Занятие 2. Ассертивный спор
Готовность к переговорам предполагает, что вы хотите найти взаимоприемлемое решение и что вы готовы разговаривать с оппонентом на эту тему. Если субъект исходит из того, что оппонент не прав, эгоистичен, не честен, то в таком случае он будет не вести переговоры, а пытаться убедить оппонента в собственной правоте. При этом он полагает, что уступки ему должны делать другие. Для начала сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров. Есть сильные эмоции, радикально различное восприятие одного и того же, бывает трудно общаться. Однако разбираться нужно с проблемой, а не друг с другом. Процесс переговоров ■ Уверенно выскажите, что вам нужно. Выражайте ваши желания так, чтобы они описывали конкретное поведение или действие. ■ Выслушайте предложения другой стороны. Ваша цель заключается в том, чтобы понять другую позицию, а не в том, чтобы оспорить ее или убедить оппонента отказаться от своих интересов. Слушайте собеседника активно: проверяйте, правильно ли вы его поняли, уточняйте, переспрашивайте. Один из способов проверки ■ Сделайте альтернативное предложение. Если предложение оппонента вас не устраивает, объясните, что именно делает его неприемлемым для вас. Изложите свое новое предложение. Оно должно учитывать и ваши интересы, и желания другой стороны. ■ Выслушайте контрпредложение. Оппонент также может отклонить ваше предложение. Спросите его, что его не устраивает и что он предлагает взамен. Этот цикл может повторяться многократно. При этом стороны могут идти на взаимные уступки или искать новые решения, удовлетворяющие всех участников. Правила аргументации Аргументация будет более успешной, если во время обсуждения соблюдать ряд правил. ■Если вы хотите, чтобы вас услышали, говорите на языке основных информационных и репрезентативных систем оппонента. ■ Подавайте аргументы, демонстрируя уважение к оппоненту и его позиции. Помните, что «друга» убедить легче, чем «врага». Не допускайте неэтичного поведения (агрессия, обман, высокомерие, манипуляция и т. п.). Не задевайте «больные места» оппонента. ■ Свои аргументы следует не «вбивать» в оппонента, а встраивать в его рассуждения. Не отвергайте доводы партнера, а, признавая их правомерность, предлагайте иную оценку их силы и значимости. Усиливайте значимость потерь в случае принятия его позиции или уменьшайте значимость выгод, ожидаемых партнером. ■ Говорите не только о плюсах своих доказательств или предположений, но и о минусах. Этим вы придаете своим аргументам больший вес, так как двусторонний обзор (плюсы и минусы) лишает их легковесности и обезоруживает оппонента. ■ Используйте в качестве аргументов только то, что принимает ваш оппонент. Не путайте факты и мнения. ■ Ссылки на авторитет, известный вашему оппоненту и также воспринимаемый им как авторитет, усиливают воздействие ваших аргументов. Ищите им авторитетное подкрепление. ■ Помните об ограниченности человеческого восприятия (семь плюс-минус два аргумента), поэтому ограничивайте число аргументов. Лучше, если их будет не более трех-четырех. ■ Не стремитесь быстро переубедить оппонента, лучше идти постепенными, но последовательными шагами. Упражнение «Ассертивный спор» Цель: изучение техники ассертивного спора при обсуждении вопросов, вызывающих разногласия. Описание упражнения 1. Упражнение выполняется в рабочей группе. Группа делится на равные половины. Каждая из сторон будет защищать свое мнение по какому-нибудь спорному вопросу, причем это мнение должно быть диаметрально противоположным мнению оппонентов. 2. Первая сторона высказывает свое мнение и подкрепляет его аргументами. Затем свою позицию аргументировано излагает кто-то из оппонентов. 3. Обязательное условие: любой оппонент обязан повторить аргументы противоположной стороны прежде, чем приступит к изложению своей точки зрения. Он излагает позицию и аргументы «противника», затем произносит: «И я читаю, что...», высказывает свою позицию и аргументирует ее. Обсуждение и выводы 1. Обсудите, какой опыт вы приобрели, выполняя это упражнение. 2. Что вы узнали о себе? 3. Как влияет на ход спора использование техник активного слушания? Упражнение «Свободный график» Цель: продемонстрировать на практике совместные усилия по разрешению трудовых конфликтов, отработать навыки ассертивного спора. Условия: свободная от мебели комната, по одному экземпляру сценария на каждого участника. Описание упражнения 1. Раздайте всем сценарий и дайте несколько минут на ознакомление с ним. Ответьте на вопросы, проясните все неясные моменты. 2. Разбейте группу на две подгруппы (на 4, б, 8 и т. д., в зависимости от численности); у вас должно получиться несколько пар групп, и в каждой группе — как минимум, 2 человека. 3. Обозначьте каждую группу (или пару групп, если вы работаете со многими парами) соответственно Б и В: одна из них будет обсуждать аргументы, которые могла бы использовать Б, а "другая — аргументы В. Если вы работаете с небольшим числом участников или участники чувствуют себя достаточно уверенно, то можно дать сыграть роли Б и В отдельным людям. Более плодотворные дискуссии бывают, когда роли Б и В исполняются коллективно, но это, разумеется, зависит от обстоятельств. При описании данного упражнения мы будем считать роли Б и В коллективными. 4. Соберите Б и В вместе. Если вы работаете с несколькими группами, то за один раз имейте дело с одной командой Б и одной командой В. Попросите обе команды подключиться к общему обсуждению сценария, выступая в своих соответствующих коллективных ролях. Оставшиеся парные группы Б и В (если таковые есть) ждут своей очереди и до поры являются зрителями. Анализ, Как, по-вашему, повели бы себя друг с другом эти начальники в реальной жизни? К чему, исходя из коллективного опыта, чаще бывают склонны начальники: к сотрудничеству или конкуренции? Каковы преимущества сотрудничества между ними? Каковы недостатки? Спрашивал ли Б у В, насколько действительно есть необходимость устанавливать постоянный надзор над подчиненными В? Почему бы не провести всестороннюю подготовку работников, после которой за ними потребуется меньший контроль? Поднимал ли кто-нибудь вопрос об организационной иерархии, например о реальной ситуации, когда попытка работника согласовать действия двух начальников может оказаться обращением ко второму «через голову» первого? Если этого не коснулись, то вы могли бы сами напомнить о таком варианте. Завершение. Каким было общее отношение к свободному графику? Если этот вопрос не обсуждался, предложите всем подумать о возможных альтернативах свободного графика. Спросите, кто от него больше выигрывает (например, женщины, которые в первую очередь домохозяйки и няньки; сотрудники, работающие по совместительству; работники, занятые на учебных курсах). Является ли проблема свободного графика частью более общей проблемы дискриминации на рабочем месте? Сценарий 1. А, который работает в отделе под началом Б, придерживается свободного графика. Б — человек покладистый, и его подчиненных это весьма устраивает. 2. А перевели в другой отдел под начало В, где свободный график не предусмотрен. А требует от В разрешить ему работу по свободному графику. 3. В отвечает отказом, поскольку все работы, проводимые в его отделе, требуют постоянного внимания, что невозможно обеспечить в условиях свободного графика, так как А некем заменить. 4. А не принимает отказ В. А отправляется к своему прежнему начальнику Б и просит того поговорить с В. 5. Б отправляется на встречу с В, и они обсуждают преимущества и недостатки свободного графика.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (713)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |