Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функциональные последствия



2016-09-16 392 Обсуждений (0)
Функциональные последствия 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучение функциональных последствий компьютеризации умственной деятельности может проводиться как в широком плане (исследование многих видов психических процессов и свойств), так и в более узком плане (анализ только некоторых из них). В частности, в данной работе в центре внимания находились преобразования шаблонных и творческих компонентов в решении задач в компьютеризированных системах по сравнению с традиционными. Это дало возможность на основе выделенных типов преобразования мышления следующим образом описать функциональные последствия компьютеризации. <…>

Общие функциональные последствия компьютеризации во всех трех рассматривавшихся нами видах умственной деятельности — учебно-научной, практической психодиагностической и управленческой учетной — состоят в редуцировании одних, сохранении и модификации других и появлении новых задач. Например, в учебно-научной деятельности редуцируются некоторые вычислительные задачи ввиду передачи их компьютеру, сохраняются задачи, традиционные для курсовых и дипломных работ, ряд учебно-научных задач модифицируется. В условиях компьютеризации появляются новые задачи. Например, на основе компьютерных данных формулируются новые гипотезы, проводятся новые экспериментальные или аналитические исследования.

Аналогичные преобразования, рассматриваемые как функциональные последствия компьютеризации, происходят и в выполнении практической психодиагностической и управленческой учетной деятельности.

Следует особо подчеркнуть, что описанные общие закономерности наблюдаются как в шаблонных, так и в творческих компонентах. Например, составление алгоритма интерпретации данных тестирования и передача его выполнения компьютеру приводит к редуцированию в деятельности психодиагноста-пользователя не только шаблонных, но и творческих компонентов решения психодиагностической задачи. Оба вида компонентов могут сохраняться в деятельности испытуемого в ответах на вопросы традиционного теста, предъявляемого на компьютере. Вместе с тем скорость ответов может уменьшаться, модифицируясь в соответствии с темпом работы компьютера. В деятельности психодиагноста появляются новые шаблонные и творческие компоненты, включенные, например, в управление компьютеризированной деятельностью испытуемого и в контроль достоверности компьютерных данных.

Функциональные последствия компьютеризации могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми. Например, при редуцировании и передаче компьютеру вычислительных операций у человека сохраняются традиционные навыки, знания, отношения, которые вступают в новые связи с выполнением компьютерных операций, оказывают влияние на формирование психологической готовности или психологического барьера к взаимодействию с компьютером. Не всегда осознается и вербализуется модификация сохраняющихся и появляющихся вновь шаблонных и творческих компонентов, например, ввиду быстрого автоматизированного их протекания и принятия интуитивных симультанных решений.

Неоднозначные преобразования шаблонных и творческих компонентов создают различные формы их сочетания в деятельности индивида. Функциональные последствия можно описать через классификацию преобразований соотношения шаблонных и творческих компонентов в виде эффектов компьютеризации.

Как показал анализ, таковыми являются: эффект «эврологизации», т.е. приобретение компьютеризированной деятельностью творческого характера по сравнению с традиционной; эффект «паритета», т.е. примерно равного соотношения творческих и шаблонных компонентов как в компьютеризированной, так и в традиционной деятельности; эффект «деэврологизации», т.е. преобладание шаблонных компонентов в компьютеризированной деятельности по сравнению с традиционной; «неопределенный» эффект, проявляющийся в размытом, неосознаваемом, неустойчивом соотношении шаблонных и творческих компонентов в компьютеризированной деятельности по сравнению с традиционной.

Так, например, эффект «эврологизации» наиболее отчетливо проявляется в решении новых для пользователя задач алгоритмизации и формализации данных для их передачи компьютеру.

Эффект «паритета» ярко проявляется в задачах контроля компьютерных данных, так как ошибки, редуцируемые в связи с более точной работой компьютера, например, при выполнении вычислительных операций, реально заменяются на новые ошибки, которые появляются из-за неправильно составленной программы, технически некачественной работы компьютера или ошибок оператора, вводящего формализованные данные в компьютер.

Эффект «деэврологизации» отчетливо проявляется в исполнительской деятельности пользователей, в частности в задачах ввода формализованных данных в компьютер, наблюдения и регулирования его работы, осуществляемых по алгоритмическим правилам. Такие характеристики, как унификация шрифта и символов в компьютерном изображении, повторяемость регулирующих команд работы компьютера, ее темпоритмические свойства, ограничение размера экрана дисплея и стандартизация организации работы в дисплейном классе, подчиняют умственную деятельность пользователя новой системе алгоритмических правил и делают ее в ряде случаев более шаблонной, чем в традиционной системе.

«Неопределенный» эффект объединяет группу неустойчивых, неосознаваемых, слабо выраженных феноменов. Так, если отражаемое в компьютерных данных объективное содержание реальных явлений быстро меняется, компьютер работает со сбоями, пользователи имеют разную квалификацию, то эффект компьютеризации может быть неустойчивым, осознаваться не полностью и быть слабо выраженным из-за «зашумленности» более интенсивным воздействием профессиональных и/или субъективных условий. В неопределенности эффекта компьютеризации и его оценки могут иметь значение и ограничения конкретного теоретико-эмпирического исследования, направленного на детальный анализ одних психических явлений и их признаков и оставляющего за своими рамками другие.

Специфические функциональные последствия компьютеризации, выявляемые у отдельных групп пользователей или индивидов, могут выступать по-разному, проявляясь с различной степенью выраженности рассмотренных эффектов компьютеризации, а также в совпадении с общими закономерностями преобразований у одних пользователей либо только с некоторыми из них у других.

Например, это может быть лишь сохранение, редуцирование, модификация или появление новых шаблонных и творческих компонентов.

Другим вариантом может быть различное сочетание этих типов преобразований у отдельных пользователей. Так, у одних это сочетание сохранения и редуцирования, у других редуцирование, модификация и появление новых шаблонных и творческих компонентов.

Такое разнообразие специфических форм функциональных последствий компьютеризации у разных пользователей приводит к тому, что в деятельности одних могут преобладать творческие компоненты, других — шаблонные, а у третьих может быть примерно равное их соотношение при отличии их качественного состава по сравнению с традиционными. В этих случаях влияние компьютеризации проявляется как «чистый» линейный эффект. Его можно рассматривать как частный случай более общих многозначных нелинейных функциональных последствий, если последние охватывают их как отдельные составляющие. Например, если рассматривать деятельность пользователей, у которых встречаются только редуцируемые или модифицируемые типы шаблонных и творческих компонентов, то можно не выявить пользователей, у которых эти типы компонентов появляются вновь или сохраняются, т.е. выполняются по-прежнему традиционно.

Функциональные последствия компьютеризации можно дифференцировать также на реальные, т.е. непосредственно включенные в решение компьютеризированной задачи,
и потенциальные, проявляющиеся как тенденция, как возможный путь развития мышления. Например, начинающие пользователи рассматривают работу с компьютером как интересную, отличающуюся новизной по сравнению с деятельностью традиционной. Вместе с тем опытные пользователи знают, что многократное повторение взаимодействий с компьютером ввиду их унифицированности с высокой вероятностью будет приводить к монотонии и шаблонности деятельности. В связи с этим они вводят в компьютерные программы шутки для предупреждения этих нежелательных явлений. Однако, как они отмечают, даже шутки со временем надоедают. Это приводит к снижению познавательного интереса к работе с компьютером и к ошибкам в решении компьютеризированных задач.

В составе функциональных последствий компьютеризации преобразования шаблонных и творческих компонентов можно также различать по степени значимости для достижения цели, рассматриваемой в качестве критерия их оценки. В частности, могут выделяться адекватные компоненты, которые соответствуют условиям достижения продуктивного результата. Неадекватные компоненты — те, которые не соответствуют условиям его достижения.

Оптимальными являются те компоненты, которые соответствуют наилучшим, так называемым стандартизированным условиям [2] достижения продуктивного результата. Неоптимальные — те, которые не соответствуют этим наилучшим условиям. Например, к адекватным можно отнести шаблонные и творческие компоненты, включенные в исправление сбоев работы компьютера, тогда как оптимальными являются только компоненты, соответствующие работе компьютера без сбоев.

В составе эффектов эврологизации, паритета и деэврологизации и соответствующих им функциональных последствиях компьютеризации можно различать адекватные и неадекватные, оптимальные и неоптимальные их формы. Им можно также давать более обобщенную оценку как позитивным, т.е. способствующим достижению продуктивного результата, и негативным, т.е. препятствующим этому. Дифференциация функциональных последствий по степени значимости зависит от исследовательского критерия, в частности от выбора для их оценки реальной тактической и идеальной стратегической цели компьютеризации. При оценке последствий с точки зрения тактической цели компьютеризации адекватные преобразования соответствуют позитивным, неадекватные — негативным. При оценке с точки зрения стратегической цели позитивным соответствуют оптимальные, негативным — неоптимальные компоненты. Вместе с тем к позитивным можно одновременно отнести реальные и адекватные и оптимальные компоненты. Так, например, при исследовании психодиагностической деятельности у 30% диад, т.е. психодиагноста и испытуемого, их действия отвечали требованиям стандартизации, и их работа с компьютером была оптимальной. К адекватной, приводящей к достижению продуктивного результата как следствию коррекции сбоев компьютера, относилась деятельность 42% диад, к неадекватной, приводящей к ошибочному результату или к преждевременному прекращению программы, относилась деятельность 28% диад [25].

Необходимо отметить, что на позитивные и негативные можно делить и традиционно шаблонные и творческие компоненты. В условиях компьютеризации это их качество может изменяться на противоположное. Например, позитивное предметное содержание традиционных компонентов деятельности может приобрести негативное значение, если в условиях компьютеризации оно препятствует достижению нового продуктивного результата.

Соотношение позитивных и негативных функциональных последствий в различных типах компьютеризированных систем зависит от конкретных условий: типов решаемых профессиональных задач, подготовки пользователей, от качества работы компьютера и организации работы в дисплейном классе.

Таким образом, функциональные последствия компьютеризации, выделяемые и классифицируемые по разным основаниям, могут состоять в увеличении или в уменьшении творческих и/или шаблонных компонентов, либо в неизменности их соотношения по сравнению с традиционными при разном качественном их составе. Последствия могут быть также осознанными и неосознанными, достаточно или недостаточно определенными, разной степени выраженности, сходными и отличными у субъектов деятельности, характеризоваться как реальные и потенциальные, адекватные и неадекватные, оптимальные и неоптимальные, позитивные и негативные для достижения продуктивной цели компьютеризации.

Многовариантное сочетание различных типов функциональных последствий, проявление их однозначных определенных форм как частного случая более многозначных нелинейных процессов выступает как общая закономерность развития мышления человека в условиях компьютеризации. <…>



2016-09-16 392 Обсуждений (0)
Функциональные последствия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функциональные последствия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (392)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)