал ис­кать его и отправился к дому мудреца. Войдя к нему, искатель сказал:

- Ты мудрый человек! Дай мне часть твоего знания, чтобы я мог увеличить его и стать достойным человеком, ибо сейчас я чувствую себя ничтожеством.

Мудрец ответил:

- Я смогу дать тебе знание, но только в обмен на то, в чем сам нуждаюсь. Принеси мне небольшой коврик. Я должен отдать его человеку, который в даль­нейшем будет способен продолжать нашу святую работу.

Человек отправился в ковровую лавку.

- Дай мне ковер, но только маленький, - сказал он ковровщику, - я принесу его мудрецу, который за это даст мне знание. Ему нужен ковер, чтобы отдать его человеку, который будет продолжать нашу святую работу.

Ковровщик ответил:

- Зачем ты мне рассказываешь о каком-то знании, мудреце и человеке, кото­рый будет пользоваться ковриком. Какое мне до этого дело? Чтобы соткать ковер. мне нужны нитки. Принеси нитки, и я помогу тебе.

Человек снова отправился в путь на поиски того, кто дал бы ему ниток. Ра­зыскав прядильщицу, он обратился к ней:

- Прядильщица, дай мне ниток. Я отнесу их ковровщику, он даст мне ковер. Этот ковер я отнесу мудрецу, который отдаст его тому, кто должен продолжать нашу святую работу, а за это я получу от мудреца знание.

Женщина ответила:

- Какая мне польза от того, что я дам тебе нитки? Ступай прочь со своими рассказами о себе, о коврике, о мудреце и человеке, которому нужен ковер! Меня это нисколько не интересует! Разве ты не знаешь, что нитки делаются из шерсти козла? Принеси мне шерсть, получишь свои нитки.

Тогда человек разыскал пастуха и рассказал ему свою историю.

- Меня все это не касается, - сказал пастух. - Тебе нужна шерсть, чтобы по­лучить знание, а мне нужны козы, чтобы стричь шерсть. Приведи мне козу и ты получишь то. что желаешь.

Теперь искатель направился на поиски продавца коз. Вскоре он нашел его и поведал ему о своих трудностях, на что тот ответил:

- Что я знаю о знании, нитках и коврах'1 Я знаю только то, что у каждого свои нужды. Поговорим лучше о том, что нужномне, и, если ты мне в этом поможешь.я помогу тебе. Вот тогда думай о своем знании, сколько душе угодно.

- Что же тебе нужно? - спросил искатель

- Мне нужен небольшой загон для коз, - сказал торговец, - потому что по ночам они разбредаются. Сделай мне загон и тогда проси козу или даже две.

Что ж, искатель отправился искать загон. Расспросы привели его в мастерс­кую плотника, который, услыхав его историю, сказал:

- Да, я могу сделать загон, а что касается остального, то можешь освободить меня отвсех подробностей твоего дела, потому что я нисколько не интересуюсь коврами, знанием и тому подобным. Но у меня есть одно заветное желание, и в твоих интересах помочь мне осуществить его. иначе мне не захочется помогатьтебе с загоном.

- Какое же это желание?

- Я хочу жениться, но, кажется, ни одна женщина не согласится стать моей женой. Найди мне жену, и мы продолжим наш разговор.

Выйдя из дома плотника, искатель тут же стал всех расспрашивать, где мож­но найти сваху. Наконец, когда он нашел ее и все рассказал ей, она ответила:

- Я знаю одну молодую женщину, которая мечтает выйти замуж как раз за плотника, которого ты описываешь. Она все время думает о нем и не находит себе покоя. Это просто чудо, что такой человек и в самом деле существует, и она услы­шит о нем от тебя или от меня. Но мне какая от этого польза? Каждый человек хочет того, что он хочет. Людям кажется, что они в чем-то нуждаются или что-то хотят. Или они воображают, что им нужна помощь, или иногда им в самом деле нужна помощь... Но никто еще не заговорил о том, что нужно мне.

- А что нужно тебе? - спросил искатель.

- Я хочу одного. - сказала женщина, - и это мечта всей моей жизни. Помогимне достать желаемое, и я сделаю для тебя все, что ты просишь. Единственное, чего я хочу, ибо все остальное я уже испытала, - это знание.

- Но без ковра мы не сможем добыть знание!

- Я не знаю, что такое знание, но уверена, что это не ковер.

-Конечно, знание не ковер, -сказал искатель, стараясь сохранить терпение, -но если мы найдем женщину для плотника, он сделает загон для коз. Торговец козами даст нам козу, и мы получим от пастуха шерсть. Мы отвезем ее прядиль­щице, и получим от нее нитки, которые обменяем у ковровщика па ковер. Этот ковер мы отдадим мудрецу и получим от него знание.

- Вся твоя затея представляется мне какой-то чепухой. - возразила женши-на, - и не надо меня убеждать, я ни за что не пойду на это!

И, не обращая больше внимания на его просьбы и доводы, сваха прогнала его прочь.

Все эти мытарства и вызываемое ими смятение заставили искателя первый раз в жизни почти разочароваться в людях. Он даже усомнился, сможет ли ис-пользовагь знание, если его получит. И недоумевал, почему все люди заботятся только о себе. Но постепенно он снова вернулся к мыслям о ковре и ни о чем другом больше не думал.

Однажды он проходил по улицам торговогоюрода, бормоча себе что-то под нос.

Какой-то купец обратил на него внимание и пошел следом, чтобы услышать, очем он бубнит. Искатель же повторял сам себе: «Ковер нужно отдать человеку, чтобы он мог продолжать нашу святуюработу».

Услышав эти слова, купец понял, что странник не из обычных людей, и обра­тился к нему:

- Странствующий мудрец, я не понимаю твоей молитвы, но глубоко почитаю таких, как ты, стоящих на Пути истины. Я хочу попросить тебя о помощи, ибо знаю, что люди подобного Пути выполняют в обществе особую миссию. Прояви ко мне сострадание.

Странник поднял глаза и, заметив на лице купца глубокую печаль, ответил:

- Я страдал и страдаю. Тебя, несомненно, постигло какое-то горе, но у меня ничего нет. Я не могу добыть для себя даже немного ниток, в которых нуждаюсь. Но расскажи мне о своем горе, и я постараюсь тебе помочь.

- Знай же, о счастливый человек, у меня есть единственная дочь, которая прекрасна собой, и я люблю ее больше жизни. Но она одержима каким-то неду­гом, от которого день ото дня чахнет. Осмотри ее, ггрошу тебя, может быть, ты сможешь ее исцелить.

В словах купца было столько невыразимого страдания и вместе с тем столько надежды, что искатель не смог ему отказать и пошел с ним к его дочери. Как только девушка увидела странника, она сказала:

- Я не знаю, кто ты, но чувствую, что только ты мне можешь помочь, и никто иной. Я влюблена в одного плотника и страдаю от разлуки с ним.

И она назвала имя того человека, которого искатель просил сделать загон для коз. Искатель вышел к купцу и сказал:

- Твоя дочь желает выйти замуж за одного уважаемого плотника,которого я знаю. Это известие весьма обрадовало купца.Ибо дочь его все время говорила о

каком-то плотнике, но он считал все ее разговоры следствием больного рассудка и никак не предполагал, что болезнь девушки от сильной любви. Он в самом деле Думал, что она не в своем уме.

Искатель отправился к плотнику, который ему построил загон. Продавец ско­та подарил искателю несколько прекрасных коз. Этих коз искатель отвел к пасту­ху и получил от него шерсть, которую обменял у прядильщицы на нитки. И, отдав их ковровщику, взял у него небольшой коврик.

Добыв наконец коврик, искательотправился опять к дому мудрена.

- Теперь я могу дать тебе знание, - сказал мудрец, - ибо ты не смог бы при­нести этот коврик, если бы не потрудился ради него, а не только ради себя.

Чтобы добиться чего-то важного для себя, необходимо сде­лать нечто значимое для другого. При этом совсем необязатель­но ближнему рассказывать о своих проблемах, ибо не каждый хочет или способен их понять. Но зрелый человек принимает других такими, какие они есть, не требуя от них большего, чем они могут дать. Он верит в важность и достижимость своей цели и в процессе ее достижения находит точки пересечения интересов. Такой подход так или иначе приводит его к успеху. В таком подходе обидам на других и чувствам «мне должны» не остается места.

Итак, самый важный вопрос, который учится задавать дру­гому клиент, таков: что я могу для тебя сделать? Однако здесь есть один «подводный камень». Прояснить его поможет сказка «Медвежьи речки».

ПТедвежьи речки (сказка Скайдршпе Калдупе)

ГПного речек носят название - Медвежья. У одной из таких речушек дове­лось мне услышать сказку про медведя-пасечника. Когда по берегам Медвежьей речки зацветает зверобой, в вечернюю пору хочется мне рассказать эту сказку другим.

Пасека у медведя была маленькая, но на ее краю сидело счастье, а у счастья рука щедрая. Неподалеку дубы, отцы желудей, не только детей своих детей дер­жали на широких плечах, но и солнце. По утрам оно будило пчел на работу, по вечерам с работы домой провожало.

Пасечник надевалкоричневый клеенчатый фартук,брал большую ясеневую по­варешку и мискуиз красной глины отменного обжига и шел к ульям мед собирать.

Медведь был, можно сказать, сше не медведь, а медвежонок, и когда урчал добродушно, похоже было, тетерев токует. В летнюю пору Медвежонок до того уставал на пасеке, что иной раз там же и ночевать оставался. Бывало, даже уста­лые пчелы засыпали па его лохматом плече, а поутру Медвежонку чудилось - вся голова гудит, как улей, полный веселых тружениц.

Прозрачные, солнечные дни катились один за другим,будто катышки из вос­ка, вечера источали медовый дух. даже когда осенний ветер бродил по лесу, сры­вая с деревьев листья. Такими вечерами в лесу уныло ухал филин, звали сумрак совы, а хитрая Лиса бродила от одного лесного дома к другому, горько жалуясь на трудное свое житье-бытье.

Как-то раз постучалась она к Медвежонку, а сама плачет, причитает. Кто до­мик был в большом дупле старогодуба.

- Что ты плачешь, Лисонька-красавица? - спросил Медвежонок и широко распахнул дверь перед незваной гостьей.

- Как мне не плакать, - захныкала Лиса. - Вес лето горюшко за мной по пятам гонится, а теперь, осенью, так и терзает мое сердце.

- 11оделись своей бедой. Лисонька.

- Слушай, миленький, слушай. Нынче в мою хибарку ветер пробрался, единственный мой кувшинчик с медом опрокинул. Видишь, все лесные тропки моим медом залиты! Теперь его несобрать. - И рыжая плутовка, ахая и охая, указала на лесную тропинку, усыпанную золотыми листьями. - Это еще не вся беда. Тот же ветер-негодник прихватил у меня один-единственный катышек воска и давай им играть, до неба подкидывать и под конец взял да подвесил к небесному потолку. Аи, беда, беда! Из чегоже мне теперь свечи лить для долгих зимних вечеров? -И Лиса, приткнув гладкий нос к окошку,указала лапкой на яркую полную луну.

Поверил хитрой обманщице простодушный Медвежонок. Подарил ей три восковых колобка, подарил трикувшина с медом. Да еще проводил до опушки, чтобы Лису, горемыку, и без того несчастную, страх не мучил.

А на следующий вечер в доме у Лисы шел пир горой. Собрались за столом лисьи родичи и знакомые со всей округи, стар и млад, и лисята сластями носы и лапы попачкали.

Шуршит, шелестит нарядной юбкой хозяйка, ставит на стол кувшины с ме­дом, зажигает длинные восковые свечи, как на праздник оно и положено.

Угощайтесь, родичи, угощайтесь, соседушки! Вот темный вересковый мед, с прошлого лета остался, а этот светлый с Петрова дня. свеженький, пасечник по­дарил. Ох, и богатый у него дом. медовые реки из всех дверей текут.

Гости угощаются, губы облизывают, сладкими речами наперебой друг друж­ку потчуют. До того наугощались, наелись, что под утро почудилось им - самый сладкий мед горчит. И давай они Медвежонка ругать - и стар и млад:

- Аи да медведь-благодетель! Горьким медом одаривает.

А на следующий день во всех лисьих домах только и разговору было о бога­тее медведе. И повадились к Медвежонку просители, что ни день стучатся в дверь.

- Эй, Медведь, неужто откажешь? Неужто у тебя вместо сердца камень?

Нет, у Медвежонка сердце не камень. Он раздавал направо и налево и катыш­ки из воска, и кувшины с медом. Заяц над добрым Медвежонком так потешался. Что от смеха у него губа лопнула. Он чуть было не выболтал, что сам куда богаче пасечника. Однако подаренный кувшинчик с медом под серой одежкой спрятал и, вконец окосев от хохота, запетлял домой.

Л Крот со смеху за живот схватился. Медвежонок подарил ему связку отлич­ных свечей. Чудак-медведь! На что Кротусвечи? Он от света бегом бежит.

- У дурака щедрая рука! - хихикал Крот. И зарыл свечи под лестницей в сво­ем подземном жилище.

Осенние дни все укорачивались, полки в доме у Медвежонка все пустели, медовый дух почти совсем выветрился, а на верхней полке, в самом углу осталось лишь два маленьких восковых катышка. II сумраке медвежьего жилья они свети­лись, как два лучистых глаза.

- Ну как не поделиться, когда другие в такой нужде. - говорил Медвежонок сам себе и решил будущим летом работать за троих, чтобы воска и меда хватило хотя бы до праздника Колоды.

Всего один кувшинчик с медом оставил себе добрый пасечник, да и тем не пришлось полакомиться. Как-то на досуге бродил Медвежонок по лесу, красны­ми и желтыми листьями играл. Но вот видит - на позднем блеклом цветке фран­тиха-Оса качается. Качается, забавляется, а сама плачет.

- Вот чудачка! Мои пчелы давно с работой управились и отдыхают, - гово­рит осе Медвежонок. - Что же ты качаешься и плачешь?

- Силушки нет домой долететь. - хнычет Оса. - Мне бы хоть капельку меда для подъема сил!

Черная с золотом шаль Осы вымокла от слез. Медвежонок посадил Осу себе на плечо и сказал быстро:

- Покажи дорогу к твоему дому Потом раздобудем тебе все. что надо.

Так Медвежонок донес Осу до ее жилья, и сам стремглав, кубарем, кубарем, домой покатился. В тот же день он притащил к новым добротным дверям осино­го дома свой последний кувшин смелом. Какие приглядные, красивые и крыльцо и дверь! Неужели в таком богатом доме нет ни капли меда? Тук, тук, - робко по­стучался Медвежонок мягкой лапой.

- Чего барабанишь? Кто такой? - раздался визгливый злобный голос, но дверь не отворили.

- Это я, Медведь-пасечник, меду принес. Не очень-то много, но капля-другая найдется, - пробурчал он смущенно.

Тут за дверью поднялся тарарам. Осы-сестрицы загудели, загомонили, зас­порили. Никто не верил, что Медвежонок по доброй воле принес им кувшин с медом. Но вот дверь чуть приоткрылась, в щель просунулась тоненькая лапка в золотых кольцах и выхватила у Медвежонка кувшин. От роскоши и блеска, кото­рые добрый пасечник уви;.ел, он чуть не ослеп. Л как вкусно пахло сдобными лепешками!

Тут сестрица Осы. сущая ведьма, вылетела на крыльцо и завизжала:

- Шныряет, шастает голь перекатная у наших дверей. Учуяли вкусный запах и теперь в наш замок норовят пролезть. - И она ужалила Медвежонка в лоб. По­тер бедняга больное место и бежать. Вот так коварство! Вот так подлость! Вдо­гонку мчится целый рой! Злодейки и в лоб его жалят, и в затылок, и куда ни попа-дя. и так до самого дома.

В первый раз Медвежонок так громко хлопнул за собой дверью, что дуб зат­рещал, должно быть, сук надломился, а может, и в сердце Медвежонка что-то надломилось ...

В мягких серых башмаках брел по лесу осенний вечер. Медвежонок сидел в темноте у стола, обхватив лапами голову. Ни одной свечи у него не осталось, распухшими искусанными лапами новую свечу не слепишь, да к тому же во тьме.

Вдруг кто-то тихонько постучался в дверь. Может, это крапивник, птичка-невеличка, крылом дверь задела? Может, это муравей на порог присеменил?

Медвежонок отворил дверь. На пороге девчушка в сапогах не по росту, на го­лове красная косынка в черный горошек, в руке большущая корзина для грибов.

- Не сердись, пожалуйста, что так поздно беспокою, - сказала девочка. - При­шла зверобоя попросить. Говорят, у тебя всего в избытке. Может, в твоей кладо­вой и эта травка найдется? Я гриб ножиком срезала и руку поранила.

Не было у Медвежонка зверобоя, но он сказал, что тотчас пойдет и найдет его. Ведь он все лесные лужки, все полянки знает. Даже поздней осенью где-нибудь в траве непременно зверобой сыщется.

Взял Медвежонок девочку за руку, и пошли они вместе зверобой искать. А идти темно, сыро, листья папоротника, кустики брусники в студеной росе.

«Вот бы сейчас яркую восковую свечу»,"- подумал Медвежонок, и на сердце стало так тяжело, словно на него осенняя сырая темень навалилась. «Малышка Маритэ устала и проголодалась. Вот бы сейчас дать ей ложку другую доброго липового меда». Медвежонок вытер лапой мокрые от слез глаза.

- Что это тебя шатает? Ты не больной? - спрашивает Маритэ.

- Нет, нет, - бодро бурчит Медвежонок. - Просто я к травам приглядываюсь, зверобой ищу.

А по правде у Медвежонка нестерпимо болели искусанные осами голова и плечи.

И идти было так трудно. Тьма, точно черный ведьмин платок, накрывала каж­дую дорожку И опять Медвежонок уронил в брусничник несколько горьких слез. Всю долгую осеннюю ночь Медвежонок-пасечник и девочка Маритэ искали зверо­бой. Вот и солнце выглянуло, огромной алой шишкой рдело оно на верхушке ели. Когда они подошли поближе, оказалось, что там не ели высятся, а башни зеленого замка. Как тут красиво! Стены из белой бересты, лестницы из коричневых сосно­вых корней. Утренний ветер колышет на окнах белые занавеси из пуха одуванчи­ков. В саду полно весенних и летних цветов, осени нет и в помине. Черный Дятел, глашатай, отворил ранним путникам ворота и сразу приметил ранку на руке девоч­ки. Он тотчас кликнул матушку Аиста, которая знала, где найти самый лучший Зверобой. Она его мигом отыскала и вылечила девочке руку. Потом насобирала листьев подорожника и приложила их к голове и плечам Медвежонка.

- Куда мы попали? - робко спросил Медвежонок.

- Где мы? - прошептала Маритэ.

- В замке доброго Лесного короля. - с гордостью ответил Дятел, он ведь °Хранял ворота этого замка.

А вот идет и сам Лесной влалыка. На плечах у него плащ из пурпурных клено­вых листьев, на ногах простые серые лапти, такие носит батрак или странник. иДущий дальними дорогами, чтобы увидеть разных зверей, птиц, деревья и воды.

Лесной король погладил Маритэ по голове, оглядел ее руку, потом зорко, внимательно посмотрел на Медвежонка.

- Слишком доброе сердце непременно кто-то обидит, - сказал Лесной вла­дыка. - Что ж ты, милый, так легко веришь каждому лживому слову? Знаю, знаю, обидели тебя осы и хитрая Лися.

Медвежонок потупился. Боялся, как бы Лесной владыка не заметил слез в его глазах.

- Скажи, пасечник, - спросил Лесной король, - какую награду хочешь за то. что всю ночь по бездорожью лечебную траву искал?

На сердце у Медвежонка стало легко.

-Вижу, в твоем саду еще лето, -ответил королю Медвежонок. -Дозволь мне поговорить с твоими пчелами. С ними мне всегда хорошо и весело.

И тут начался для Медвежонка праздник. До первой звезды он резвился в саду, беседовал с пчелами. Л Маритэ помогала королю начищать ручные фонари и вставлять в них толстые душистые свечи. Лесной владыка сам хотел проводить пасечника и девочку в обратный путь. Когда хозяин леса вывел Медвежонка и Маритэ за ворота своего замка, он остановился и торжественно произнес:

- Даю тебе, пасечник, приказ. Впредь ходи неторопливо, степенно и внима­тельно приглядывайся к зверям, птицам и людям. Только так ты научишься отли­чать доброе от злого, правду от кривды и поймешь, кому надо помогать, а кому нельзя. А еще - научись рычать погромче, без этого не проживешь. В моих владе­ниях тоже злодеев немало.

Так они и шли втроем: впереди Лесной владыка- в каждой руке у него по яркому фонарю, за ним Маритэ с целой охапкой зверобоя, а следом, в глубоком раздумье, шагал Медвежонок.

В лесу их ждали чудеса. Откуда ни возьмись, всего за одну ночь и один день, там появилось много лесных речушек. Старый дуб, наблюдательный, мудрый, как все дубы, рассказал Лесному владыке:

- Вчера вечером по лесу Медведь проходил и плакал. Все его слезы превра­тились в лесные речки. Только не знаем, какая с ним стряслась беда. - Шумно прошелестел дуб и пригоршнями раскидал вокруг глянцевые желуди.

- Тише! - оборвал его Лесной владыка. - Доброе сердце порою плачет вти­хомолку. Разве можно про его слезы так громко всем рассказывать?

На следующее утро Лесной король назвал новые речки Медвежьими.

«-Даю тебе, пасечник, приказ. Впредь ходи неторопливо, степенно, и внимательно приглядывайся к зверям, птицам и людям. Только так ты научишься отличать доброе от злого, правду от кривды и поймешь, кому надо помогать, а кому нельзя. А еще - научись рычать погромче, без этого не проживешь. В моих владениях тоже злодеев немало».

Несмотря на то что основная задача этого этапа - забота о других, проявлять ее нужно дифференцированно. Прислуши­ваясь к своему сердцу, понимая мотивы других. Это особое ис­кусство, осваиваемое человеком годами, приобретаемое за счет множества «шишек». Сказка может только предупредить о край­ностях: «от эгоцентризма - к альтруизму».

Психотерапевтические сказки пятой стадии необязательно обсуждать с клиентом, только если он будет настаивать.



2016-09-16 355 Обсуждений (0)
ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО СОЗИДАТЕЛЬНОГО АЛЬТРУИЗМА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО СОЗИДАТЕЛЬНОГО АЛЬТРУИЗМА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (355)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)