Перевод первичных баллов в баллы МПСС 3 страница
5) противопоставить их с другими идеями. Г Для меня графики, схемы, чертежи в книгах или статьях обычно: 1) полезнее текста, если они точны; 2) полезны, если они ясно показывают важные факты; 3) полезны, если они поднимают вопросы по тексту; 4) полезны, если они подкрепляются и поясняются текстом; 5) не более и не менее полезны, чем другие материалы. Д Если бы мне предложили провести какое-то исследование, я, вероятно, начал бы с... 1) попытки определить его место в более широком контексте; 2) определения того, смогу ли я выполнить его в одиночку или мне потребуется помощь; 3) размышлений и предложений о возможных результатах; 4) решения о том, следует ли вообще проводить это исследование; 5) попытки сформулировать проблему как можно полнее и точнее. Е Если бы мне пришлось собирать от членов какой-то организации информацию, касающуюся ее насущных проблем, я предпочел бы: 1) встретиться с ними индивидуально и задать каждому конкретные вопросы; 2) провести общее собрание и попросить их высказать свои мнения; 3) опросить их небольшими группами, задавая общие вопросы; 4) встретиться неофициально с влиятельными лицами и выяснить их взгляды; 5) попросить членов организации предоставить мне (желательно в письменной форме) всю относящуюся к делу информацию, которой они располагают. Ж Вероятно, я буду считать что-то правильным, истинным, если это «что-то»: 1) выстояло против оппозиций, выдержало сопротивление противоположных подходов; 2) согласуется с другими вещами, которым я верю; 3) было подтверждено на практике; 4) поддается логическому и научному доказательству; 5) можно проверить лично на доступных наблюдению фактах. Когда я на досуге читаю журнальную статью, она будет скорее всего: 1) о том, как кому-то удалось решить личную или социальную проблему; 2) посвящена дискуссионному или социальному вопросу; 3) сообщением о научном или историческом исследовании; 4) об интересном, забавном человеке или событии; 5) точном, без доли вымысла, сообщении о чьем-то интересном жизненном опыте. и Когда я читаю отчет о работе, я обращаю внимание на... 1) близость выводов к моему личному опыту; 2) возможность выполнения данных рекомендаций; 3) надежность и обоснованность результатов фактическими данными; 4) понимание автором целей и задач работы; 5) интерпретацию данных. К Когда передо мной поставлена задача, первое, что я хочу узнать — это: 1) каков наилучший метод для решения этой задачи; 2) кому и когда нужно, чтобы эта задача была решена; 3) почему эту задачу стоит решить; 4) какое влияние решение может иметь на другие задачи, которые приходится решать; 5) какова прямая, немедленная выгода от решения данной задачи. Л Обычно я узнаю максимум о том, как следует делать что-то новое, благодаря тому что: 1) уясняю для себя, как это связано с чем-то другим, что мне хорошо знакомо; 2) принимаюсь за дело как можно раньше;
3) выслушиваю различные точки зрения по поводу того, как это сделать; 4) есть кто-то, кто показывает мне, как это сделать; 5) тщательно анализирую, как это сделать наилучшим образом. М Если бы мне пришлось проходить испытания или сдавать экзамен, я предпочел бы: 1) набор объективных, проблемно-ориентированных вопросов по предмету; 2) дискуссию с теми, кто также проходит испытания; 3) устное изложение и показ того, что я знаю; 4) сообщение в свободной форме о том, как я применил то, чему научился. 5) письменный отчет, охватывающий историю вопроса, теорию и метод. Н Люди, особые качества которых я уважаю больше всего, это, вероятно, „. 1) выдающиеся философы и ученые; 2) писатели и учителя; 3) лидеры политических и деловых кругов; 4) экономисты и инженеры; 5) фермеры и журналисты. О Вообще говоря, я нахожу теорию полезной, если она... 1) кажется родственной тем другим теориям и идеям, которые я уже усвоил; 2) объясняет вещи новым для меня образом; 3) способна систематически объяснить множество связанных ситуаций; 4) служит прояснению моего личного опыта и наблюдений; 5) имеет конкретное практическое приложение. П Когда я читаю книгу (статью), выходящую за рамки моей непосредственной деятельности, я делаю это главным образом из-за... 1) заинтересованности в совершенствовании своих профессиональных знаний; 2) указания со стороны уважаемого мной человека на возможную ее полезность; 3) желания расширить свою общую эрудицию; 4) желания выйти за пределы собственной деятельности для разнообразия; 5) стремления узнать больше об определенном предмете. Р Когда я читаю статью по дискуссионному вопросу, то предпочитаю, чтобы в ней: 1) показывались преимущества для меня, в зависимости от выбираемой точки зрения; 2) излагались все факты в ходе дискуссии; 3) логично и последовательно обрисовывались затрагиваемые спорные вопросы; 4) определялись ценности, которые использует автор; 5) ярко освещались обе стороны спорного вопроса и сущность конфликта. С Когда я впервые подхожу к какой-то технической проблеме, я, скорее всего, буду: 1) пытаться связать ее с более широкой проблемой или теорией; 2) искать пути и способы решить эту проблему; 3) обдумывать альтернативные способы ее решения; 4) искать способы, которыми другие, возможно, уже решили эту проблему; 5) пытаться найти самую лучшую процедуру для ее решения. Т Вообще говоря, я более всего склонен к тому, чтобы: 1) находить уже существующие методы, которые работают, и использовать их как можно лучше; 2) ломать голову над тем, как разнородные методы могли бы работать вместе; 3) открывать новые и более совершенные методы; 4) находить способы заставить существующие методы работать лучше и по-новому; 5) разбираться в том, как и почему существующие методы должны работать. Обработка результатов. А теперь, пожалуйста, перенесите ваши ответы в соответствующие квадратики на бланке дешифратора и суммируйте баллы сначала по строкам, а затем — по столбцам, следуя указаниям на этом бланке. Перепишите ваши оценки в пять пустых квадратов, расположенных ниже. Итак, самая трудная работа позади. Теперь необходимо оценить полученные результаты и дать им содержательную интерпретацию. Но прежде — проверьте качество своей работы. Пять ваших оценок, записанных в обозначенных буквами квадратах (С, И, П, А, Р) нижней части бланка-дешифратора (рис. 1), в сумме должны составить 270 баллов. В ином случае вам придется проверить свою «бухгалтерию»: сначала — по вертикали, а затем, в случае необходимости, и по горизонтали. Если и это не поможет найти ошибку, остается одно — проверить правильность ваших ответов (в смысле соблюдения инструкции) на каждый пункт опросника. Так или иначе, нужно добиться выполнения условия «С + И + П + А + Р = 270». Интерпретация результатов. Как вы уже, наверное, догадались, буквы есть не что иное, как начальные буквы названий стилей мышления. С — синтетический стиль; И — идеалистический стиль; П — прагматический стиль; А — аналитический стиль; Р — реалистический стиль. Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз синтезатора— «Что если...». Синтезаторы стремятся создать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить разные подходы, «снять» противоречия, примирить противоположные позиции. Это теоретизированный стиль мышления, такие люди любят формулировать теории и свои выводы строят на основе теорий, любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей, любят заострить противоречие и попытаться найти принципиально новое решение, интегрирующее противоположные взгляды, они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены, часто ради самих перемен. Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность идеалистов — повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам; они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство в различных позициях, легко, без внутреннего сопротивления воспринимают разнообразные идеи и предложения, успешно решают такие проблемы, где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примирить, объединить. «Куда мы идем и почему?» — классический вопрос идеалистов. Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз прагматиков: «Что-нибудь да сработает», «Годится все, что работает». Поведение прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они придерживаются установки: события в этом мире происходят несогласованно, и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «Сегодня сделаем так, а там посмотрим...» Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя в свою пользу сложившиеся обстоятельства, проявляя гибкость и адаптивность. Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями. Аналитик склонен к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде чем принять решение, аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории. Они воспринимают мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод или систему, способную дать решение той или иной проблемы и поддающуюся рациональному обоснованию. Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов, и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата. Проблема для реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным и хотят это нечто исправить. Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем, на способы поведения, на личностные особенности человека. Если вы набрали от 60 до 65 баллов в качестве оценки любого стиля мышления, это означает, что вы отдаете умеренное предпочтение этому стилю (или стилям). Иначе говоря, при прочих равных условиях вы будете предрасположены использовать этот стиль (или стили) больше (или чаще) других. Если вы набрали от 66 до 71 баллов, значит, вы оказываете сильное предпочтение такому стилю (или стилям) мышления. Вероятно, вы пользуетесь данным стилем систематически, последовательно и в большинстве ситуаций. Если же ваша оценка по какому-то стилю составила 72 балла и больше, тогда у вас очень сильное предпочтение этого стиля мышления. Фактически вы ему преданы. Теперь, если вы получите одну или несколько высоких оценок по каким-то стилям мышления, у вас непременно окажется одна или даже несколько низких оценок по другим стилям. Тогда, если ваша оценка по какому-либо стилю находится в пределах от 43 до 48 баллов, для вас характерно умеренное пренебрежение этим стилем мышления. То есть при прочих равных условиях, вы, по возможности, будете избегать его при решении значимых для вас проблем. Если вы набрали от 37 до 42 баллов, у вас, скорее всего, стойкое игнорирование такого стиля мышления. Наконец, если ваша оценка равна 36 баллам или меньше, этот стиль вам абсолютно чужд, вы, вероятно, не пользуетесь им практически нигде и никогда, даже если он является лучшим подходом к проблеме при данных обстоятельствах.
Методика «Интеллектуальная лабильность» Диагностическая цель: прогноз успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности. Процедура. Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Обследуемые должны за несколько секунд выполнить несложные задания, которые будет зачитывать экспериментатор. Обследование можно проводить как индивидуально, так и в группе. Инструкция испытуемому: Будьте внимательны, работайте быстро. Не переспрашивайте, два раза повторять не буду. Приступайте к выполнению задания только тогда, когда я скажу: «Начинайте!», а при слове «Стоп» — заканчивайте. Вопросы теста 1. Напишите первую букву имени «Сергей» и последнюю букву первого месяца года (время выполнения — 3 секунды). 2. (квадрат 4) Напишите слово «Пар» так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 секунды). 3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 секунды). 4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 секунды). 5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 секунды). 6. (квадрат 8) Разделите второй круг на три, а четвертый на две части (4 секунды). 7. (квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 секунды). 8. (квадрат 12) Поставьте в первом прямоугольнике плюс, третий зачеркните, а в шестом поставьте ноль (4 секунды). 9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией, поставьте плюс в меньшем треугольнике (3 секунды). 10. (квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 секунды). 11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом, обозначьте точку пересечения последней буквой названия вашего города (4 секунды). 12. (квадрат 18) Если в слове «синоним» шестая буква гласная, то поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 секунды). 13. (квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 секунды). 14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав точки 1 и 3 (3 секунды). 15. (квадрат 21) Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 секунды). 16. (квадрат 22) Разделите первую линию на три части, вторую — на две части, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 секунды). 17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй — с нижним концом четвертой (3 секунды). 18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 секунды). 19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 секунды). 20. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С — галочку (3 секунды). 21. (квадрат 27) Если слова «Дом» и «Дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 секунды). 22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа +, в середине проведите диагональ (3 секунды). 23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 секунды). 24. (квадрат 30) Если в слове «Подарок» третья буква не «И», напишите сумму чисел 3 и 5 (3 секунды). 25. (квадрат 31) В слове «Салют» обведите кружком согласные буквы, а в слове «Дождь» зачеркните гласные (4 секунды). 26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 секунды). 27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 секунды). 28. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 секунды). 29. (квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными — стрелку, направленную влево (5 секунд). 30. (квадрат 36) Напишите слово «Мир» так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая — в прямоугольнике (3 секунды). 31. (квадрат 37) Укажите стрелками направление горизонтальных линий вправо, а вертикальных — вверх (5 секунд). 32. (квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 секунды). 33. (квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 секунд). 34. (квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией — стрелку, направленную влево (2 секунды). 35. (квадрат 42) Заключите «М» в квадрат, «К» — в круг, «О» — в треугольник (4 секунды). 36. (квадрат 43) Сумму цифр 5 и 2 напишите в прямоугольнике, а их разность в ромбе (4 секунды). 37. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на три, и подчеркните все остальные (5 секунд). 38. (квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 только в прямоугольник (3 секунды). 39. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружком четные цифры (5 секунд). 40. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные цифры в круглые скобки (5 секунд). Обработка результатов. Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается пропущенное задание. Нормы выполнения: 0-4 ошибки — высокая лабильность, хорошая способность к обучению; 5-9 ошибок — средняя лабильность; 10 и более ошибок — низкая лабильность, трудности в переобучении. 15 и более ошибок — малый успех в любой деятельности.
Бланк ответов Ф. И. О.____ Дата______ Доп. данные______________________________ • Итоговый балл______________________________
4.3. Диагностика личностных качеств, интересов и склонностей
Методика «Личностный дифференциал» Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о
структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике. Процедура отбора шкал ЛД. ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта. Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала: 1. Оценки 2. Силы 3. Активности. Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков. 1. Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом. 2. Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли бланки самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале. 3. 120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-балльным), представляющим факторы семантического дифференциала, оценки усреднялись. В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности. Интерпретация факторов ЛД. При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности. При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) — его отвержению. Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор С выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки. Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) — на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга. При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение. Использование метода ЛД. ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов — с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности могут быть получены и с помощью ЛД. Уровни самоуважения, доминантности-тревожности и экстраверсии-интроверсии является достаточно важными показателями в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами. От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии. В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т. д. Опросник для оценки своей настойчивости Инструкция. Вам предлагается ряд ситуаций. Представьте себя в этих ситуациях и оцените, насколько они для вас характерны. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак « + », если не согласны — знак «-». Текст опросника 1. Я уже определил свою цель на будущее и готовлюсь к ее достижению. 2. Я систематически стремлюсь к намеченной цели, какой бы далекой она ни была. 3. У меня обычно пропадает желание добиваться далекой цели, если что-нибудь этому препятствует. 4. Даже при неудачах я уверен, что все равно добьюсь своего. 5. Я стараюсь не ставить перед собой очень далеких целей, так как считаю, что легче жить сегодняшним днем. 6. Я несколько раз пытался заниматься самосовершенствованием, но из этого так ничего и не вышло. . 7. Неудачи выбивают меня из колеи, и я отказываюсь от намерения достичь чего-нибудь значительного. 8. Если уж я поставил перед собой важную для меня цель, то меня трудно остановить. 9. Поражение побуждает меня действовать с удвоенной силой. 10. Я много раз пытался спланировать свою неделю, но так и не смог выполнить намеченного из-за плохой самоорганизованности. 11. При возникновении трудностей я начинаю сомневаться, стоит ли продолжать начатое. 12. Мне часто бывает трудно довести дело до конца, особенно если для этого требуются недели и месяцы. 13. Мои близкие считают меня одержимым. 14. Я испытываю большое удовлетворение, когда добиваюсь намеченного вопреки имевшимся трудностям. 15. Я часто бросаю на половине пути начатые дела, теряя к ним интерес. 16. Я умею ждать и терпеть, поэтому отдаленные цели меня не пугают. 17. Препятствия лишь раззадоривают меня, делают мои решения более твердыми. 18. Лень, а не сомнения в успехе вынуждает меня слишком часто отказываться от достижения цели. Обработка результатов. По 1 баллу начисляется за ответы «Да» по позициям: 1, 2, 4, 8, 9, 13, 14, 16, 17 и за ответы «Нет» по позициям: 3, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 18. Чем больше сумма набранных по всем позициям баллов, тем больше у обследованного выражена самооценка настойчивости, свидетельствующая о его склонности доводить начатое дело до конца.
Методика «Исследование ригидности» Диагностическая цель. Методика предназначена для диагностики ригидности. Ригидность является чертой личности, единодушно относимой психологами к числу наиболее важных. Она представляет собой затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Или, иначе говоря, ригидность — тенденция к сохранению своих установок, стереотипов, способов мышления, неспособность изменить личную точку зрения Методика представляет собой перечень утверждений, с которыми испытуемый может согласиться или нет. Инструкция. Оцените утверждения с позиции «согласия».
Текст опросника
«Нет»: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 14, 18, 20, 23, 26, 27, 30, 31, 33, 34, 38, 39, 40, 43, 44, 46, 48, 50.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (416)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |