Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Адаптация нового сотрудника



2016-09-16 367 Обсуждений (0)
Адаптация нового сотрудника 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Под адаптацией понимают взаимное приспособление сотрудника и организации, в результате которого сотруд­ник осваивается в данной организации, а именно1:

■ учится жить в относительно новых для него професси­ональных, социальных и организационно-экономичес­ких условиях;

■ находит свое место в структуре организации как специ­алист, способный решать задачи определенного класса;

■ осваивает организационную культуру;

■ включается в систему сложившихся до его прихода межличностных связей и отношений.

Виды адаптации2:

первичная— приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (например выпускников вузов);

вторичная—приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности (например в си­туации вынужденной смены работы).

1 Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультиро­вания. — М.: Издательство Московского психолого-соци­ального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,
2003. — 256 с.

2 Там же.

 

Адаптация является многогранным процессом, поэто­му помимо первичной и вторичной, различают следую­щие ее виды: психофизиологическая, социально-психо­логическая, профессиональная и организационная адап­тация. Каждый из перечисленных видов может вызвать у вновь пришедшего в организацию специалиста свои сложности, затруднения, проблемы.

Причинами затруднений могут быть1:

■ недостаток или несвоевременность получения необхо­димой информации, позволяющей сориентироваться в новой ситуации и найти правильное решение;

■ избыток информации, с одной стороны, требующий предельного внимания и запоминания, а с другой - мешающий выбрать ту информацию, которая позво­лит эффективно действовать в новой ситуации;

■ необходимость решать одновременно несколько очень важных задач: изучать ситуацию, принимать решения, выполнять свои новые обязанности, устанавливать по­лезные контакты, осваивать новые элементы деятель­ности, особенно тщательно строить свое поведение;

■ необходимость формировать определенное позитивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания, иногда необходимость изменить не­ благоприятное мнение других о себе, появившееся как следствие «эффекта ореола* либо определенных социальных установок и стереотипов, характерных для дан­ной организации.

Нужно отметить, что процесс адаптации затрагивает различные уровни индивидуальности человека: физиоло­гический и психофизиологический, личностный, соци­ально-психологический.

1 Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультиро­вания. — М.: Издательство Московского психолого-соци­ального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 256 с.

Так, например, адаптация сопровождается, как пра­вило, определенными переживаниями субъекта, выража­ющимися в росте нервно-психической напряженности, снижении стрессоустойчивости и т. д. Задачами психо­лога-консультанта, оказывающего поддержку новому спе­циалисту, становятся1:

■ снятие состояния тревоги и замена его установкой на
ориентировочное поведение;

■ переформирование отношения; замена установки на преодоление трудностей установкой на применение имеющегося жизненного и профессионального опыта для решения субъективно новых задач;

■ формирование чувства социальной защищенности и поддержки;

■ создание климата социальной поддержки нового со­трудника;

■ помощь в выборе эффективных форм поведения, нахож­дении своего индивидуального стиля деятельности;

■ ревизия резервных возможностей организма, физичес­ких ресурсов, которые, временно подключившись, по­могли бы справиться со сложностями адаптации и уве­личением нагрузки на организм.

Помимо психофизиологических изменений происхо­дит приспособление к новой социальной среде, включе­ние в систему межличностных связей и отношений, ос­воение новых социальных ролей, норм поведения, груп­повых норм и ценностей, идентификация себя с какой-либо формальной или неформальной группой. Задачами консультанта могут, в частности, быть:

■ ознакомление нового сотрудника с нормами органи­зации;

■ предупреждение его о возможных последствиях их на­ рушения;

■ знакомство с типичными случаями нарушения норм новичками в данной организации и способах предотв­ращения подобных ситуаций;

■ помощь в приведении к соответствию позиции нового сотрудника и интересов группы.

1 Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультиро­вания. - М.: Издательство Московского психолого-соци­ального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 256 с.

 

В процессе адаптации происходит также приспособле­ние уже имеющегося профессионального опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места, освоение сотрудником новых для него про­фессиональных функций и обязанностей, доработка тре­буемых навыков и умений, включение в профессиональ­ное сотрудничество и партнерство, постепенное развитие конкурентоспособности1.

Основным фактором успешности в данном случае яв­ляется соответствие реальной и требуемой компетент­ности работника. Как отмечает Ф.С. Исмагилова, пре­обладание реальной компетентности над требуемой при­водит к снижению мотивации, разочарованию, так как для специалиста важно, чтобы был востребован весь имеющийся у него профессиональный опыт. Преобла­дание требуемой компетентности над реальной приво­дит к профессиональной (полной или частичной) не­пригодности специалиста к данному рабочему месту. Задача профконсультанта заключается, прежде всего, в определении того, действительно ли имеет место рас­хождение реальной и требуемой компетентности и на­сколько оно велико2.

Возможны ситуации, когда специалист просто неадек­ватно оценивает свою компетентность. Проблемами, с ко­торыми в этом случае специалист может обратиться к психологу-консультанту, могут быть:

■ неадекватная оценка своей компетентности (завышен­ная или заниженная);

■ несоответствие реальной и требуемой компетентности.

В первом случае профконсультант направляет усилия

на то, чтобы максимально приблизить оценку специали­ста к реальности. Для этого используются приемы кор­рекции самооценки: обучение умению сравнивать себя лишь с самим собой, помощь в выработке надежных кри­териев самооценки, совместный с клиентом анализ со­держания и задач деятельности и сопоставление ее тре­бований с возможностями клиента.

Во втором случае может быть поставлен вопрос о кад­ровом перемещении на другую должность. Если это в дан­ный момент нереально, то совместно с клиентом прора­батывается план служебного продвижения, карьеры в организации, анализируются возможности использования избытка профессионального потенциала клиента в инте­ресах организации и его самого.

1 Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультиро­вания. — М.: Издательство Московского психолого-соци­ального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,
2003.— 256 с.

2 Там же.



2016-09-16 367 Обсуждений (0)
Адаптация нового сотрудника 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Адаптация нового сотрудника

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (367)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)