Упражнение «Песчинка или камень?»
Цель: рефлексия возможностей социально-производственной адаптации в процессе творческой самоидентификации. Сшимульный материал. Морские камни разной формы и конфигурации, имеющие явно «зернисто-песочную» структуру. Описание упражнения. 1) Тренер предлагает участникам рассмотреть разложенные на столе камни и выбрать каждому именно тот камень, который ему нравится, который почему-либо он считает похожим на себя, идентифицирует себя с ним. 2) Далее тренер предлагает каждому участнику пофантазировать и представить себя этим камнем, сочинив свою «каменную» историю, местоположение, черты и качества характера, индивидуальные особенности и т. д. 3) Самолрезентация участниками своей «каменной» судьбы и перспектив развития. 4) Далее тренер предлагает участникам усложнить задание и представить себя песчинкой в только что описанном камне; — трудно или легко было попасть в камень (технология попадания); — трудно или легко удержаться в нем (технология удержания); — какие требования предъявляет камень к песчинке; — какие права, обязанности и возможности есть у песчинки в камне; — нравится ли быть в камне одной из многих песчинок, и т. д.
5) Следующим этапом может быть предложение тренера разбиться на 2-3 подгруппы для продолжения темы в игровом варианте. 6) Каждая группа придумывает некий коллективно- — названии своей каменной структуры; — способе скрепления и взаимодействия элементов камня; — наличии или отсутствии «каменного» центра; — требованиях, предъявляемых к друг другу внутри камня; — требованиях, предъявляемых к вновь прибывшему элементу, желающему попасть в структуру камня; возможен ли компромисс?; — соотнесении желаний попасть в структуру камня и утраты свободы и т. д. 7) Обсуждение результатов работы в группе. Упражнение «Портрет моей работы» Цель: получить представление, как люди видят свою работу в перспективе. Описание упражнения. Разбейте участников на группы из трех-четырех человек и попросите каждого образно описать, как он видит свою работу. Они могут использовать для описания метафоры, аналогии, образы из телевизионных шоу, фильмов, спортивные сравнения и т. д. Обсуждение. 1. Как вы действительно видите свою работу? 2. Как ваша работа вписывается в общую картину? 3. Ваше представление недавно изменилось? Как и почему? 4. Как ваши покупатели (или коллеги) видят вашу работу? Так как у некоторых участников могут быть затруднения с этим заданием, обеспечьте их простыми иллюстрациями. Например: «Я вижу мою работу, как цирк с тремя аренами» и т. д. Скажите, что за артистические способности не дается никаких дополнительных баллов. Вы просто интересуетесь их описаниями. Упражнение «Нельзя терять ни секунды» Эффективность процесса адаптации в организации обусловлена большим количеством факторов от индивидуально-психологических особенностей самого человека до специфики производственного процесса. Одним из таких факторов является временной. «Недостаток времени» для успешного завершения работы — то, на что ссылается большинство вновь прибывших (и уже давно работающих) сотрудников. Цель: заставить людей задуматься о многочисленных и разнообразных способах потерять время в современном офисе, а также о том, как можно этого избежать. Раздаточный материал. Плакат, копии перечня «Способов потери времени», ручки или карандаши. Описание упражнения. Попросите группу задуматься о том, что такое время и почему некоторые дни «пролетают* совсем незаметно, хотя, как оказывается, сделано совсем немного дел. Конечно, никто из нас не защищен от людей или вещей, которые мешают нашей работе. Имея это в виду, попросите каждого написать десять самых главных, по их мнению, причин потери времени. Спустя несколько минут образуйте группы из трех человек и проанализируйте эти списки, чтобы увидеть, какие пункты в них имеют отношение к большинству из нас. Затем продемонстрируйте плакат «Способы потери времени» и организуйте обсуждение того, как этого можно избежать. Обсуждение: Как коллективные высказывания членов вашей группы соотносятся с их собственным перечнем? Каковы три наиболее «ужасные» причины потери времени у вас? Каковы основные способы сберечь время? В зависимости от условий конкретной организации десять «основных причин потери времени» с плаката могут не совпадать с ответами группы. Отметьте это и более тщательно обсудите список причин группы. Отметьте некоторые конкретные предложения относительно основных пунктов. Список основных причин потери времени: 1. Кризисы. 2. Телефонные разговоры. 3. Плохое планирование. 4. Попытки сделать слишком много дел одновременно. 5. Визиты друзей и т. д. 6. Плохие связи. 7. Личная неорганизованность. 8. Недостаток собственной дисциплины. 9. Неспособность сказать «нет». 10. Откладывание дел со дня на день. Упражнение «Переезд» Адаптация на предприятии может быть связана не только с процессом вхождения в производственную среду. Зачастую адаптация происходит и в таких случаях, когда организация меняет офис. Цель: обсудить некоторые проблемы личного свойства, с которыми сталкивается персонал при переезде в новый офис. Описание упражнения. 1. Раздайте всем по экземпляру текста «Куда я отправляюсь? ». 2. Попросите участников повернуться к своим соседям (или обратиться к своей группе) и обсудить текст. Попросите их включить в свои комментарии предложения для менеджеров по устранению или хотя бы сведению к минимуму описанных стрессовых факторов. 3. Попросите, чтобы в каждой группе кто-либо записывал предложения и комментарии. Дайте каждому секретарю блокнот и карандаш, если у них нет своих письменных принадлежностей. 4. Отведите на это упражнение 10 минут; затем потребуйте всеобщего внимания и попросите секретарей вслух прочитать свои записи. Если у вас мало времени, а групп много, выберите наугад. Запишите комментарии, которые покажутся вам особо важными. Обсуждение: Как люди прокомментировали ответы? Какие проблемы, сопряженные с переменой места, беспокоят самих участников (или что показалось бы им самым тяжелым, случись им поменять рабочее место)? Что они могут предложить менеджерам для смягчения этих проблем? Попросите любого желающего рассказать какую-нибудь историю о переезде, которой ему хотелось бы поделиться с аудиторией. Раздаточный материал. Для каждого участника приготовьте по экземпляру текста «Куда я отправляюсь?» Текст Ниже приводятся данные опроса канцелярских работников, проведенного в государственном учреждении на Гавайях в 1993 году. Этим людям пришлось срочно переходить из одного отдела в другой, в другую часть здания. Им задали вопрос: «Что в перемене места тревожит вас больше всего?» Ответы были следующие: — Потеря контроля. — Неуверенность. — Перед кем я буду отчитываться? — Какими будут мои новые обязанности? — Какими будут мои новые коллеги? Здесь у нас был такой хороший коллектив. — Какая обстановка будет вокруг — шумная или спокойная? — Далеко ли от моего офиса будет ксерокс? — Где будет стоять принтер для моего ПК? Упражнение «Кто это?» Неудачная адаптация может привести человека к увольнению. Цель: вынести на обсуждение тему увольнений. Побудить людей вступить в разговор и обмен мнениями. Описание упражнения. 1. Изложите цели занятия. 2. При необходимости разбейте группу на подгруппы так, чтобы в каждой дискуссионной команде было не больше 7 человек. 3. Попросите всех представить, что они — сотрудники офиса. До них дошли достоверные слухи, что одного из сотрудников их офиса в ближайшем будущем собираются «подвинуть» — эвфемизм, которым в компании обозначается увольнение. Попросите их обсудить: — комментарии, которыми они могли бы обменяться друг с другом; — какие-либо публичные или коллективные акции, которые они могли бы предпринять; — какие-либо акции, которые они могли бы предпринять в частном порядке. Обсуждение: — Какие возможны комментарии? — Какие предложены публичные акции (если предложены)? — Какие действия частного порядка могли бы предпринять люди в подобной ситуации? Расширьте дискуссию, коснувшись увольнения как такового. Обратитесь к личному опыту участников.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (568)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |