Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации по самоподготовке



2016-09-16 362 Обсуждений (0)
Рекомендации по самоподготовке 0.00 из 5.00 0 оценок




Целью изучения темы является формирование целостной системы теоретических знаний о процессах становления современного государства Великобритании, изучение особенностей государственного устройства и права одной из старейших европейских монархий в новейший период ее истории, а также формирование навыков самостоятельного изучения историко-правового материала, умений структурировать и анализировать информацию, использовать метод сравнительного исследования государственно-правых явлений.

Исследуя содержание первого вопроса, обратите внимание на последствия первой мировой войны для экономики страны. Проанализируйте изменения в социальной структуре общества в период между двумя мировыми войнами. Выявите причины усиления рабочего, профсоюзного и национально-освободительного движения в Великобритании и британских колониях. Охарактеризуйте систему политических партий и особенности политической борьбы в 1920-30е годы. Объясните, в чем проявилась демократизация избирательного права. Изучите проявления усиления исполнительной власти и причины падения роли парламента. Ознакомьтесь с содержанием Акта «О защите государства» 1914 года, Закона «О чрезвычайных полномочиях» (1920 и 1939 гг.), Актом «О министрах короны» 1937 года.

При изучении второго вопроса обратите внимание на становление системы государственного регулирования экономики и трудовых отношений в послевоенные годы, объясните причины частичной национализации промышленности и банков после второй мировой войны. Проанализируйте основные мероприятия правительства по социальной поддержке населения. Изучите основные изменения в государственном строе, причины и содержание реформы парламента 1949 года. Почему эту реформу характеризуют как «от правления кабинета к правлению премьер-министра». Выявите значение института королевской власти в политической системе Великобритании в новейшее время. Охарактеризуйте причины роста бюрократии, особенности гражданской службы, местного управления, организации армии, полиции, выявите преемственность в развитии судебной и тюремной систем.

В третьем вопросе определите основные этапы распада Британской колониальной империи. Объясните понятие доминиона, подмандатной территории, полуколонии, определите статус британских колоний. Ознакомьтесь с решениями Имперской конференции 1926 и Вестминстерским статутом 1931 года. Проследите, каким образом и какие государства получали суверенитет в период между первой и второй мировыми войнами, а также во второй половине XX века. Определите международно-правовой статус Британского содружества наций. Сформулируйте выводы о причинах распада колониальной империи.

При изучении темы рекомендуется составить следующие схемы:

– «Система государственного управления в Великобритании во второй половине XX века»

– «Судебная система Великобритании»

 

Темы рефератов

– «Уинстон Черчилль как историческая личность»

– «Британская колониальная империя»

 

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Богдановская И.Ю. Закон в английском праве. М., 1987.

2. Бромхэд П. Эволюция британской конституции. М., 1978.

3. Гаджиев К. С., Закаурцева Т. А., Родригес А. М., Пономарев М. В. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. М., 2004.

4. Галлан Дж. Политическая система Великобритании. М., 1955.

5. Городецкий И.Е. Великобритания: выборы, партии. М., 1985.

6. Леонович О.А. Страноведение. Великобритания. М., 2004.

7. Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права. Л., 1986.

8. Макеева Л. А., Пономарев М. В., Белоусова К. А., Шаповалов В. Л. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. М., 2000.

9. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М., 1993.

10. Уолкер Р. Английская судебная система. М., 1980.

 

Тема № 22. Развитие буржуазного государства в Германии

Семинарское занятие

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Веймарская республика. Конституция 1919 года.

2. Нацистская Германия: общая характеристика формы государства (форм правления, территориальное устройство, политический режим).

3. Послевоенное устройство Германии. Образование ГДР и ФРГ.

Основные понятия:республика, президентская республика, фашизм, национал-социализм, тоталитарный режим, авторитарный режим, президент, канцлер, фюрер, рейх.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

Целью семинарского занятия является закрепление теоретических знаний по проблемам формирования республики в Германии и причинах установления тоталитарного режима, прихода к власти партии национал-социалистов, формирование навыков сравнительно-исторического анализа государственных режимов различных государств (на примере Германии, СССР, Италии), умений формулировать и аргументировать собственную точку зрения, вести дискуссию.

При подготовке ответа на первый вопрос следует кратко охарактеризовать причины и итоги ноябрьской революции 1918 – 1919 годов в Германии. При изучении содержания Веймарской Конституции 1919 года следует рассмотреть следующие основные вопросы: государственное устройство, форма правления, права и обязанности граждан по Конституции. Определите высшие федеральные и местные органы власти, их компетенцию, соотношение, процесс прохождения законопроектов и принятия законов. Особое внимание обратите на избирательные и гражданские права и свободы в Германии. Следует иметь в виду, что Германия не была многонациональной страной, и федеративная форма государственного устройства не была вызвана необходимостью решения национального вопроса. Уясняя сущность федерализма по Веймарской конституции, следует обратить внимание на то, что отсутствует право добровольного выхода из состава империи. При анализе формы правления необходимо обратить внимание на правовое положение парламента и его палат (рейхстага и рейхсрата), правовое положение президента и правительства. При рассмотрении вопроса об основных правах и обязанностях граждан следует обратить внимание, во-первых, на то, что в Веймарской конституции был закреплен довольно широкий круг прав и свобод личности, причем в отличие от других конституций того времени, в ней ставился вопрос о социально-экономических правах; во-вторых, на намеренно расплывчатые формулировки ряда статей Конституции, в которых трактовались права и свободы, оговорки во многих статьях, которые фактически ограничивали или сводили к нулю реальные права граждан; в-третьих, на то, что в Веймарской конституции говорилось о правах и обязанностях не граждан, а немцев. Объясните причины кризиса Веймарского режима в условии мирового экономического кризиса 1929 – 1935 годов. Выявите причины прихода к власти А. Гитлера и установления нацистской диктатуры.

При подготовке ответа на второй вопрос основное внимание уделите законодательному оформлению нацистского режима. Проанализируйте содержание и значение чрезвычайных декретов «О защите народа и государства». Объясните, с какой целью был установлен однопартийный режим, уничтожены многопартийность, буржуазные демократические институты, права и свободы граждан. Охарактеризуйте механизм гитлеровской диктатуры. Выявите роль нацистской партии в Третьем рейхе, используя Закон 1933 года «Об обеспечении единства партии и государства». Объясните значение совмещения постов фюрера, рейхсканцлера и верховного главнокомандующего. Как проявлялось переплетение функцийпартийных и государственных органов на всех уровнях управления страной? Объясните, почему были ликвидированы должности президента республики, ландтагов и автономии местного самоуправления? Как была осуществлена централизация и бюрократизация государственного аппарата? Раскройте причины и сущность государственного руководства экономикой. Зачем был введен принудительный набор рабочей силы? Что такое Немецкий трудовой фронт?

Проанализируйте репрессивный аппарат Гитлеровской Германии. Перечислите основные карательные органы: штурмовые отряды (СА), охранные отряды (СС), государственная тайная полиция (гестапо), концентрационные лагеря, Главное управление имперской безопасности, чрезвычайные суды. Объясните их функции и значение. Какую роль в становлении нацистского режима играла армия? Объясните причины агрессивной внешней политики Германии. Сделайте вывод о последствиях нацистского режима для Германии и для мирового сообщества.

При подготовке ответа на третий вопрос следует назвать причины поражения Германии во Второй мировой войне, проанализировать содержание Потсдамских соглашений 1945 года о будущем Германии. Охарактеризуйте послевоенное устройство Германии. Почему были образованы два государства: ГДР и ФРГ? Расскажите о процессе образования ФРГ. Проанализируйте содержание Боннской конституция 1949 года, ее основные положения, определяющие форму правления, государственное устройство и политический режим. Определите особенности политического режима в ГДР. Делая вывод, назовите причины воссоединения Германии.

При подготовке к семинарскому занятию рекомендуется составить следующие схемы:

– «Система государственного управления в Германии по Конституции 1919 г.»

– «Система государственного управления в Германии накануне второй мировой войны»

– «Система государственного управления ФРГ»

– «Система государственного управления ГДР»

 

Темы рефератов, докладов

– «Адольф Гитлер и его роль в истории»

– «Сходства и отличия двух тоталитарных систем: сталинского Советского Союза и фашистской Германии»

– «Фашизм, как мировое явление»

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Андреева Е.А. Гитлеровская политика экспансии и геноцида (1933-1940 гг.) М., 2006.

2. Бланк А.С. Идеология германского фашизма. М., 1974.

3. Гаджиев К. С., Закаурцева Т. А., Родригес А. М., Пономарев М. В. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. М., 2004.

4. Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1989.

5. Гус М.С. Безумие свастики. М., 1996.

6. Драбкин Я.С. Становление Веймарской республики. М., 1978.

7. Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права. Л., 1986.

8. Мельников Д., Черная Л. Империя смерти. Аппарат насилия в нацистской Германии. М., 1987.

9. Самойлов Э.В. Происхождение фашизма. М., 1989.

10. Энциклопедия третьего рейха / Составитель С.М. Воропаев. М., 1996.

11. Джентиле Дж. Введение в философию. СПб., 2000.

12. Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1967.

13. Пленков О.Ю. Третий рейх. Нацистское государство. СПб., 2004.

14. Рашхмир П.Ю. Происхождение фашизма. М., 1981.

15. Руге В. Германия в 1917-1933 гг. М., 1974.

16. Устрялов Н.В. Итальянский фашизм. М., 1999.

17. Философия вождизма. Хрестоматия по вождизму / Под ред. В.Б. Авдеева. М., 2006.

18. Фашизм и антидемократические режимы в Европе. М., 1981.

19. Фрай Н. Государство фюрера. Национал-социалисты у власти: Германия, 1933-1945. М., 2009.

20. Ширер Уильям. Взлет и падение третьего рейха. Т.1. М., 1991.

21. Шмитт К. Диктатура. М., 2006.

Тема № 23. Развитие буржуазного государства во Франции

Вопросы для самоподготовки:

1. Третья республика во Франции в XX веке и ее кризис.

2. Конституция 1946 г. во Франции. Проблемы взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти в Четвертой республике.

3. Конституция 1958 г. во Франции. Тенденции развития государственного строя Пятой республики.

Основные понятия:республика, президентская республика, парламентская республика, смешанная республика, диктатура, конституция, суд ассизов, суд присяжных.

Рекомендации по самоподготовке:

Цельюизучения темы является формирование целостного системного знания об эволюции государства Франции, особенностях конституционного процесса, отработка навыков сравнительно-правового анализа конституций в рамках одного государства, формирование умений структурировать и анализировать нормативный материал путем заполнения сравнительных таблиц.

Семинарских и практических занятий по тем не запланировано, результаты самостоятельного изучения темы будут проверены в раках контрольной работы по модулю (тест).

При изучении первого вопроса докажите, что приоритетная роль парламента и частая смена власти, изначально заложенные в механизме Третьей республики, в XX столетии получили дальнейшее развитие. Реальна ли была угроза прихода фашистов к власти? Какое значение имела деятельность правительства Народного фронта? Почему Третья республика не смогла защитить себя от германской агрессии?

Исследование второго вопроса уместно начать с констатации исторического значения конституции 1946 г., которое состоит в том, что она закрепила основные принципы демократического общества и государства в их наиболее последовательной трактовке. Необходимо выявить эти принципы и проанализировать. Далее уместно отметить исторический контекст, в котором происходило принятие конституции 1946 г., а также опыт реализации её полномочий. Выявите формы и механизм реализации государственной власти в рамках режима IV республики, роль конституционной практики в дальнейшем развитии государственного строя Франции, постепенный отход от основных положений конституции 1946 г., обусловленный социально-политическими факторами, внешнеполитическими неудачами и др. При этом важно рассмотреть идейную платформу движения сторонников Шарля де Голля, определившего дальнейшее конституционное развитие Франции

При изучении третьего вопроса, рассмотрите следующие вопросы: Кто стал инициатором установления режима Пятой республики?; Каково новое соотношение между ветвями власти в Конституции 1958 г.? В каком направлении развивался режим Пятой республики и ее партийно-политическая система после ухода генерала де Голля из власти в 1969 г.?

Рекомендуется выполнить следующее задание: используя учебные пособия и нормативные источники, заполните таблицу:


 

  Глава государства Парламент Правительство
  республики республики республики
  III IV V III IV V III IV V
Порядок формирования                  
Сроки полномочий                  
полномочия                  
Возможность сдержек и противовесов                  
ответственность                  

Темы рефератов

– «Шарль де Голль как историческая личность»

– «Жорж Клемансо как историческая личность»

– «Фашизм во Франции»

– «Колониальная политика Франции в XX веке и ее итоги»

 

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. М., 2005.

2. Давид Р., Спинози Ж.-К. Основные правовые системы современности. М., 2009.

3. Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права. Л., 1986.

4. Прицкер Д.П. Жорж Клемансо. М., 1983.

5. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М., 1993.

6. Сироткин В.Г. История Франции: Пятая республика. М., 1989.

7. Франция. В поисках новых путей / Под ред. А.Ю. Рубинского. М., 2007.

8. Черкасов П.П. Распад колониальной империи Франции. Кризис французской колониальной политики в 1939 – 1985 гг. М., 1985.

9. Чернега В.Н. Буржуазные партии в политической системе Франции. Третья – Пятая республики. М., 1987.

10. Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право. М., 2011.

11. Языков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945 гг.). М., 2001.

 


Тема № 24. Развитие государства в Китае в XX веке

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Образование Китайской Народной республики, формирование органов власти.

2. Формирование правовой системы КНР (1949-1958 гг.).

3. Государство и право КНР в период «большого скачка» и «культурной революции».

4. Основные тенденции государственно-правового развития КНР в современный период.

 

Основные понятия:тоталитарный режим, авторитарный режим, социализм, диктатура, «большой скачок», «культурная революция», правовой нигилизм.

 



2016-09-16 362 Обсуждений (0)
Рекомендации по самоподготовке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации по самоподготовке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)