Самостоятельная работа. По материалам, подобранным дома, учащиеся готовят выступление и представляют его
По материалам, подобранным дома, учащиеся готовят выступление и представляют его классу. Урок 109. Работа над ошибками. В классе разбираются типичные ошибки, допущенные в диктанте. Ознакомление с новым материалом. – Тема сегодняшнего урока «Местоимение как часть речи». – Вглядитесь внимательно в слово местоимение. Подумайте, как оно образовалось. Подсказка: Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена. – Что за имена заменяют местоимения? – Какие именные части речи вы знаете? Что они обозначают? – Прочитайте определение местоимения на с. 164 учебника. – Вспомните постоянные и непостоянные признаки частей речи. – Какую синтаксическую функцию они могут выполнять? – На с. 164 прочитайте об изменении местоимений и их синтаксической функции. Сделайте вывод. – Прослушайте песенку Винни-Пуха, сочиненную поэтом Б. Заходером. Найдите местоимения. На днях, не знаю сам зачем, Зашел я в незнакомый дом, Мне захотелось Кое с Кем Потолковать о том, о сем. Я рассказал им, что, когда И почему и отчего, Сказал, откуда и куда, И как, и где, и для чего; Что было раньше, что потом, И кто кого, и что к чему, И что подумали о том, И если нет, то почему! Когда мне не хватало слов, Я добавлял то «ах», то «эх», И «так сказать», и «будь здоров», И «ну и ну», и «просто смех»! Когда ж закончил я рассказ, То Кое-Кто спросил: «И все? Ты говорил тут целый час, А рассказал ни то, ни се!» – Прочитайте о разрядах местоимений. Упражнения 390, 391. Творческий диктант. – Избавьтесь от тавтологии. Для этого некоторые существительные замените местоимениями. Сережа Иванов любит играть в шахматы. Сережа часто выступает в соревнованиях, а старший брат Сережи увлекается футболом. Иногда брату Сережи приходится стоять в воротах, тогда Сережа посматривает на брата с завистью: Сереже хочется быть вратарем. Упражнение 393 (устно). Итог урока. – Что такое местоимение? – Для чего нужны местоимения? – Почему при употреблении местоимений нужно быть осторожными? Домашнее задание: упражнение 392, подготовить доклад (одному из учеников) о местоимениях ты и вы. Урок 110. Проверка домашнего задания. Работа с теоретическим материалом. – Самостоятельные наблюдения учащихся (выполнение упражнения под знаком «звездочка»). – Объяснение учителя. Упражнения 394–396. 4. Доклад о правилах употребления ты и вы в царской России. В царской России к барину нужно было обращаться на «вы», а он к своим крестьянам, независимо от возраста, обращался на «ты». В армии офицерам говорили «вы», а солдатам – «ты». Известны даже трагические последствия грубого обращения на «ты». Об этом рассказывает писатель В. Н. Иванов в книге «Александр Пушкин и его время»: «30 октября 1830 года в «Литературной газете» появилось такое сообщение: Вот четыре строчки Казимира де Виня для памятника, который предполагается воздвигнуть в Париже жертвам Июльской революции: – Ответь мне, Франция, как звали тех героев? Имен их здесь на памятнике нет! «Свободной ставши вмиг – спросить их не успела! – Вот мой ответ!» Это упоминание о революции подымает бурю. Бенкендорф потребовал к себе А. Дельвига и в присутствии жандармов самым грубым образом обратился к нему с вопросом: «Что ты опять печатаешь недозволенное?» Выражение «ты» вместо общеупотребительного «вы» не могло с самого начала этой сцены не подействовать весьма неприятно на Дельвига. На возражения Дельвига Бенкендорф раскричался и выгнал его со словами: «Вон, вон, я упрячу тебя с твоими друзьями в Сибирь». Друзья Пушкина и Дельвига протестовали против грубости генерала, заставили извиниться перед Дельвигом и даже разрешить выпускать газету... Но вся эта история так подействовала на Дельвига, что он свалился, заболел, впал в апатию и больше так и не встал со своего дивана». Материал взят из книги «Занимательно о русском языке» В. А. Ивановой и др. – Расскажите об употреблении местоимений ты и вы в наше время. Лингвистическая задача. – Прослушайте отрывки из стихотворений. – Определите, к кому обращаются поэты? В каком значении употреблено местоимение ты Некрасовым и в каком – Исаковским? Памяти Добролюбова Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять. Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать. (Н. А. Некрасов.) Ты по стране идешь, и нет преграды, Чтобы тебя остановить могла. Перед тобой смолкают водопады И отступает ледяная мгла. Ты по стране идешь. И все твои дороги Перед тобой раскрыла мать-земля. Тебе коврами стелются под ноги Широкие колхозные поля... (М. Исаковский.) Творческий диктант. – Исправьте ошибки в предложениях, запишите. Подчеркните личные местоимения. 1. Сегодня вечером к мене должны прийти одноклассники. 2. Мне бы очень хотелось наследовать примеру этих людей. 3. Я с отцом ездили на рыбалку. 4. Ты мне скажи откровенно. Сколько я еще смогу тебя ждать. 5. Он был любимцем с детства матери. Домашнее задание:упражнение 397. Урок 111. Выборочный диктант. Учитель читает отрывок из сказки А. С. Пушкина. Задача учащихся – выписать все личные местоимения и указать их падеж. ...Вот на берег вышли гости; Царь Салтан зовет их в гости... «Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? Куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?» Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет; За морем житье не худо, В свете ж вот какое чудо: В море остров был крутой, Не привальный, не жилой; Он лежал пустой равниной, Рос на нем дубок единый; А теперь стоит на нем Новый город со дворцом, С златоглавыми церквами, С теремами и садами, И сидит в нем царь Гвидон; Он прислал тебе поклон».
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (483)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |