Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка результатов организационного психологического консультирования



2016-09-16 607 Обсуждений (0)
Оценка результатов организационного психологического консультирования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Под результативностью психологического консультиро­вания понимаются его конечные итоги для клиента, а имен­но — то, что в его психологии и поведении действительно изменилось под влиянием проведения консультирования1.

1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

 

Предполагается, что результаты психологического кон­сультирования в большинстве случаев его проведения яв­ляются положительными, по крайней мере, такими, какие ожидаются клиентом и психологом-консультантом. Одна­ко, одно дело ожидания и надежды, другое дело — реаль­ная действительность. Иногда явный положительный, си­юминутный результат психологического консультирования может отсутствовать и даже на первый взгляд казаться от­рицательным. В итоге проведения психологического кон­сультирования что-то в психологии и в поведении клиента может действительно измениться, но не сразу. (Р.С. Немов подчеркивает, что возможны и непред­виденные, неожиданные, отрицательные результаты психологического консультирования. Это нередко слу­чается тогда, когда что-то существенное в консульти­ровании заранее недостаточно продумано с точки зре­ния возможных отрицательных последствий или когда психологическое консультирование проводит профес­сионально не подготовленный, недостаточно опытный психолог.)1

О положительном результате психологического кон­сультирования можно судить по ряду признаков.

1) Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога-консультанта, так и клиента решение той про­блемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию.

2) Эффективность результата подтверждается совокуп­ностью положительных итогов. По завершении консуль­тации обе ее стороны - консультант и клиент - призна­ют, что проблема, ради которой консультирование про­водилось, успешно разрешена, причем для этого имеют­ся убедительные объективные доказательства.

3) Положительные изменения в тех аспектах психоло­гии и поведения клиента, на регуляцию которых непосредственно и было направлено психологическое консультиро­вание. Имеются в виду основные, прогнозируемые и воз­можные дополнительные, позитивные эффекты, получен­ные от проведения психологического консультирования.

1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

В соответствии с приведенным выше определением результативности психологического консультирования его итоги могут оцениваться по-разному:

во-первых, по самоощущению клиента, по тому, на­сколько лучше он стал себя чувствовать после прове­дения психологического консультирования;

во-вторых, по результатам психологического тестиро­вания состояний и психологических свойств (особен­ностей личности) клиента;

в-третьих, по наблюдениям со стороны за поведением
клиента.

Оценивать итоги проведенного консультирования мож­но по каждому из названных критериев в отдельности, а лучше — по всем таким критериям, вместе взятым.

Как отмечает Р.С. Немов, для того чтобы оценка ре­зультатов консультирования была достаточно точной, не­обходимо заранее, до начала психологического консуль­тирования, решить, каким образом будут оцениваться его результаты1. Возможные способы оценки желательно об­говорить с клиентом, причем это касается как основ­ных результатов, так и процедуры оценивания. Это необ­ходимо сделать для того, чтобы еще до начала консуль­тирования клиент определенно знал о том, каким обра­зом можно будет убедиться в том, что консультирование прошло успешно, что клиент действительно получил от него вполне определенную пользу.

Процедуры, как и критерии оценивания результатов психологического консультирования, могут быть различ­ными. Оценку можно производить, например, в ходе са­мого консультирования, после его начала, по окончании консультирования. Многократная оценка результатов пси­хологического консультирования позволяет клиенту убе­диться в том, что оно проходит успешно.

1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

Причины недостаточной результативности психоло­гического консультирования.

Под недостаточно высокой результативностью психо­логического консультирования понимаются случаи, ког­да реальные итоги консультирования на самом деле ока­зываются меньше ожидаемых, или тогда, когда резуль­таты консультирования в общем соответствуют ожида­ниям клиента, но не полностью решают его проблему.

Типичных причин несоответствия реальных результа­тов, консультирования ожидаемым может оказаться не­сколько1.

Причина 1.Незнание психологом-консультантом за­конов развития и изменения того или иного психологи­ческого свойства и формы поведения клиента, на кото­рые оказывается воздействие в ходе проведения психоло­гического консультирования.

Причина 2. Отсутствие оптимальных условий, при на­личии которых можно полностью и с успехом реализовать рекомендации, полученные клиентом от психолога-кон­сультанта, и рассчитывать на положительные результаты.

Причина 3.Недостаточно сильное желание клиента следовать полученным от психолога-консультанта реко­мендациям.

Причина 4.Неточный, неполный или недостаточный контроль эффективности выполнения полученных реко­мендаций.

Причина 5.Еще одной причиной невысокой результа­тивности психологического консультирования могут стать неправильные действия клиента по практической реализа­ции полученных от психолога-консультанта рекомендаций.

1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.



2016-09-16 607 Обсуждений (0)
Оценка результатов организационного психологического консультирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка результатов организационного психологического консультирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (607)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)