Беседа как основа личностно-ориентированного консультирования в организации
Основа для любой консультации — отчет психолога о проведенном исследовании. Сама консультация обычно проводится в форме беседы. Соответственно консультативная беседа имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический. Для решения диагностической задачи психологу нужно осуществить всесторонний анализ необходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставившие обратиться за помощью. В первую очередь выясняются причины и источники развития проблем клиента. Терапевтическая задача — это собственно процесс реализации психологической помощи с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию психологических ресурсов клиента, эффективность которых будет намного выше, если терапевтическая коррекционная работа опирается на результаты решения диагностической задачи, помогающей установить оптимальные формы помощи, адекватной именно для этого случая2. 1 Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с; Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования,— М-: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 256 с.
Основным способом воздействия психолога на клиента в ходе интервью являются вопросы. В литературе обычно выделяют пятишаговую модель интервью1. Кратко определим каждую стадию: а) Структурирование, задача достигнуть взаимопонимания (часто маркируют как «Привет»), психологического комфорта и доверия; б) В чем проблема...?» — происходит выделение проблемы; в) «Чего вы хотите добиться...?», то есть желаемый результат; г) «Что еще мы можем сделать по этому поводу...?» - выработка альтернативных решений; д) Обобщение результатов («Вы будете делать это...?»). Одной из особенностей делового консультирования в системе психолог - клиент является профессиональная деятельность клиента. Именно она определяет мотивы обращения человека к консультанту. При этом психолог-консультант должен ориентироваться в специфике профессиональной деятельности клиента, чтобы оказать ему эффективную помощь и поддержку в вопросах адаптации, профессиональной пригодности и профессиональной компетентности. Помочь в этом психологу-консультанту могли бы ответы на следующие вопросы, которые в начале консультации можно задать клиенту2: ■ Расскажите, пожалуйста, в самых общих чертах о своей работе. ■ Чем вы конкретно занимаетесь? ■ В какие деловые связи и отношения по работе вы обычно вступаете с окружающими людьми? ■ Как складываются ваши личные взаимоотношения с теми людьми, с которыми вы уже находитесь в тесных деловых связях? ■ Как вы реально, официально и неофициально, зависите по работе от окружающих людей? Кому вы непосредственно подчиняетесь? ■ Кто находится в вашем личном подчинении? ■ Какие у вас имеются служебные, официальные и неофициальные возможности оказания влияния на людей? ■ Каким образом ваши коллеги по работе могут оказать на вас влияние? ■ Есть ли какие-либо правила, нормы поведения и взаимоотношений, которые давно сложились и более или менее строго соблюдаются в вашем трудовом коллективе? Если они есть, то в чем они состоят и кто их особенно активно поддерживает? 1 Абрамова Г.С. Практическая психология. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 2 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.
В процессе проведения консультирования психологи-консультанты воздействуют на клиента. Эффективность воздействия психолога на клиента в процессе делового консультирования определяется, прежде всего, опытом и личностью психотерапевта, кроме того, выделяют целый ряд факторов, определяющих данное воздействие. Отметим некоторые из них1: ■ ослабление напряженности на первоначальной стадии интервью; ■ расширение репертуара когнитивных схем; ■ изменение поведения клиента за счет нового эмоционального опыта, полученного на сессии; ■ убеждение и внушение, явное или скрытое; ■ усвоенное или осознанное отношение клиента к новым формам поведения. Обратимся к основным приемам и методам, позволяющим воздействовать на собеседника. При этом под воз действием понимается активизация внутренних ресурсов самого человека. 1 Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002. — 560 с.
В основе любой беседы лежат навыки активного слушания: перефразирование, резюмирование, уточнение и другие. При этом, кроме технических приемов, психологу необходимо1: ■ желание выслушать и понимание, что для этого требуется время; ■ желание помочь, т. е. готовность к совместному поиску внешних и внутренних резервов для выхода из проблемной ситуации, к оказанию помощи в определении альтернативных решений и их вероятностных по следствий; ■ искреннее стремление принять чувства и установки собеседника такими, каковы они в данный момент; ■ вера в то, что данный сотрудник сам может управлять своими эмоциями и находить свои собственные решения; ■ принятие уникальности личности собеседника, принятие его системы ценностей, отсутствие желания «направить на путь истинный». Результатом подобной беседы должны быть: 1. Осознание и выражение в терминах действия цели, которую ставит перед собой сотрудник. При этом глобальная цель разбивается на конкретные задачи. 2. Определение показателей, указывающих на то, что цель достигнута. 3. Выявление внутренних и внешних ресурсов, необходимых для достижения клиентом цели. При их недостаточности необходимо наметить пути исправления подобной ситуации. 4. Выяснение, насколько полученный результат может помешать достижению других целей, с которыми он зачастую тесно связан. 1 Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002. — 560 с.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |