Грамотность, письменность, образование, развитие научных знаний
Уровень грамотности к концу XIX века вырос в сравнении с 60-ми годами на 15% и составил 21%. Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы (2-3 года). Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) упор делался на естественные науки и гуманитарные, а в реальных училищах на прикладные знания. 1887 г. - Циркуляр о "кухонных детях" способствовал сохранению сословного образования. Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Созданы новые университеты в Одессе, Томске, открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия. Первый в Сибири университет был открыт в 1888 году в городе Томске. Первая гимназия в Сибири была открыта в городе Тобольске. В Тобольске родился знаменитый русский химик Д.И.Менделеев. На общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские). Первые консерватории в России появились в Москве и Петербурге, где было введено совместное обучение юношей и девушек. Положение в народном образовании во второй половине XIX века постепенно улучшалось по мере развития земских школ. Воскресные школы для взрослых в XIX веке содержались за счет энтузиастов-просветителей. С 1860-х гг. широкое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых. В конце 1890-х открылись рабочие курсы. Увеличилось число общедоступных библиотек. Шел процесс дифференциации наук, т.е. разделение на фундаментальные и прикладные. Конец XIX - начало XX века называют «революцией в естествознании». Физика, химия: Д.И.Менделеев (периодическая таблица), А.С.Попов (радио). Первый в мире радиоприемник, изобретенный А.С. Поповым, был использован для установки связи с потерпевшим аварию в Балтийском море броненосцем в 1897 году. П.Н. Яблочков создал дуговую лампу и первым осуществил трансформацию переменного тока. История: В.О.Ключевский (Курс Российской истории). Известный историк XIX века С.М.Соловьев своеобразие исторического пути России видел в промежуточном положении между Европой и Азией. С. Ковалевская работала профессором математики в Стокгольмском университете. Начало исследовательским экспедициям вглубь Азии было положено Н.М. Пржевальским. Н.Н. Миклухо-Маклай в XIX веке изучал и описывал быт папуасов Новой Гвинеи.
Развитие литературы. Сохранялись традиции критического реализма: гуманизм, народность, гражданственность (И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин). Архитектура. Скульптура. Градостроительство было связано с бурным развитием экономики России после реформ. Облик городов определяли не дворцы знати, а здания общегражданственного назначения. Расширялся ассортимент стройматериалов: бетон, цемент, металлоконструкции, стекло. Для второй половины XIX в. была характерна эклектика - разнообразие направлений, смешение стилей. К архитектурным памятникам второй половины XIX века относится храм Христа Спасителя в Москве. Постепенно стал преобладать русский стиль (здание исторического музея В.О.Шервуд). Скульптура. Реалистические традиции (А.М.Опекушин - памятник Пушкину). Автор скульптурной группы «Укротители коней» П.К. Клодт. В Новгороде по проекту М.О.Микешина создан памятник «Тысячелетию России». Близость к передвижникам (М.М.Антокольский "Иван Грозный", "Нестор-летописец"). Живопись. В середине XIX века утвердился реализм (принципы демократичной и гражданственной эстетики) Портрет «Девочка с персиками» написал В.А. Серов. Гигантское полотно «Торжественное заседание Государственного совета» принадлежит кисти И.Е.Репина. "Передвижники" - товарищество передвижных выставок. И.Н.Крамской полотно «Христос в пустыне», Г.Г.Мясоедов, В.Г.Перов "Тройка", Н.Н.Ге «Петр 1 допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу. Символистские картины «Демон» и «Пан» написал М.А.Врубель. Исторический жанр – Картины «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Переход Суворова через Альпы», «Боярыня Морозова» написаны В. И. Суриковым. Театр. Музыка. 1859 г. - Рубинштейн организовал в Петербурге русское музыкальное общество. В начале 60-х годов XIX века сложилась "Могучая кучка": М.А.Балакирев, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский "Борис Годунов», «Хованщина», А.П.Бородин, который работал профессором химии, создал оперу "Князь Игорь", Н.А.Римский-Корсаков "Снегурочка", «Садко», «Псковитянка», «Царская невеста» (Была поставлена в 1873 г.). Им был характерен национальный дух, уважение к народным мотивам. П.И.Чайковский создает оперы "Евгений Онегин", "Ромео и Джульета", «Мазепа», «Орлеанская дева», «Пиковая дама». Театр. В 1898 г. Станиславский и Немирович-Данченко организовали в Москве МХАТ. Высоко отзывалась критика («не играет, а живет на сцене») об игре талантливой актрисы XIX века П.А. Стрепетовой. Классикой мировой хореографии стали сценические постановки конца XIX века выдающегося балетмейстера М. Петипа. Тестовые задания
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (529)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |