Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспитание в контексте социализации



2016-09-16 1435 Обсуждений (0)
Воспитание в контексте социализации 0.00 из 5.00 0 оценок




Печатается по: Мудрик А.В. Воспитание в контексте социализации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=59

 

1. В трактовке социализации исторически сложились два подхода: субъект-объектный — субъект социализации общество, объект — человек (восходящий к Э.Дюркгейму и Т.Парсонсу) и субъект-субъектный — и общество, и человек — субъекты социализации (истоки которого можно найти в работах Ч.Кули и Дж.Г.Мида). С точки зрения субъект-объектного подхода социализация — это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

2. Воспитание (относительно социально-контролируемая социализация) автономизируется от исторически первичной стихийной социализации тогда, когда на определенном этапе социально-экономического развития того или иного общества подготовка к жизни его членов выделяется в относительно самостоятельную сферу. Постепенно воспитание становится специальной функцией общества и государства, т.е. оформляется в специфический социальный институт.

3. Сущность социализации — сочетание адаптации и обособления человека в обществе, баланс которых определяет становление индивида социальным существом и развитие человеческой индивидуальности.

Воспитание как относительно осмысленное, целенаправленное взращивание человека, осуществляемое в семье, в религиозных воспитательных организациях, более или менее последовательно способствует адаптации человека в обществе и создает условия для его обособления в соответствии со спецификой целей, содержания и средств семейного религиозного социального и коррекционного видов воспитания.

4. Воспитание отличается от стихийной социализации в первую очередь тем, что в его основе лежит социальное действие. Это понятие ввел Макс Вебер, который относил к социальным действия человека, направленные на разрешение проблем и сознательно ориентированные на ответное поведение партнеров. Социальное действие предполагает субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

Таким образом, основанием отделения процесса воспитания от процесса стихийной социализации является его осмысленность и наличие в нем определенной осознанной цели. Стихийная социализация — процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание — процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи относительно осмысленным и целенаправленным, осуществляется в определенном месте, в определенное время и в определенной организации. Кроме того, его дискретность определяется тем, что поскольку отдельные виды воспитания и типы воспитательных организаций не имеют единых целевых установок и отлаженной и непротиворечивой взаимосвязи, постольку взращивание человека не становится непрерывным процессом.

5. Соотношение воспитания и стихийной социализации, «объем» воспитания в процессе социализации существенно различаются как в различных обществах, так и, в меньшей степени, в различных стратах одного и того же общества. Чем более модернизировано общество, т.е. чем более сложна его социальная структура, чем далее оно продвинулось в социально-экономическом развитии, тем в большей мере им осознана потребность в «человеческом капитале» определенного качества и тем большие ресурсы оно затрачивает на его подготовку и доподготовку. А следовательно, тем больший «объем» занимает в процессе социализации ее социально-контролируемая часть, тем большую роль играет в общественной жизни воспитание как социальный институт. Кроме того, чем элитарнее та или иная страта общества, тем большее значение придается воспитанию ее представителей, соответствующему ее положению, притязаниям и потребностям.

6. «Объем» воспитания в процессе социализации во многом определяет и его место в иерархии ценностей общества и его отдельных страт. Ценность воспитания в социальной жизни имеет два аспекта — объективный и субъективный. Объективная ценность воспитания проявляется в том, какие ресурсы затрачивает общество на воспитание своих членов, как уровень воспитания влияет на их социальное положение и жизненный успех. Субъективная ценность воспитания определяется, в частности, тем, какие ожидания связывают представители тех или иных слоев общества с воспитанием, насколько оно, с их точки зрения, связано с их повседневной жизнедеятельностью и успешностью достижения групповых и индивидуальных целей и т.д. В более модернизированных обществах воспитание выступает серьезным фактором горизонтальной и вертикальной социальной мобильности, ибо от него зависит возможность перехода человека от одних ролей к другим, из одной страты в другую, более элитарную. В более традиционных обществах воспитание может в той или иной мере (в зависимости от степени традиционности общества) «консервировать» социальную структуру. Это связано, в основном, с двумя обстоятельствами: чем традиционнее общества, тем более обособленны и закрыты в нем все страты, а тем более элитарные; чем модернизированнее общество, тем меньше различий в содержании и качестве воспитания в низших и элитарных стратах. Место воспитания в иерархии общественных ценностей, с одной стороны, зависит, а с другой определяет готовность общества уделять ему большее или меньшее внимание, выделять большие или меньшие ресурсы на развитие воспитания. С этим же связана и мера подготовленности обществ к выдвижению и формулированию задач воспитания, к поискам и реализации эффективности путей их решения.

7. Воспитание, рассматриваемое в контексте социализации, имеет определенные возможности влиять на позитивный характер социализации конкретного человека, а именно:

- воспитание в определенной мере определяет то, что как объект социализации человек более или менее успешно осваивает просоциальные нормы и ценности, не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные установки и поведенческие сценарии;

- воспитание имеет определенные возможности создать условия для просоциальной самореализации себя человеком как субъекта социализации, для проявления и развития его субъектности и субъективности в позитивном аспекте;

- воспитание может создать такие условия развития человека, которые помогут ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, т.е. в той или иной мере минимизировать степень становления его жертвой социализации;

- воспитание имеет некоторые возможности предотвратить столкновение человека с теми или иными опасностями стихийной социализации, а также минимизировать и отчасти корректировать последствия случившихся столкновений, т.е. уменьшить риск превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

ТЕМА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Содержание семинарского занятия

 

 

Краткое содержание темы

Психологические аспекты воспитательных технологий. Психологические условия эффективности воспитательных технологий. Воспитательная технология как система средств, используемая для достижения целей воспитания. Критерии технологичности: системность, управляемость, воспроизводимость, эффективность. Структура воспитательных технологий: теоретическое обоснование, процессуальная часть (технологический процесс). Показатели эффективности воспитательных технологий. Воспитательная система В.А.Сухом­линского как технология формирования нравственных убеждений. Воспитательная система В.А.Караковского. Создание гуманистических, демократических отношений через творчество и самоуправление как основная характеристика системы. Место психолога в воспитательной системе В.А.Караковского.

Цель освоения темы:раскрыть содержание понятия «воспитательные технологии», определить требования к ним, выделить параметры психологического анализа воспитательных технологий в различных воспитательных системах.

Ключевые слова темы:

Ø воспитательные технологии;

Ø структура воспитательных технологий;

Ø показатели эффективности воспитательных технологий.

План обсуждения:

1. Педагогические технологии в рамках системного подхода к процессу воспитания (А.С.Макаренко);

2. Педагогические технологии в рамках деятельностного подхода к процессу воспитания (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, В.И.Слободчиков);

3. Педагогические технологии в рамках личностно ориентированного подхода к процессу воспитания (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская).

 

Рекомендуемая литература



2016-09-16 1435 Обсуждений (0)
Воспитание в контексте социализации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспитание в контексте социализации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1435)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)