III. Работа над отрывком из стихотворения Е. Тараховской «Где овечка без хвоста?»
Ход урока I. Беседа о языке как средстве человеческого общения. – Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой – слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может проходить устно и письменно. И это происходит благодаря языку. Писатель Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом». II. Работа над упражнениями 1, 2. III. Работа над пословицами о языке, собранными В. В. Далем. · Задание. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке. 1. Без языка и колокол нем. 2. Живое слово дороже мертвой буквы. 3. Хорошую речь хорошо и слушать. 4. В чужой беседе всяк ума купит. 5. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. 6. На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся! IV. Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей. Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков. М. В. Ломоносов Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат. А. П. Сумароков Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, которые заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса. Н. М. Карамзин … Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем. А. И. Герцен Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. В. Г. Белинский Перед вами громада – русский язык. Н. В. Гоголь Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен… А. И. Куприн V. Сообщение учителя. язык изучает наука лингвистика (лингва – язык). В учебнике отражены разделы науки о языке, с которыми ребята познакомятся в процессе изучения. Домашнее задание:упражнение 3. Урок 2. Цель:познакомить учащихся с понятием речь; показать значение речи как средства общения. Ход урока I. Проверка домашнего задания. II. Беседа по теме урока. – Что такое речь? В словаре можно найти ответ, что это «способность говорить, говорение». Каждое слово в речи воспринимается как звук или совокупность звуков, однако не всегда это может называться словом. Например, слово стул состоит из четырех звуков: [с, т, у, л]. Каждый отдельно ничего не значит. Можно ли сочетание тусл считать словом? Почему? (Чтобы сочетание звуков стало словом, необходимо звуки расположить в определенной последовательности, только при таком условии сочетания будут обладать смыслом, значением, т.е. при помощи звуков (на письме букв) выражать определенные понятия. Вот почему стул – слово, а тусл – бессмысленное сочетание звуков.) По своей природе слово обладает внешней и внутренней сторонами. Внешняя – это его звуковой состав (на письме – буквенная, графическая), а внутренняя – его смысл, значение. Без внешней стороны слово не может быть услышано, увидено, а без внутренней – не может быть понято. Есть другое определение слова: слово – это речь, язык. Вот что сказал о речи Л. Н. Толстой: «Речь делает возможным для людей … знать все то, что узнавали опытом и размышлением предшествующие поколения и лучшие передовые люди современности». III. Работа над отрывком из стихотворения Е. Тараховской «Где овечка без хвоста?». У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать. … Повстречалась с ним корова У зеленого куста. – Эй, буренушка, здорово! Не видала ль ты, корова, Где овечка без хвоста? Но корове эти речи Непонятны человечьи, И она в ответ ему Промычала кратко: «Му!» Повстречался пес зубастый Возле речки у моста. – Эй, послушай, псина, здравствуй! Не видал ли, пес зубастый, Ты овечку без хвоста? Но собаке эти речи Непонятны человечьи. Ничего не разобрав, Пес пролаял громко: «Гав!» Повстречался с ним козленок У кленового куста. – Эй, рогатый! Эй, миленок! Не видал ли ты, козленок, Где овечка без хвоста? Но козлу такие речи Непонятны человечьи. Лист кленовый теребя, Он проблеял нежно: «Бя!» Повстречался конь ретивый, Грива черная густа. – Эй, послушай, черногривый! Не видал ли, конь ретивый, Ты овечку без хвоста? Но коню такие речи Непонятны человечьи. И заржавши: «Ги! Ги! Ги!», – Конь возьми да убеги. Затем Ване повстречался кот усатый, за котом – попугай и, наконец, мальчик, который помог найти овечку. Мы с тобой такие речи Понимаем человечьи. Я в ответ сказать могу: «Вон овечка – на лугу!» В о п р о с ы: – Почему животные не смогли помочь Ване? – Кто помог мальчику и почему? – Что это за слова: му, гав, бя, ги – ги – ги? – К какому же выводу вы пришли? (Речь (язык) служит для взаимопонимания людей, для передачи мыслей, чувств и т. д.) – Что такое язык? (Язык – средство человеческого общения.)
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (811)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |