Работа с теоретическими сведениями
– Назовите постоянные и непостоянные признаки глагола. Скажите, что они обозначают, и приведите примеры. Учащиеся могут опираться на теоретические сведения на с. 192 учебника. 3. «Объясни ошибку!» Один школьник написал: Волна – красавится. Что с чем он перепутал? Как вы объяснили бы ему его ошибку? Попробуйте сами написать без ошибок под диктовку такие примеры. У колодца расколоться Так хотела бы вода, Чтоб в болотце с позолотцей Отразились провода. Так хотела бы водица Убегать и расходиться. (В. Хлебников.) Очень знать нам хочется, Звездная Медведица, Как вам ночью ходится, Как вам ночью ездится... (В. Маяковский.) Мы вас ждем, товарищ птица, Отчего вам не летится? (В. Маяковский.) 4. Работа с таблицей (по упражнению 459). Лингвистические задачи. 1) Почему глаголы терпеть, зависеть относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть, скрипеть, гореть и др. не входят в исключения, хотя являются глаголами II спряжения? 2) Почему считаются исключениями глаголы дышать,гнать, держать, слышать, а глаголы молчать, кричать, ворчать и др., не являясь исключениями, относятся ко II спряжению? Ответ: эти глаголы не являются исключениями, так как имеют ударные окончания и трудностей с определением спряжения не возникает. Исследовательская работа. – Пользуясь схемой, сформулируйте правило. Проверьте на различных примерах.
[Й] Е глаг. наст. вр. Ответ: если основа настоящего времени имеет конечный согласный «й», то глагол относится к I спряжению и имеет в личных окончаниях Е. Упражнение 460 (комментированное письмо). Самостоятельная работа (по упражнению 461). Итог урока. Игра на внимательность.Учитель называет признак глагола. Задача учащихся – привести пример. Домашнее задание:упражнения 457, 458. Урок 132. Работа с таблицей. – Заполните таблицу, поставив «+» в соответствующем столбце.
Творческий диктант. – Вставьте подходящие по смыслу глаголы. 1. Пилой пилят, а ножом ... . 2. Красками красят, а белилами ... . 3. Дом строят, а колодец ... . 4. Зубы чистят порошком, а руки ... мылом. 5. Лед на реке колют, а траву на лугу ... . Упражнения 462, 463. Игра «Редактор». – Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола. Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», – сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой. Домашнее задание:упражнение 464. Урок 133. Проверка домашнего задания. Лингвистическая задача. – Объясните, почему в одном случае в стихотворении употреблен глагол одеть, а в другом – надеть. Мама песню напевала, Одевала дочку ... Одевала – надевала Белую сорочку. Мама песенку допела, Мама девочку одела. (Е. Благинина.) Упражнения 466–468. 4. Игра «Догадайся!». – Переведите на русский язык. Запишите. Подчеркните глаголы, укажите лицо и спряжение. Памочнiца Наташа жыве ў горадзе. Бацька Наташы працуе на заводзе. Мацi працуе ў бальнiцы. Наташа вучыцца ў шестым классе. Дома Наташа дапамагае маме. Наташа – добрая памочнiца. Яна мые посуд. Творческий диктант. – Вставьте подходящие по смыслу глаголы. 1. В ненастную погоду дым из трубы стелется низко, а в хорошую погоду ... кверху. 2. Глазами смотрит, а ушами ... . 3. Дождь вымочит, а солнце ... . Домашнее задание:упражнения 469, 470. Уроки 134–135. 1. Подготовительная работа. Сегодня на уроке мы будем писать сочинение-рассказ на тему «Степа колет дрова». Но для начала давайте определимся, к какому типу текста мы его отнесем: повествование, описание, рассуждение. Обоснуйте. В задании упражнения 465 предложена последовательность, в которой нужно вести повествование. Но прежде чем выбрать вступление, обратимся к рисунку. – Какая ситуация отображена на рисунке? (Мальчик колет дрова.) – Умеет ли мальчик колоть дрова? Докажите. – Итак, перечислите все, что можно сказать о мальчике. (Важно, чтобы учитель удержал ребят от высказываний о личности мальчика: хвастун, хорохор, неудачник и т. д., – так как этого не видно на рисунке.) – Можем ли мы, опираясь только на рисунок, охарактеризовать личностные качества мальчика? В этом нам помогут вступления, предложенные в упражнении. – Прочитайте их (I вариант – первое вступление, II – второе) и охарактеризуйте Степу, опираясь на рисунок. (Выслушивается несколько мнений.) – Сформулируйте мораль получившегося рассказа. (Учитель должен обратить внимание ребят на то, что во втором тексте повествование ведется от первого лица, можно сделать вывод, что Степа самокритичен.) – Из текста упражнения 458 подберите пословицу, которая больше всего соответствует вашему рассказу. – Постройте структуру, по которой вы будете вести повествование. Самостоятельная работа (написание сочинения). Сочинение-рассказ (упражнение 465). Урок 136. Цифровой диктант. – Укажите, е или и нужно писать в окончаниях следующих глаголов, поставив нужную букву напротив соответствующего номера. 1) пишет 2) желает 3) держится 4) колет 5) слышит 6) спорит 7) стелет 8) хвалит 9) смотрит 10) ищет
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (426)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |