III. Усвоение нового материала
1. В словосочетаниях «согласные звуки» и «гласные звуки» мы рассмотрели буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Всегда ли слова пишутся и произносятся одинаково? Обратимся к примерам. Прочитайте и сравните слова: плот – плод леса – лиса лук – луг рот – род – Что заметили в парах слов? – Запишите (назовите) предложения с этими словами. Например: Вырос на дереве огромный плод. Паромщик переправлял плот к населенному пункту. У клоуна был улыбающийся рот. Наш род включает много поколений. Под кустом спряталась лиса. Знойным летом горели леса и территории России. Луг превратился в разноцветный яркий ковер. Овощеводы вырастили лук новой селекции. – Как определить правильное написание букв? – Выполните проверку и докажите (объясните) правильное написание этих орфограмм. Например: луг – луг (природное сообщество); лук – лка (растение, овощ) и т. д. – Откройте учебник на с. 11. Выполним упражнение 17 по заданию в учебнике. Учащиеся читают задание, затем текст. – Как вы определили тему отрывка из рассказа А. П. Чудакова? (Выслушиваются предложения учащихся, выбираются наиболее удачные варианты.) – Как соотносятся понятия «произношение» и «правописание» в русском языке? – Содержание текста подтверждает мысль о том, что звук и буква – понятия нетождественные, противопоставленные? – Что подсказывает вам ваш орфографический опыт? – Какие примеры можете привести для обоснования своего мнения? Например: ф[а]на[р’]щик – фонарщик; р[и][с’]ба – резьба; [йош] – ёж; [а]вра[к] – овраг и т. п. – Вы абсолютно верно заметили, что не всегда мы пишем так, как слышим. Поэтому мы должны соблюдать правила написания. В русском языке есть слова, в которых буквы и звуки совпадают (долг, мир, сон); есть слова, в которых букв больше, чем звуков (пень, речь, день); есть слова, в которых звуков больше, чем букв (ёж, яма, юла). – Спишите предложения с доски, вставляя на месте пропусков нужные по смыслу слова. Звуки мы _________, а буквы __________. Один и тот же звук может передаваться на письме _________ буквами. Чтобы выбрать нужную букву, надо применять ________. 2. Введение термина «транскрипция». Чтение основного теоретического материала на с. 11 учебника. – Как вы думаете, можно ли каким-нибудь способом показать произношение слова? (Предположения учащихся.) – Прочитайте информацию в учебнике на с. 11, первый абзац. – Как называется запись показа произношения слова? (Транскрипция.) – Что означает термин транскрипция? (В переводе с латинского – переписывание; это запись слов в полном соответствии с их звучанием.) – Посмотрите запись на доске: [рот] – род, [флак] – флаг, [каз’ба] – косьба, [гд’эр’иву] – к дереву, [усный] – устный, [сонцэ] – солнце. – Что заметили? Конечно, вы обратили внимание на особые знаки фонетической транскрипции. В моей записи сопоставлены звуки и буквы в нескольких словах. Я транскрибировала слова. Что это значит? (При помощи специальных знаков обозначила, как произносятся эти слова.) – Прочитайте информацию в учебнике на с. 11, второй абзац. – Объясните приведенный пример: что отличного в буквенной записи слова и в его транскрипции? 3. Выполнение упражнения 18. – Назовите слова, в которых буквы и звуки совпадают. Запишите все слова, которые пишутся по произношению. (Игра, книга, мир, спор, успех.) – По желанию приглашаю к доске тех, кто сможет попробовать транскрибировать остальные слова. Все работают самостоятельно в тетрадях. [вар’ишки], [кан’к’и], [м’ит’эл’], [сн’эк], [сн’ишк’и] – Назовите слово, в котором обнаружили оглушение звонких парных согласных на конце слова. (Снег.) – Назовите слова, в которых обнаружили оглушение звонких парных согласных перед глухими. (Варежки, снежки.) – Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Коньки, метель.) – Назовите слова, в которых гласные звуки не совпадают с соответствующими им буквами. (Варежки, коньки, метель, снег, снежки.) 4. Выполнение упражнения 19 на с. 12 (устно). 5. Введение термина «орфограмма». – На основе повторения различий между буквой и звуком мы выяснили, что правильно произносить слово (согласно орфоэпическим нормам) и правильно записывать слово – это не одно и то же. Объясните, что значит «грамотно писать». – Зачем нужно соблюдать правила написания слов? – Что представляет собой орфографический словарь? – С какими орфограммами вы уже знакомы? – Какое значение вкладываете в понятие «орфограмма»? – Какие орфографические правила вам уже известны? – Выполните задание 20 по учебнику (с. 12). IV. Закрепление. · Задание. Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам1.
Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский. · Игра «Кто больше?» (по заданию 21 учебника). – Для чего нужны орфографические правила? – Сверьте свои ответы с выводом в учебнике на с. 12. · Задание. Проиллюстрируйте примерами схему. · Игра «Дай сигнал». Описание: учащиеся хлопком в ладоши «сигналят», если услышал слова, в которых буквы могут передавать два звука. Дождя, бури, вьюги, счетчик, съезд, весна, лён, ружья, солнце, поздняя, воробей, знания. V. Выполнение теста. Звуки и буквы2 1. Найдите согласные звонкие звуки: 1) [с]; 4) [т]; 2) [в]; 5) [ш]; 3) [р]; 6) [з]. 2. Найдите согласные глухие звуки: 1) [ч]; 4) [к]; 2) [ж]; 5) [ф]; 3) [н]; 6)[ц]. 3. В каком ряду все согласные звуки имеют пары по глухости-звонкости? 1) [б], [ф], [ш], [м]; 3) [в], [н], [з], [л]; 2) [т], [к], [д], [г]; 4) [ж], [р], [с], [т]. 4. В каком слове все согласные звуки мягкие? 1) Чаща; 3) точка; 2) дело; 4) шина. 5. В каком слове все согласные звуки твердые? 1) Тень; 3) собака; 2) подвиг; 4) барабанщик. 6. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы я, ю, е, ё обозначают два звука: 1) яма, ёж, день, юла, семья; 2) якорь, енот, юбка, баян, жюри; 3) дело, ель, обезьяна, книга; 4) яблоко, поезд, ёлка, подъезд. 7. В каком ряду во всех словах есть звук [j’]? 1) Няня, яд, прекрасный; 2) переехал, йогурт, съемки; 3) моё, лошадь, почтальон; 4) ярмарка, тройка, звезда. 8. Определите, сколько букв и звуков в слове подъезд: 1) 7 букв, 7 звуков; 2) 7 букв, 8 звуков; 3) 6 букв, 6 звуков; 4) 6 букв, 7 звуков. 9. Где правильно расставлены ударения? Выберите ответ: 1) алфвит, магазн, предмт, портфль; 2) алфавт, магзин, предмт, портфль; 3) алфавт, магазн, предмт, портфль; 4) алфвит, магзин, прдмет, пртфель. 10. Укажите слова, в которых произношение расходится с написанием: 1) дом; 3) цыган; 2) что; 4) караван. Ключ: 1 – 2, 3, 6; 2 – 1, 4, 5; 3 – 2; 4 – 1; 5 – 3; 6 – 4; 7 – 2; 8 – 1; 9 – 3; 10 – 2. V. Итог урока. – Чем был полезен для вас сегодняшний урок? – Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)? – Какие умения и навыки совершенствовали? – Давайте расскажем, что мы узнали о звуках и буквах. – На какие группы делятся звуки? – Сколько гласных букв включает в себя алфавит? Сколько согласных? – Можно ли смешивать буквы и звуки? Почему? & Домашнее задание:упражнение 22, с. 12. Дополнительное задание: указать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки в словах: мох, взрыт, пурпур, ночь, груда. Урок 2. Цели:вспомнить, что называется орфограммой; повторить опознавательные признаки орфограмм; тренировать в разборе слов по составу. Ход урока I. Проверка домашнего задания. В о п р о с ы: – Что называется окончанием, приставкой, корнем, суффиксом? основой слова? – Что значит «однокоренные слова»? – Подберите однокоренные слова к заданным или приведите свои примеры. Взгляд, огонь, удивляться, прилететь, чистый. Работу можно провести устно или письменно.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (489)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |