Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационная адаптация



2016-09-16 345 Обсуждений (0)
Организационная адаптация 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В ряде исследований (Ф.С. Исмагилова, Р. С. Немов, Т.Ю. Базаров) подчеркивается, что в процессе адаптации, помимо обозначенных изменений, происходящих на раз­ных уровнях индивидуальности, происходит приспособ­ление субъекта к своему организационному статусу, мес­ту и роли в общей структуре организации, усвоение орга­низационных норм и традиций, углубление понимания организационного и экономического механизма функци­онирования организации и управления ею. Зачастую по­добный процесс называют организационной адаптацией. Для того чтобы адаптация новых сотрудников в орга­низации проходила быстро, эффективно и приводила к оперативному включению новичка в жизнедеятельность организации, некоторые организации разрабатывают и реализуют специальную программу по адаптации сотруд­ника в организации. Такая программа может включать:

■ вручение новому сотруднику специальной памятки, брошюры;

■ вручение информационного издания, где содержатся самые необходимые сведения об организации;

■ показ видеофильма об организации;

■ встречу группы новых сотрудников с одним из веду­щих руководителей организации;

■ многообразные способы предоставления новому сотруд­нику возможности задать возникшие у него вопросы и получить на них компетентные исчерпывающие ответы.

Новый сотрудник, как правило, испытывает потреб­ность в сведениях, отражающих следующие моменты:

■ режим труда и отдыха в данном подразделении и орга­низации в целом;

■ правила внутреннего распорядка;

■ места расположения столовых, буфетов, туалетов, ку­рительных комнат, библиотеки, порядок их работы;

■ история создания и развития организации, ее сегод­няшнее состояние, выпускаемая продукция и оказы­ваемые услуги;

■ периодичность оплаты труда, дни, время и место вы­дачи зарплаты;

■ работа в праздничные и выходные дни и ее оплата;

■ правила оформления отпусков в связи с заболеванием или несчастным случаем и их оплаты;

■ процедура подачи жалоб, предложений в адрес адми­нистрации;

■ структура управления организацией и подразделением;

■ имена, отчества, фамилии, контактные телефоны ру­ководителей и ответственных лиц основных служб организации.

Соответственно, в задачи психолога-консультанта мо­жет входить предоставление новому сотруднику подоб­ной информации.

Консультирование в ситуации определения профессиональной компетентности

 

Зачастую психологу-консультанту приходится решать проблему выявления профессиональной компетентности сотрудников. Как правило, подобный запрос поступает от руководства организации. Это может быть связано с уста­новлением соответствия сотрудника занимаемой должно­сти, с целью продвижения его по службе и т. д. В данном случае психолог-консультант может воспользоваться тех­никой ситуационно-поведенческого интервью1.

Целью ситуационно-поведенческого интервью являет­ся сбор свидетельств об индивидуальной компетентно­сти с применением направленной, структурированной, поведенчески обоснованной техники. Ситуационно-пове­денческое интервью особенно эффективно для точного по­нимания сильных сторон оцениваемого лица и тех свойств, которые нуждаются в развитии. Интервью строится в со­ответствие с алгоритмом, который называется «модель СОПР». Модель СОПР описывает основные стадии ситуа­ционно-поведенческого интервью:

■ С — Ситуация

■ О — Отрезки

■ П — Поведенческие характеристики

■ Р — Результаты

Соответственно, суть интервью состоит в том, чтобы выявить примеры поведенческих навыков сотрудника по модели СОПР.

7.3.1. Процедура проявления ситуационно-поведенческого интервью2

 

Чтобы интервьюируемый во время интервью чувство­вал себя непринужденно, ему нужно объяснить, что си­туационно-поведенческое интервью - техника, которая применяется для развития управленческого персонала.

1 Кадровый консалтинг: применение техники ситуационно-по­веденческого интервью, http://www.erp-volga.com/kadry_consulting/podbor/0002-25.html; http://www.emcon.ru/ 420-206-25.html

2 Кадровый консалтинг: применение техники ситуационно-по­веденческого интервью, http://www.erp-volga.com/kadry consulting/podbor/0002—25.html; http://www.emcon.ru/ 420-206-25.html

 

Интервьюируемого полезно в общих чертах познако­мить с тем, как будет проходить интервью. Например:

§ «Цель интервью состоит в том, чтобы выяснить, как вы себя вели в реальных ситуациях, а не «что бы вы сделали, если бы...»

§ «Я буду просить вас определить ситуацию, потом - конкретизировать, чем она завершилась, а затем - раз­бить ее на те отрезки, которые, по вашему мнению, и привели к данному результату».

§ «Потом я буду возвращать вас к каждому из этих от­резков и просить вас, чтобы в подробностях описали, в чем состояла ваша роль. Меня интересует именно ваша роль. Мне интересно, что вы сказали, подумали, сдела­ли, почувствовали».

§ «Если мне будет не совсем понятна ваша роль, я оста­новлю вас и попрошу рассказать поподробнее».

§ «Я буду постоянно делать заметки, и если вы скажете что-нибудь важное, я это запишу, а потом мы сможем к этому вернуться».

Содержание интервью

1. Информация о благоприятной поведенческой си­туации.

«Можете ли вспомнить какой-нибудь отрезок времени на вашей нынешней работе за последние год-полтора, ког­да дело, которым вы занимались, шло хорошо?»

Это открытый вопрос, под него подходит широкий спектр ситуаций, и с его помощью можно вскрыть самые различные типы поведения, к которым прибегает испы­туемый для достижения результата. Если испытуемый сумеет вспомнить конкретный случай, в ответ на этот вопрос можно получить большой объем информации.

Правила поведения психолога:

1) интервьюируемому нужно дать время на то, чтобы вспомнить ситуацию. Скорость ответа не влияет на ре­зультат интервью;

2) когда интервьюируемый вспомнит событие, попро­сить испытуемого разбить это событие на отрезки;

3)после того, как событие разбито на этапы, попро­сить испытуемого ответить на вопросы, например:

■ Почему возникла эта ситуация?

■ Кто в ней участвовал?

■ Что вы подумали ... почувствовали?

■ Что вы сделали... сказали?

■ И что из этого получилось? / Каков был результат?

4)следить за тем, чтобы интервьюируемый говорил от первого лица, используя местоимение «Я».



2016-09-16 345 Обсуждений (0)
Организационная адаптация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационная адаптация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)