Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. Усвоение нового материала



2016-09-16 489 Обсуждений (0)
III. Усвоение нового материала 0.00 из 5.00 0 оценок




1. В словосочетаниях «согласные звуки» и «гласные звуки» мы рассмотрели буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Всегда ли слова пишутся и произносятся одинаково? Обратимся к примерам. Прочитайте и сравните слова:

плот – плод леса – лиса

лук – луг

рот – род

– Что заметили в парах слов?

– Запишите (назовите) предложения с этими словами.

Например: Вырос на дереве огромный плод.

Паромщик переправлял плот к населенному пункту.

У клоуна был улыбающийся рот.

Наш род включает много поколений.

Под кустом спряталась лиса.

Знойным летом горели леса и территории России.

Луг превратился в разноцветный яркий ковер.

Овощеводы вырастили лук новой селекции.

– Как определить правильное написание букв?

– Выполните проверку и докажите (объясните) правильное написание этих орфограмм.

Например: луг – луг (природное сообщество);

лук – лка (растение, овощ) и т. д.

– Откройте учебник на с. 11. Выполним упражнение 17 по заданию в учебнике.

Учащиеся читают задание, затем текст.

– Как вы определили тему отрывка из рассказа А. П. Чудакова? (Выслушиваются предложения учащихся, выбираются наиболее удачные варианты.)

– Как соотносятся понятия «произношение» и «правописание» в русском языке?

– Содержание текста подтверждает мысль о том, что звук и буква – понятия нетождественные, противопоставленные?

– Что подсказывает вам ваш орфографический опыт?

– Какие примеры можете привести для обоснования своего мнения?

Например: ф[а]на[р’]щик – фонарщик; р[и][с’]ба – резьба; [йош] – ёж; [а]вра[к] – овраг и т. п.

– Вы абсолютно верно заметили, что не всегда мы пишем так, как слышим. Поэтому мы должны соблюдать правила написания.

В русском языке есть слова, в которых буквы и звуки совпадают (долг, мир, сон); есть слова, в которых букв больше, чем звуков (пень, речь, день); есть слова, в которых звуков больше, чем букв (ёж, яма, юла).

– Спишите предложения с доски, вставляя на месте пропусков нужные по смыслу слова.

Звуки мы _________, а буквы __________. Один и тот же звук может передаваться на письме _________ буквами. Чтобы выбрать нужную букву, надо применять ________.

2. Введение термина «транскрипция». Чтение основного теоретического материала на с. 11 учебника.

– Как вы думаете, можно ли каким-нибудь способом показать произношение слова? (Предположения учащихся.)

– Прочитайте информацию в учебнике на с. 11, первый абзац.

– Как называется запись показа произношения слова? (Транскрипция.)

– Что означает термин транскрипция? (В переводе с латинского – переписывание; это запись слов в полном соответствии с их звучанием.)

– Посмотрите запись на доске:

[рот] – род, [флак] – флаг, [каз’ба] – косьба, [гд’эр’иву] – к дереву, [усный] – устный, [сонцэ] – солнце.

– Что заметили? Конечно, вы обратили внимание на особые знаки фонетической транскрипции. В моей записи сопоставлены звуки и буквы в нескольких словах. Я транскрибировала слова. Что это значит? (При помощи специальных знаков обозначила, как произносятся эти слова.)

– Прочитайте информацию в учебнике на с. 11, второй абзац.

– Объясните приведенный пример: что отличного в буквенной записи слова и в его транскрипции?

3. Выполнение упражнения 18.

– Назовите слова, в которых буквы и звуки совпадают. Запишите все слова, которые пишутся по произношению. (Игра, книга, мир, спор, успех.)

– По желанию приглашаю к доске тех, кто сможет попробовать транскрибировать остальные слова. Все работают самостоятельно в тетрадях.

[вар’ишки], [кан’к’и], [м’ит’эл’], [сн’эк], [сн’ишк’и]

– Назовите слово, в котором обнаружили оглушение звонких парных согласных на конце слова. (Снег.)

– Назовите слова, в которых обнаружили оглушение звонких парных согласных перед глухими. (Варежки, снежки.)

– Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Коньки, метель.)

– Назовите слова, в которых гласные звуки не совпадают с соответствующими им буквами. (Варежки, коньки, метель, снег, снежки.)

4. Выполнение упражнения 19 на с. 12 (устно).

5. Введение термина «орфограмма».

– На основе повторения различий между буквой и звуком мы выяснили, что правильно произносить слово (согласно орфоэпическим нормам) и правильно записывать слово – это не одно и то же. Объясните, что значит «грамотно писать».

– Зачем нужно соблюдать правила написания слов?

– Что представляет собой орфографический словарь?

– С какими орфограммами вы уже знакомы?

– Какое значение вкладываете в понятие «орфограмма»?

– Какие орфографические правила вам уже известны?

– Выполните задание 20 по учебнику (с. 12).

IV. Закрепление.

· Задание. Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам1.

Количество букв и звуков в слове совпадает Звуков в слове больше, чем букв Звуков в слове меньше, чем букв
     

Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский.

· Игра «Кто больше?» (по заданию 21 учебника).

– Для чего нужны орфографические правила?

– Сверьте свои ответы с выводом в учебнике на с. 12.

· Задание. Проиллюстрируйте примерами схему.

· Игра «Дай сигнал».

Описание: учащиеся хлопком в ладоши «сигналят», если услышал слова, в которых буквы могут передавать два звука.

Дождя, бури, вьюги, счетчик, съезд, весна, лён, ружья, солнце, поздняя, воробей, знания.

V. Выполнение теста.

Звуки и буквы2

1. Найдите согласные звонкие звуки:

1) [с]; 4) [т];

2) [в]; 5) [ш];

3) [р]; 6) [з].

2. Найдите согласные глухие звуки:

1) [ч]; 4) [к];

2) [ж]; 5) [ф];

3) [н]; 6)[ц].

3. В каком ряду все согласные звуки имеют пары по глухости-звонкости?

1) [б], [ф], [ш], [м]; 3) [в], [н], [з], [л];

2) [т], [к], [д], [г]; 4) [ж], [р], [с], [т].

4. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) Чаща; 3) точка;

2) дело; 4) шина.

5. В каком слове все согласные звуки твердые?

1) Тень; 3) собака;

2) подвиг; 4) барабанщик.

6. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы я, ю, е, ё обозначают два звука:

1) яма, ёж, день, юла, семья;

2) якорь, енот, юбка, баян, жюри;

3) дело, ель, обезьяна, книга;

4) яблоко, поезд, ёлка, подъезд.

7. В каком ряду во всех словах есть звук [j’]?

1) Няня, яд, прекрасный;

2) переехал, йогурт, съемки;

3) моё, лошадь, почтальон;

4) ярмарка, тройка, звезда.

8. Определите, сколько букв и звуков в слове подъезд:

1) 7 букв, 7 звуков;

2) 7 букв, 8 звуков;

3) 6 букв, 6 звуков;

4) 6 букв, 7 звуков.

9. Где правильно расставлены ударения? Выберите ответ:

1) алфвит, магазн, предмт, портфль;

2) алфавт, магзин, предмт, портфль;

3) алфавт, магазн, предмт, портфль;

4) алфвит, магзин, прдмет, пртфель.

10. Укажите слова, в которых произношение расходится с написанием:

1) дом; 3) цыган;

2) что; 4) караван.

Ключ: 1 – 2, 3, 6; 2 – 1, 4, 5; 3 – 2; 4 – 1; 5 – 3; 6 – 4; 7 – 2; 8 – 1; 9 – 3; 10 – 2.

V. Итог урока.

– Чем был полезен для вас сегодняшний урок?

– Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?

– Какие умения и навыки совершенствовали?

– Давайте расскажем, что мы узнали о звуках и буквах.

– На какие группы делятся звуки?

– Сколько гласных букв включает в себя алфавит? Сколько согласных?

– Можно ли смешивать буквы и звуки? Почему?

& Домашнее задание:упражнение 22, с. 12. Дополнительное задание: указать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки в словах: мох, взрыт, пурпур, ночь, груда.

Урок 2.
ОРФОГРАММА

Цели:вспомнить, что называется орфограммой; повторить опознавательные признаки орфограмм; тренировать в разборе слов по составу.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

В о п р о с ы:

– Что называется окончанием, приставкой, корнем, суффиксом? основой слова?

– Что значит «однокоренные слова»?

– Подберите однокоренные слова к заданным или приведите свои примеры.

Взгляд, огонь, удивляться, прилететь, чистый.

Работу можно провести устно или письменно.



2016-09-16 489 Обсуждений (0)
III. Усвоение нового материала 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. Усвоение нового материала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (489)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)