Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исторические последствия



2016-09-16 411 Обсуждений (0)
Исторические последствия 0.00 из 5.00 0 оценок




В историческом развитии человека компьютер с психологической точки зрения может рассматриваться как новое сложное орудие [13], опосредствующее умственную деятельность человека, которому передаются исполнительские интеллектуальные функции <…>.

В нашем исследовании было показано, что в опосредствовании компьютером деятельности человека можно выделить несколько вариантов.

В относительно элементарных видах умственной деятельности, имеющих преимущественно шаблонный характер, компьютер может замещать человека, вытесняя его из выполнения этих видов деятельности; при этом компьютеру могут передаваться и некоторые компоненты творческого процесса (например, целеобразование по предварительно составленной программе), что ведет к редуцированию в деятельности человека не только шаблонных, но и некоторых творческих компонентов (например, формирование новых целей на основе имеющихся знаний с заранее устанавливаемыми критериями их оценки).

В более сложных, динамически меняющихся видах умственной деятельности, характеризующихся возникновением новых проблемных ситуаций, компьютеру интеллектуальные функции передаются лишь частично и функции решения задач распределяются между человеком и компьютером.

Передавая компьютеру интеллектуальные функции, человек произвольно может регулировать характер и глубину опосредствования своей умственной деятельности. Например, делая выбор, передавая компьютеру только некоторые небольшие операции или объемные и наиболее трудоемкие, человек тем самым может существенно влиять на преобразования своей деятельности и на динамику своих психологических процессов и свойств под влиянием компьютеризации.

Орудийное компьютерное опосредствование представляет собой динамичный процесс, связанный с изменением типов компьютеров, их программ, языков программирования, что ведет к изменению характера передаваемых ему исполнительских функций и компонентов деятельности, остающихся за человеком, активизируя, делая меняющимся в историческом плане и сам процесс преобразования психических процессов и свойств человека.

Передавая интеллектуальные функции компьютеру, составляя для него программу, человек на этапе подготовки работы компьютера как орудия играет ведущую роль, т.е. он сам формирует своеобразие опосредствования своей деятельности, влияя тем самым на особенности своего будущего психического развития.

На следующем этапе при функциональном выполнении компьютеризированной деятельности человек по отношению к компьютеру как орудию может выполнять подчиненную или ведущую роль либо динамически менять эти роли в процессе длительной работы с ним. Это говорит о том, что компьютер, подчиняя деятельность человека, в частности, выполнению правил работы с ним как орудием, может вести за собой психическое развитие человека, в зависимости от программ формируя у него не только новые по предметному содержанию и динамическим особенностям творческие способности, но и может приводить к формализации, шаблонности его мышления, к развитию безынициативной, лишь исполняющей чужую волю личности. В данном случае метафорически имеются в виду «приказы» компьютера. Отсюда следует, что компьютерное опосредствование может приводить не только к прогрессивному, но и к регрессивному развитию психики человека, если при этой оценке исходить из довольно распространенного положения, идущего от Л.С.Выготского [6], согласно которому творческие процессы как высшие психические функции и есть позитивный прогрессивный путь развития мышления человека.

Как показал далее эмпирический анализ, орудийное компьютерное опосредствование может непосредственно и/или косвенно, дистанционно определять протекание умственной деятельности и ее преобразование. Например, в диалоге пользователь должен
непосредственно следовать правилам работы с компьютером. В другом случае работа с компьютером может осуществляться другими людьми, а пользователь только готовит документацию с данными для компьютера и потом, получая результаты, контролирует и анализирует их, т.е. взаимодействует с компьютером косвенно через других людей.

Орудийное компьютерное опосредствование вызывает преобразования не только основных психических процессов и свойств, релевантных той деятельности, для развития которой компьютер предназначался, но и сопутствующие побочные преобразования других психических процессов и свойств у субъекта деятельности. Например, оно актуализирует, усиливает их или, наоборот, ослабляет; создает посторонние «неделовые» мотивы и цели, отвлекающие от выполнения основной деятельности или нарушающие ее, либо формирует некоторые виды «побочных» мотивов, позитивно влияющих на выполнение основной деятельности, подкрепляющих ее направленность и устойчивость.

Рассматривая функциональные и онтогенетические преобразования умственной деятельности и личностных свойств ее субъекта, можно сделать вывод, что они выступают как интеграционные эффекты многих опосредствующих влияний, составной частью которых является компьютеризация. В связи с этим закономерности преобразований могут иметь как линейный, так и нелинейный характер, чисто позитивные или негативные эффекты сосуществуют с эффектами паритета, т. е. примерно равного соотношения, и неопределенными эффектами с неясно выраженными, неосознаваемыми, неустойчивыми преобразованиями психических явлений. Нелинейность проявляется как в сочетаниях различных типов эффектов и их одновременном наличии в преобразованиях психических явлений, так и в строении самих эффектов, обобщающих происходящие преобразования разного качества по предметному содержанию, динамике, степени выраженности и осознанности. Линейность эффекта выступает как частный случай его описания по некоторой характеристике в более сложном нелинейном проявлении психических преобразований в условиях компьютеризации.

Все эти выделенные выше закономерности влияния компьютерного опосредствования на преобразование умственной деятельности и личностных свойств субъекта дают основания предположить, что и историческое развитие психики человека, в частности, его мышления, под влиянием компьютеризации будет происходить как по линейным, так и по нелинейным закономерностям и включать как чисто позитивные и/или негативные эффекты, так и паритетные и неопределенные; при этом внекомпьютерные профессиональные и/или субъективные условия могут оказывать более существенное влияние на историческое развитие психики человека, чем компьютеризация.

Проведенный анализ выявленных психологических последствий компьютеризации вносит вклад в развитие теоретических представлений об опосредствовании развития психики человека. В частности, Л.С.Выготский [6] анализировал знаковое опосредствование, приводящее к позитивному психическому развитию, проявляющемуся в переходе от низших психических функций к высшим. Нами, во-первых, эмпирически изучалось орудийное компьютерное опосредствование уже развитых высших психических функций, в частности, проявляющихся в сложных формах умственной деятельности; во-вторых, было показано, что орудийное опосредствование, в частности, компьютерное, может приводить не только к позитивному, прогрессивному развитию психики, но и к регрессивному, проявляясь, например, в уменьшении интеллектуальной активности человека, сокращении в его деятельности творческих компонентов и усилении шаблонности мышления. Это в дихотомии низших и высших функций может приводить к сдвигу в развитии мышления субъекта не только в сторону высших, но и низших психических функций.

Основываясь на приведенных выше данных о закономерностях преобразования умственной деятельности и личностных свойств ее субъекта, можно также постулировать, что процесс взаимопереходов низших функций в высшие (например, деавтоматизация операций и переход их в действие или переход действия в операцию), а также развитие внутри низших или высших психических функций (например, преобразование предметного содержания, динамики и значимости операций и действий) включает редуцирование одних, сохранение и модификацию других и появление новых типов психических явлений; при этом линейные преобразования низших и высших функций представляют собой частный случай более сложного нелинейного процесса психического развития, зависящего не только от орудийного опосредствования, но и от более широкого контекста жизнедеятельности субъекта.

Выводы

Проведенное исследование функциональных, онтогенетических и исторических психологических последствий компьютеризации сложной умственной деятельности показывает, что в их структуре можно выделить линейные и нелинейные преобразования психических явлений, причем линейные зависимости можно рассматривать как частный случай более общих нелинейных закономерностей, состоящих в редуцировании одних, сохранении и модификации других свойств и появлении новых их типов в различных сочетаниях и соотношениях, включающих как чисто позитивные и негативные эффекты, так и паритетные и неопределенные. Это создает многовариантность форм преобразований в психическом развитии. Специфика психологических последствий компьютеризации проявляется в своеобразии этих вариантов форм психического развития у разных групп пользователей. При этом в зависимости от конкретных условий воздействие компьютеризации на преобразования в психическом развитии может быть как более, так и менее существенным, чем влияние профессиональных и субъективных условий.

Литература

1. Альбуханова-Славская К.А.Деятельность и психология личности. М., 1980.

2. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Дубовского. M., 1982. Кн. I.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

4. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры // Информатика и образование. 1991. № 3. С. 23—28; № 4. С. 21—29.

5. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970.

6. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. М., 1983.

7. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.

8. Гурьева Л.П. Структура умственной деятельности человека в условиях автоматизации: Автореф. канд. дис. М., 1973.

9. Гурьева Л.П. Структура научно-исследовательской деятельности и ЭВМ // Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / Под ред. М.Г.Ярошевского и О.К.Тихомирова. М., 1987. С. 50—81.

10. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983.

11. Клочко В.Е. Целеобразование и динамика оценок при решении задач: Автореф. канд. дис. М., 1978.

12. Кревневич В.В. Социальные последствия компьютеризации. М., 1985.

13. Леонтьев А.Н. Автоматизация и человек // Психологические исследования. М., 1970. Вып. 2. С. 3—12.

14. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. М., 1983.

15. Малич И.В. Психологические исследования программирования // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ: Тезисы докладов Всесоюз. конф. М., 1985. С. 102—103.

16. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 1980.

17. Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И.Анцыферовой. М., 1978.

18. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М., 1982.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.

20. Тихомиров О.К. Психологические последствия компьютеризации // Человек и компьютер / Под ред. О.К.Тихомирова. М., 1972. С. 235—262.

21. Тихомиров О.К. Психология мышления М., 1984.

22. Тихомиров О.К. Психология компьютеризации. Киев, 1988.

23. Тихомиров О.К., Гурьева Л.П. Психологический анализ трудовой деятельности, опосредствованной компьютерами // Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 5. С. 13—25.

24. Тихомиров О.К., Гурьева Л.П. Опыт анализа психологических последствий компьютеризации психодиагностической деятельности // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 2. С. 33—45.

25. Тихомиров О.К., Гурьева Л.П. Психологическая экспертиза компьютеризированной психодиагностической деятельности // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 1. С. 49—60.

26. Тихомиров О.К. и др. Анализ этапов компьютеризированной психодиагностики (на примере MMPI) // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 136—143.

27. Человек и ЭВМ / Под ред. О.К.Тихомирова. М., 1972.

28. Шнейдерман Б. Человеческие ценности и будущее технологии («Декларация ответственности») // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 3. С. 66—75.



2016-09-16 411 Обсуждений (0)
Исторические последствия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исторические последствия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (411)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)