Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перевод первичных баллов в баллы МПСС 2 страница



2016-09-16 510 Обсуждений (0)
Перевод первичных баллов в баллы МПСС 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Таблица 16

Соотношение полученных баллов по опроснику Джонсона уровням креативности

 

Уровень креативности Сумма баллов
Очень высокий 40-34
Высокий 33-27
Нормальный, средний 26-20
Низкий 19-15
Очень низкий 14-8

Для определения надежности опросника Джонсон сравнивал между собой данные, полученные от разных респондентов (экспертов), которые проводили оценку твор­ческих возможностей одних и тех же учеников в различ­ных ситуациях. По Джонсону, коэффициент корреляции между данными различных экспертов находится в пре­делах от 0,70 до 0,80 (что является доказательством дос­таточно высокого уровня согласованности этих данных). Следует также отметить, что с увеличением возраста де­тей согласованность данных различных экспертов между собой возрастает.

В работах Джонсона приводятся различные корреляци­онные данные, направленные на определение внешней валидности ОК. Джонсон сообщает (1975), что существует значимая положительная корреляция между данными ОК и данными методики «Социальное взаимодействие и креа­тивность в коммуникационной системе». Также сообщает­ся о существовании положительной корреляции между ОК и вербальной батареей тестов творческого мышления Тор­ренса (г = 0,56), между ОК и тестом отдаленных ассоциа­ций (г = 0,51). Джонсон приводит данные о корреляции между ОК и отдельными субтестами теста Векслера. Коэф­фициент ранговой корреляции Спирмена между ОК и дан­ными теста интеллекта Векслера равен 0,62 (объем выбор­ки — 18 детей от 6-ти до 7-ми лет). Также отмечено нали­чие отрицательной корреляции между данными ОК и шка­лой локуса контроля для детей (тест Новински — Стрикленда). Можно сказать, что существует отрицательная связь между креативностью и экстернальностью, то есть убежде­нием учащихся в том, что их поведение в значительной степени зависит от удачи, случая, судьбы и влияния дру­гих людей. Существует значимая положительная корреля­ция между ОК и данными теста «Прогрессивные матрицы Равена» (г = 0,48), а также между ОК и показателями теста ШТУР (г = 0,41). Все полученные данные свидетельствуют о возможности применения ОК Джонсона в качестве пси­ходиагностического инструмента для оценки творческих проявлений, доступных прямому наблюдению.

Тест «Закончи рисунок» Торренса[4]

Инструкция. Вам предлагают выполнить увлекатель­ные задания. Все они потребуют от вас воображения и фантазии. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное и хорошо бы такое, до которого далеко не каждый додумается. Перед вами 10 незаконченных фигур (рис. 2).

Если вы к ним добавите дополнительные линии или штрихи, получатся интересные предметы или даже сю­жетные картинки. Придумайте название для вашего ри­сунка и напишите его под ним. Время выполнения огра­ничено (всего 15 мин). Поэтому работайте быстро».

 

 
 

При подведении результатов тестирования использу­ются критерии, приведенные в табл. 17.

Количество баллов, полученных обследуемым, и яв­ляется одним из показателей креативности, способности выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных. Оригиналь­ность решений означает способность избегать легких и очевидных ответов. Максимальное количество возмож­ных баллов — 20.

Приведем критерии (табл. 17) для выводов, получен­ные при обследовании на выборке из 500 человек.

 

 

 

Таблица 18

Показатели нормы креативности для разных возрастных групп

Группа Норма креативности в баллах Средний показатель нормы
Учащиеся 4-8 классов 5-13 9,6
Учащиеся 9-11 классов 7-14 10,6
Студенты и взрослые 6-14 10,55

Баллы ниже нормы свидетельствуют о низком уровне креативности, выше — о высоком.

 

Вербальный тест Торренса

для исследования уровня креативности

1. Образуйте как можно больше слое, начинающихся: а) с про...; б) с дв....

Время — 2 мин на каждый пункт. Подсчитывается количество всех слов.

2. Подберите как можно больше слое с окончанием а) ...тие; б) ...инт.

Время — 2 мин на каждый пункт. Подсчитывается количество всех слов.

3. Предлагаются четыре начальные буквы для четырех слов. Составьте из них как можно больше 4-словных предложений.

Буквы: а) М, П, В, А; б) 3, к, д, н. Время — 3 мин на каждый пункт. Подсчитывается количество всех предложений.

4. Часто длинные названия обозначаются их начальными буквами, на пример ООН, СНГ. Перед вами аббревиатуры выдуманных названий. Попытайтесь их расшифровать, придумав свои названия.

Аббревиатуры: НПБ, АНЛО, ТЭФ, КОРА, МУГ, ЛИП, ПАР, УГАТ, СБС, АДОК.

Можно дать несколько вариантов расшифровки каж­дого сокращения.

Время — 5 мин на все. Подсчитывается количество всех предложенных расшифровок.

5. Напишите как можно больше предметов или вещей, обладающих данным качеством:

а) что можно сгибать; б) мягкий.

Время — 2 мин на каждый пункт. Подсчитывается количество названных предметов или вещей.

6. Какими еще другими словами можно выразить:
а) понятие прекрасное; б) понятие смелый.

Время — 2,5 мин на каждый пункт. Подсчитывается количество придуманных синонимов.

7. К самому повседневному предмету вы должны придумать как можно больше необычных способов применения:

а) пустая консервная банка; б) кирпич. Время — 2,5 мин на каждый пункт. Подсчитывается количество ответов.

При подведении итогов результат всех семи заданий делится на семь. Полученное число и является показате­лем креативности.

Критерии: 1-2 балла — низкий результат; 3-4 бал­ла — результат ниже среднего; 5 баллов — средний пока­затель; 6 баллов — показатель выше среднего; 7 баллов — высокий показатель; 8-9 баллов — очень высокий пока­затель.

 

4.2.Диагностика познавательных процессов

 

4.2.1.Диагностика свойств внимания и работоспособности

Тест Бурдона

 

Диагностическая цель. Исследование концентрации, устойчивости и распределения внимания.

Материал и процедура тестирования. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков).

Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за ря­дом и вычеркивает определенные указанные в инструк­ции буквы или знаки. Возможны другие варианты про­ведения методики: вычеркивать буквосочетания (напри­мер «НО») или вычеркивать одну букву, а другую под­черкивать (при изучении распределения внимания).

Инструкция. На бланке с буквами вычеркните, про­сматривая ряд за рядом, все буквы Е. Через каждые 60 се­кунд по команде отметьте вертикальной чертой то место, до которого вы успели просмотреть текст.

Обработка результатов. Результаты I пробы оцени­ваются по количеству пропущенных незачеркнутых зна­ков, по времени выполнения или по количеству просмот­ренных знаков. Важными показателями I являются ха­рактеристики качества и темпа выполнения (выражает­ся числом проработанных строк и количеством допущен­ных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

С С2

К = Сх— или К = —
n n

где С — число строк таблицы, просмотренных испытуемым;

п — количество ошибок (пропусков или ошибочных

зачеркиваний лишних знаков). Ошибкой считается пропуск тех букв, которые дол­жны быть зачеркнуты, а также неправильное зачерки­вание. Устойчивость внимания оценивается по измене­нию скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

А = S/t,

где А — темп выполнения;

S — количество букв в просмотренной части коррек­турной таблицы;

t — время выполнения. По результатам выполнения методики за каждый ин­тервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособнос­ти в динамике.

Показатель переключаемости вычисляет­ся по формуле:

C= S0/S *100

где S0— количество ошибочно проработанных строк;

S — общее количество строк в проработанной испыту­емым части таблицы. При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в чет­ных и нечетных строках корректурной таблицы.

Таблица 19

 

Тест Мюнстерберга

Диагностическая цель. Методика направлена на опре­деление избирательности внимания. Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требу­ющие хорошей избирательности и концентрации внима­ния. А также высокой помехоустойчивости.

Материал и процедура тестирования. Испытуемому предлагается лист, на котором напечатаны строчками бук­вы русского алфавита. Среди них в разных местах впеча­таны слова, хорошо знакомые испытуемому. Слова име­ют разный смысл, разную степень обобщенности. Испы­туемый должен как можно быстрее найти слова и под­черкнуть их.

Экспериментатор фиксирует время выполнения зада­ния, количество найденных слов (всего их 25), количе­ство слов, неправильно воспринятых испытуемым, коли­чество слов, неправильно подчеркнутых, количество слов, которые подчеркнуты сверх нормы.

Инструкция. Среди буквенного теста имеются слова. Ваша задача как можно быстрее считывая текст, подчер­кнуть эти слова.

Пример: рюклбюсрадостьуфокнп. Время работы — 2 минуты.

 
 

Подсчитывается количество слов, выделенных испы­туемым и количество допущенных ошибок (пропущен­ные и неправильно выделенные слова).

Методика применяется как в группе, так и индиви­дуально. Оценивается количество выделенных слов и ко­личество ошибок (пропущенные и неправильно выделен­ные слова).

Стимульный материал

Фамилия испытуемого____________________

 

 
 

Методика «Расстановки чисел»

Диагностическая цель. Методика предназначена для оценки произвольного внимания.

Процедура тестирования. Методика удобна при групповом обследовании. Групповое обследование ре­комендуется проводить в присутствии психолога-экс­периментатора .

Инструкция. В течение 2 минут вы должны расста­вить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка.

Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя».

Стимульный материал

 

 


Обработка результатов. Оценка производится по ко­личеству правильно записанных чисел. Средняя норма — 22 числа и выше.

Тест «Распределение и переключение внимания»[5]

Диагностическая цель. Изучение распределения и пе­реключения внимания.

Процедура тестирования. Испытуемый должен найти и показать поочередно белые цифры в возрастающем по­рядке и черные цифры в убывающем порядке, т. е. 1 — белое, 24 — черное, 2 — белое, 23 — черное и т. д. Фикси­руется время выполнения задания, количество ошибок.

Стимульный материал

Обработка и анализ результатов

Таблица 21

Бланк обработки результатов методики «Распределение и переключение внимания»

 

Баллы 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
Время выпол­нения 2 мин 40 с и менее 2 мин 41 с — 5 мин 30 с 5 мин 31с — 6 мин 30 с 6 мин 31с — 8 мин 8 мин и более
Количе­ство ошибок 1-2 3-4

Для водительских профессий переключаемость внима­ния является профессионально необходимым качеством и должна быть не менее 4 баллов — это порог профпри­годности.

 

4.2.2.Диагностика памяти

 

Методика «Оперативная память»

Диагностическая цель. Изучение оперативной памяти.

Инструкция. «Сейчас я назову вам пять чисел. Ваша задача — постараться запомнить их, затем в уме сложить первое число со вторым, а полученную сумму записать; второе число сложить с третьим, сумму записать и чет­вертое с пятым, снова записать сумму. Таким образом, у вас должно быть получено и записано четыре суммы. Вре­мя для вычислений — 15 секунд. После чего я зачиты­ваю следующий ряд чисел. Вопросы есть? Будьте внима­тельны, числа зачитываются только один раз».

Обработка результатов. Подсчитывается число пра­вильно найденных сумм. Максимальное их число — 40. Норма взрослого человека — от 30 и выше.

Методика «Память на числа»

Диагностическая цель. Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Процедура тестирования. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 секунд таб­лица с 12 двузначными числами, которые нужно запом­нить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с чис­лами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 се­кунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 се­кунд таблицу уберут, и вы должны будете записать все те числа, которые вы запомнили».

Стимульный материал:

Обработка и анализ результатов. Оценка кратковре­менной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого чело­века — 7 и выше. Методика удобна для группового тести­рования, так как процедура не занимает много времени.

Методика «Память на образы»

Диагностическая цель. Методика предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе.

Процедура тестирования. Сущность методики заклю­чается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 сек. Образы необходимо запом­нить и в течение 1 мин воспроизвести на бланке.

Стимульный материал

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с обра­зами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек. запомнить как можно больше образов. Через 20 сек. уберут таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые за­помнили».

Обработка и анализ результатов. Оценка результа­тов тестирования производится по количеству правиль­но воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально.

 
 

4.2.3.Диагностика мышления[6]

Тест Липпмана «Логические закономерности»

Диагностическая цель. Исследование логического ас­пекта мышления.

Процедура тестирования. Испытуемым предъявля­ют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализи­ровать каждый ряд и установить закономерность его по­строения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.

ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ:

1) 2, 3, 4, 5, 6, 7

2) 6, 9, 12, 15, 18, 21

3) 1, 2, 4, 8, 16, 32

4) 4, 5, 8, 9, 12, 13

5) 19, 16, 14, 11, 9, 6

6) 29, 28, 26, 23, 19, 14

7) 16; 8; 4; 2; 1; 0,5

8) 1, 4, 9, 16, 25, 36

9) 21, 18, 16, 15, 12, 10

10) 3, 6, 8, 16, 18, 36

Обработка и интерпретация результатов. Проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по «ключу» (табл. 22).

Таблица 22

Ключ к методике «Логические закономерности»

Предъявленные ряды Правильные ответы

1) 2, 3, 4, 5, 6, 7 8; 9

2) 6, 9, 12, 15, 18, 21 24; 27

3) 1, 2, 4, 8, 16, 32 64; 128

4) 4)4,5,8,9,12,13 16; 17

5) 19, 16, 14, 11, 9, 6 4; 1

6) 29, 28, 26, 23, 19, 14 8; 1

7) 16, 8, 4, 2, 1, 0,5 0,25; 0,125

8) 1, 4, 9, 16, 25, 36 49; 64

9) 21, 18, 16, 15, 12, 10 9; 6

10) 3, 6, 8, 16, 18, 36 38; 76

Оценка результатов производится с помощью табл. 23

Время выполнения задания (мин, с) Количество ошибок Баллы Уровень развития логического мышления
2 мин и менее Очень высокий уровень логического мышления
2 мин 10с — 4 мин 30 с Хороший уровень, выше, чем у большинства людей
4мин 35с —-9 мин 50 с 3+ Хорошая норма большинства людей
4 мин 35 с — 9 мин 50 с Средняя норма
4 мин 35 с — 9 мин 50 с 2-3 3- Низкая норма
10-15 мин 4-5 Ниже среднего уровня развития логического мышления
10-15 мин 0-3 2+ Низкая скорость мышления, «тугодум»
более 16 мин более 5 Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление

 

Тест «Сложные аналогии»

Диагностическая цель. Методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно пони­мание сложных логических отношений и выделение аб­страктных связей.

Процедура тестирования. В «Образце» расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения, например, «Овца— стадо» — часть и целое, «Малина— ягода»— определение, «Море— океан» — различаются в количественном отношении и т. д. В час­ти «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых испытуемые должны сопоставить с одним из образцов, например, «Глава — роман» аналогично «Овца — стадо» (указать номер аналогичного образца: «Глава — роман» — 1).

Инструкция. «На бланке перед вами 20 пар, состоя­щих из слов, которые находятся между собой в логичес­кой связи. Напротив каждой пары 6 цифр, которые обо­значают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 ти­пов и соответствующие им цифры приведены в таблице «Образец». Вы должны, во-первых, определить отноше­ние между словами в паре. Затем подобрать наиболее близ­кую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из табли­цы «Образец». И после этого в цифровом ряду обвести кружком ту из цифр, которая соответствует найденному в таблице «Образец» аналогу. Время выполнения зада­ния — 3 минуты».

Образец:

Овца — стадо — 1 Малина — ягода — 2 Море — океан — 3 Свет — темнота —4 Отравление — смерть —5 Враг — неприятель —6

Стимульный материал:

 

1. Испуг — бегство 11. Десять — число
2. Физика — наука 12. Праздность — безделье
3. Правильно — верно 13. Глава — роман
4. Грядка — огород 14. Покой — движение
5. Похвала — брань 15. Бережливость — скупость
6. Пара — два 16. Прохлада — мороз
7. Слово — фраза 17. Обман — недоверие
8. Бодрость — вялость 18. Пение — искусство
9. Свобода — независимость 19. Капля — дождь
10. Месть — поджог 20. Радость — печаль

Обработка и анализ результатов. Проверить правиль­ность ответов и уровень развития логического мышле­ния по «ключу» (табл. 24).

Анализ результатов производится с помощью табл. 25.

Таблица 24

Ключ к методике «Сложные аналогии»

Предъявленные пары слов Правильный ответ
Испуг — бегство
Физика — наука
Правильно — верно
Грядка — огород
Похвала — брань
Пара — два
Слово — фраза
Бодрость — вялость
Свобода — независимость
Месть — поджог
Десять — число
Праздность — безделье
Глава — роман
Покой — движение
Бережливость — скупость
Прохлада — мороз
Обман — недоверие
Пение — искусство
Капля — дождь
Радость — печаль

 

Таблица 25

Уровень развития понятийного мышления по методике «Сложные аналогии»

Количест­во ошибок Бал­лы Уровень развития понятийного мышления
Очень высокий уровень логически-понятийного мыш­ления, безошибочно «улавливается» логика понятий в своих и чужих рассуждениях
Хороший уровень, выше, чем у большинства людей, умеет логически четко выражать свои мысли в понятиях
3+ Хорошая норма большинства людей, редко бывают не­точности в использовании понятий
3-4 Средняя норма, подчас допускаются ошибки, неточно­сти в использовании понятий
5-6 3- Низкая норма, часто «путано», неточно выражает свои мысли и неверно понимает чужие сложные рассуждения
7 и более Ниже среднего уровня понятийного мышления, либо русский язык не является «родным», человек не различа­ет разницы понятий

 

Методика «Числовые ряды», или Оценка математического мышления

 

Диагностическая цель. Исследование логического ас­пекта математического мышления.

Инструкция (взрослый вариант). «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерности по­строения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы — 5 минут».

Стимульный материал. Лист бумаги с напечатанными на нем примерами. Числовые ряды

 

1) - -  
2) - -
3) - -    
4) - -
5) 9; -  
6) - -
7) - -        

Обработка результатов производится по ключу:

 

1) 5)  
2) 6)
3) 7)
4)      

Оценка проводится по количеству правильно написан­ных чисел. Норма взрослого человека — 3 и выше.

Интерпретация результатов. Если испытуемый зат­рудняется ответить при решении подобных задач, это может обозначать, что он плохо анализирует цифровой материал, не видит в нем скрытых закономерностей, по­этому не может ими пользоваться, следовательно, его логическое мышление в математике развито слабо.

Тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой)

Диагностическая цель. Исследование индивидуальных особенностей мышления.

Инструкция. «Этот тест предназначен для того, что­бы помочь определить предпочитаемый вами способ мыш­ления, а также манеру задавать вопросы и принимать решения. Среди предлагаемых на выбор ответов нет пра­вильных или неправильных. Максимум полезной инфор­мации вы получите в том случае, если будете как можно точнее сообщать об особенностях вашего реального мыш­ления, а не о том, как по-вашему следовало бы мыслить.

Каждый пункт данного опросника состоит из утверж­дения, за которым следуют пять его возможных оконча­ний. Ваша задача — указать ту степень, в которой каж­дое окончание применимо к вам. На опроснике в квадра­тах справа от каждого окончания проставьте номера — 5, 4, 3, 2 или 1, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо к вам: от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит).

Каждый номер (балл) должен быть использован толь­ко один раз. Каждое из пяти окончаний в группе должно получить номер.

Пример:

Когда я читаю книгу по специальности, я обращаю внимание главным образом на:

1) качество изложения, стиль;

2) основные идеи книги;

3) композицию и оформление книги;

4) логику и аргументацию автора;

5) выводы, которые можно сделать из книги.

Если вы уверены, что поняли приведенную выше ин­струкцию, продолжайте работать дальше».

Стимульный материал.

Текст опросника

А

Когда между людьми имеет место конфликт на поч­ве идей, я отдаю предпочтение той стороне, которая:

1) устанавливает, определяет конфликт и пытается выразить его открыто;

2) лучше всех выражает затрагиваемые ценности и идеалы;

3) лучше всех отражает мои личные взгляды и опыт;

4) подходит к ситуации наиболее логично и последо­вательно;

5) излагает аргументы наиболее кратко и убедительно.

Б

Когда я начинаю работать над проектом в составе группы, самое важное для меня:

1) понять цели и значение этого проекта;

2) раскрыть цели и ценности участников рабочей группы;

3) определить, как мы собираемся разрабатывать дан­ный проект;

4) понять, какую выгоду этот проект может принести для нашей группы;

5) чтобы работа над проектом была организована и сдвинулась с места.

В

Вообще говоря, я усваиваю новые идеи лучше всего, ког­да могу:

1) связывать их с текущими или будущими занятиями;

2) применять их к конкретным ситуациям;

3) сосредоточиться на них и тщательно их проанали­зировать;

4) понять, насколько они сходны с привычными идеями;



2016-09-16 510 Обсуждений (0)
Перевод первичных баллов в баллы МПСС 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перевод первичных баллов в баллы МПСС 2 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (510)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)