Системный подход к построению воспитательного процесса
Печатается по: Черкасова О.В. Основные методологические подходы к функционированию гуманистической воспитательной системы // Гуманистические школы XX века. Самара, 2005. С. 33—40. Системные представления о процессах и явлениях в природе и обществе связывают с именами таких известных философов и ученых, как Аристотель, Платон, Б.Спиноза, И.Кант, Г.Гегель, В.Шеллинг, К.Маркс, Ф.Энгельс, Ч.Дарвин, Д.И.Менделеев, А.А.Богданов, Н.Винер, Л.С.Выготский и др. Однако признанным научным направлением системный подход стал лишь в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века. Его основателем считают австрийского биолога Л. фон Берталанфи. <…> Представляется очевидной необходимость использования системного подхода в педагогической науке и практике. К числу окружающих педагога систем в первую очередь следует отнести личность учащегося, ученический и учительский коллективы, природную и социальную среду. Педагоги-ученые и практики еще до появления понятия «системный подход» пытались овладеть системным стилем мышления и действий. Например, А.С.Макаренко сформулировал ряд положений, которые, несомненно, можно включить в современную концепцию воспитательных систем: • «человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается»; • «…отдельное средство может быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных»; • «там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса»; • «…решающим в деле воспитания является не метод отдельного учителя и даже не метод целой школы, а организация школы, коллектива и воспитательного процесса». Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Целесообразность его применения в гуманистической воспитательной системе объясняется следующими причинами: • личность ребенка должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе, в котором все компоненты (целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный) в максимальной степени взаимосвязаны; • происходит объединение усилий субъектов воспитания, что способствует повышению эффективности педагогического влияния; • созданная воспитательная система позволяет экономить силы и время педагогического коллектива, так как она всегда содержит традиционные формы и способы построения деятельности и отношений, которые влияют на личность, как правило, более эффективно; • специально моделируются условия для самореализации и самовыражения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и личностному росту, гуманизации деловых и межличностных отношений; • в процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» учебного заведения, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов школьного сообщества; • создание воспитательной системы, включающей в себя освоенную коллективом образовательного учреждения социальную и природную среду, позволяет расширить диапазон воспитательного воздействия на личность; • системный подход способствует оптимальному использованию в воспитательной деятельности кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов учебного заведения. Использование системного подхода в процессе гуманистического воспитания учащихся предполагает применение специальных понятий и методов, соблюдение определенных принципов. Ключевым понятием данного подхода является «система». В настоящее время в научной литературе можно найти несколько сотен его дефиниций. Наиболее популярным следует назвать определение Л. фон Берталанфи: «Система – это комплекс взаимодействующих компонентов». Однако большинство исследователей критикуют данное определение за то, что оно не отражает многие существенные признаки системы. Сегодня можно констатировать, что в науке нет ни одного общепринятого определения понятия «система». Остановимся на определении, данном С.А.Саркисян и Л.В.Головановым, понимающих под системой не просто совокупность множества единиц, в которой каждая из них подчиняется законам причинно-следственных связей, а единство отношений и связей отдельных частей, обусловливающих выполнение определенной сложной функции, которая и возможна лишь благодаря структуре из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов. Так как в практике воспитательной деятельности педагоги учебного заведения занимаются проектированием и построением воспитательной системы, являющейся одной из разновидностей многочисленного класса социальных систем, то следует дать определение именно этой системе. Мы полагаем, что воспитательная система – это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию личности ребенка. Наряду с понятиями «система» и «воспитательная система» в терминологическую составляющую системного подхода входят и такие понятия, как: • системность – отличительная особенность сложноорганизованных объектов (систем) природной и социальной действительности, выражающаяся в наличии у таких объектов интегральных свойств и качеств, отсутствующих у их элементов; • компонент – какая-либо часть системы, вступающая в определенные отношения с другими ее частями; • элемент – минимальная единица системы, которую в ее рамках можно считать неделимой; • структура – способ установления устойчивых связей и отношений между элементами системы в процессе их взаимодействия и интеграции; • связь – наличие взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь; • системообразующий фактор – существенное обстоятельство, создающее и поддерживающее целостность, устойчивость и неповторимость системы. Второй составляющей системного подхода являются принципы, т.е. исходные положения и основные правила деятельности по познанию и преобразованию системных объектов. Принцип целостности считают главным критерием отнесения того или иного объекта к классу систем, а самого процесса познавательной или практической деятельности – к разряду системных. Раскрывая содержание положения о целостности, А.Н.Аверьянов, И.В.Блауберг, В.В.Краевский, Б.Т.Лихачев, В.А.Сластенин, Э.Г.Юдин обращают внимание на следующие аспекты: • система состоит из определенной совокупности компонентов (элементов, подсистем), взаимосвязь и взаимодействие которых обусловливают целостность системного образования; • целостность характеризуется наличием у системы интегративных качеств, не присущих отдельным ее частям; • систему можно представить целостным образованием только тогда, когда она обоснованно, учитывая объективно существующие связи и отношения, выделяется исследователем или практиком из окружающей среды. Каждый из перечисленных аспектов имеет важное методологическое значение для практики воспитательной деятельности. Во-первых, при моделировании и построении воспитательной системы учебного заведения педагоги должны иметь отчетливые представления о ее структуре и составе. Мы согласны с мнением Е.Н.Степанова и Л.М.Лузиной, что к числу основных составляющих системы воспитания учащихся можно отнести пять компонентов: 1) индивидно-групповой (администрация, учителя, учащиеся и сотрудники учреждения образования); 2) ценностно-ориентационный (ценности сообщества детей и взрослых; цели воспитания, перспективы жизнедеятельности ученической общности; принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы); 3) функционально-деятельностный (системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; управление и самоуправление процессом воспитания); 4) отношенческо-коммуникативный (отношения в сообществе детей и взрослых; внутренние и внешние связи воспитательной системы); 5) диагностико-результативный (критерии и показатели эффективности воспитательного процесса, формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки функционирования воспитательной системы). Во-вторых, надо осознавать, что ни один из названных компонентов не обладает интегративным качеством воспитательной системы в целом, а лишь обеспечение их взаимосвязи и взаимодействия способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию учащихся. В-третьих, воспитательная система учебного заведения – не единственный фактор развития личности ребенка, а поэтому следует учитывать реальные и потенциальные возможности воспитательного влияния на учащихся других социальных и природных систем. Принцип коммуникативности (связи). В.В.Краевский не без основания утверждает, что познать систему означает, прежде всего, изучить ее коммуникации – внутренние и внешние связи. Философы-системологи И.В.Блауберг и Э.Г.Юдин выделяют семь групп связей: 1) связи взаимодействия объектов, их сторон и свойств; 2) связи порождения, имеющие и другое наименование – генетические; 3) связи преобразования; 4) связи строения, которые нередко называют структурными; 5) связи функционирования; 6) связи развития, которые вызывают существенные изменения в строении объекта и формах его жизни; 7) связи управления. Мы согласны с высказыванием Г.П.Мизюлиной, что воспитательная система – это прежде всего: - взаимосвязь основных субъектов воспитательного процесса – педагогов, учащихся, родителей; - взаимосвязь всех компонентов процесса воспитания; - взаимосвязь учебной деятельности и внеучебной работы; - взаимосвязь учебного заведения и окружающей среды; - взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего учебного учреждения. Принцип структурности. Благодаря устойчивости структур обеспечивается целостность системы, упорядоченность взаимодействия ее компонентов. Наряду с устойчивостью структура обладает и такими качествами, как подвижность и изменчивость. Именно с этими свойствами структуры многие ученые связывают возможности преобразования системы и появления у нее нового интегративного качества. Принцип управляемости и целенаправленности. Цель и управление следует рассматривать не только как важнейшие элементы социальных систем, но и как системообразующие факторы их функционирования и развития. Цель обусловливает состав компонентов системы, их свойства и взаимосвязи. Правильный выбор целевых ориентиров – одно из главных условий успешного становления воспитательной системы и дальнейшего ее развития. При разработке целей необходимо помнить о требованиях, предъявляемых к целевым ориентирам процесса воспитания. Они должны быть: - направлены на развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала; - сопряжены с интересами и ценностными установками государства и общества, соответствовать особенностям учебного заведения и условиям его жизнедеятельности; - трудными, но реально достижимыми; - конкретными, обладать временной определенностью, финансовыми и другими ресурсами для их достижения; - гибкими, т.е. обладать при необходимости способностью к коррекции; - диагностичными. В свою очередь достижение целевых ориентиров в значительной мере зависит от форм и способов управления жизнедеятельностью системы. Относя социальные системы к разряду самоуправляемых, ученые подчеркивают приоритетную роль самодеятельных и самоуправленческих начал в функционировании и развитии систем, обеспечении их целостности. Принцип развития. Развитие системы определяется в науке как процесс количественных и качественных изменений, обусловливающий формирование ее нового интегративного свойства и переход с одного уровня целостности на другой. Каждая система проходит в своем развитии 4 этапа: возникновение, становление, период зрелости и преобразование. В тот или иной период своего развития всякая система заключает в себе остатки прошлого, настоящее, составляющее ее качественную специфику, и ростки будущего. При моделировании и построении воспитательной системы надо правильно определить уровень развития школьного сообщества и его членов. Только после этих диагностико-аналитических операций возможно осуществление оптимального выбора целей, содержания, форм и способов организации воспитательного процесса. Системный анализ – это комплекс взаимосвязанных приемов и процедур исследования и конструирования сложных и сверхсложных объектов и процессов. От обычного анализа, по мнению философов И.В.Блауберга и Э.Г.Юдина, системный анализ отличается своими исходными установками: стремлением с максимальной полнотой учесть все характеристики объекта и рассмотреть его как систему; ярко выраженным междисциплинарным подходом к решению проблем познания или управления; проблемно ориентированной, а не функциональной организацией исследований и разработок. Крупнейший отечественный специалист в области педагогического менеджмента Ю.А. Конаржевский предложил использовать при изучении систем обучения и воспитания основные компоненты системного анализа: 1) морфологический анализ, позволяющий выяснить, из каких элементов состоит система, что они собой представляют, каков их набор; 2) структурный анализ, способствующий выяснению внутренней организации системы, определению характера связей элементов, выявлению системообразующих связей и отношений; 3) функциональный анализ, направленный на раскрытие функций системы в целом и ее отдельных компонентов, на изучение механизма функционирования целостного организма системы и ее основных частей; 4) генетический (исторический) анализ, позволяющий исследовать зарождение, становление, дальнейшее развитие и преобразование системы. Только применение всех перечисленных компонентов системного анализа способствует формированию системного знания об изучаемой системе. К сожалению, очень часто практические работники, анализируя результаты воспитательной работы за какой-то период времени, ограничивают свою рефлексивно-аналитическую деятельность осуществлением лишь морфологического и изредка структурного анализа. Сущность метода системного синтеза заключается в попытке ученого и практика осуществить интеграцию системных представлений об одном и том же объекте, полученных при различных «срезах» с этого объекта. «При системном синтезе, – указывает чешский исследователь Я.Скалкова, – речь идет о преодолении односторонней, узкоспециализированной точки зрения на изучаемый объект (или на исследуемую проблему) и укомплектовании разных знаний в систему знаний (из разных научных областей или из разных областей общественной практики)». Под моделированием в теории воспитания принято понимать метод познавательной и практической деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса, получить и использовать новую информацию о настоящем и будущем состоянии, закономерностях и тенденциях функционирования и развития процесса воспитания. Моделирование воспитательного процесса существенным образом отличается от технического моделирования. При изучении особенностей, возможностей и условий применения метода моделирования в проектировании и построении воспитательных систем образовательных учреждений Е.Н.Степановым и Л.М.Лузиной разработан алгоритм совместных действий педагогов, учащихся и родителей по формированию модельных представлений о системе воспитания в конкретном учебном заведении: - создание инициативной группы для моделирования воспитательной системы; - формирование членами инициативной группы своего видения настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его воспитательной системы; - поиск инициаторами своих сторонников в сообществе педагогов, учащихся и родителей; - установление контактов с научно-методическими центрами района, города, области, страны или отдельными учеными и методистами; - разработка программы (плана) действий по построению модели воспитательной системы; - ознакомление педагогов с теорией и практикой воспитательных систем, теоретическими и методическими основами проектирования образа выпускника учебного заведения; - диагностика состояния и результативности учебно-воспитательного процесса, анализ условий развития личности школьников, определение воспитательного потенциала окружающей среды, путей и способов его реализации; - проведение работы по актуализации и стимулированию деятельности педагогов, учащихся и родителей по формированию образа учебного заведения; - осуществление действий по интеграции индивидуальных и групповых представлений членов школьного сообщества в коллективный образ учебного заведения; - создание творческих групп и их деятельность по уточнению и разработке деталей образа школы; - конструирование модели воспитательной системы и составление программы ее построения; - мысленное экспериментирование реализации модельных представлений и апробация отдельных элементов воспитательной системы; - обсуждение в школьном сообществе модельных разработок и программы построения воспитательной системы; - проведение научно-методической и управленческой экспертизы модели воспитательной системы и программы ее построения; - утверждение модели и программы построения воспитательной системы на заседании педагогического совета и общешкольной конференции. Правильное осуществление перечисленных действий не только позволяет сформировать научно обоснованные представления о воспитательной системе образовательного учреждения, но и способствует успешной их реализации в последующей деятельности. Системный взгляд на процесс воспитания в учебном заведении предполагает выделение трех страт (слоев) воспитательного взаимодействия с личностью ребенка. Первая страта – это воспитательная система всего образовательного учреждения, в рамках которой педагогический коллектив стремится упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития учащихся. Вторую страту составляет воспитательное пространство класса, где и проходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия. Но существует и третья страта, которую можно назвать системой педагогического обеспечения индивидуальной траектории развития ребенка. Поэтому в учебном заведении целесообразно вести работу и по построению воспитательной системы образовательного учреждения, и по созданию воспитательных систем классов, и по формированию системы поддержки индивидуального развития каждого учащегося.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1097)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |