Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Специфика работы психолога в организации



2016-09-16 797 Обсуждений (0)
Глава 1. Специфика работы психолога в организации 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной работы обусловлена нескольки­ми причинами, что связано с изменением экономичес­кой ситуации в стране. Во-первых, становится очевид­ным тот факт, что если раньше в отечественной эконо­мике господствовал технократический подход к хозяй­ствованию, когда во главу угла ставились планы, бюд­жеты, административные распоряжения, то сегодня ру­ководство предприятий заинтересовано в повышении конкурентоспособности, одним из основных источников которой является трудовой коллектив. Во-вторых, ра­бота с трудовым коллективом входит в обязанности кад­ровой службы предприятия, которая все чаще включает профессиональных психологов. В-третьих, на сегодняш­ний день, в любой организации, все более востребован­ной становится психологическая информация, которая отражает социально-психологические процессы и явле­ния, возникающие в трудовом коллективе: особенности межличностных отношений, эмоциональный потенци­ал коллектива, мотивационную сферу сотрудников и т. п. В-четвертых, растет число организаций и предприятий (предприятия промышленного производства, небольшие частные фирмы, образовательные и медицинские учреж­дения), нуждающихся в профессиональной психологи­ческой службе, что приводит к появлению новых штат­ных единиц психолога.

При этом нужно подчеркнуть, что круг проблем, ре­шаемых психологом в рамках организации, достаточно широк.

Это может быть:

■ анализ текущей ситуации в связи со структурными преобразованиями;

■ отбор кандидата на вакантную должность;

■ оценка профессиональной пригодности и компетент­ности сотрудников;

■ разрешение конфликтных ситуаций на предприятии;

■ развитие мотивации сотрудников и т. п.

Все это определяет содержание книги, представлен­ной в следующих главах.

Глава 1 посвящена рассмотрению вопросов регламентации деятельности практического психолога в организации (на предприятии). Параграф «Психологическая служба организации: основные функции и направления работы» знакомит читателя с целями, задачами и функциями пси­хологической службы. Определены основные направления работы организационного психолога с ориентировкой на современные нормативные документы, которые содержа­тельно раскрываются в последующих главах, приведены рекомендации, организационно облегчающие работу прак­тического психолога. Приведены примеры документации и рекомендации по ее оформлению.

В главе 2 содержательно раскрыта специфика диагно­стической работы организационного психолога в реше­нии задач профессионального отбора и подбора кадров, оценки адаптации работников к условиям труда, а за­тем — и их профессиональной компетентности.

В пособии предлагается модель определения профес­сиональной пригодности кандидата на работу или работ­ника, проходящего аттестацию с приведением схемы со­ставления плана психодиагностики в решении данных задач.

Представлены диагностические методы и методики, использование которых позволяет наиболее полно и систематизировано составить психологический портрет ра­ботника и коллектива в целом.

В главе 3 «Коррекционно-развивающая работа в орга­низации» раскрываются особенности коррекционно-раз­вивающей работы психолога в организации, приводится классификация методов групповой психокоррекционной работы. Описываются основные приемы и методы коррекционно-развивающей работы: деловые и ролевые игры, организационно-деятельностная игра, методы принятия группового решения (групповая дискуссия, синектика, мозговой штурм), социально-психологический тренинг. В главе раскрывается суть коррекционно-развивающих мероприятий в организации в различных сферах и на­правлениях. В частности, дается описание мотивации как функции управления в организации; особенностей эмо­ционального потенциала трудового коллектива; межлич­ностных отношений в организации и организационных конфликтов; особенностей работы с личностью в органи­зации. Особое внимание уделяется коррекции професси­ональной пригодности, адаптации и профессиональной компетентности, раскрывается содержание аттестации персонала. В главе приводятся примеры тренинговых уп­ражнений, ролевых и деловых игр, фрагменты различ­ных социально-психологических тренингов в связи с ука­занными направлениями работы.

Глава 4 раскрывает особенности психологического кон­сультирования в организации. В главе раскрывается спе­цифика профессиональной позиции психолога-консуль­танта в организации. Показано, что консультирование в организации осуществляется по двум основным направ­лениям: как личностно ориентированное и социально-организационное. В рамках личностно-ориентированного направления описана схема консультационного взаи­модействия психолога и клиента, вводится понятие бесе­ды как основы личностно-ориентированного консульти­рования, даны практические рекомендации по проведе­нию личностно ориентированного консультирования в рамках организации. При описании социально-организа­ционного консультирования дано понятие кадрового кон­сультирования как средства развития организации и его содержание. В главе дается также краткий обзор одного из новых видов организационного консультирования - коучинга. Особое внимание в главе уделяется основным направлениям деятельности психолога-консультанта на предприятии. В частности, описываются и даются реко­мендации по проведению консультирования в ситуации подбора кадров и найма на работу, в ситуации профессио­нальной адаптации сотрудников, в ситуации определения профессиональной компетентности, а также при оказа­нии консультативной помощи в продвижении по службе, поддержании и сохранении работоспособности.

Таким образом, данное справочное пособие позволит психологу достаточно быстро и квалифицированно решать поставленные организационные задачи, успешно прово­дить диагностическую, корреционно-развивающую и кон­сультативную работу на предприятии. Планируя психо­логическую помощь, психолог в соответствии с постав­ленными перед ним задачами может использовать пред­ставленный в книге диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, адаптируя его к конкрет­ной цели и к условиям конкретной организации.

Данное пособие предназначено как для практикующих психологов, так и для студентов психологических и эко­номических (менеджмент и руководство) специальностей вузов.

Глава 1. Специфика работы психолога в организации

 



2016-09-16 797 Обсуждений (0)
Глава 1. Специфика работы психолога в организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Специфика работы психолога в организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (797)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)