Перевод первичных баллов в баллы МПСС 1 страница
Общий балл МПСС по отношению руководителей к себе как к профессиональному руководителю мы получим формулы: Рср1 = Pкс + Рк где Рср1 — общий балл МПСС по отношению к себе; Ркс - балл по коэффициенту Спирмена; Рк — балл по локус контролю. Для диагностики третьего вида отношений (отношение к самосовершенствованию) используется адаптивный вариант методики определения мотивационного профиля личности. В ее основе лежит производительно-потребительская интерпретация характера и места различных классов потребностей и мотивов в структуре человеческой деятельности, которая берет свое начало в учении об иерархии потребностей А. Маслоу. Он описывает иерархию мотивов, которые человек последовательно делает основной сферой своей жизненной активности. Среди них: сфера жизнеобеспечения, комфорт и безопасность, приобщение к социуму, самоутверждение в социуме, самоактуализация. Методика состоит из 12 групп утверждений (см. «Методика определения мотивационного профиля личности — адаптивный вариант»). Каждая из них разделяется на 8 альтернативных пунктов (а, б, в, г, д, е, ж, з). Испытуемый должен выразить свое отношение к каждому из них по пятибалльной системе. При обработке результатов ответы испытуемого переводятся в баллы: «(+)» - 3 балла; «+» - 2 балла; «=» - 1 балл; «-» и «?» - 0 баллов. Баллы суммируются по каждой подшкале; в результате сумма может варьировать с 0 до 12 баллов. В бланке заполнения на месте ответов испытуемого даны ключи расшифровки по под шкалам. Суммированные по соответствующим подшкалам результаты переносятся в бланк обработки, который отображает общий мотивационный профиль сотрудника. Суммарные диагностические оценки относятся к семи собственно мотивационным шкалам, составляющим мотивационный профиль личности: П — поддержание жизнеобеспечения; К — комфорт; С — социальный статус; О — общение; Д — общая активность; Др — творческая активность; Од — общественная полезность. Помимо того, каждая из этих шкал представляется в четырех подшкалах: ж — общежитейская, т. е. относящаяся ко всей сфере жизнедеятельности; р — рабочая, относящаяся к сугубо рабочей (служебной) сфере; — «идеальное» состояние мотива, т. е. уровень собственно побуждения, устремления; — «реальное» состояние мотива: насколько испытуемый расценивает данный мотив реализованным в настоящее время; сколько им для достижения этого удовлетворения затрачивается усилий. Последовательность расположения шкал мотивационного профиля на координатной оси каждого обследуемого сотрудника имеет неслучайный характер, а воплощает в своей основе интерпретацию иерархии мотивов А. Маслоу. Преобладание мотивов (П, К, С) можно определить как тенденцию поддержания жизнедеятельности и нормального социального существования личности сотрудника, т. е. как потребительскую тенденцию. Вторая группа мотивов (Д, Др, Од) определяется как личностно развивающаяся или производительная тенденция. В значительной степени в этих группах отражаются те способы существования человека, которые Э. Фромм определяет как модус обладания и модус бытия. В основе изучения результатов и первичной интерпретации данных тестирования лежит мотивационная типология, строящаяся в соответствии с характером профильного рисунка, т. е. на основе соотношения показателей всех шкал, выводимых в результате тестирования. В результате анализа можно выделить 5 основных типов мотивационного профиля личности сотрудника, которые затем интерпретируются в баллах мотивации профессионального самосовершенствования. Мотивационные профили Креативный(5 баллов МПСС) характеризует заметное превышение общего уровня развивающих мотивов над уровнем мотивов поддержания: (Д + Др + Од) - (П + К + С) > 5 баллов. Экспрессивный (4 балла МПСС) отражает стремление к самоутверждению путем выборочной дифференциации поддерживающих и развивающих мотивационных факторов (сочетание экстремумов К и Др). Импульсивный(3 балла МПСС) выражает строгую дифференциацию и возможные противоречия между мотивационными факторами (резкие перепады профильной линии с тремя выраженными пиками). Монотонный(2 балла МПСС) показывает недостаточную дифференцированность иерархии мотивов, ее бедность и невыраженный характер. Блокирующий(1 балл МПСС) характеризует превышение общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами. Он противоположен креативному типу: (Д + Др + Од)< (П + К + С). Дополнительная информация об отношении персонала к самосовершенствованию может поступать из анализа ответов на вопросы 2 анкеты 3 и анкеты 4. Ответы на открытые вопросы анкеты 1,4,10,14 анкеты 4 интерпретируются так же, как в методике «Незаконченные предложения», за каждый положительный ответ на вопросы 2,5,8 анкеты 4 добавляется по 0,2 балла (дополнительно). Для ответов на закрытые вопросы предлагается следующая система оценки. Вопрос 2 анкеты 3:
Вопрос 12 анкеты 4: Средний балл = Q1 + Q2 + …. Q15 Перевод оценочной шкалы вопроса в первичные баллы: 5 — 2 4— 1 3— 0 0 — -2 Общий балл МПСС по отношению сотрудников к профессиональному самосовершенствованию мы получим из формулы:
Рсрз = РМ + Еср * Р01 - РG где Рсрз — общий балл МПСС по отношению к самосовершенствованию; Рм — балл мотивационного профиля; Р01 — средний балл за ответы на вопросы; PG —дополнительный балл. На основе всего изложенного ранее общий балл МПСС можно выразить формулой: Р = РСР1 + РСР2 + РСР3 Он находится в пределах от 1 до 5. Вполне понятно, что более высокий уровень мотивации профессионального самосовершенствования будет у сотрудника с большим баллом МПСС. Психодиагностика мотивации профессионального самосовершенствования персонала есть способ объективации социальной перцепции, поэтому ее результаты в конечном счете валидизируются социальным опытом. При диагностике мотивации валидизация должна проводиться путем коррелирования результатов тестирования с показателями трудовой активности, конкретными результатами профессиональной деятельности, полученными при их анализе и учете экспертных оценок, других личностных методик (см.: Методика групповой оценки личности (ГОЛ), анкета 5). В качестве меры валидности выступает коэффициент ранговой корреляции Спирмена баллов ГОЛ и баллов МПСС. Экспериментально получено значение коэффициента: г = 0,73. Такой результат свидетельствует о наличии довольно тесной связи между результатами профессиональной деятельности сотрудников, значениями шкалы МПСС и мнениями экспертов. Таким образом, предложенная комплексная методика позволяет изучать мотивацию профессионального самосовершенствования персонала, оценивать по этому параметру каждого сотрудника и определять его конкретный мотивационный профиль. Интерпретация полученных данных дает возможность принимать меры по развитию мотивации, прогнозировать эффективность профессиональной деятельности сотрудников. При необходимости (дефицит времени, слабая профессиональная подготовленность психологов и т. п.) диагностику мотивации профессионального самосовершенствования можно проводить не по" полной схеме, а с использованием отдельных методик и анкет, результаты интерпретации которых вписываются в общий ключ методики как по определению центральных величин, так и по дисперсии. Для этой цели предлагается использовать «сокращенный пакет»: ■ методика «Логический квадрат»; ■ методика субъективного локус контроля; ■ методика «Мотивационный профиль личности*. Комплексная методика изучения мотивационных характеристик менеджеров является профессионально емким, универсальным, но сложным в применении инструментом, предназначаемым для практических психологов, имеющих фундаментальную базовую подготовку. Вместе с тем ее отдельные элементы могут быть успешно освоены и непрофессионалами при соответствующей помощи и поддержке специалистов. В полной мере методику целесообразно использовать один — два раза в год не только для оценки МПСС, но и для определения путей ее дальнейшего развития на основании целенаправленной работы должностных лиц по формированию у персонала высокой мотивации в профессиональной деятельности.
4. Методики психологического обследования при решении задач профессионального подбора и определения профессиональной компетентности персонала
4.1. Психодиагностика интеллекта и креативности Краткий отборочный тест В. Н. Бузина[2]
Диагностическая цель. Краткий отборочный тест (КОТ) относится к категории тестов общих умственных способностей (19) и предназначен для определения интегрального показателя «общих способностей», предусматривая диагностику следующих «критических точек» (А. Анастази) интеллекта: — способность обобщения и анализа материала; — гибкость мышления; — инертность мышления, переключаемость; — эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость; — скорость и точность восприятия; — употребление языка, грамотность; — выбор оптимальной стратегии, ориентировка; — пространственное воображение. Контингент. Методика определения общих способностей КОТ предназначена для использования при отборе и распределении кадров в промышленности, армии, системе образования. Она может использоваться в любых ситуациях, связанных с определением способности к обучению. Ограничением использования методики является образовательный уровень. Нижняя граница для КОТ—, 7-й класс общеобразовательной школы (12-13 лет). Инструкция. Вам предлагается несколько простых заданий. Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте её. Занесите в бланк ответов следующие данные: Ф.И.О.__________________ Возраст__ Пол___ Образование_______________ Специальность_____________________________ Ниже приводятся образцы заданий и правильные ответы на них: Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них: 1. "Быстрый"является противоположным по смыслу слову: 2. Бензин стоит 44 цента за литр. Сколько стоит 2,5 литра? 3. Минер-минор. Эти два слова являются: Тест, который Вам будет предложен сейчас, содержит 50 вопросов. На выполнение теста Вам дается 15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Если необходимо — пользуйтесь бумагой для записи. О том, что Вам не понятно, спросите сейчас. Во время выполнения теста ответы на ваши вопросы даваться не будут. После команды "Начали!" переверните страницу и начинайте работать. Через 15 минут, по команде, сразу же прекратите выполнение заданий, переверните страницу и отложите ручку. Сосредоточьтесь. Положите ручку справа от себя. Ждите команды. Начали! Тестовый материал: 1. Одиннадцатый месяц года — это: 2. "Суровый" является противоположным по значению слову: 3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других: 4. Ответьте Да или Нет. 5. Какое из следующих слов отлично от других: 6. Слово "безукоризненный" является противоположным по своему значению слову: 7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову "жевать" как обоняние и нос: 8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными? 9. "Ясный" является противоположным по смыслу слову: 10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500 долларов заработав при этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он продал? 11. Слова "стук" и "сток" имеют: 12. Три лимона стоят 45 центов. Сколько стоит 1,5 дюжины. 13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми? 14. "Близкий" является противоположным слову: 15. Какое число является наименьшим: 16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа запишите две последние буквы последнего слова. 17. Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других? 18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй? 19. "Восходить" и "возродить" имеют: 20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответ будет П, если неправильно — Н. 21. Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл, найдите их: 22. Какое число должно стоять вместо знака "?": 23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в: 24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет: 25. Поезд проходит 75 см за 1/4 с. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 5 с? 26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 доллара. Сколько килограмм фарша можно купить за 80 центов? 28. Расстилать и растянуть. Эти слова: 29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было получить квадрат: 30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет: 31. Автомобиль стоимостью 2400 долларов был уценен во время сезонной распродажи на 33 1/3%. Сколько стоил автомобиль во время распродажи? 32. Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция: 33. На платье требуется 2 1/3м. ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м? 34. Значения следующих двух предложений: 35. Увеличивать и расширять. Эти слова: 36. Смысл двух английских пословиц: 37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 3,6 долларов. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены? 38. Претензия и претенциозный. Эти слова по своему значению: 39. Если бы полкило картошки стоило 0,0125 доллара, то сколько килограмм можно было бы купить за 50 центов? 40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили: 41. Отражаемый и воображаемый. Эти слова являются: 42. Сколько соток составляет участок длиною 70 м и шириной 20 м? 43. Следующие две фразы по значению: 44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12.5% случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить се сто раз? 45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы бы поставили на его место: 46. Три партнера по акционерному обществу (АО) решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 долларов, К. — 3500 долларов, П. — 2000 долларов. Если прибыль составит 2400 долларов, то насколько меньше прибыль получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам? 47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл: 48. Значение следующих фраз: 49. Какая из этих фигур наиболее отлична от других? 50. В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большого размера на странице умещается 900 слов, меньшего — 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом? Обработка результатов
Таблица 14 Ключ к КОТ
За каждый правильный ответ присваивается 1 балл. Полученная сумма баллов интеллектуального развития сравнивается с медианными нормами теста. Таблица 15 Р: CENTER. Медианные нормы теста
Рекомендации испытуемому'. КОТ позволяет дать испытуемому рекомендации по коррекции тех аспектов интеллекта, недостаточное развитие которых не дает возможности правильно и быстро выполнять соответствующие задания. Если испытуемый плохо (неправильно) выполняет задания 10, 13, то можно рекомендовать упражнения на концентрацию и распределение внимания. Если испытуемый плохо справляется с заданиями типа 2, 5, 6, то в этом случае можно рекомендовать чтение толковых словарей, словарей крылатых выражений и слов, пословиц и поговорок, словарей иностранных слов и двуязычных словарей и решение лингвистических задач. Если испытуемый плохо выполняет числовые задачи, то ему можно рекомендовать решать задачи из сборников головоломок, неоднократно у нас издававшихся. Если испытуемым плохо выполняются пространственные задачи, то ему можно рекомендовать упомянутые выше техники концентрации на объектах, добавив манипуляции с объектом и преобразования его, и решение пространственных головоломок.
Опросник креативности Джонсона[3]
Диагностическая цель. Опросник креативности (ОК) фокусирует внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК — это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Контингент. ОК может быть использован только как метод экспресс-оценки, со всеми вытекающими отсюда ограничениями. Опросник предназначен для психологов, а также может применяться педагогами после предварительной консультации со школьным психологом. Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего его лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т. д.). Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста). Процедура тестирования. Заполнение опросника требует 10-20 минут. Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (см. «Возможные оценочные баллы»). Текст опросника Контрольный список характеристик креативности Творческая личность способна: 1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей). 2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость). 3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость). 4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность). 5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию). 6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность). 7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность). 8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).
Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: СПбУПМ, 1997.
Лист ответов Дата_______________ Школа____ Класс________ Возраст____________ Респондент (ФЛ.О.)_________ (заполняющий анкету) Инструкция. В листе ответов номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Их перечень см. в тексте опросника. Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики. Возможные оценочные баллы: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно.
Обработка результатов. При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов). В таблице 16 представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |