– Найти слова, в которых произношение расходится с написанием.
Лодка, пробка, скользкий, старушка, утка, город, гром, кружка, глотка, гладкий.
Д) Игра « Третий лишний».
– Найдите третье лишнее слово. Поясните, по какому основанию оно лишнее.
1.фанера, кашне, фонетика (фанера)
2.конечно, чтобы, бесконечный (бесконечный)
3.документ, кремень, свекла (свекла)
4.косьба, сгибать, столб (столб).
8. Мини-тест.
1. Найдите слово с ударением на первом слоге:
А. Алфавит
Б. Каучук
В. Свекла
2. Укажите строчку, в которой все согласные мягкие:
А. [ж], [ш], [щ], [ч]
Б. [ч], [щ], [й]
В. [x], [щ], [ж], [й]
3. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков.
А. Стоял
Б. Солнышко
В. Полька
4. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.
А. Ярмарка
Б. Подъезд
В. Снег
5. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного?
А. Сговор
Б. Подставить
В. Царевна
III. Итог урока
ОРФОГРАММЫ
Этап урока, цель
| Время
| Содержание
|
1.Организационный момент
Цель:психологический настрой на урок
|
1 мин
| Приветствие. Настрой на урок.
- Надеюсь, что по-настоящему солнечное настроение появится у каждого из вас в течение сегодняшнего урока.
На доске:
Дата.
Классная работа
|
2. Подготовка к работе
Цель:заинтересовать учащихся при помощи грамматической сказки
| 4 мин
| Грамматическая сказка
- Ребята, вы знаете, буквально недавно ученые открыли новую планету, которая называется «Гении орфографии». Страны на этой планете – общие сведения об орфографии, города – соответствующие научные термины, и каждая река, каждое озеро, даже самая маленькая гора имеют название. Вы уже поняли, что это необычная планета, поэтому попасть на нее могут только те, у кого хорошие знания по разделу русского языка «орфография». Хотите побывать на этой планете? Тогда придется пройти несколько важных этапов подготовки, которые будут заключатся в проверке ваших знаний.
|
2. Предметная разминка
Цель:подготовка к актуализации ранее изученного материала
| 5 мин
| Орфографический диктант
Итак, 1 этап – орфографический диктант.
- На слайде вы видите слова с пропущенными буквами, запишите их в тетрадь, вставляя нужную букву.
Слова:
р…са, зв…зда, д…жди, гр…за; вел…с…пед, к…мандир;
бли…кий, тра…ка; за…трак; со…нце, поз…ний.
- Проверяем.
|
3. Актуализации изученного материала
Цель:
Вспомнить всю информацию о видах орфограмм; уметь быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное с целью осмысления и применения полученной информации.
| 20 мин
| Постановка целей-результатов урока
- Узнали, какие виды орфограмм спрятаны в этих словах? Сколько видов орфограмм в русском языке?
(2 вида: орфограммы гласные и согласные)
- Сегодня в течение урока мы будем повторять изученные орфограммы. Попробуем на «языке умений» поставить цели-результаты урока.
На доску крепится листы формата А4 с текстом «Уметь: объяснять написание слов с изученными орфограммами, определять вид орфограммы».
- На парте у каждого из вас лежит лист достижений. Оцените себя те, кто правильно сформулировал цели-результаты урока (ставят «+» в умение 1, если неверно сформулировали, ставят «-»).
(У1 - формулирую цели-результаты по теме урока).
Такая работа проводится в течение всего урока.
Работа в парах над составлением схемы-таблицы
- Обратили внимание, что мы с вами перечислили несколько видов орфограмм. Теперь попробуем в парах составить схему-таблицу, распределяющую эти орфограммы на два основных вида. Это будет следующим шагом на пути к планете «Гении орфографии».
Орфограммы
| Согласные
| Гласные
| Непроверяемые
| Проверяемые в корне слова
| Непроизносимые
| Безударные проверяемые в корне слова
| Непроверяемые
| Орф. №2
| Орф. №3
| Орф. №4
| Орф. №1
| Орф. №2
| | | | | | |
- Вот такая схема-таблица должна была у вас получиться. Какое умение мы сейчас с вами отработали?
(У2 - составляю схему-таблицу, распределяя орфограммы на два вида).
|