Перевод первичных баллов в баллы МПСС 2 страница
Таблица 16 Соотношение полученных баллов по опроснику Джонсона уровням креативности
Для определения надежности опросника Джонсон сравнивал между собой данные, полученные от разных респондентов (экспертов), которые проводили оценку творческих возможностей одних и тех же учеников в различных ситуациях. По Джонсону, коэффициент корреляции между данными различных экспертов находится в пределах от 0,70 до 0,80 (что является доказательством достаточно высокого уровня согласованности этих данных). Следует также отметить, что с увеличением возраста детей согласованность данных различных экспертов между собой возрастает. В работах Джонсона приводятся различные корреляционные данные, направленные на определение внешней валидности ОК. Джонсон сообщает (1975), что существует значимая положительная корреляция между данными ОК и данными методики «Социальное взаимодействие и креативность в коммуникационной системе». Также сообщается о существовании положительной корреляции между ОК и вербальной батареей тестов творческого мышления Торренса (г = 0,56), между ОК и тестом отдаленных ассоциаций (г = 0,51). Джонсон приводит данные о корреляции между ОК и отдельными субтестами теста Векслера. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ОК и данными теста интеллекта Векслера равен 0,62 (объем выборки — 18 детей от 6-ти до 7-ми лет). Также отмечено наличие отрицательной корреляции между данными ОК и шкалой локуса контроля для детей (тест Новински — Стрикленда). Можно сказать, что существует отрицательная связь между креативностью и экстернальностью, то есть убеждением учащихся в том, что их поведение в значительной степени зависит от удачи, случая, судьбы и влияния других людей. Существует значимая положительная корреляция между ОК и данными теста «Прогрессивные матрицы Равена» (г = 0,48), а также между ОК и показателями теста ШТУР (г = 0,41). Все полученные данные свидетельствуют о возможности применения ОК Джонсона в качестве психодиагностического инструмента для оценки творческих проявлений, доступных прямому наблюдению. Тест «Закончи рисунок» Торренса[4] Инструкция. Вам предлагают выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения и фантазии. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное и хорошо бы такое, до которого далеко не каждый додумается. Перед вами 10 незаконченных фигур (рис. 2). Если вы к ним добавите дополнительные линии или штрихи, получатся интересные предметы или даже сюжетные картинки. Придумайте название для вашего рисунка и напишите его под ним. Время выполнения ограничено (всего 15 мин). Поэтому работайте быстро».
При подведении результатов тестирования используются критерии, приведенные в табл. 17. Количество баллов, полученных обследуемым, и является одним из показателей креативности, способности выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных. Оригинальность решений означает способность избегать легких и очевидных ответов. Максимальное количество возможных баллов — 20. Приведем критерии (табл. 17) для выводов, полученные при обследовании на выборке из 500 человек.
Таблица 18 Показатели нормы креативности для разных возрастных групп
Баллы ниже нормы свидетельствуют о низком уровне креативности, выше — о высоком.
Вербальный тест Торренса для исследования уровня креативности 1. Образуйте как можно больше слое, начинающихся: а) с про...; б) с дв.... Время — 2 мин на каждый пункт. Подсчитывается количество всех слов. 2. Подберите как можно больше слое с окончанием а) ...тие; б) ...инт. Время — 2 мин на каждый пункт. Подсчитывается количество всех слов. 3. Предлагаются четыре начальные буквы для четырех слов. Составьте из них как можно больше 4-словных предложений. Буквы: а) М, П, В, А; б) 3, к, д, н. Время — 3 мин на каждый пункт. Подсчитывается количество всех предложений. 4. Часто длинные названия обозначаются их начальными буквами, на пример ООН, СНГ. Перед вами аббревиатуры выдуманных названий. Попытайтесь их расшифровать, придумав свои названия. Аббревиатуры: НПБ, АНЛО, ТЭФ, КОРА, МУГ, ЛИП, ПАР, УГАТ, СБС, АДОК. Можно дать несколько вариантов расшифровки каждого сокращения. Время — 5 мин на все. Подсчитывается количество всех предложенных расшифровок. 5. Напишите как можно больше предметов или вещей, обладающих данным качеством: а) что можно сгибать; б) мягкий. Время — 2 мин на каждый пункт. Подсчитывается количество названных предметов или вещей. 6. Какими еще другими словами можно выразить: Время — 2,5 мин на каждый пункт. Подсчитывается количество придуманных синонимов. 7. К самому повседневному предмету вы должны придумать как можно больше необычных способов применения: а) пустая консервная банка; б) кирпич. Время — 2,5 мин на каждый пункт. Подсчитывается количество ответов. При подведении итогов результат всех семи заданий делится на семь. Полученное число и является показателем креативности. Критерии: 1-2 балла — низкий результат; 3-4 балла — результат ниже среднего; 5 баллов — средний показатель; 6 баллов — показатель выше среднего; 7 баллов — высокий показатель; 8-9 баллов — очень высокий показатель.
4.2.Диагностика познавательных процессов
4.2.1.Диагностика свойств внимания и работоспособности Тест Бурдона
Диагностическая цель. Исследование концентрации, устойчивости и распределения внимания. Материал и процедура тестирования. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки. Возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать (при изучении распределения внимания). Инструкция. На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы Е. Через каждые 60 секунд по команде отметьте вертикальной чертой то место, до которого вы успели просмотреть текст. Обработка результатов. Результаты I пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важными показателями I являются характеристики качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы). Концентрация внимания оценивается по формуле: С С2 К = Сх— или К = — где С — число строк таблицы, просмотренных испытуемым; п — количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков). Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание. Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле: А = S/t, где А — темп выполнения; S — количество букв в просмотренной части корректурной таблицы; t — время выполнения. По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособности в динамике.
Показатель переключаемости вычисляется по формуле: C= S0/S *100 где S0— количество ошибочно проработанных строк; S — общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы. При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы. Таблица 19
Тест Мюнстерберга Диагностическая цель. Методика направлена на определение избирательности внимания. Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания. А также высокой помехоустойчивости. Материал и процедура тестирования. Испытуемому предлагается лист, на котором напечатаны строчками буквы русского алфавита. Среди них в разных местах впечатаны слова, хорошо знакомые испытуемому. Слова имеют разный смысл, разную степень обобщенности. Испытуемый должен как можно быстрее найти слова и подчеркнуть их. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания, количество найденных слов (всего их 25), количество слов, неправильно воспринятых испытуемым, количество слов, неправильно подчеркнутых, количество слов, которые подчеркнуты сверх нормы. Инструкция. Среди буквенного теста имеются слова. Ваша задача как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. Пример: рюклбюсрадостьуфокнп. Время работы — 2 минуты. Подсчитывается количество слов, выделенных испытуемым и количество допущенных ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова). Методика применяется как в группе, так и индивидуально. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова). Стимульный материал Фамилия испытуемого____________________
Методика «Расстановки чисел» Диагностическая цель. Методика предназначена для оценки произвольного внимания. Процедура тестирования. Методика удобна при групповом обследовании. Групповое обследование рекомендуется проводить в присутствии психолога-экспериментатора . Инструкция. В течение 2 минут вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя». Стимульный материал
Тест «Распределение и переключение внимания»[5] Диагностическая цель. Изучение распределения и переключения внимания. Процедура тестирования. Испытуемый должен найти и показать поочередно белые цифры в возрастающем порядке и черные цифры в убывающем порядке, т. е. 1 — белое, 24 — черное, 2 — белое, 23 — черное и т. д. Фиксируется время выполнения задания, количество ошибок. Стимульный материал Обработка и анализ результатов Таблица 21 Бланк обработки результатов методики «Распределение и переключение внимания»
Для водительских профессий переключаемость внимания является профессионально необходимым качеством и должна быть не менее 4 баллов — это порог профпригодности.
4.2.2.Диагностика памяти
Методика «Оперативная память» Диагностическая цель. Изучение оперативной памяти. Инструкция. «Сейчас я назову вам пять чисел. Ваша задача — постараться запомнить их, затем в уме сложить первое число со вторым, а полученную сумму записать; второе число сложить с третьим, сумму записать и четвертое с пятым, снова записать сумму. Таким образом, у вас должно быть получено и записано четыре суммы. Время для вычислений — 15 секунд. После чего я зачитываю следующий ряд чисел. Вопросы есть? Будьте внимательны, числа зачитываются только один раз». Обработка результатов. Подсчитывается число правильно найденных сумм. Максимальное их число — 40. Норма взрослого человека — от 30 и выше. Методика «Память на числа» Диагностическая цель. Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Процедура тестирования. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке. Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и вы должны будете записать все те числа, которые вы запомнили». Стимульный материал: Обработка и анализ результатов. Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека — 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени. Методика «Память на образы» Диагностическая цель. Методика предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Процедура тестирования. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 сек. Образы необходимо запомнить и в течение 1 мин воспроизвести на бланке. Стимульный материал Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек. запомнить как можно больше образов. Через 20 сек. уберут таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили». Обработка и анализ результатов. Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально. 4.2.3.Диагностика мышления[6] Тест Липпмана «Логические закономерности» Диагностическая цель. Исследование логического аспекта мышления. Процедура тестирования. Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ: 1) 2, 3, 4, 5, 6, 7 2) 6, 9, 12, 15, 18, 21 3) 1, 2, 4, 8, 16, 32 4) 4, 5, 8, 9, 12, 13 5) 19, 16, 14, 11, 9, 6 6) 29, 28, 26, 23, 19, 14 7) 16; 8; 4; 2; 1; 0,5 8) 1, 4, 9, 16, 25, 36 9) 21, 18, 16, 15, 12, 10 10) 3, 6, 8, 16, 18, 36 Обработка и интерпретация результатов. Проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по «ключу» (табл. 22). Таблица 22 Ключ к методике «Логические закономерности» Предъявленные ряды Правильные ответы 1) 2, 3, 4, 5, 6, 7 8; 9 2) 6, 9, 12, 15, 18, 21 24; 27 3) 1, 2, 4, 8, 16, 32 64; 128 4) 4)4,5,8,9,12,13 16; 17 5) 19, 16, 14, 11, 9, 6 4; 1 6) 29, 28, 26, 23, 19, 14 8; 1 7) 16, 8, 4, 2, 1, 0,5 0,25; 0,125 8) 1, 4, 9, 16, 25, 36 49; 64 9) 21, 18, 16, 15, 12, 10 9; 6 10) 3, 6, 8, 16, 18, 36 38; 76 Оценка результатов производится с помощью табл. 23
Тест «Сложные аналогии» Диагностическая цель. Методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Процедура тестирования. В «Образце» расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения, например, «Овца— стадо» — часть и целое, «Малина— ягода»— определение, «Море— океан» — различаются в количественном отношении и т. д. В части «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых испытуемые должны сопоставить с одним из образцов, например, «Глава — роман» аналогично «Овца — стадо» (указать номер аналогичного образца: «Глава — роман» — 1). Инструкция. «На бланке перед вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 цифр, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им цифры приведены в таблице «Образец». Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «Образец». И после этого в цифровом ряду обвести кружком ту из цифр, которая соответствует найденному в таблице «Образец» аналогу. Время выполнения задания — 3 минуты». Образец: Овца — стадо — 1 Малина — ягода — 2 Море — океан — 3 Свет — темнота —4 Отравление — смерть —5 Враг — неприятель —6 Стимульный материал:
Обработка и анализ результатов. Проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по «ключу» (табл. 24). Анализ результатов производится с помощью табл. 25. Таблица 24 Ключ к методике «Сложные аналогии»
Таблица 25 Уровень развития понятийного мышления по методике «Сложные аналогии»
Методика «Числовые ряды», или Оценка математического мышления
Диагностическая цель. Исследование логического аспекта математического мышления. Инструкция (взрослый вариант). «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерности построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы — 5 минут». Стимульный материал. Лист бумаги с напечатанными на нем примерами. Числовые ряды
Обработка результатов производится по ключу:
Оценка проводится по количеству правильно написанных чисел. Норма взрослого человека — 3 и выше. Интерпретация результатов. Если испытуемый затрудняется ответить при решении подобных задач, это может обозначать, что он плохо анализирует цифровой материал, не видит в нем скрытых закономерностей, поэтому не может ими пользоваться, следовательно, его логическое мышление в математике развито слабо. Тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой) Диагностическая цель. Исследование индивидуальных особенностей мышления. Инструкция. «Этот тест предназначен для того, чтобы помочь определить предпочитаемый вами способ мышления, а также манеру задавать вопросы и принимать решения. Среди предлагаемых на выбор ответов нет правильных или неправильных. Максимум полезной информации вы получите в том случае, если будете как можно точнее сообщать об особенностях вашего реального мышления, а не о том, как по-вашему следовало бы мыслить. Каждый пункт данного опросника состоит из утверждения, за которым следуют пять его возможных окончаний. Ваша задача — указать ту степень, в которой каждое окончание применимо к вам. На опроснике в квадратах справа от каждого окончания проставьте номера — 5, 4, 3, 2 или 1, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо к вам: от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит). Каждый номер (балл) должен быть использован только один раз. Каждое из пяти окончаний в группе должно получить номер. Пример: Когда я читаю книгу по специальности, я обращаю внимание главным образом на: 1) качество изложения, стиль; 2) основные идеи книги; 3) композицию и оформление книги; 4) логику и аргументацию автора; 5) выводы, которые можно сделать из книги. Если вы уверены, что поняли приведенную выше инструкцию, продолжайте работать дальше». Стимульный материал. Текст опросника А Когда между людьми имеет место конфликт на почве идей, я отдаю предпочтение той стороне, которая: 1) устанавливает, определяет конфликт и пытается выразить его открыто; 2) лучше всех выражает затрагиваемые ценности и идеалы; 3) лучше всех отражает мои личные взгляды и опыт; 4) подходит к ситуации наиболее логично и последовательно; 5) излагает аргументы наиболее кратко и убедительно. Б Когда я начинаю работать над проектом в составе группы, самое важное для меня: 1) понять цели и значение этого проекта; 2) раскрыть цели и ценности участников рабочей группы; 3) определить, как мы собираемся разрабатывать данный проект; 4) понять, какую выгоду этот проект может принести для нашей группы; 5) чтобы работа над проектом была организована и сдвинулась с места. В Вообще говоря, я усваиваю новые идеи лучше всего, когда могу: 1) связывать их с текущими или будущими занятиями; 2) применять их к конкретным ситуациям; 3) сосредоточиться на них и тщательно их проанализировать; 4) понять, насколько они сходны с привычными идеями;
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (510)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |