Работа с предложениями
Исправьте ошибки, раскройте скобки. 1. Мы с им (о, а)тправились к морю. 2. На пе(р, рр)он(е, и) мы встретили девочку лет с(е, и)ми и спр(а, о)сили у ее дорогу. Работа с теоретическим материалом. – На с. 168 прочитайте правило. – В каких случаях у местоимений третьего лица появляется Н? – Сравните свой вывод с правилом. Упражнение 398. Объяснительный диктант (упражнение 400). Игра «Не спутай кармашки».
Местоимения: я, мне, их, они, ее, тебе, ему, он, вас, его, нам, им, меня, тобой, вами, нами, ею, ты, ей, мы. Домашнее задание: упражнение 399. Урок 112. Проверка домашнего задания. Объяснение учителя. Упражнение 401 (устно). Коллективная работа. Учащиеся склоняют по падежам местоимение себя. Упражнения 402, 404. Лингвистическая задача. – Найдите местоимение себя (в его древнем варианте) в глаголах: умылся, причесался, облился. Итог урока. – Сейчас я буду читать предложения. Ваша задача – поставить местоимение себя в нужном падеже. 1. Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привез отцу своему Жар-птицу, а (...) – невесту, Елену Прекрасную. 2. Иван-царевич лег спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (...) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь. 3. «Сколько ни держать при (..), думает царь, – а отдавать надобно: дело неминучее!» 4. – Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмет тебя с (...) в подземное царство. 5. Закручинилась Марья-царевна и велела отнести (...) домой. Домашнее задание:упражнение 403; составить карточку с таким же заданием, как в упражнении 403 (3 предложения). Урок 113. Проверка домашнего задания. Учащиеся обмениваются карточками, составленными дома, выполняют задание. Взаимопроверка. Наблюдение. Коллективное наблюдение. На доске написаны слова: Кто? Какой? Что? Сколько? – Это вопросительные местоимения. Как вы думаете, для чего они служат? – Какие именные части речи заменяет каждое из этих местоимений? –Устно просклоняйте местоимения кто и что. Сравните их с падежными вопросами имени существительного. Сделайте вывод. Самостоятельное наблюдение (с. 171, упражнение под звездочкой). Упражнение 407. Орфоэпическая разминка (по упражнению 408). Лингвистическая задача. – Послушайте стихотворение. – Определите, каковы в них значения вопросительных местоимений. Цветок засохший, бездыханный, Забытый в книге, вижу я... И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвел? Когда? Какой весною? И долго ль цвел? И сорван кем? Чужой, знакомой ли рукою, И положен сюда зачем? (А. С. Пушкин.) Диктант. 1. Кто ходит ночь и ходит день, Не зная, что такое лень? 2. Что возвратить нельзя? 3. Снег на полях, лед на реках. Ветер гуляет. Когда это бывает? 4. Кто без кисти и белил Крыши города белил? 5. Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? Задание: подчеркнуть вопросительные местоимения. Домашнее задание:упражнение 409. Урок 114. Проверка домашнего задания. Работа с теоретическим материалом. Наблюдения на с. 172 (упражнение под знаком «звездочка»). Объяснение учителя. Игра на внимательность. – Сейчас я буду читать отрывки из стихотворений С. Есенина. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, если услышите относительное местоимение. Непроглядная дорога, Да любимая навек, По которой ездил много Всякий русский человек. В том краю, где желтая крапива И сухой плетень, Приютились к вербам сиротливо Избы деревень. Здесь все так же, как было тогда, Те же речки и те же стада. Только ивы над красным бугром Обветшалым трясут подолом. Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножку рад поцеловать. Упражнения 410–412. Итог урока. – Что общего и различного между вопросительными и относительными местоимениями? Домашнее задание: упражнение 413. Урок 115. Беседа. – Какие типы речи вам известны? – Какой тип речи вы используете, когда рассказываете своему другу о каникулах? О картине, которую видели на выставке? Во время спора? – Что такое спор? По толковому словарю С. И. Ожегова, спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение. – Как взаимосвязаны понятия спор и рассуждение? (Каждый спорщик ведет рассуждение.) – Расположите элементы рассуждения в нужном порядке: вывод, тезис, аргументы. – Поясните каждый элемент. Работа с текстами. 1) Прослушайте текст. Скажите, о чем спорят герои. Сколько точек зрения высказано? Какие доказательства приводятся? Дядя Федор говорит: – Корова государственная. Значит, и теленок государственный. А кот не согласен: – Корова действительно государственная. Но все, что она дает, – это наше. Вот если мы холодильник напрокат берем, он чей? – Государственный. – Правильно. А мороз, который он вырабатывает, чей? – Мороз наш. Мы его для мороза и берем. – Вот и здесь так же. Все, что корова дает, нам принадлежит. Для этого мы ее и брали. – Но брали-то мы одну корову. А теперь у нас две получилось. Раз корова не наша, значит, и теленок не наш. 2) Прослушайте диалог. Что это: спор или ссора? Обоснуйте. Проходящий мальчик задевает плечом другого. – Не цепляйся! – Кто цепляется? – Ты цепляешься! – Я не цепляюсь! Ты сам цепляешься! – Я цепляюсь? – Да. Ты! – Да знаешь... Знаешь ты кто? – толкает его. – Ты сам! – и тоже толкает. Творческая работа. – Попробуйте о чем-нибудь поспорить. Учащиеся в парах выбирают предмет спора и обсуждают его. Затем некоторые из них представляют спор классу. Остальные обсуждают плюсы и минусы каждого спора.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (467)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |