Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Онтогенетические последствия



2016-09-16 716 Обсуждений (0)
Онтогенетические последствия 0.00 из 5.00 0 оценок




В онтогенетическом плане в данной работе рассматривалось личностное развитие, которое претерпевает изменения под влиянием компьютеризации. В частности, на примере анализа преобразований личностных свойств субъекта деятельности в автоматизированных системах научных исследований было показано, что компьютеризация может вызывать как позитивные, так и негативные эффекты <…>.

К позитивным преобразованиям относятся: усиление интеллекта человека за счет вовлечения его в решение более сложных задач в условиях компьютеризации; развитие логического, прогностического и оперативного мышления, обусловленное тем, что, готовя предварительно задачу для компьютера, пользователь вначале логически продумывает ее, составляет ее алгоритм и тем в определенной мере прогнозирует процесс ее решения, которое осуществляется затем оперативно во взаимодействии с компьютером. К позитивным результатам можно отнести также развитие у пользователей адекватной специализации познавательных процессов — восприятия, мышления, памяти, формирования специализированной по предметному содержанию деловой мотивации применения компьютера для решения профессиональных задач, включая появление престижных, статусных, экономических и других сопутствующих мотивов, подкрепляющих деловую мотивацию.

Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способности решать сложные профессиональные задачи. Из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается удовлетворенность пользователя как на когнитивном, так и на эмоциональном уровне.

Все это приводит к формированию у некоторых пользователей позитивных личностных черт, таких, например, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности.

К негативным личностным преобразованиям относятся: снижение интеллектуальных способностей человека при упрощении решения задач с помощью компьютера, редуцировании их смысловой стороны, сведении процессов решения к формально-логическим компонентам.

Происходящая в результате объемной и постоянной работы с компьютером чрезмерная специализация познавательных процессов — восприятия, мышления, памяти, а также мотивации снижает их гибкость и тем самым возможности переноса в решение более широкого круга задач, требующих другой их специализации. Такая слишком жесткая связь психических процессов с определенным предметным содержанием затрудняет процесс их распредмечивания и переключения на новое предметное содержание. В связи с этим формирующиеся черты личности, вначале позитивные, например, такие, как точность и аккуратность, могут по мере увеличения длительности компьютеризированной деятельности и ее сложности перерасти в такие негативные черты, как педантизм, чрезмерная пунктуальность и ригидность.

В строении мотивационной направленности личности в условиях компьютеризации возникающие мотивы могут приобретать негативное значение, если их развитие является чрезмерным и отвлекает от решения основной задачи [23]. Ими могут быть, например, чрезмерно развитые игровые мотивы, а также деструктивные, направленные на разрушение компьютеризированной деятельности: ориентация на преждевременное прекращение или намеренное введение «вируса» в компьютерную программу. Чрезмерная психическая вовлеченность в работу с компьютером при решении с ним особо сложных задач в динамически меняющихся условиях может обострять невротические черты личности, что при выраженной ее неуравновешенности может приводить человека к болезненному состоянию.

Негативное значение имеет как недоразвитие деловых и подкрепляющих их мотивов, так и их чрезмерное развитие, чрезмерная интенсивность. Например, известное явление «хаккеризма», когда чрезмерная надситуативная увлеченность пользователя изучением вычислительных методов и возможностей компьютера может привести к однобокому личностному развитию, чрезмерной связанности его предметного содержания с определенной компьютерной специализацией, затрудняющей адаптацию личности к другим необходимым сферам деятельности.

В онтогенетическом развитии субъекта деятельности, происходящем под влиянием компьютеризации, кроме чисто позитивных или негативных эффектов, характеризующихся линейными связями между причиной и следствием, в эмпирическом исследовании были выделены эффекты, в которых позитивные и негативные характеристики присутствовали одновременно, находясь в различных сочетаниях. Например, при наличии негативных компонентов личностного развития могли преобладать позитивные компоненты, и наоборот; либо они могли быть примерно в равном паритетном соотношении. Кроме того, в преобразовании личностных свойств могут быть неосознаваемые, неустойчивые, неясно выраженные неопределенные эффекты, затрудняющие выделение ведущего личностного свойства.

Анализ связи формирования личностных свойств под влиянием компьютеризации с детерминирующими их условиями показывает, что кроме объективных условий, таких, например, как тип решаемой задачи, объем, продолжительность, особенности организации компьютеризированной деятельности, наличия или отсутствия сбоев компьютера, ошибок в его программе и других, — на онтогенетическое развитие субъекта влияют также особенности его исходных личностных черт. Было выявлено, в частности, что онтогенетическое развитие в условиях компьютеризации зависит от особенностей и степени устойчивости черт пользователя, которые подвергаются функциональным преобразованиям: последние либо усиливают и подкрепляют уже имеющиеся психические свойства личности, либо видоизменяют их, либо оставляют без изменения.

Сочетание исходных личностных черт с функциональными преобразованиями определяет различие вариантов личностных изменений у разных субъектов.

Варианты связи личностных преобразований с функциональным планом деятельности могут быть линейными и нелинейными в зависимости от степени интенсивности как устойчивых личностных свойств, так и взаимодействующих с ними новообразований. Это определяет наличие вариантов преобразований личностных свойств, как прямо зависящих от функционального развития, так и косвенно (когда успех, например, не обязательно повышает самооценку из-за включения его в противоречивую структуру личностных свойств ввиду наличия отвлекающей мотивационной направленности, при которой достигаемый успех не имеет большого значения для личности).

Все эти закономерности преобразований личностных свойств субъекта выявляют сложный, неоднозначный характер его онтогенетического развития, происходящего под влиянием компьютеризации, и показывают зависимость его не только от особенностей профессиональной деятельности и типа компьютеризации, но и от самого субъекта, от его исходных устойчивых психических свойств. При этом существенной является возможность преобразования личностных свойств скорее в зависимости от профессиональных или субъективных условий, чем от компьютерного опосредствования. Это показывает необходимость дифференцированного подхода к анализу онтогенетического развития субъекта, в частности, уточнения каждый раз критерия, по которому выделяется и оценивается то или иное психическое свойство и его изменения в условиях компьютеризации.



2016-09-16 716 Обсуждений (0)
Онтогенетические последствия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Онтогенетические последствия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (716)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)