Организационная адаптация
В ряде исследований (Ф.С. Исмагилова, Р. С. Немов, Т.Ю. Базаров) подчеркивается, что в процессе адаптации, помимо обозначенных изменений, происходящих на разных уровнях индивидуальности, происходит приспособление субъекта к своему организационному статусу, месту и роли в общей структуре организации, усвоение организационных норм и традиций, углубление понимания организационного и экономического механизма функционирования организации и управления ею. Зачастую подобный процесс называют организационной адаптацией. Для того чтобы адаптация новых сотрудников в организации проходила быстро, эффективно и приводила к оперативному включению новичка в жизнедеятельность организации, некоторые организации разрабатывают и реализуют специальную программу по адаптации сотрудника в организации. Такая программа может включать: ■ вручение новому сотруднику специальной памятки, брошюры; ■ вручение информационного издания, где содержатся самые необходимые сведения об организации; ■ показ видеофильма об организации; ■ встречу группы новых сотрудников с одним из ведущих руководителей организации; ■ многообразные способы предоставления новому сотруднику возможности задать возникшие у него вопросы и получить на них компетентные исчерпывающие ответы. Новый сотрудник, как правило, испытывает потребность в сведениях, отражающих следующие моменты: ■ режим труда и отдыха в данном подразделении и организации в целом; ■ правила внутреннего распорядка; ■ места расположения столовых, буфетов, туалетов, курительных комнат, библиотеки, порядок их работы; ■ история создания и развития организации, ее сегодняшнее состояние, выпускаемая продукция и оказываемые услуги; ■ периодичность оплаты труда, дни, время и место выдачи зарплаты; ■ работа в праздничные и выходные дни и ее оплата; ■ правила оформления отпусков в связи с заболеванием или несчастным случаем и их оплаты; ■ процедура подачи жалоб, предложений в адрес администрации; ■ структура управления организацией и подразделением; ■ имена, отчества, фамилии, контактные телефоны руководителей и ответственных лиц основных служб организации. Соответственно, в задачи психолога-консультанта может входить предоставление новому сотруднику подобной информации. Консультирование в ситуации определения профессиональной компетентности
Зачастую психологу-консультанту приходится решать проблему выявления профессиональной компетентности сотрудников. Как правило, подобный запрос поступает от руководства организации. Это может быть связано с установлением соответствия сотрудника занимаемой должности, с целью продвижения его по службе и т. д. В данном случае психолог-консультант может воспользоваться техникой ситуационно-поведенческого интервью1. Целью ситуационно-поведенческого интервью является сбор свидетельств об индивидуальной компетентности с применением направленной, структурированной, поведенчески обоснованной техники. Ситуационно-поведенческое интервью особенно эффективно для точного понимания сильных сторон оцениваемого лица и тех свойств, которые нуждаются в развитии. Интервью строится в соответствие с алгоритмом, который называется «модель СОПР». Модель СОПР описывает основные стадии ситуационно-поведенческого интервью: ■ С — Ситуация ■ О — Отрезки ■ П — Поведенческие характеристики ■ Р — Результаты Соответственно, суть интервью состоит в том, чтобы выявить примеры поведенческих навыков сотрудника по модели СОПР. 7.3.1. Процедура проявления ситуационно-поведенческого интервью2
Чтобы интервьюируемый во время интервью чувствовал себя непринужденно, ему нужно объяснить, что ситуационно-поведенческое интервью - техника, которая применяется для развития управленческого персонала. 1 Кадровый консалтинг: применение техники ситуационно-поведенческого интервью, http://www.erp-volga.com/kadry_consulting/podbor/0002-25.html; http://www.emcon.ru/ 420-206-25.html 2 Кадровый консалтинг: применение техники ситуационно-поведенческого интервью, http://www.erp-volga.com/kadry consulting/podbor/0002—25.html; http://www.emcon.ru/ 420-206-25.html
Интервьюируемого полезно в общих чертах познакомить с тем, как будет проходить интервью. Например: § «Цель интервью состоит в том, чтобы выяснить, как вы себя вели в реальных ситуациях, а не «что бы вы сделали, если бы...» § «Я буду просить вас определить ситуацию, потом - конкретизировать, чем она завершилась, а затем - разбить ее на те отрезки, которые, по вашему мнению, и привели к данному результату». § «Потом я буду возвращать вас к каждому из этих отрезков и просить вас, чтобы в подробностях описали, в чем состояла ваша роль. Меня интересует именно ваша роль. Мне интересно, что вы сказали, подумали, сделали, почувствовали». § «Если мне будет не совсем понятна ваша роль, я остановлю вас и попрошу рассказать поподробнее». § «Я буду постоянно делать заметки, и если вы скажете что-нибудь важное, я это запишу, а потом мы сможем к этому вернуться». Содержание интервью 1. Информация о благоприятной поведенческой ситуации. «Можете ли вспомнить какой-нибудь отрезок времени на вашей нынешней работе за последние год-полтора, когда дело, которым вы занимались, шло хорошо?» Это открытый вопрос, под него подходит широкий спектр ситуаций, и с его помощью можно вскрыть самые различные типы поведения, к которым прибегает испытуемый для достижения результата. Если испытуемый сумеет вспомнить конкретный случай, в ответ на этот вопрос можно получить большой объем информации. Правила поведения психолога: 1) интервьюируемому нужно дать время на то, чтобы вспомнить ситуацию. Скорость ответа не влияет на результат интервью; 2) когда интервьюируемый вспомнит событие, попросить испытуемого разбить это событие на отрезки; 3)после того, как событие разбито на этапы, попросить испытуемого ответить на вопросы, например: ■ Почему возникла эта ситуация? ■ Кто в ней участвовал? ■ Что вы подумали ... почувствовали? ■ Что вы сделали... сказали? ■ И что из этого получилось? / Каков был результат? 4)следить за тем, чтобы интервьюируемый говорил от первого лица, используя местоимение «Я».
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |